Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Модуль 1. Основы алгоритмизации↑ Стр 1 из 12Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Содержание
Модуль 1. Основы алгоритмизации
Этапы решения задач на ЭВМ.
Решение задачи разбивается на этапы:
Название Символ (рисунок) Модуль 2. Основные конструкции языка Паскаль
История создания языка.
Первая версия языка Паскаль была разработана в 1968 году. Ее разработчиком является швейцарский ученый Никлаус Вирт. Свое название язык получил в честь создателя первой механической вычислительной машины француза Блеза Паскаля. На основе языка Паскаль в 1985 г. фирма Borland выпустила версию Turbo Pascal версии 3.0. С этого времени язык Паскаль используется во всем мире в учебных заведениях в качестве первого изучаемого языка программирования. В пакете Turbo Pascal 4.0 были устранены ошибки и ограничения компилятора предыдущей версии. Наиболее важным нововведением была unit-концепция, позаимствованная из языка МОДУЛА-2. Это позволило разрабатывать крупные программные продукты. В версии 5.0 появился интегрированный отладчик. Был реализован аппарат перекрытий overlays. В этой версии были исправлены и улучшены библиотеки графических процедур, которым была обеспечена совместимость с графическими адаптерами класса VGA. Появились новые возможности справочной системы Help. В версии 6.0 была реализована концепция объектно-ориентированного программирования с полным набором прикладных задач для пользователя. В оболочку был встроен интегрированный текстовый редактор. В этой версии впервые использовалась мышь для управления работой. В 1992 г. появилась последняя на сегодняшний день версия языка Turbo Pascal - 7.0. В ней сохранились все достоинства предыдущих версий:
К улучшениям этой версии относятся:
Простые типы данных.
Любые данные ТП характеризуются своими типами. Тип определяет:
Тип переменной определяется при ее декларации. Одна из базовых концепций Паскаля заключается в жесткой проверке соответствия типов в операциях присваивания. Типы данных в языке ТП делятся на 5 основных классов:
К простым типам относятся: целочисленные типы, логический тип, символьный тип, перечисляемый тип, интервальный тип, вещественные типы. Среди этих видов выделяют подмножества типов, отличных от вещественного, называемых порядковым типом. Порядковые типы обладают четырьмя характеристиками:
К данным любого порядкового типа можно применить любую из пяти операций:
В TP имеется 5 предопределенных, целочисленных типов. Каждый тип обозначает определенное подмножество целых чисел: Тип Диапазон Формат Короткое целое shortint -128..127 8 бит со знаком Целое integer -32768..32767 16 бит со знаком Длинное целое longint -2147483648..2147483647 32 бита со знаком Длиной в байт byte 0..255 8 бит без знака Длиной в слово word 0..65535 16 бит без знака
Верхнее граничное значение и нижнее граничное значение целочисленных типов задаются как константы и имеют соответствующее имя. В тексте программы данные целочисленных типов записываются в десятичном или шестнадцатеричном формате и не должны содержать десятичные точки. Пример: 1 - целый тип 1.0 - не целый тип 100 - десятичный формат (100) #100 - шестнадцатеричный формат (256) Над целочисленными данными возможно выполнение операций сложения, вычитания и умножения, а также операций сравнения. Арифметические действия над операндами целочисленного типа предполагают восьмибитовую, 16-битовую или 32-битовую точность вычислений, в соответствии со следующими правилами:
