Вопрос 2. Язык искусства. Специфика языка изобразительных видов искусств 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 2. Язык искусства. Специфика языка изобразительных видов искусств



1. Язык искусства - совокупность исторически сложившихся, особых в каждом виде искусства изобразительно-выразительных средств создания художественного образа. Ведущее значение в языке изобразительного искусства имеют выразительные средства композиции, отражающие индивидуальность художника, его эмоционально-чувственное и образное отражение мира.

Всякий язык искусства имеет свои критерии точности. Они более строги и сложны, чем в науке. Содержание художественных образов сложно объяснить. Объяснить - значит выразить содержание образа в другом языке, другими словами. Перевод художественного образа, его содержания на другой язык ведет к разрыву этой связи.

2. Важная особенность языков - их диалогичность, которая имеет место деловом и бытовом языке, но художественные слова становятся оптимальным способом общения. Они предполагают эмоциональный контакт автора - художника с собеседником - читателем, зрителем, слушателем. лексический общение искусство

Следовательно, специфика языка искусства заключается в создание многозначных текстов, у которого нет фиксированного значения.

3. Он образует художественную форму произведения искусства, воплощающую его содержание.

Пластические виды искусства – это искусства пространственные, т. е. изобразительное искусство (графика, живопись, скульптура), архитектура, декоративно – прикладное искусство, дизайн, и каждый из них имеет свою изобразительно - выразительную специфику.

4. Графика – это изображение, созданное с помощью штриха, линии, пятна.

Художественно – выразительные средства графических материалов связаны с особенностями красящих веществ Материалы эти могут быть сухие – мел, уголь, карандаш, пастель, сангина.

К печатной графике относятся гравюра, книжная графика, промышленная графика.

5. Особенностью живописи является создание образа с помощью цвета на плоскости. Основные техники живописи: акварель, гуашь, темпера, масляные краски, пастель.

6. Архитектура, целью которой является создание сооружений, отвечающих утилитарным и духовным потребностям человека. В эпоху Возрождения была выдвинута формула «польза – прочность – красота» как основа архитектуры. Различают три вида архитектуры, архитектура объемных сооружений, ландшафтная архитектура, и градостроительство.

7. Скульптура – один из видов пространственных пластических искусств, произведения, которого характеризуются объемом. Техника выполнения и образ зависят от используемого материала. Скульптура делится на два вида: круглую и рельеф. По содержанию и функциям скульптура делится на станковую, монументально – декоративную, декоративную и мелкую пластику.

8. Декоративно – прикладное искусство объединяет обширную область пластических искусств. Особое место в декоративном искусстве занимает орнамент. Он тесно связан с поверхностью, на которой он находится. Орнамент может быть графическим, живописным, скульптурным, может выполняться в разных материалах.

Декоративно – прикладное искусство включает в себя народные художественные промыслы и современное выставочное искусство. Особой разновидностью является народное изобразительное и прикладное искусство, запечатляющее в украшении предметов материальной культуры духовную культуру народа

Основа народного искусства – коллективное начало и народная традиция, которая является результатом связей народного искусства с окружающей средой, сохраняющей духовные ценности народа в образно – художественном выражении.

 

3. Художественное направление как основная единица измерения истории искусства. Художественное течение. Художественная школа.

 

Важнейшая категория эстетики, помогающая понять художественный процесс, его исторические этапы и звенья, обобщенно описывающая его — художественное направление. Эта коренная категория имеет инструментально-методологическое значение и применяется при анализе литературного развития и выявлении его исторических, национальных и региональных особенностей.

 

Возникновение новых направлений искусства происходит на основе художественно-мыслительных предпосылок и традиций, изменяющихся под воздействием новых исторических реалий и под влиянием науки, философии, религии и других материальных и духовных факторов. Каждое новое художественное направление стремится создать опору человеку в его стремлении к идеалу, который исторически изменчив, социально дифференцирован и эстетически определенен.

 

Направление — коренная категория теории и истории художественного процесса. Между тем эта категория не разработана и часто отождествляется с течением, школой, методом и стилем. Направление не имеет точного определения, порой отрицается само его существование и целые школы провозглашают произведение единственной реальностью искусства. Несомненно, произведение — наиболее достоверная и ощутимая реальность искусства. Однако столь же несомненна реальность типологической общности произведений разных писателей. Изучение художественного произведения может быть всесторонним только при раскрытии связи между ним и близкой ему типологической группой произведений.

 

Направление — система художественных произведений, построенных по одной типологической модели с инвариантной (единой и устойчивой) концепцией мира. Смена художественных направлений — процесс изменения художественной концепции мира, проявляющийся через изменение типа структуры художественного произведения.

 

Школа — художественное направление, теоретически осознавшее себя, очертившее свои границы и выделившееся из художественного процесса в самостоятельное организационно оформленное образование, определившее свой состав (членство), имеющее свою теоретическую платформу (манифест, программу, принципы).

 

Течения — варианты устойчивой художественной концепции мира, присущей направлению.

 

Категория «художественное направление» позволяет охватить развитие искусства в его сложности. В одну художественную эпоху обычно входят несколько значительных художественных направлений. Художественный процесс не совпадает полностью с основными направлениями эпохи, он богаче своих ведущих тенденций. В нем много не устоявшегося, а направления схватывают только то, что уже устоялось.

