Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Технология сотрудничества на уроках в начальной школе

Поиск

 

1.Дайте определение понятию «учебное сотрудничество»используется в педагогической психологии как наиболее емкий, деятельностно-ориентированный и общий термин, обозначающий в то же время многостороннее взаимодействие внутри учебной группы и взаимодействие учителя с группой. Сотрудничество как совместная деятельность, как организационная система активности взаимодействующих субъектов характеризуется: 1) пространственным и временным соприсутствием, 2) единством цели, 3) организацией и управлением деятельностью, 4) разделением функций, действий, операций, 5) наличием позитивных межличностных отношений.

 

2.Заполните таблицу

 

Основные формы учебной коммуникации

Монологические формы речевой деятельности Диалогические формы речевой деятельности
Выступление с заранее подготовленной речью. Учебная беседа учителя и ученика.
Рассказ о событии. Учебная беседа в парах.
Доказательство и опровержение. Учебная беседа в группах.
Пересказ. Дискуссия.
Сообщение. Ответы на вопросы.
Подготовка вопросов и ответов. Ролевая игра.
Критика. Блиц-турнир.
Исповедь. Защита проекта.

3. Раскройте и охарактеризуйте этапы обучения сотрудничеству.

 

1-й этап начинается с первых дней пребывания ребенка в школе. В это время закладываются навыки взаимопонимания, «клише» для выражения своего мнения, согласия или несогласия.

Й этап: парная работа.

1) Работа «хором»: обучающиеся вместе называют первое слово, вместе тянутся за карточкой, вместе называют второе слово, вместе...

2) Действия по операциям: 1-й ученик называет слово, 2-й ученик кладет карточку, 1-й ученик соглашается или протестует.

3) Деление элементов материала: 1-й ученик называет первое слово и кладет первую карточку, 2-й ученик называет второе слово и кладет вторую карточку.

4) 1-й ученик берет на себя всю работу, а 2-й ученик проводит только контроль.

Во время работы учитель помогает парам и фиксирует удачи и неудачи в организации деятельности, вынося их на общее обсуждение.

3-й этап: групповая работа. Вводя новую форму, необходимо дать ее образец. Учитель вместе с 1–2 детьми у доски показывает на примере весь ход работы, обращая внимание на ошибки и успехи. Образец работы усваивается после разбора 2–3 ошибок.

 

4.Предложите свои варианты заданий для парной и групповой работы

Варианты ''негативных'' образцов:

1) задания с выходом на вопрос: ''Сумели ли дети друг с другом договориться? Прийти к единому мнению?''

2) задания с выходом на вопрос: ''что важнее – сделать все правильно и быстро или сделать все по-честному и дружно?''

3) задания с выходом на то, что никогда нельзя соглашаться просто так, необходимо требовать доказательства. Нельзя навязывать свою точку зрения.

4) задания-ловушки – являются эффективнейшими средствами запуска дискуссий.

Задания-ловушки строятся так, чтобы с неизбежностью разделить, поляризовать класс на группы, высказывающие столь разные точки зрения что эта разница очевидна даже самому эгоцентрическому сознанию.

Для того, чтобы групповая работа давала желанный развивающий эффект, необходимо учителю отслеживать перераспределение между детьми ролей. Перераспределение, обмен ролями – обязательный принцип организации групповой работы, нацеленный на то, чтобы учить детей различать и координировать свою точку зрения и точку зрения партнеров, согласовывать разные способы действий, учитывать замыслы другого человека.

 

5. Как можно использовать в работе по сотрудничеству следующие приемы. Дать краткие описания

 

Приём "Мозговой штурм" Метод мозгового штурма является одним из способов поиска новых идей. Он представляет собой способ решения проблемы или задачи на базе стимулирования творческой активности. В ходе проведения мозгового штурма участники высказывают большое количество вариантов решения, а затем из высказанных идей отбираются наиболее перспективные, удачные, практичные. Его применение способно значительно повысить активность всех школьников, так как в работу включаются все ребята. В ходе работы дети получают возможность продемонстрировать свои знания и задуматься о возможных вариантах решения задачи. При этом они учатся коротко и максимально четко выражать свои мысли, анализировать их. Метод мозговой атаки предполагает объединение усилий нескольких людей, и возможность развивать идеи друг друга.

