Законодательство субъектов РФ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Законодательство субъектов РФ



Согласно Конституции РФ 1993 года вся наша страна делится на 89 субъектов, в число которых входят все области, края, республики, автономная область, автономные округа и т.д. Как субъекты РФ эти образования имеют полное право на издание правовых актов, которые будут регулировать различные сферы, находящиеся под их наблюдением. Получается, что и СМИ попадают под сферу интересов местных законодательных органов.

В статьях 71, 72, 73 Конституции РФ (см. приложение 1) перечислены вопросы, которые находятся в ведении региональных и федеральных властей, а также в совместном ведении РФ и ее субъектов. Но СМИ ни в одной из этих статей не упоминаются, что дает возможность региональным и федеральным законодательным органам толковать данные статьи по-разному при решении вопросов, касающихся СМИ.

Однако некоторые положения указанных выше статей Конституции вплотную касаются СМИ. Так статья 71 только к федеральному ведению относит такое положение, как защита прав и свобод человека (в том числе право на поиск, получение, производство и распространение информации).

В свою очередь статья 72 говорит о том, что вопросы воспитания и культуры находятся как в ведении региональных, так и федеральных властей. В их числе и административный контроль за СМИ, за их отношениями с госвластями субъектов РФ, а также органами местного самоуправления.

Совместное ведение говорит о том, что органы региональной власти в праве принимать законодательные и иные акты, регламентирующие указанные выше сферы, но вместе с тем не противоречащие актам федерального законодательства. До принятия Президентом РФ Владимиром Путиным курса «диктатуры закона» на приведение регионального законодательства в соответствии с Конституцией РФ и законодательством на уровне федераций местные власти игнорировали такие законы [1; 21].

Законодательство о СМИ в российских регионах разрабатывается скорее с той целью, чтобы усилить контроль за деятельностью журналистов, для пресечения инакомыслия и критики, а не с тем, чтобы регулировать их деятельность относительно вопросов культурного своеобразия или того, каким образом СМИ должны следовать местным традициям и обычаям. Однако местное законодательство, бывает, противоречит федеральному, создавая тем самым дополнительные трудности в установлении принципа верховенства права в России. Как пишет «Независимая газета»: «Еще в 2000 году полпредам поручили привести региональные законы в соответствие с федеральными. Однако они могли лишь рекомендовать региональным начальникам трансформировать собственные конституции» [14].

Индекс свободы производства информации по Костромской области за 2000 год составляет 34,5%.

Нужно сказать, что в местных законах о СМИ нет отклонений от Федерального законодательства. В местных законах порядок предоставления господдержки СМИ противоречит Федеральному законодательству.

В области отсутствует порядок предоставления государственной поддержки, закрепленный нормативными документами. Изданные Постановление Главы администрации Костромской области № 290 от 17.04.97 г. «Об управлении по делам печати и массовой информации администрации Костромской области» и Постановление Костромской областной Думы № 363 от 05.09.96 г. «О предоставлении на 1996 год редакциям районных, городских газет, областным газетам «Северная правда» и «Молодежная линия», журналу «Губернский дом» налоговых льгот по уплате налогов в территориальный фонд» не развивают норм федерального законодательства о государственной поддержке, а содержат лишь некоторые предписания. К примеру: «освободить печатные СМИ от уплаты налога на пользователей автодорог», «Управлению финансов, Управлению по делам печати и массовой информации ежегодно выделять денежные средства на поддержку СМИ».

В законодательстве Костромской области отсутствует четкий порядок предоставления государственной поддержки печатным и электронным СМИ. Тогда возникает вопрос: а как же разрешить данное противоречие?

Существует два варианта решения поставленного вопроса. Первый — жалоба на имеющиеся противоречия от федеральной власти (в лице прокуратуры или Министерства юстиции) региональным законодателям. Однако на деле федеральные власти не могут заставить региональные внести изменения в местные законы.

Второй вариант — проводить дело через судебную систему. Лицо, чьи права были нарушены, может обратиться в суд с ходатайством восстановить их. Однако местные суды, как известно, зависимые от местной власти, скорее всего, отклонят иск, само по себе это уже будет основанием для последующего обжалования решения в федеральном суде, дойдя до Верховного или Конституционного суда.

 

 

Закон о СМИ

Несмотря на все выше сказанное, в основе массово-информационного права в нашей стране лежит Закон «О средствах массовой информации», принятый Верховным Советом России 27 декабря 1991 и подписанный в тот же день Президентом РСФСР Борисом Ельциным. В силу же Закон вступил со дня его опубликования, то есть с 14 февраля 1992 года.

Во многом этот Закон «О СМИ» повторял концепцию и положения существовавшего до него Закона СССР «О печати и других средствах массовой информации». Оба эти закона разрабатывались одними и теми же людьми: Ю.М.Батуриным, М.А.Федотовым и В.Л.Энтиным.

Как известно, до Октябрьской революции в нашей стране уже были различные акты о печати, цензуре и т.д. Но в результате смены режима в 1917 все существовавшие законы, касающиеся журналистской деятельности в целом, были отменены. Вслед за Декретом о печати Совета Народных Комиссаров (27 октября (9 ноября) 1917) большевистское правительство вводит жесткую цензуру и до конца 1917 закрывает 92 (!) газеты. И аж до 1990 года деятельности СМИ не регулировалась специальными законами. Вся же деятельность СМИ регулировалась решениями, принятыми Центральным Комитетом Коммунистической партии Советского Союза (ЦК КПСС) и Советом Министров СССР. Решения принимались абсолютно по всем вопросам, начиная с того, кто будет главным редактором той или иной центральной газеты, заканчивая вопросами о строительстве типографий, разделения или слиянии газет и т.д. Однако вопросы о мелких средствах массовой информации решали партийно-советские структуры в регионах [13; 4-22].

Как видно, такое положение вещей не устраивало не только журналистов, но и руководителей страны. Исходя из этого, следует, что было принято решение о подготовке законов, которые регулировали бы деятельность печатных СМИ, телерадиовещательных каналов и регулировали бы гласность. В связи с этим позднее стали появляться так называемые независимые СМИ, которыми руководили учредители. Учредитель имеет право учреждать средство массовой информации, а для того, чтобы оно могло выйти в свет, необходимо зарегистрировать в органах, уполномоченных в этой сфере (до 1990 года регистрация СМИ в России не требовалась) [12; 10-16]. Регистрация СМИ началась только с 1 августа 1990 года.

 

ГЛАВА II



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.34.146 (0.006 с.)