К логическим типам относятся данные типов Boolean, ByteBool, WordBool, LongBool. Значением каждого данного логического типа могут являться 2 значения: TRUE (1) и FALSE (0). Для данных логического типа применимы только две операции сравнения: равно и не равно. Переменные типа Boolean и ByteBool занимают один байт; переменная WordBool - 2 байта; LongBool - 4 байта. Boolean - это предпочтительный тип, использующий меньше памяти. Остальные типы обеспечивают совместимость с другими языками и средой Windows. Предполагается, что тип Boolean имеет порядковые значения 0 и 1, а другие типы могут иметь другие порядковые значения. Когда выражение типа ByteBool, WordBool или LongBool равно 1, то его значение истинно, когда 0 - ложь; любое другое значение преобразуется к единице и считается истинным. Символьный тип (char) представляет собой тип данных, предназначенный для хранения одного символа (буквы, знака или кода). В переменную этого типа может быть помещен любой из 256 символов расширенного кода ASCII. Переменная типа char занимает один байт памяти. Значения типа char задаются в апострофах. Кроме того можно задавать значения используя код из таблицы ASCII. Над данными символьного типа можно выполнять операции сравнения. Перечисляемый тип определяется как упорядоченный набор идентификаторов, заданный путем их перечисления. При этом список идентификаторов разделенных запятой указывается в круглых скобках. Задается перечисляемый тип в разделе type. Пример: type A=(2, 4, 1, 7); B=('c', 'L', '3', '|'); Значения переменных перечисляемого типа не могут вводиться с клавиатуры и выводиться на экран. Интервальный тип данных определяется посредством задания подмножества значений одного из ранее определенных типов. Можно использовать все простые типы, за исключением вещественного. При задании диапазона указывается наименьшее и наибольшее значения, разделенные двумя точками. При этом оба значения обязательно одного типа. К вещественному типу относится подмножество вещественных чисел, представленных в формате с плавающей точкой и фиксированным числом цифр. В ТП имеется 5 видов вещественных типов: Тип Диапазон Точность Формат Real (вещественное) 2.9*10-39..1.7*1038 11-12 знаков 6 байт Single (с одинарной точностью) 1.5*10-45..3.4*1038 7-8 знаков 4 байта Double (с двойной точностью) 5.0*10-324..1.7*10308 15-16 знаков 8 байт Extended (с повышенной точностью) 3.4*10-4932..1.1*104932 19-20 знаков 10 байт Comp (сложное) -9.2*1018..9.2*1018 19-20 знаков 8 байт
Действия над типами с одинарной, двойной, повышенной точностью и сложным типом могут выполняться только при наличии числового сопроцессора. Поэтому считается что постоянно доступным является только тип Real.
Имя функции Математическое значение Тип результата a mod b Остаток деления a на b Целое a div b Целая часть деления a на b Целое abs (a) |a| Совпадает с типом аргумента sqr (a) a2 Совпадает с типом аргумента sqrt (a) Вещественное sin (a) sin a Вещественное cos (a) cos a Вещественное arctan (a) arctg a Вещественное ln (a) ln a Вещественное exp (a) ea Вещественное
При составлении сложных выражений осуществляется приоритет выполнения операций:
Операторы ввода/вывода.
ТП содержит четыре оператора ввода/вывода: read, readln, write, writeln. Оператор read осуществляет ввод данных с клавиатуры и размещение их в стандартном файле ввода input. Вводимые данные размещаются в качестве значений переменных, имена которых перечислены в круглых скобках за оператором read. read (a, b, c); Вводятся данные тоже списком, в котором они разделяются пробелом. Ввод заканчивается нажатием Enter. Курсор, отмечающий позицию следующего ввода/вывода остается за последним введенным данным. Оператор readln выполняет аналогичные действия и переводит курсор на следующую строку. Оператор write осуществляет вывод на экран или печатающее устройство с одновременным размещением в стандартном файле вывода output. Оператор может выводить сообщение или значение переменной. Сообщения записываются в апострофах. Для вывода значения переменной указывается имя переменной. Сообщения и переменные можно чередовать в одном списке, разделяя их запятыми. Курсор остается за последним выведенным данным. Оператор writeln выполняет аналогичные действия и переводит курсор на следующую строку. Операторы write и writeln допускают т.н. форматированный вывод данных. write (a:5:2); Первое из чисел указывает сколько экранных знаков отводится под вывод. Второе число указывает количество знаков после запятой в числе и может отсутствовать.