Приём «Снежный ком» Данный метод направлен на формирование у учеников навыков адекватного реагирования на проблемы, совместного решения установленных проблем, обобщения и систематизации мнений окружающих.Кроме того, метод особенно эффективен в работе с учащимися, у которых слабо развиты коммуникативные навыки, и побуждает их высказывать свое мнение сначала в условиях парной работы, а затем в работе больших групп. Метод позволит учителю выслушать мнения всех учеников в отношении поставленного вопроса и достичь единого мнения всего класса без общего обсуждения.

Прием «Зигзаг». Или метод пилы. Учащиеся организуются в группы по 4-5 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты.Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов».Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы).

Приём "Лови ошибку!" При объяснении нового материала или желая заострить внимание учащихся на проблемном месте в задании, педагог намеренно допускает ошибку (одну или несколько). Можно заранее оповестить детей о ее наличии. Обнаружив неточность, учащиеся вносят коррективы, оглашают правильный вариант.

Преимущества приема «Лови ошибку»:

· универсален, его применение возможно на уроках практически по всем школьным дисциплинам;

· приводит в тонус внимание, мыслительную деятельность учащихся;

· развивает аналитические способности;

· предоставляет поле для практического применения полученных знаний;

· заставляет взглянуть на получаемую информацию с долей скептицизма, порождает желание проверить надежность источников, сравнить с данными других ресурсов;

· воздействует на эмоциональную сферу учащихся, способствует более прочному усвоению учебного материала.

 

Приём "Пресс-конференция". Приём «пресс-конференция» позволяет нам найти более эффективный способ педагогического общения. Этот приём педагогической техники кратко описан А.А. Гином. Давайте подробнее прокомментируем его.В данном случае, пресс-конференция — это не так называемый «нетрадиционный» урок, когда за несколько недель до этого мы начинаем готовиться, поручаем детям заранее ознакомиться с учебным материалом, распределяем роли. Для приёма «пресс-конференция» не требуется ни предварительной подготовки учеников, ни дополнительного оборудования. Лозунг этого приёма – «здесь и сейчас».

Тема 2. Технология подготовки и проведения урока в сотрудничестве на основе малых групп

Используя теоретический материал, подготовить свой вариант организации и проведения урока в сотрудничестве на основе малых групп

Обучение в малых группах возможно использоватьна любом учебном предмете и на любой ступени обучения. Группа, как правило, состоит из 4 человек разного уровня подготовленности. Типичная структура урока:

Объяснение учителя.

Индивидуальная отработка учащимися ориентировочной основы действий.

Работа в группах: общее для группы и одинаковое для всех групп задание выполняется по частям или "по вертушке" с комментарием вслух, выполнение контролируется группой.

Индивидуальная проверка достигнутого на основе теста.

Оценивание членов группы, при котором все участники одной группы получают одинаковые оценки.

Используя теоретический материал, выполните задания

 

 

1.Опишите поэтапно технологию подготовки к работе в малых группах

1 этап. Выбрать тему, цель и задачи урока.

2 этап. Определить объем учебного материала, подлежащего изучению на уроке.

3 этап. Подготовить задания для групповой работы, необходимый дидактический и раздаточный материал.

4 этап. Продумать вопрос о численности и комплектовании групп, расстановке мебели в аудитории.

5 этап. Наметить возможные внутригрупповые роли.

6 этап. Выделить этапы урока, на которых планируется организация групповой работы, продумать, как будет осуществляться интеграция групповой работы в общую структуру урока, определить продолжительность групповой работы.

7 этап. Разработать правила индивидуального и группового оценивания на данном уроке.

