Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Борьба вокруг налоговой реформы
На протяжении многих лет Япония страдала от дефицита государственного бюджета. Сложное финансовое положение государства стало причиной проведения в 80-х годах комплексной административно-финансовой реформы. В целом успешная, она не привела, однако, к полному финансовому выздоровлению. Поэтому кабинет Накасонэ предпринял попытку ликвидировать бюджетный дефицит при помощи налоговой реформы, главным звеном которой должно было стать введение косвенного потребительского налога с продажи товаров и услуг, позволяющего разложить налоговое бремя на всех потребителей, не считаясь с уровнем их дохода. Еще в 1979 г. о намерении ввести такой 5 %-й налог заявлял премьер-министр О̄хира. Но сопротивление этой мере оказалось тогда настолько велико, что О̄хира был вынужден отказаться от своего намерения. Его собственные позиции в правящей партии были недостаточно сильны, а ЛДП тогда не оправилась еще от последствий «дела Локхид». Накасонэ принимал решение по тому же вопросу в иной обстановке. Его вдохновила внушительная победа либерал-демократов на «двойных» выборах (одновременные выборы в палату представителей и в палату советников) в июле 1986 г. Тогда Накасонэ пошел на роспуск палаты представителей исключительно из тактических соображений, приняв во внимание неготовность партий оппозиции к масштабной выборной кампании. Доля голосов, поданных за кандидатов ЛДП в палату представителей, увеличилась с 45,7 % на предыдущих выборах до 49,4 %, а доля полученных мест — с 48,9 % до 58,6 %. С учетом присоединившихся к ЛДП независимых депутатов правящая партия добилась большого перевеса над оппозицией: 304 депутатских мандата из 512 в палате представителей и 143 из 250 в палате советников. В ходе выборной кампании Накасонэ обещал не вводить крупномасштабный косвенный налог. Однако после победы обещание было отброшено, и правительство внесло в парламент законопроект о введении 5 %-го налога на потребительские товары и услуги без сокращения других налогов. Это вызвало совместный протест партий оппозиции и профсоюзов. Оппозиция бойкотировала работу парламента. Не удалось добиться принятия правительственного законопроекта и силовым путем, т. е. большинством голосов либерал-демократов в отсутствие депутатов оппозиции. Многие депутаты от ЛДП, ощущая на себе давление избирателей, настроенных против налога на потребление, не захотели поддержать Накасонэ. Правительственный законопроект был снят с обсуждения в парламенте.
Такэсита Нобору Неудача Накасонэ была использована его конкурентами внутри правящей партии в борьбе за пост лидера. В ноябре 1987 г. председателем ЛДП по договоренности между лидерами фракций стал руководитель крупнейшей из них — Такэсита Нобору (он возглавил бывшую фракцию Танака). Неотложность проблемы ликвидации зависимости бюджета от государственных займов побудила Такэсита повторить попытку провести реформу налогообложения. Большинством голосов депутатов правящей партии в декабре 1988 г. парламент принял группу правительственных законопроектов по налоговой реформе, включая введение единого налога на потребление. Оппозиции не помогли ни постановка вопроса о недоверии правительству (оно было отвергнуто большинством, которым правящая партия располагала), ни тактика затягивания обсуждения. Однако противодействие оппозиции не было бесполезным. Налог на потребление был установлен в 3 % от цены товара, т. е. меньше чем планировалось ранее. Объекты его применения были сокращены, налог не затронул, например, услуги в сфере медицины, социального обеспечения и образования. Одновременно были смягчены некоторые другие налоги. Тем не менее, введение потребительского налога вызвало отрицательную реакцию части электората правящей партии и стало одной из причин недолговечности кабинета Такэсита.
Новые факты коррупции в ЛДП. «Дело Рикрӯто»
Декларация, принятая в 1985 г. по случаю тридцатилетия ЛДП, содержала в себе заверения ее лидеров в стремлении к «высоким нормам политической этики» — «умеренности, самообладанию, честности и достоинству». Однако именно этих моральных качеств по-прежнему не хватало многим политикам правящей партии, коррупция в которой пустила глубочайшие корни. Новым ударом по репутации ЛДП стало начавшееся в 1988 г. расследование «дела Рикрӯто». Руководство компании «Рикрӯто», стремясь расширить свою информированность и влияние, установило через дочернюю фирму «Рикрӯто Космос» тайные связи с множеством политических деятелей, продавая им в благодарность за услуги акции по сильно заниженным ценам до того, как они официально объявлялись к продаже. Новые владельцы акций затем перепродавали их с большой для себя выгодой.
