Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 2. Язык искусства. Специфика языка изобразительных видов искусств
1. Язык искусства - совокупность исторически сложившихся, особых в каждом виде искусства изобразительно-выразительных средств создания художественного образа. Ведущее значение в языке изобразительного искусства имеют выразительные средства композиции, отражающие индивидуальность художника, его эмоционально-чувственное и образное отражение мира. Всякий язык искусства имеет свои критерии точности. Они более строги и сложны, чем в науке. Содержание художественных образов сложно объяснить. Объяснить - значит выразить содержание образа в другом языке, другими словами. Перевод художественного образа, его содержания на другой язык ведет к разрыву этой связи. 2. Важная особенность языков - их диалогичность, которая имеет место деловом и бытовом языке, но художественные слова становятся оптимальным способом общения. Они предполагают эмоциональный контакт автора - художника с собеседником - читателем, зрителем, слушателем. лексический общение искусство Следовательно, специфика языка искусства заключается в создание многозначных текстов, у которого нет фиксированного значения. 3. Он образует художественную форму произведения искусства, воплощающую его содержание. Пластические виды искусства – это искусства пространственные, т. е. изобразительное искусство (графика, живопись, скульптура), архитектура, декоративно – прикладное искусство, дизайн, и каждый из них имеет свою изобразительно - выразительную специфику. 4. Графика – это изображение, созданное с помощью штриха, линии, пятна. Художественно – выразительные средства графических материалов связаны с особенностями красящих веществ Материалы эти могут быть сухие – мел, уголь, карандаш, пастель, сангина. К печатной графике относятся гравюра, книжная графика, промышленная графика. 5. Особенностью живописи является создание образа с помощью цвета на плоскости. Основные техники живописи: акварель, гуашь, темпера, масляные краски, пастель. 6. Архитектура, целью которой является создание сооружений, отвечающих утилитарным и духовным потребностям человека. В эпоху Возрождения была выдвинута формула «польза – прочность – красота» как основа архитектуры. Различают три вида архитектуры, архитектура объемных сооружений, ландшафтная архитектура, и градостроительство.
7. Скульптура – один из видов пространственных пластических искусств, произведения, которого характеризуются объемом. Техника выполнения и образ зависят от используемого материала. Скульптура делится на два вида: круглую и рельеф. По содержанию и функциям скульптура делится на станковую, монументально – декоративную, декоративную и мелкую пластику. 8. Декоративно – прикладное искусство объединяет обширную область пластических искусств. Особое место в декоративном искусстве занимает орнамент. Он тесно связан с поверхностью, на которой он находится. Орнамент может быть графическим, живописным, скульптурным, может выполняться в разных материалах. Декоративно – прикладное искусство включает в себя народные художественные промыслы и современное выставочное искусство. Особой разновидностью является народное изобразительное и прикладное искусство, запечатляющее в украшении предметов материальной культуры духовную культуру народа Основа народного искусства – коллективное начало и народная традиция, которая является результатом связей народного искусства с окружающей средой, сохраняющей духовные ценности народа в образно – художественном выражении.
3. Художественное направление как основная единица измерения истории искусства. Художественное течение. Художественная школа.
Важнейшая категория эстетики, помогающая понять художественный процесс, его исторические этапы и звенья, обобщенно описывающая его — художественное направление. Эта коренная категория имеет инструментально-методологическое значение и применяется при анализе литературного развития и выявлении его исторических, национальных и региональных особенностей.
Возникновение новых направлений искусства происходит на основе художественно-мыслительных предпосылок и традиций, изменяющихся под воздействием новых исторических реалий и под влиянием науки, философии, религии и других материальных и духовных факторов. Каждое новое художественное направление стремится создать опору человеку в его стремлении к идеалу, который исторически изменчив, социально дифференцирован и эстетически определенен.
Направление — коренная категория теории и истории художественного процесса. Между тем эта категория не разработана и часто отождествляется с течением, школой, методом и стилем. Направление не имеет точного определения, порой отрицается само его существование и целые школы провозглашают произведение единственной реальностью искусства. Несомненно, произведение — наиболее достоверная и ощутимая реальность искусства. Однако столь же несомненна реальность типологической общности произведений разных писателей. Изучение художественного произведения может быть всесторонним только при раскрытии связи между ним и близкой ему типологической группой произведений.
Направление — система художественных произведений, построенных по одной типологической модели с инвариантной (единой и устойчивой) концепцией мира. Смена художественных направлений — процесс изменения художественной концепции мира, проявляющийся через изменение типа структуры художественного произведения.
Школа — художественное направление, теоретически осознавшее себя, очертившее свои границы и выделившееся из художественного процесса в самостоятельное организационно оформленное образование, определившее свой состав (членство), имеющее свою теоретическую платформу (манифест, программу, принципы).
Течения — варианты устойчивой художественной концепции мира, присущей направлению.
Категория «художественное направление» позволяет охватить развитие искусства в его сложности. В одну художественную эпоху обычно входят несколько значительных художественных направлений. Художественный процесс не совпадает полностью с основными направлениями эпохи, он богаче своих ведущих тенденций. В нем много не устоявшегося, а направления схватывают только то, что уже устоялось.
