Выявление грамматической основы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выявление грамматической основы



Ошибки, которые допускаются экзаменуемыми при выполнении этого задания, обусловлены слабым знанием теории, что не позволяет правильно производить синтаксический разбор предложения: неверно определяется грамматическая основа, не опознаются второстепенные члены предложения, не различаются однородные члены и простые предложения в составе сложного, не выявляются условия обособления тех или иных синтаксических конструкций и т.д. Это, в свою очередь, приводит к ошибкам в постановке знаков препинания.

Примеры тренировочных заданий

Простое осложнённое предложение

1. Прочитайте предложение. Выпишите все цифры, обозначающие запятые между однородными членами.

 

1. Я вспоминаю долгие часы работы над рукописью, (1) наши споры, (2) поиски лучшего, (3) радость находок и новых открытий.

2. Мы остановились возле большого каменного дома, (1) огороженного высоким забором, (2) из-за которого доносились чей-то заливистый смех, (3) весёлые возгласы и натужное тявканье щенка.

3. Нельзя воспитать таёжника, (1) если с детства оберегать его от риска, (2) от опасности, (3) от маленьких царапин.

 

2. Прочитайте предложение. Выпишите все цифры, обозначающие запятые при обособленном определении или приложении.

 

1. В зрительном зале, (1) отгороженном от сцены занавесом, (2) тоже был полумрак.

2. Картон, (1) бумага, (2) прочий хлам лежали в специальном амбаре,(3) построенном во дворе позади лавки.

3. Через полчаса пароход, (1) оставив после себя пенный след, (2) исчез в море,(3) затянутом сероватой дымкой.

 

3. Прочитайте предложение. Выпишите все цифры, обозначающие запятые при обособленном обстоятельстве.

1. Ребята обратили внимание на машину, (1) которая, (2) подняв облако пыли,(3) неслась по дороге.

2. Река, (1) сжатая с обеих сторон неприступной стеной леса, (2) пенилась, (3) вздымая валы,(4) и стремительно скользила мимо.

3. Девочка, (1) робко передвигая ножки,(2) скользила,(3) поминутно останавливаясь и переводя дух,(4) в своих новеньких «снегурочках» с закрученными носами.

 

Задание № 4. Синтаксический анализ

Краткая характеристика задания

 

В задании проверяются знание типов связи слов в словосочетании и грамматические нормы, регулирующие связь главного и зависимого слова в словосочетании.

 

Формулировка задания

Замените словосочетание «деревянная шкатулка», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Рекомендации по выполнению задания

В данном случае проверяется знание типов подчинительной связи, при которой одно слово является главным, другое – зависимым. Необходимо выучить названия типов подчинительной связи: согласование, управление, примыкание; освоить приёмы опознавания этих типов связи в словосочетании, чтобы использовать эти знания и умения при выполнении синонимичной замены.

Алгоритм выполнения задания

1. Внимательно прочитайте задание. Тип связи предложенного словосочетания в задании уже указан, поэтому подчеркните название типа связи, по которому требуется перестроить словосочетание.

2. В предложенном словосочетании найдите главное слово (от него задаём вопрос к зависимому) и зависимое (то, к которому задаём вопрос от главного).

3. Главное слово оставьте без изменения (его грамматическую форму менять нельзя).

4. Определите, какой частью речи выражено зависимое слово, на какой вопрос оно отвечает.

5. Подберите к зависимому слову в исходном словосочетании однокоренное слово другой части речи в соответствии с требованием речевой задачи (для каждого типа подчинительной связи существуют разные способы выражения зависимого слова).

6. Поменяйте словосочетание на синонимичное. Место зависимого слова по отношению к главному может измениться. Проверьте смысловую синонимию словосочетаний.

7. Запишите получившееся словосочетание в строку ответа.

Комментарий к выполнению задания

(рассуждение по алгоритму при выполнении задания)

Смысловую связь между главным и зависимым словом устанавливаем по вопросу. Шкатулка (какая?) деревянная. В исходном словосочетании главное слово – шкатулка, зависимое слово – деревянная. Зависимое слово является прилагательным, что и служит признаком типа связи «согласование»: при изменении формы главного слова меняется и зависимое, то есть они согласуются.

Необходимо помнить, что зависимое слово при управлении может быть выражено именем существительным или местоимением. Подбираем к прилагательному деревянная однокоренное существительное дерево.

При типе связи «управление» зависимое слово всегда стоит в определённой падежной форме и отвечает на падежный вопрос. Перестраиваем исходное словосочетание так, чтобы от главного слова к зависимому можно было задать падежный вопрос: шкатулка из (чего? Р.п.) дерева.

Записываем получившееся словосочетание в строку ответа.

 

Анализ типичных ошибок

Ошибки при выполнении этого задания связаны:

1) с непониманием законов построения словосочетания (например, механическая перестановка слов в словосочетании: «деревянная шкатулка» – «шкатулка деревянная»);

2) с неумением находить в словосочетании главное и зависимое слово и определять типы связи в словосочетаниях (смешиваются типы связи: согласование «ночная прохлада» – управление «прохлада ночи» – примыкание «прохлада утром»), что объясняется в том числе и незнанием частей речи;

3) с неумением использовать в речи грамматическую синонимию («шкатулка с деревом», «деревянная шкатулочка») и правильно образовывать нужную словоформу («дно колодца» – «колоденное дно»).

