Общенаучные методы в ТК (моделирование, системный подход, сравнение) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общенаучные методы в ТК (моделирование, системный подход, сравнение)



Общенаучные методы – совокупность исследовательских приёмов и процедур широко применяемые в различных областях научного знания, как социально-гуманитарного, так и естественно-научного.

1. Моделирование – изучение объекта (оригинала) путём созданий и исследований его копий (моделей) заменяющих оригинал с определённых сторон интересующих исследователя. Широко применяется при исследовании коммуникативных процессов. Одна из первых моделей построения речи была предложена Аристотелем, остальные модели появились в 20 веке (технические, психологические и другие)

2. Системный подход – в наше время занимает одно из ведущих мест в науке. Наиболее широко применяется при исследовании сложных развивающихся объектов. Основан на анализе, где всё разложено на компоненты, элементы системы, текст, коммуникативный акт.

3. Сравнение – представляет собой познавательную операцию, основанную на суждении или сходстве/различии объекта. С помощью сравнения выявляются и качественные и количественные характеристики. Главное условие состоит в наличии общего основания или признака по которому сравниваются изучаемые объекты.

Частнонаучные методы.

Частнонаучные методы – совокупность способов исследовательских приёмов и процедур познания, применяемые в той или иной науке.

Теория коммуникации представляет собой многоуровневую чрезвычайно-разветвленную систему (социология, психология, педагогика, лингвистика, а также методы межнаучных дисциплин: социолингвистика).

1) социологический метод – совокупность приёмов, конкретно социологических исследований, направленных на сбор и анализ эмпирических данных, отражающих реальное коммуникативное состояние в обществе.

Методы:

· опросы

· анкетирование

· эксперименты

· статистический анализ

· математическое моделирование

Все они позволяют собрать много информации, а на его основе изучать социально-коммуникативные исследования.

2) контент-анализ – этот метод обращён к содержательной стороне информации. В первую очередь рассчитан на изучение деятельности СМИ. Главным объектом являются тексты, которые несут печатную или видео информацию.

3) интент-анализ – этот метод разрабатывается главным образом в рамках психологических наук и исходит из того, что человеческая речь представляет преднамеренное действие.

Однако, интернациональной пласт речи, не всегда доступен для написания, поэтому разрабатывается техника его фиксирования интент-анализ.

4) социолингвистика – изучает влияние социальных характеристик участников на протекании вербальных значений (роль, профессия, возраст коммуникантов).

Актуальная проблема социолингвистики – это коммуникативные барьеры (языковые, культурные, которые затрудняют общение между группами).

Методы сбора эмпирических данных в ТК.

1. Метод наблюдения

2. Социометрия (при изучении общества, отдельных его групп)

Аксиомы межличностной коммуникации.

1. Невозможность отсутствия коммуникации, т.к. любое поведение в ситуации взаимодействия обладает определённой информацией.

2. Любая коммуникация имеет уровень содержания и уровень отношения. Уровень содержания – это та информация, которая передаётся в сообщении. На уровне отношений передаётся то, как это общение должно быть воспринято. Характер отношений вытекает из контекста.

3. Симметрическое и комплементарное взаимодействие. Первый тип отношений характеризуется равенством и минимизацией различия.

4. Коммуникация может быть намеренной и ненамеренной, эффективной и неэффективной.

5. Коммуникация необратима.

Основные функции речи.

Исследователи выделяют три основные функции речи: коммуникативную, регулирующую и программирующую.

Коммуникативная функция обеспечивает общение между людьми с помощью языка. Речь используется для передачи информации и побуждения к действию. Побудительная сила речи существенно зависит от ее эмоциональной выразительности.

Регулирующая функция речи реализует себя в высших психических функциях - сознательных формах психической деятельности. Понятие высшей психической функции введено Л. С. Выготским и развито А. Р. Лурия и другими отечественными психологами. Отличительной особенностью высших психических функций является их произвольный характер.

Программирующая функция речи выражается в построении смысловых схем речевого высказывания, грамматических структур предложений, в переходе от замысла к внешнему развернутому высказыванию. В основе этого процесса - внутреннее программирование, осуществляемое с помощью внутренней речи. Как показывают клинические данные, оно необходимо не только для речевого высказывания, но и для построения самых различных движений и действий. Программирующая функция речи страдает при поражениях передних отделов речевых зон - заднелобных и премоторных отделов полушария.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.233.43 (0.006 с.)