При рассмотрении каждого направления автор делает акценты на следующих вопросах:
происхождение названия данного художественного направления;
когда и где оно возникло и какое время существовало;
родоначальник направления;
какова его художественная концепция;
каковы его философско-эстетические основы;
предшественники направления;
связь с традицией;
особенности;
место в текущем художественном процессе; особенности восприятие направления современниками и в последующие периоды; последователи;
главный для данного направления вид искусства; основные произведения данного направления; художественная критика о данном художественном направлении; теоретические идеи направления; отношение к науке; особенности метода
эпицентр и распространение данного художественного направления;
что направление внесло в мировую культуру (художественные итоги).
В процессе развития искусства сменяется приоритет изобразительности и выразительности. Отметивший эту закономерность академик Н.И. Балашов подчеркивает, что XX в. — эпоха приоритета выразительности. Еще одно глубинное изменение художественного видения мира произошло также в XX в.: начиная с античности действительность представлялась гармоничной (лишь на периферии реальности ютилась дисгармония), со второй половины XX в. мир воспринимается художником как хаос, на периферии которого могут быть оазисы гармонии. Эту идею в теоретической форме прокламирует современная наука хаология.
Основной единицей измерения истории искусств является художественное направление, т.е. совокупностъ произведений, сближающихся друг с другом по ряду существенных идейно-эстетических признаков. Отсюда становится понятным, что понятия «классицизм» и «барокко», «романтизм» и «критический реализм», «натурализм» и «импрессионизм» и т.д. и т.п. обозначают и методы творчества более или менее широких групп художников, и вырастающие на этой основе направления историко-художественного процесса. В обществе, раздираемом противоречиями и потому лишенном единства миропонимания, психологии и идеалов, неизбежна кристаллизация различных методов художественного творчества; столкновение этих методов, их противоборство становится непосредственной движущей силой художественного развития, общества и запечатлевается во взаимодействии художественных направлений, которые складываются на основе каждого творческого метода или исторического сцепления нескольких методов.
Будучи основной единицей измерения истории искусства, художественное направление обнаруживает, однако, и некие внутренние членения. В реальном историко-художественном процессе формирование и развитие едва ли не каждого направления протекает в различных условиях — национально-своеобразных, провинциально-специфических, исторически локальных, наконец, преломляющихся особенным образом в той пли иной культурной среде. Все эти факторы дробят единое художественное направление и одновременно его конкретизируют, позволяя ему выявить богатство своих художественных возможностей. Подобные конкретные проявления и преломления художественного направления обычно называют художественными течениями или художественными школами.
Понятие «школа» употребляется чаще всего для обозначения национальных и провинциальных разветвлений художественного направления — так говорят, например, об «итальянской школе» в истории живописи Нового времени или о «новгородской школе» в художественной культуре русского средневековья. Течениями же, как правило, называют такие художественные движения, которые образуются в определенных национальных и исторических условиях и объединяют известные группы художников, близких друг другу не только по общим идейноэстетическим установкам творческого метода, но и по конкретному пониманию решаемых ими художественных задач в пределах того или иного вида искусства. Эта близость выражается подчас в схожести художественного языка, а иногда и в организационном объединении данной группы художников с целью совместной публикации, экспонирования или постановки их произведений. Подобными течениями были, например, передвижничество, движение «новой волны» во французской кинематографии, деятельность разнообразных творческих объединений советских писателей, живописцев, композиторов в 20-е годы.
Теоретический смысл таких терминологических разграничений состоит в том, что явления, находящиеся на уровне художественного течения или художественной школы, нельзя рассматривать как самодовлеющие художественные образования, на которых вправе
остановиться обобщение конкретного материала в изучении истории искусства. Развитие искусствознания отчетливо показало, что подобная остановка, явно позитивистского происхождения, ведет к поверхностному, эмпирическому описательству и не позволяет вскрыть закономерности, лежащие на более глубоком уровне — на уровне формирования, развития, смены и борьбы художественных направлений. Один из ярких примеров такой позитивистской методологии — распространенная на Западе и имевшая, к сожалению, приверженцев среди наших ученых точка зрения на реализм как на течение, возникшее во Франции в 50-е годы XIX в., тогда же получившее из уст Шанфлери и Г. Курбе свое имя и вскоре вытесненное натурализмом в литературе и импрессионизмом в живописи. Точно так же и Романтизм, и Модернизм часто ограничивают узкими рамками течений, которые так себя называли, тогда как течения эти были лишь частными проявлениями гораздо более широких художественных направлений. Однако другой крайностью является расширение понятий «реализм» и «романтизм» до масштабов всей мировой истории искусства.
Понять сущность каждого художественного течения, осмыслить его появление, развитие и исчезновение, определить его истинную роль в истории искусства можно лишь в том случае, если художественные течения соотносятся с художественными направлениями, если связь течений и направлений рассматривается с точки зрения диалектики особенного и общего. Когда же в эту цепь подключается третье необходимое звено — индивидуально-своеобразное творчество художника.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 1194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.200.143 (0.014 с.) |