· 2. Предложите разные способы деления учеников на группы

· по ряду парт в классе;

· по номеру варианта (I и II вариант);

· соседи по парте;

· по журналу (пополам, через одного, четные-нечетные и т.д.);

· по половому признаку — мальчики, девочки;

· по времени года, в котором родился ребенок (зима, весна, лето, осень);

· по дате рождения (четное, нечетное число);

· по первой букве имени или фамилии (гласные — согласные, звонкие — глухие и проч. — актуально для уроков русского языка);

· расчет по номерам (первый-второй-третий и т.д.). Расчет делается исходя из нужного количества групп (а не числа участников в группах);

  • Внешние признаки детей: цвет одежды, рюкзаков, наличие галстуков, часов, заколок, украшений и проч. Например, команда тех, у кого дневник лежит на столе, и тех, у кого не лежит.
  • Стрельба глазами (Разведчики). Участники встают в круг, опускают глаза. По команде учителя дети поднимают глаза, ища свою пару. Если глаза встретились, то образовалась пара, она выходит из круга. Путем нескольких повторений класс разделяется на пары (должно быть четное число учеников).
  • Лидеры. Учитель может как попросить вставить лидеров групп, так и определить их одним из других способов. Каждый лидер по очереди называет того ученика, которого хочет видеть в своей команде, потом выбранные ученики называют тех, кого хотят видеть именно они — и так, пока весь класс не будет разбит на команды.
  • И другие способы.

 

3. Раскройте технологию обучения в малых группах с приведением примеров.

Работа в группах постоянного состава (4 человека). Группы составлены с учётом разной подготовленности обучающихся. Есть сильные и слабые обучающиеся. Очень важно, чтобы в группах не было обучающихся, испытывающих неприязнь и неприятие друг друга. Если такое случается, то хорошо бы предварительно обсудить состав группы.
Каждой группе предлагается несколько задач разной степени сложности.
Цель группы – решить, как можно больше задач. Задача считается решенной, если на доске в специальной таблице записан ответ и у всех обучающихся группы она решена в тетради. В группе разрешается разделить силы и решать одновременно разные задачи. Как правило, лидер поручает наиболее лёгкие задачи решать слабым обучающимся. Это является поощрением для обучающегося слабого, он прикладывает все силы, чтобы справиться с заданием. Каждой группе дается одна задача, которая должна быть решена на доске (разобрана). Таким образом, 6 – 7 задач будут записаны у каждого обучающегося. По окончании работы группа сама оценивает свой результат по числу решенных задач и результат каждого обучающегося группы по КТУ (коэффициент трудового участия). Обычно дается 5 задач.
5 задач – 5.
4 задачи – 4.
3 задачи – 3.
Если в группах отношения хорошие, а этого нужно добиваться, то, как правило, обучающиеся щедрые на выставление КТУ.
Урок в такой форме позволяет решить много задач. Самое главное, что все обучающиеся вовлечены в учебный процесс.

4. Дайте характеристику разновидностям групповых технологий

 

Групповой опрос. наиболее популярная в отечественной социологии разновидность метода опроса. Его организационно-методическая специфика представляется на первый взгляд очевидной: это — анкетирование, проводимое в аудитории, чаще всего по месту работы респондента и основанной на производственной выборке.

Учебная встреча является особым фактором совместной или коллективной деятельности, которая оказывает мощное стимулирующее действие на развитие ребенка. Главной целью учебной встречи является обеспечение активности учебного процесса.

Диспут. форма организации подготовленной публичной речи на заданную тему, в процессе которой сталкиваются разнообразные (не только противоположные) точки зрения

Нетрадиционные уроки. это импровизирование учебного занятия, имеющее нетрадиционную структуру. Такой урок включает в себя приемы и методы различных форм обучения. Он основан на совместной деятельности учителя и учащихся, совместном поиске, апробировании новых форм работы, что в конечном итоге влияет на активизацию познавательной активности учащихся на уроках и повышение эффективности преподавания.