Безусловные конструкции.
Оператор языка представляет собой неделимый элемент программы, который позволяет выполнять определенные алгоритмические действия. Все операторы можно условно разделить на две группы: простых операторов и структурированных операторов. К простым относятся те операторы, которые не содержат других операторов. К структурированным - те, которые состоят из других операторов. В ТП 7.0 существует всего один оператор безусловного перехода Goto и четыре безусловных функции: Break, Continue, Exit, Halt. Оператор безусловного перехода Goto представляет собой простой оператор, используя который можно изменять порядок выполнения операторов в программе. Общий вид оператора безусловного перехода: goto <метка>, где <метка> - это идентификатор или целое число от 0 до 9999, объявленное в разделе меток label. Применение оператора безусловного перехода в ТП - программе является нежелательным, т.к. его присутствие нарушает структурную целостность и наглядность. Такую программу трудно читать, отлаживать и модифицировать. Функция Break позволяет досрочно закончить цикл. Функция Continue - позволяет начать новую итерацию цикла, даже если предыдущая не была завершена. Функция Exit - позволяет завершить работу текущего программного блока. Функция Halt (n), где n - некоторое целое число - позволяет завершить работу программы с кодом завершения n.
Условные конструкции.
1) неполная форма с одним оператором 2) полная форма с одним оператором 3) неполная форма с несколькими операторами 4) полная форма с несколькими операторами 1) IF условие THEN оператор; 2) IF условие THEN оператор1 ELSE оператор2; 3) IF условие THEN BEGIN оператор1; оператор2; … оператор N; END; 4) IF условие THEN BEGIN оператор1; оператор2; … операторN; END ELSE BEGIN оператор1; оператор2; … операторN; END; Пример: ввести оценку студента в баллах и сообщить ее название.
Begin Read(b) If b=5 then Write(' отлично ') else If b=4 then Write(' хорошо ') else If b=3 then Write(' удовл.') else If b=2 then Write(' неудовл.') else Write ('это не оценка'); End.
Конструкция выбор.
Ситуации, реализующие систему вложенных ветвлений могут быть разрешены с использованием конструкции выбор. Оператор выбора является структурированным и использует в своей записи операторы case, of, else, end и операторные скобки по необходимости. В самом общем виде оператор выбора можно записать так: Case порядковая переменная of значение1: begin оператор1; оператор2; …; операторN; end; значение2: begin оператор1; оператор2; …; операторN; end; … значениеM: begin оператор1; оператор2; …; операторN; end; else begin оператор1; оператор2; …; операторN; end; end; Пример: ввести оценку студента в баллах и сообщить ее название. Begin Read(b) Case b of 5: Write(' отлично '); 4: Write(' хорошо '); 3: Write(' удовл.'); 2: Write ('неудовл.'); else Write ('это не оценка'); end; End.
Порядковая переменная, значение которой при выполнении программы определяет ветвь в операторе выбора, подлежащую выполнению, может принадлежать любому целочисленному типу. В случае, когда для нескольких значений выполняемые действия одинаковы, их можно указать один раз, а сами значения перечислить через запятую. Пример: напечатать количество дней во введенном месяце: Begin Read(m); Case m of янв, мар, май, июл, авг, окт, дек: Write('31'); апр, июн, сен, ноя: Write('30'); фев: Write('28'); else Write (' это не месяц '); end; End.
Циклические конструкции.
Цикл с предусловием. Для реализации циклов с предусловием используется составной оператор, включающий оператор while, do, операторные скобки. В общем виде цикл реализуется записью: while <условие> do <действие>; Если тело цикла содержит более одного действия, то необходимо использовать операторные скобки: while <условие> do begin <оператор 1>; <оператор 2>; ... <оператор n>; end;
Цикл с постусловием. Для реализации цикла используется составной оператор, состоящий из операторов repeat и until. В общем виде цикл записывается так: repeat <действие>; until <условие>; Пример: задано целое число. Вывести на печать все цифры введенного числа. 1 способ:
var a,b:longint; Begin read(a); repeat b:=a mod 10; writeln(b); a:=a div 10; until a=0; End. 2 способ:
var a,b:longint; Begin read(a); while a<>0 do begin b:=a mod 10; write(b:3); a:=a div 10; end; End.
