Деятельность концлагерей в годы Второй Мировой войны 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Деятельность концлагерей в годы Второй Мировой войны



  Концентрационный лагерь - места для принудительной изоляции реальных или предполагаемых противников государства, политического режима и т. п. В отличие от тюрем, обычных лагерей для военнопленных и беженцев, концентрационные лагеря создавались по особым декретам во время войны, обострения политической борьбы. К началу Второй мировой войны в тюрьмах и концентрационных лагерях Германии находились 300 тысяч немецких, австрийских и чешских антифашистов. В последующие годы гитлеровская Германия на территории оккупированных ею европейских стран создала гигантскую сеть концентрационные лагерей, превращенных в места организованного систематического убийства миллионов людей. Фашистские концлагеря предназначалась для физического уничтожения целых народов, в первую очередь славянских; тотального истребления евреев, цыган. Для этого они оснащались душегубками, газовыми камерами и др. средствами массового истребления людей, крематориями. Заключенные концлагерей были лишены свободы и возможности принимать решения. Эсэсовцы строго контролировали все аспекты их жизни.

  Нарушители порядка жестоко наказывались, подвергаясь побоям, одиночному заключению, лишением пищи и другим формам наказания. Узники классифицировались в зависимости от их места рождения и причинам заключения. Первоначально заключенные в лагерях подразделялись на четыре группы: политические противники режима, представители "низших рас", уголовные преступники и "неблагонадежные элементы". Вторая группа, включающая цыган и евреев, подлежала безусловному физическому истреблению и содержалась в отдельных бараках. Они подвергались наиболее жестокому обращению со стороны эсэсовской охраны, их морили голодом, посылали на самые изнурительные работы. Среди политических заключенных были члены антинацистских партий, в первую очередь коммунисты и социал-демократы, члены нацистской партии, обвиненные в серьезных преступлениях, слушатели зарубежного радио, члены различных религиозных сект. Среди "неблагонадежных" числились гомосексуалисты, паникеры, недовольные и т. д. Система концентрационных лагерей в Германии была ликвидирована вместе с разгромом гитлеризма, осуждена в приговоре Международного военного трибунала в Нюрнберге как преступление против человечности.

  В настоящее время в ФРГ принято разделение мест принудительного содержания людей в период Второй мировой войны на концлагеря и "иные места принудительного заключения, по условиям приравненных к концлагерям", в которых, как правило, использовался принудительный труд. Список концлагерей включает примерно 1 650 наименований концлагерей международной классификации (основные и их внешние команды).

Развитие культуры в годы Второй Мировой войны

 

Наука

Накануне войны в европейских странах были опрошены самые видные ученые, которым был задан один и тот же вопрос: «Какие научные направления станут ведущими во второй половине XX в.?» Ни один из них не назвал тогда тех научных разработок, которые стали ведущими в последующие десятилетия: лазерную и квантовую электронику, ядерную энергетику, полупроводники и т. п. В годы войны приоритетное развитие получили те научные исследования, которые могли дать результат для военных нужд. Крупнейшие ученые-физики А. Эйнштейн (Германия), Н. Бор (Дания), Э. Ферми (Италия), Б. Понтекорво (Италия) вели в эмиграции (в США) успешные работы в области создания ядерного оружия, с помощью которого они надеялись освободить мир от угрозы фашистского рабства. Эмигрировав из нацистской Германии, оккупированной Дании, фашистской Италии, они сосредоточились в США для завершения этой огромной работы. Итальянец Энрико Ферми построил здесь первый ядерный реактор и 2 декабря 1942 г. впервые в истории осуществил в нем цепную ядерную реакцию. Над этими же проблемами в СССР успешно работали Ю. Б. Харитон, Я. Б. Зельдович, И. Е. Тамм, И. В. Курчатов, осуществившие еще до войны (1939) первые расчеты цепной реакции деления урана. В 1942 г. в небо поднялись первые самолеты с реактивными двигателями — немецкий мессершмит-262 и советский БИ-1. В создание отечественных радиолокаторов внесли большой вклад в годы войны А. Берг, Н. Папалекси, Ю. Кобзарев. В лаборатории А. П. Александрова была проведена работа по защите кораблей от магнитных мин. Под руководством В. П. Бармина и других ученых были созданы первые в мире реактивные системы залпового огня (катюши). В Германии наиболее ярким научно-техническим событием в годы войны стало завершение работ в области ракетостроения под руководством ученых В. фон Брауна, В. Дорнбергера и Г. Оберта. Ими были созданы ракеты Фау-1 и Фау-2, с помощью которых немцы атаковали объекты на территории Великобритании. Власти Германии в полной мере не понимали возможностей ядерного оружия и считали маловероятным его создание. К тому же они не желали опереться в этой работе на разработки «неарийских» ученых. Гитлер после поражения под Сталинградом практически свернул это важное научно-техническое направление, так как финансировались лишь те разработки, которые могли дать результат через 3—6 месяцев. В Японии велись многолетние опыты по созданию химического и бактериологического оружия. Однако не только смертоносные орудия ведения войны находились в центре внимания ученых воюющих стран. В 1939 г. французский химик М. Пере открыла щелочной металл с температурой плавления 18 градусов, названный ею францием. В том же году американский химик У. Карозерс разработал метод, с помощью которого было получено первое синтетическое волокно — нейлон. В 1945 г. математик Д. фон Нейман сформулировал основы конструирования любого компьютера, заложив первый камень в основание будущего информационного общества. Английские химики не только изобрели, но и начали промышленное производство полиэтилена, нашедшего широкое приме

