Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия



 

Принципиально иначе ведёт себя на рынке чистая монополия. Если конкурентная фирма в целях получения максимальной прибыли приспосабливает свой объём производства и издержки к рыночной цене, то чистая монополия контролирует и цену, и объём производства.

 

 


В целях получения максимальной прибыли монополия может осуществлять ценовую дискриминацию (устанавливать разные цены для покупателей с неодинаковыми доходами) При этом монополия назначает для каждой группы покупателей максимально возможную цену, которую они готовы заплатить. Политика ценовой дискриминации даёт возможность производить такой объём продукции, какой был бы в условиях конкурентного рынка.

Для монопольно-конкурентного рынка характерны: во-первых, наличие множества небольших фирм, производящих дифференцированный продукт, несколько отличающийся от продукции конкурентов; во-вторых, свободный вход и выход с рынка.

Дифференциация продукта (разновидности продукта, произведённые для различных сегментов рынка) придаёт данной структуре рынка черты уникальности. Поэтому монопольно-конкурентные фирмы обладают некоторым контролем над ценой своих товаров, как и чистая монополия. Наличие множества небольших фирм делает данную структуру рынка похожей на чистую конкуренцию. Но в отличие от совершенной конкуренции сбыт монопольно-конкурентной фирмы ограничен и определяется такими факторами, как рыночная цена, качество продукта, величина расходов на рекламу.

 

 

 


Немногочисленность фирм в отрасли порождает всеобщую взаимозависимость, которая вынуждает каждую фирму взвешивать ответные действия, реакцию конкурентов при изменении своей ценовой политики. Поскольку эта реакция неодназначна и непредсказуема, то очень сложно создать общую теорию олигополии. В настоящее время разработан ряд моделей, описывающих конкретные хозяйственные ситуации. К их числу относятся: модель дуополии Курно (ценовая война), модель ломаной кривой спроса (жёсткость ценообразования), модель, основанная на тайном сговоре (картель), модель ценового лидерства, модели, связанные с применением теории игр.

Единой оценки эффективности олигополистического ценообразования нет. Существуют две точки зрения по поводу эффективности данной структуры рынка: во-первых, традиционная – полагает, что олигополия близка к монополии. Олигополия, как и монополия, ограничивает объём производства в целях повышения цены и прибыли; во-вторых, точка зрения Шумпетера-Гэлбрейта состоит в предположении, что олигополия действует как конкурентная фирма, применяя новые технологии, увеличивает объём производства и снижает уровень цен до конкурентного. Причина такого поведения заключается в том, что олигополия – крупная фирма, способная финансировать НИОКР, а наличие барьеров для вступления в отрасль создаёт уверенность в получении прибыли от инноваций в будущем.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.36.141 (0.004 с.)