 

Примеры тренировочных заданий

1. В каждой паре словосочетаний найдите и подчеркните словосочетание со связью согласование.

Объявил перерыв – поздним вечером, прочитали про себя – в первом классе, весело рассмеялся – весёлый смех, улыбчивый человек – говорил с улыбкой.

 

2. Заполните таблицу: выпишите номера приведённых ниже словосочетаний в строки таблицы, соответствующие типу связи в этих словосочетаниях.

3.

Тип связи в словосочетании Словосочетания
Согласование  
Управление  
Примыкание  

1) Замечательная улыбка; 2) написать сочинение; 3) быстро прочитать, 4) говорить улыбаясь; 5) в домашнем задании; 6) ночной Париж; 7) Париж ночью; 8) необдуманный поступок; 9) отправился на учёбу.

 

4. Замените словосочетание со связью управление синонимичным со связью примыкание.

1. Улыбнулся с радостью – _________________________________

2. Сказал с насмешкой – ___________________________________

3. С нежностью простился – ________________________________

4. Посмотрел с недоумением – ______________________________

5. Поклонился с почтением– ________________________________

Задание № 5. Орфографический анализ

Краткая характеристика задания

Обучающимся предлагается найти верные варианты в объяснении орфограмм, то есть провести орфографический анализ пяти предъявленных слов. Это задание вызывает у девятиклассников наибольшие затруднения, так как подобный анализ требует знаний не только в области орфографии, но и в области фонетики, морфемики, словообразования, морфологии.

Формулировка задания

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) ПРИШКОЛЬНЫЙ – написание приставки определяется её значением – расположение вблизи.

2) ПРОЧИТАНА (быстро) – в краткой форме страдательного причастия прошедшего времени пишется одна буква Н.

3) НИКТО – в приставке отрицательного местоимения под ударением пишется буква И.

4) НАМАЖЬ – в форме повелительного наклонения глагола буква Ь пишется для обозначения мягкости предшествующего согласного.

5) ПОДГОРЕЛ – написание безударной гласной в корне слова проверяется подбором формы слова, в котором эта гласная находится под ударением.

 

Рекомендации по выполнению задания

Необходимо выбрать правильное объяснение написания указанной в примере буквы. Лишь хорошо зная орфографические правила и имея сформированный навык применения этих правил в практике письма, можно успешно выполнить это задание. Не следует пытаться угадать ответ: буква, слитное / дефисное / раздельное написание могут иногда вспомниться благодаря кинетическому навыку написания слов, зрительной памяти, – но грамматическое правило угадать невозможно.

Орфографических правил очень много, и их сознательное применение требует прочных теоретических знаний в областях:

• морфологии (грамматические признаки разных частей речи),

• морфемики и словообразования (строение слова, способы словообразования),

• лексики (лексическое значение слова, прямые и переносные значения слова и т.д.).

Начинать выполнение задания 5 следует с определения части речи выделенного в примере слова – это сразу позволить сузить круг правил, которые надо вспомнить, чтобы точно оценить верность утверждения, объясняющего правописание приведённого в примере слова.

Затем необходимо сделать морфемный анализ – опознать часть слова, в которой находится орфограмма. Иногда этого бывает достаточно, чтобы применить нужное правило, но чаще всего следует провести и словообразовательный анализ – так, например, устанавливается количество букв Н в суффиксах разных частей речи.

Работайте с каждым примером отдельно. В задании пять примеров, значит, алгоритм надо будет применить пять раз.

 

Алгоритм выполнения задания

1. Прочитайте первый пример: выделенное слово и объяснение его написания.

2. Определите, какой частью речи является выделенное слово.

3. Установите, в какой части слова (в приставке, корне, суффиксе, окончании) находится указанное в объяснении орфографическое явление.

4. Если нужно, определите, от какой части речи образовано данное слово.

5. Вспомните правило правописания данной морфемы в установленной вами части речи.

6. Ещё раз прочитайте в примере объяснение написания выделенного слова – проверьте, соответствует ли это объяснение выявленному Вами правилу.

7. Верное объяснение написания выделенного слова является правильным ответом. Запишите его в строку ответа.

 

Комментарий к выполнению задания

(рассуждение по алгоритму при выполнении задания)

По условию задания необходимо указать варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова, и записать номера этих ответов.

В примере 1 объясняется написание приставки ПРИ- в слове ПРИШКОЛЬНЫЙ. Вспомните, что правописание приставок не зависит от принадлежности слова к той или иной части речи и регламентируется особыми правилами. Различать приставки ПРИ- и ПРЕ- помогает лексический анализ: приставки придают слову разный смысл. Приставка ПРИ- имеет значение «расположение вблизи». Слово ПРИШКОЛЬНЫЙ означает «находящийся около школы». Проведите сопоставление найденного Вами объяснения с тем, которое дано в утверждении задания.