Цикл с параметром. Для реализации в языке Pascal используется составной оператор, состоящий из операторов for, to, downto, do и при необходимости из операторных скобок. Переменная параметр обязательно объявляется в декларационной части программы и может принадлежать одному из порядковых типов. Если при изменении переменной параметра необходимо использовать переход к следующему значению, то используется оператор to; если переход необходимо осуществить к предыдущему значению, то используется оператор downto. Тогда в общем виде цикл записывается так: for I:=I0 to In do begin <оператор 1>; <оператор 2>; ... <оператор n>; end;
Массивы.
Объявление переменной массива происходит в разделе var. При этом используется зарезервированное слово array, указывается тип массива и его размерность перечислением индексов, а также объявляется тип данных в массиве. Пример 1:
Пример 2: var masiv: array ['a'..'z'] of integer; Для обращения к элементу массива в Pascal-программе указывается имя массива и в квадратных скобках индексы элемента. Пример 1: a [2,4] а) ввести значение: read (A[2,4]); б) изменить значение: A[2,4]:=5; в) сообщить значение: write (A[2,4]); Пример 2: masiv ['b']; masiv['b']:=47*24; Задача ввода элементов массива. а) линейного:
program vvod; var A: array [1..10] of integer; i:integer; begin for i:=1 to 10 do read (A[i]); end.
б) двумерного:
program vvod; const n=5; m=7; var A: array [1..n,1..m] of real; i,j: integer; begin for i:=1 to n do for j:=1 to m do read (A[i,j]); end.
Задача 2: найти минимальный элемент в массиве:
program min; const n=10; var i: byte; a: array [1..n] of real; min: real; begin for i:=1 to n do read (A[i]); min:=A[1]; for i:=1 to n do if min>A[i] then min:=A[i]; write (min); end.
Сортировка массивов.
Сортировкой называется процесс расположения элементов массива в порядке убывания (возрастания) из значений. Пример: Алгоритм выполнения сортировки называется методом сортировки. К наиболее распространенным методам относятся:
1 шаг: 1 | 42795 2 шаг: 12 | 4795 3 шаг: 124 | 795 4 шаг: 1245 | 97 5 шаг: 124579
1 шаг: 24 | 1795 2 шаг: 21 | 4795 124 | 795 3 шаг: 1247 | 95 4 шаг: 12479 | 5 124759 124579
1 шаг: 214795 true 2 шаг: 124579 true 3 шаг: 124579 false
Строковый тип данных.
Переменная типа строка предназначена для обработки цепочек символов. Каждый символ является элементом типа char. Строки могут вводиться с помощью стандартных операторов read/readln и выводиться стандартными операторами write/writeln. Объявляются переменные типа строка в разделе var. При объявлении указываются идентификатор переменной, зарезервированное слово string и, в квадратных скобках, целое число - максимально возможная длина строки. Наибольшая длина строки составляет 256 символов. Если переменная имеет значение с максимальной длиной строки, то при объявлении переменной ограничиваются зарезервированным словом. Пример: var identificator_1: string; identificator_2: string[20]; identificator_3: string[255]; Значение строкового типа также как и значение типа char при записи внутри программы заключаются в апострофы. Пример: identificator_1:=' это - компьютер '; identificator_1[1]:=' э '; Простейшая операция которую Pascal позволяет выполнить со строками - это операция конкатенации, или сцепления, или объединения строк в операторе присваивания. Операция записывается с помощью знака "+". Пример: identificator_1:='это' + '-' + 'компьютер';
Для обработки строковых данных используется ряд встроенных функций: 1) Length (L) - определяет длину строки, являющуюся значением переменной L. Значение, возвращаемое этой функцией является целочисленным и отображает реальную длину строки, т.е. может не совпадать со значением длины строки, объявленным при декларации. Пример 1: var L: string[15]; A: byte; Begin L:=' Урок '; A:=length(L); Write(A); End.