 

Тема 3. Задания, предназначенные для упражнения детей в инициативном учебном сотрудничестве с учителем

Задание. Выполнить предложенные упражнения. Предусмотреть возможность их использования при проведении занятий с обучающимися

 

Задания по русскому языку, предназначенные для упражнений детей в инициативном учебном сотрудничестве с учителем

Задания с недостающими данными

1. Учитель предлагает учащимся отгадать звук, который он задумал, выполняя следующее задание: этот звук звонкий согласный, находится в слове доброта (в данном слове 3 звука, соответствующие заданному условию:[д],[р], [б]. Ученики должны задать учителю вопрос для выяснения недостающих данных. Например: этот звук парный по глухости? Или: этот звук находится во втором слоге?

2. По каким грамматическим признакам изменяется слово столовая? Учащимся необходимо уточнить, какой частью речи является это слово?

3. Учитель обращается к ученикам с утверждением: я утверждаю, чтобы проверить букву безударного гласного, надо подобрать проверочное слово (однокоренное или форму слова), чтобы этот звук стал ударный.

Ответ учеников: не хватает данных. Далее задают вопрос: этот звук находится в корне? Если учитель отвечает: да, то ребята соглашаются с его утверждением.

4. В слове 6 звуков. Сколько в нём слогов? Дети отвечают, что точно на этот вопрос ответить нельзя, так как не хватает данных и просят ответить на вопрос: сколько в этом слове гласных звуков? Получив ответ, ребята отвечают на вопрос учителя.

5. В каком случае буква парного согласного не будет являться орфограммой?

а) эта буква стоит перед буквой гласного;

б) эта буква стоит перед буквой согласного [7, с. 69].

Ребята отвечают: для того, чтобы согласиться или нет со вторым утверждением, они должны знать, следом стоит буква сонорного согласного или нет. Получив ответ, они соглашаются или нет со вторым утверждением.

6. Учитель обращается к ученикам с заданием: проверьте правильность подбора проверочного слова ст…рожил – сторож. Ученики должны обратиться к учителю с просьбой: назвать лексическое значение проверяемого слова.

З адания, не имеющие решения

1. Учитель предлагает задание: для каких слов является проверочным слово пять: опята, пятница, пятнышко, пятнистый? Ученики должны ответить, что таких слов нет, так как в однокоренном слове пятница в корне находится буква ударного гласного, которую проверять не надо, а остальные слова не являются однокоренными слову пять.

2. Учитель просит учащихся просклонять слово думать. Ученики должны ответить, что задание выполнить не возможно, так как глаголы не склоняются, а спрягаются.

3. Учитель предлагает задание: выписать слова, в которых мягкость согласных звуков обозначена ь: речь, ледяной, вещь, прочь. В процессе работы ученики убеждаются, что слов, соответствующих заданному условию нет.

Задания с лишними данными

Назовите звонкий твёрдый согласный, который находится в первом слоге слова мороз. Нет ли в задании «лишних» данных? Переформулируйте задание так, чтобы их не было.

Задания, имеющие несколько правильных ответов

1. Разберите по составу слово дали (дал – корень, и – окончание; да-корень, л-суффикс, и – окончание)[1, с. 23].

2. Просклоняйте в форме множественного числа слово лист (листы, листам…; листья, листьев…)[1, с. 41].

3. Составьте словосочетания с данными в транскрипции словами: [т а и т], [р от](тает весной, таит обиду, древний род, открой рот).

 

Задания с неверными ответами, формально кажущимися

правильными

Учитель предложил учащимся согласиться или нет с ответом ученика, который букву безударного гласного в слове лист…пад проверил словом листок.

 

Задания, требующие переформулировки задания

Сформулируйте по-другому задание: подчеркните главные члены предложения (ответы учащихся:

1)подчеркните основу предложения,

2) подчеркните подлежащее и сказуемое).

 

Задания, требующие составления вопросов для одноклассников

Учитель предлагает ученикам составить вопросы по изучаемой теме для одноклассников с условием, что сами точно знают на них ответы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.206.25 (0.01 с.)