Художественная культура

Несмотря на начавшуюся войну, мастера художественной культуры продолжали создавать свои произведения. В художественной культуре военной поры отразилось противостояние демократического и тоталитарного начал. Еще в довоенные годы появились произведения, предостерегавшие мир от надвигающейся военной угрозы. Таковыми стали картины П. Пикассо «Герника», С. Дали «Предчувствие гражданской войны», американский фильм-эпопея В. Флеминга «Унесенные ветром», фильм С. Эйзенштейна «Александр Невский». В условиях начавшейся войны Ч. Чаплин создал свой первый звуковой фильм-памфлет «Диктатор», в котором безжалостно высмеял Гитлера и нацистский режим. В конце войны для поднятия духа солдат вермахта режиссер Г. Якоби выпустил веселую кинооперетту «Женщина моих грез» с М. Рекк в главной роли (в советском прокате этот трофейный фильм получил название «Девушка моей мечты»). Большой резонанс получил написанный Э. Хемингуэем роман «По ком звонит колокол», посвященный граждан­ской войне в Испании и призывающий к ответственности за свою позицию в самые тяжелые моменты истории. Немецкий писатель Герман Гессе, еще в 1912 г. поселившийся в Швейцарии, закончил в 1943 г. свою самую знаменитую книгу «Игра в бисер». Французский военный летчик и знаменитый писатель Антуан де Сент-Экзюпери написал романтическую сказочную повесть «Маленький принц». Лишь после окончания войны был опубликован роман английского писателя Д. Оруэлла «Скотный двор» (написан в 1943 г.). Начавшаяся война вызвала массовую миграцию и эмиграцию деятелей культуры. Еще до войны были вынуждены покинуть родину многие германские деятели культуры, в их числе М. Дитрих, Б. Брехт, А. Зегерс. Не все выдержали вынужденную эмиграцию. В знак протеста против «духовной деградации Европы» покончил жизнь самоубийством австрийский писатель и драматург С. Цвейг. В подавленном состоянии пребывали и другие мастера культуры. В Англии и США представители творческой интелли­генции особенно активно вели антинацистскую пропаганду своим творчеством и публичными выступлениями. В списках, составленных немцами на случай оккупации Британских островов, немедленному аресту подлежали выдающиеся писатели Г. Уэллс, В. Вульф, Д. Пристли, Ч. Сноу и др. (Из курсов истории России 9 класса, а также литературы вспомните, какие произведения культуры были созданы в нашей стране в годы войны. Каковы были особенности развития художественной культуры в СССР в это время?) В Германии и Италии развитие художественной культуры проявлялось в возвеличивании национальных вождей — Гитлера и Муссолини, правящих фашистских партий, показе единства власти и народа. Наиболее наглядными примерами таких произведений служат: голова Муссолини, вырубленная в африканских горах К. ди Адуа; проекты Народного дома и триумфальной арки А. Шпеера; картины К. Хоммеля «Гитлер на поле битвы», Э. Меркера «Мрамор для рейхсканцелярии», Ф. Стегера «Политический фронт» и др. В стиле экспрессионизма создавались и музыкальные произведения немецких композиторов. В целом же в годы войны развитие культуры в воюющих странах испытало серьезные деформации, связанные как с изменением тематики произведений, так и с сужением жанрового разнообразия.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.171.20 (0.007 с.)