Пример 2: Begin write(length(' Урок ')); End. 2) Upcase (C) - преобразует любой символ в прописной. Переменная C может иметь значение типа char, либо являться одним элементом из строки. Русские символы обрабатываться этой функцией не могут. 3) Copy (L, A, B) - позволяет копировать фрагмент строки являющейся значением переменной L, начиная с позиции A в количестве B, где A и B - целые числа, причем значение A не превышает длины строки L, а значение B не превышает (длина строки L - A). Если эти правила нарушены, то ошибки компиляции не произойдет, но возможно совершение логической ошибки в программе. 4) Pos (L, M) - возвращает результат целочисленного типа, являющийся номером позиции, с которой строка L входит в строку M. Если строки L нет в строке M, то результат - 0. 5) Insert (L, M, A) - вставляет строку L в строку M, начиная с позиции с номером A. Фактически, вставка производится перед указанной позицией. 6) Delete (L, A, B) - удаляет из строки L B символов, начиная с позиции A. Если номера позиций в функциях Insert и Delete не соответствуют длине рассматриваемых строк, то произойдет ошибка компиляции. Пример 1: переставить буквы введенного слова в противоположном порядке. Например, ввели "урок", получили - "кору": Пример 2: изменить введенное значение строковой переменной на слово, записанное теми же символами, но в обратном порядке. Новую переменную не использовать: Пример 3: сравнение слов в Pascal.
Program slovo; Var word1, word2: string[60]; Begin readln(word1); readln(word2); if word1 > word2 then writeln ('>') else begin if word1 = word2 then writeln ('=') else writeln ('<'); End.
Множества.
Множеством называется упорядоченная совокупность данных одного типа, записанных без повторений и отсортированных по возрастанию. Максимальное множество состоит из 256 элементов. Для объявления множеств используется зарезервированное слово set, за которым указывается тип элемента множества или сами элементы. Пример: type A: 5..9; var B: set of A; C: set of char; D: set of '1'..'5'; Внутри программы элементы множества записываются в квадратных скобках. Для перечисления используется интервальный, перечисляемый типы или их комбинации. Пример: e:['A'..'Q', 'T', 'x'..'z'] Элементы множеств нельзя вводить с клавиатуры и выводить стандартными операторами, т.к. элементы множества относятся к перечисляемому типу. Над множествами можно выполнять следующие операции:
Пример: из введенной последовательности символов, признаком конца которой является '0', сформировать множество заглавных и строчных латинских букв. var c: char; a, pl: set of 'A'..'Z'; b, sl: set of 'a'..'z'; i: char; Begin pl:= [0]; sl:= [0]; repeat read(c); if [c] in a then pl:=pl+[c]; if [c] in b then sl:=sl+[c]; until [c]='0'; for i:='A' to 'Z' do if [i] in pl then write(i:3); for i:='a' to 'z' do if [i] in sl then write(i:3); End.
Записи.
Пример: Для реализации объединения данных разного типа в языке Pascal существует специальная структура - запись. Объявление записи начинается с зарезервированного слова record, за которым перечисляются имена и типы всех составляющих записей ее полей. Заканчивается объявление скобкой end. Пример: type karta = record family: string[20]; name: string[15]; age: integer; end; При обращении к записи в программе указывается имя записи и через точку имя поля. Пример: karta.family:='Иванов'; karta.name:='Иван'; karta.age:=20; Для упрощения обращения к записи может быть использован оператор работы со структурой with. Пример: with karta do begin family:=' Иванов '; name:='Иван'; age:=20; end; Полями записи наряду с простыми типами могут быть и данные структурированных типов, например, массивы или записи. Пример 1: var z: record pole1: string; pole2: array [1..10] of byte; end; Begin for i:=1 to 10 do read (z.pole2[i]); End.