Вывод. Объяснение написания приставки верное, значит, это правильный ответ. Запишите его в строку ответа.

В примере 2 объясняется правописание буквы Н в слове ПРОЧИТАНА.

Морфемный анализ помогает выяснить, что буква Н находится в суффиксе.

Слово «прочитана» обозначает признак предмета по действию, отвечает на вопрос «Какова?», употреблено в краткой форме. Восстановите полную форму – «прочитанная».

Проведите словообразовательный анализ: слово «прочитанная» образовано от приставочного глагола совершенного вида «прочитать», значит, это страдательное причастие прошедшего времени.

Вспомните правило выбора количества букв Н в краткой форме причастия: «В суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени пишется одна буква Н».

Сопоставьте с объяснением, данным в утверждении задания.

Вывод. Объяснение выбора количества букв Н в суффиксе краткой формы страдательного причастия прошедшего времени верное, значит, это правильный ответ. Запишите его в строку ответа.

В примере 3 объясняется выбор буквы в приставке слова НИКТО. Для определения части речи этого слова задайте к нему вопрос: «Кто?». На данный вопрос отвечают имена существительные и местоимения. НИКТО – отрицательное местоимение. В отрицательных местоимениях пишутся приставки НЕ- и НИ-. Правило определения написания гласной буквы в этих приставках связано с ударением: под ударением пишется Е, без ударения – И. Сопоставьте с объяснением, данным в утверждении задания.

Вывод. Объяснение выбора буквы в приставке отрицательного местоимения противоречит правилу, значит, этот ответ неверный.

В примере 4 приводится условие написания буквы Ь после шипящего в слове НАМАЖЬ. По вопросу «что сделай?» можно установить не только часть речи – глагол, но и грамматическую форму – повелительное наклонение. Теперь вспомните правило написания буквы Ь после шипящих на конце слов: в этой позиции Ь не обозначает мягкости предшествующего согласного, а служит показателем грамматической формы. В данном случае Ь показывает, что глагол «намазать» употреблён в форме повелительного наклонения.

В примере 5 речь идёт о выборе гласной в корне слова ПОДГОРЕЛ. В русском языке выделяются три типа безударных гласных в корне: 1) проверяемые, 2) непроверяемые и 3) чередующиеся. В данном случае в слове «подгорел» выделяется корень -гор-, который относится к омонимичным корням: гласная может быть проверяемой (гора-горка, горевать- горе) или чередующейся (значение корня в этом случае связано с горением пламени в прямом и переносном смыслах). Слово «подгорел» означает «почернел снизу / с боков из-за действия огня», значит, в этом слове – корень с чередованием гласных. Вспомните правило: «В корне с чередованием -гар-/-гор- в безударном положении пишется буква О». Сопоставьте с данной в утверждении формулировкой.

Вывод. Объяснение выбора буквы в корне слова относится к другому типу корней с безударной гласной, значит, этот ответ неверный.

Итак, в строку ответа надо записать: 12.

 

Анализ типичных ошибок

Ошибки при выполнении заданий, связанных с орфографией, обусловлены многими причинами.

1. Неточное понимание или незнание правил правописания. Эта ситуация возникает тогда, когда учащийся не осознанно анализирует каждый конкретный пример путём обращения к орфографическим правилам, а руководствуется догадками.

2. Незнание морфологических признаков слова, неумение определять часть речи по условиям контекста, определять грамматическое и лексическое значение слова, различать созвучные словоформы.

3. Неумение анализировать морфемный состав слова, определять значение созвучных морфем, подбирать родственные слова; неумение анализировать звуковой состав слова, который подразумевает различение звонких и глухих согласных, ударных и безударных гласных и т.д.

4. Неумение / нежелание использовать определённую последовательность действий (алгоритм). В результате ученик упускает некоторые важные элементы, учитывает не все условия задания, а лишь отдельные его компоненты.

Примеры тренировочных заданий

1. Определите вид безударной гласной в корне слова в каждой паре слов. Заполните таблицу: запишите номера этих пар в соответствующие ячейки таблицы.

Вид безударной гласной Номер пары слов
Проверяемая  
Непроверяемая  
Чередующаяся  

1) зарница, растение

2) капуста, карьера

3) голосование, объединение

4) обмакнуть, уравнение

5) наслаждение, задрожать

 

2. Среди приведённых ниже выделенных слов найдите слово, написание которого соответствует следующему правилу орфографии: «После шипящих под ударением в окончаниях глаголов слышится О, а пишется Ё». Запишите номер этого слова.

1) (среди) девч..нок

2) освещ..нный (пламенем)

3) печ..т (пирожки)

4) сильный (ож..г)

5) (выглядеть) пугающ..

3. Найдите слово, которое соответствует следующему утверждению: «Разделительный Ъ пишется после приставок на согласную перед буквами Е, Ё, Ю, Я».

1) подняться на п..едестал

2) сер..ёзный разговор

3) зарос бур..яном

4) сильная в..юга

5) закончить с..ёмки



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 655; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.204.208 (0.064 с.)