К «делу Рикрӯто» оказались причастными более ста человек. Щедрую финансовую поддержку от компании получили такие известные политики, как Такэсита, Накасонэ, Абэ, Миядзава, Ватанабэ, занимавшие руководящие партийные и правительственные посты и являвшиеся лидерами наиболее влиятельных в ЛДП фракций. Этим же каналом получения денежных средств пользовались председатель ПДС Цукамото и другие депутаты парламента. Японская общественность, считая, что данное разоблачение не более чем «видимая часть айсберга», резко осудила «грязную политику». Разъяснения либерал-демократов, будто в случае с компанией «Рикрӯто» деньги использовались не в целях личного обогащения, а на нужды партии, не смогли сбить волну массового возмущения. Руководство ЛДП было вынуждено объявить о намерении провести политическую реформу, направленную на «утверждение чистой политики». Одновременно ЛДП заявила о курсе на модернизацию и обновление собственной партии. Вслед за признанием необходимости политической реформы Такэсита в июне 1989 г. ушел в отставку, признав свою ответственность по «делу Рикрӯто». В июле того же года ЛДП потерпела чувствительное поражение на выборах в палату советников, впервые уступив по их результатам социалистам. Среди причин поражения либерал-демократов, помимо возмущения коррупцией, были также непопулярные экономические меры, осуществленные при кабинете Такэсита, в первую очередь, введение налога на потребление.
«Новая декларация» Социалистической партии Японии
В то время как либерал-демократы пытались укрепить свое положение, пошатнувшееся, прежде всего, в результате разоблачении коррупции в их среде, на левом фланге японской политики происходила собственная перестройка. Со второй половины 70-х годов в СПЯ начались поиски выхода из состояния длительного застоя. Одна из его причин усматривалась в несоответствии программы и политического курса социалистов современной реальности. Программный документ СПЯ «Путь к социализму в Японии», принятый в 1966 г. по настоянию группировок левой ориентации, требовал коренного пересмотра. За 10 лет, прошедших после его появления, на международной арене и внутри Японии произошло множество перемен, опровергавших его основные посылки. Обострение советско-китайских отношений, ввод войск социалистических стран в Чехословакию, китайская «культурная революция», а также экономический застой стран «реального социализма» наносили урон престижу социализма, дискредитируя саму социалистическую идею. А продолжающийся рост японской экономики, позитивные перемены в уровне жизни практически всех слоев населения показывали несостоятельность многих других положений программы СПЯ. Кого теперь могли, например, убедить слова о «падении престижа капитализма, обусловленного успехами стран социализма» или о неизбежности обнищания «всех слоев трудящихся, и, безусловно, рабочего класса»? Крупные сдвиги в социальной структуре японского общества под воздействием научно-технической революции, новые тенденции в рабочем движении требовали также уточнить взгляды СПЯ, касающиеся ее социальной опоры и задач в практической деятельности.
Решение приступить к пересмотру партийной программы было принято социалистами еще в 1977 г., но для его реализации потребовалось почти десятилетие. Заключительный этап дискуссии по этому вопросу развернулся в 1983 г., когда председатель ЦИК СПЯ Исибаси Масаси призвал к формированию облика «новой социалистической партии» — реалистической, проводящей конструктивную политику и нацеленной на приход к власти. Результатом острых споров стало утверждение в феврале 1986 г. «Новой декларации Социалистической партии», заменившей «Путь к социализму в Японии», а также формально не отмененную до тех пор Программу 1955 г. Новый программный документ СПЯ, подтверждая верность социалистическим идеалам, существенно отличался от прежних. В «Новой декларации» подчеркивался общенародный, а не классовый, как прежде, характер партии. Социализм рассматривался как «общечеловеческий принцип», а основополагающей идеей социализма было названо уважение к человеческой личности. «Проведение шаг за шагом реформ, осуществление качественных преобразований общества в направлении освобождения человека — это и есть социализм». С принятием «Новой декларации» японские социалисты сблизились по взглядам на существо социализма, на задачи и методы своей деятельности с западноевропейской социал-демократией. Вместе с тем, сохранилось и принципиальное отличие. Если большинство социал-демократических партий Европы давно стали сторонниками блоковой политики, признавая естественным участие своих стран в военно-политическом союзе НАТО, то в «Новой декларации» по-прежнему подчеркивалось, что Япония должна следовать «принципам неприсоединения, нейтралитета и невооружения». Более либеральное толкование социализма в «Новой декларации» не помогло СПЯ. Вскоре социалисты потерпели большое поражение на упоминавшихся выше «двойных» парламентских выборах 1986 г. Их депутатский корпус в палате представителей сократился до 86 человек, став, таким образом, почти в 2 раза меньше, чем в 1958 г. Под руководством Дои Такако, которая в том же году стала первой в Японии женщиной-лидером партии, СПЯ смогла несколько выправить положение. На выборах в палату советников в 1989 г. она даже опередила ЛДП. Однако тенденцию снижения их популярности среди избирателей социалистам удалось остановить только временно.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.34.146 (0.008 с.) |