Пример 2: объявите запись, содержащую сведения о фамилии, дате рождения и адресе студента. var student: record fam: string[15]; data: record day: 1..31; mes: 1..12; year: integer; end; adres: record street: string[15]; dom: byte; kvart: byte; end; end; Begin with student do begin fam:= ' Иванов '; with data do begin day:= 30; mes:= 4; year:= 1987; end; with adres do begin street:= ' Туполева '; dom:= 22; kvart:= 154; end; end; End. Для использования в программе набора с одинаковыми полями используются массивы записей. Пример: объявить массив из десяти записей. 1 вариант решения: var A: array [1..10] of record fam: string; name: string; end; 2 вариант решения: type student = record fam: string; name: string; end; var A: array [1..10] of student;
Процедуры и функции.
Процедуры и функции используются в тех случаях, когда:
Функции пользователя.
Работа с функцией в Паскаль-программе состоит из двух частей: объявление функции и обращение к функции. Объявление функции производится в специальном разделе декларационной части Паскаль-программы непосредственно перед разделом операторов. Начинается объявление с заголовка функции. В общем виде заголовок имеет следующие разделы: function <имя функции> (<список параметров>): <тип возвращаемого результата>, где function - зарезервированное слово. В качестве имени функции может использоваться любой допустимый идентификатор. Список параметров содержит перечисление всех формальных аргументов с указанием их типа. Однотипные аргумент можно перечислить списком. Тип возвращаемого результата - один из стандартных типов языка Паскаль. Пример: function factorial (n:integer):real; function mm (a, b:real; c:byte; d:char):integer; При обращении к функции из раздела операторов Паскаль-программы указывается имя функции и список фактических параметров. Обращение к функциям возможно из оператора вывода. В качестве фактических параметров могут использоваться как значения, так и ссылки на другие переменные. В любом случае количество фактических и формальных параметров одинаково и передача значений происходит в порядке записи. Пример: F:=factorial(5); T:=factorial(2)-7; M:=factorial(n); P:=mm(d,c,b,a); Задача 1: вычислить факториалы первых 10 натуральных чисел: var i: byte; f: real; function factorial (n: byte): real; var i: byte; f: real; begin f:=1; for i:=1 to n do f:=f * i; factorial:=f; end; begin for i:=1 to 10 do begin f:=factorial(i); writeln(f); end; end. Задача 2: вычислить 10 натуральных степеней для каждого из первых 10 натуральных чисел: var i, j: byte; p: real; function stepen (b: integer; n: byte): real; var i: byte; a: real; begin a:=1; for i:=1 to n do a:=a * b; stepen:=a; end; begin for i:=1 to 10 do for j:=1 to 10 do begin p:=stepen (i, j); write (p); end; end.
Процедуры пользователя.
Функции являются частным случаем, т.е. подвидом процедур. Следовательно, все свойства функций справедливы для процедур. Объявляются процедуры в описательной части программы, в одном разделе с функциями. Порядок объявления независимых друг от друга процедур и функций не важен, если процедура использует в себе обращение к функции или другой процедуре, то последнии обязательно объявляются раньше. Объявление процедур начинается с заголовка: procedure <имя процедуры> (<список параметров>);, где procedure - зарезервированное слово. Список параметров процедур содержит формальные параметры двух видов. Те, значения которых не возвращаются в программу, и параметры с возвращаемыми значениями. Последние в списке отмечаются зарезервированным словом var. Пример: procedure xxx(a: byte; var b: byte; c,d: real; var j: char); Для обращения к процедуре в тексте программы указывается имя процедуры и, в скобках, список фактических параметров. В этом списке параметрам с возвращаемыми значени
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.178.145 (0.011 с.) |