 

При рассмотрении каждого направления автор делает акценты на следующих вопросах:

 

происхождение названия данного художественного направления;

 

когда и где оно возникло и какое время существовало;

 

родоначальник направления;

 

какова его художественная концепция;

 

каковы его философско-эстетические основы;

 

предшественники направления;

 

связь с традицией;

 

особенности;

 

место в текущем художественном процессе; особенности восприятие направления современниками и в последующие периоды; последователи;

 

главный для данного направления вид искусства; основные произведения данного направления; художественная критика о данном художественном направлении; теоретические идеи направления; отношение к науке; особенности метода

 

эпицентр и распространение данного художественного направления;

 

что направление внесло в мировую культуру (художественные итоги).

 

В процессе развития искусства сменяется приоритет изобразительности и выразительности. Отметивший эту закономерность академик Н.И. Балашов подчеркивает, что XX в. — эпоха приоритета выразительности. Еще одно глубинное изменение художественного видения мира произошло также в XX в.: начиная с античности действительность представлялась гармоничной (лишь на периферии реальности ютилась дисгармония), со второй половины XX в. мир воспринимается художником как хаос, на периферии которого могут быть оазисы гармонии. Эту идею в теоретической форме прокламирует современная наука хаология.

 

Основной единицей измерения истории искусств является художественное направление, т.е. совокупностъ произведений, сближающихся друг с другом по ряду существенных идейно-эстетических признаков. Отсюда становится понятным, что понятия «классицизм» и «барокко», «романтизм» и «критический реализм», «натурализм» и «импрессионизм» и т.д. и т.п. обозначают и методы творчества более или менее широких групп художников, и вырастающие на этой основе направления историко-художественного процесса. В обществе, раздираемом противоречиями и потому лишенном единства миропонимания, психологии и идеалов, неизбежна кристаллизация различных методов художественного творчества; столкновение этих методов, их противоборство становится непосредственной движущей силой художественного развития, общества и запечатлевается во взаимодействии художественных направлений, которые складываются на основе каждого творческого метода или исторического сцепления нескольких методов.

 

Будучи основной единицей измерения истории искусства, художественное направление обнаруживает, однако, и некие внутренние членения. В реальном историко-художественном процессе формирование и развитие едва ли не каждого направления протекает в различных условиях — национально-своеобразных, провинциально-специфических, исторически локальных, наконец, преломляющихся особенным образом в той пли иной культурной среде. Все эти факторы дробят единое художественное направление и одновременно его конкретизируют, позволяя ему выявить богатство своих художественных возможностей. Подобные конкретные проявления и преломления художественного направления обычно называют художественными течениями или художественными школами.

 

Понятие «школа» употребляется чаще всего для обозначения национальных и провинциальных разветвлений художественного направления — так говорят, например, об «итальянской школе» в истории живописи Нового времени или о «новгородской школе» в художественной культуре русского средневековья. Течениями же, как правило, называют такие художественные движения, которые образуются в определенных национальных и исторических условиях и объединяют известные группы художников, близких друг другу не только по общим идейноэстетическим установкам творческого метода, но и по конкретному пониманию решаемых ими художественных задач в пределах того или иного вида искусства. Эта близость выражается подчас в схожести художественного языка, а иногда и в организационном объединении данной группы художников с целью совместной публикации, экспонирования или постановки их произведений. Подобными течениями были, например, передвижничество, движение «новой волны» во французской кинематографии, деятельность разнообразных творческих объединений советских писателей, живописцев, композиторов в 20-е годы.

 

Теоретический смысл таких терминологических разграничений состоит в том, что явления, находящиеся на уровне художественного течения или художественной школы, нельзя рассматривать как самодовлеющие художественные образования, на которых вправе

 

остановиться обобщение конкретного материала в изучении истории искусства. Развитие искусствознания отчетливо показало, что подобная остановка, явно позитивистского происхождения, ведет к поверхностному, эмпирическому описательству и не позволяет вскрыть закономерности, лежащие на более глубоком уровне — на уровне формирования, развития, смены и борьбы художественных направлений. Один из ярких примеров такой позитивистской методологии — распространенная на Западе и имевшая, к сожалению, приверженцев среди наших ученых точка зрения на реализм как на течение, возникшее во Франции в 50-е годы XIX в., тогда же получившее из уст Шанфлери и Г. Курбе свое имя и вскоре вытесненное натурализмом в литературе и импрессионизмом в живописи. Точно так же и Романтизм, и Модернизм часто ограничивают узкими рамками течений, которые так себя называли, тогда как течения эти были лишь частными проявлениями гораздо более широких художественных направлений. Однако другой крайностью является расширение понятий «реализм» и «романтизм» до масштабов всей мировой истории искусства.

 

Понять сущность каждого художественного течения, осмыслить его появление, развитие и исчезновение, определить его истинную роль в истории искусства можно лишь в том случае, если художественные течения соотносятся с художественными направлениями, если связь течений и направлений рассматривается с точки зрения диалектики особенного и общего. Когда же в эту цепь подключается третье необходимое звено — индивидуально-своеобразное творчество художника.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 1194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.200.143 (0.014 с.)