Нормы произношения в русском языке 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нормы произношения в русском языке



Московский говор -акающий, поэтому и современный русский язык характеризуется аканьем. В русской литературной речи безударный о не произносится, а заменяется в первом предударном слоге на а, в остальных слогах произносится среднее ы/а. Для современной произносительной системы русского языка характерно не только аканье, но еще «иканье»: в безударном положении все гласные, кроме у, в первом пре­дударном слоге после мягких согласных заменяются звуком [ и] с призвуком [ э ]. Например, лес- л'[и]сник, часы – ч[и]сы. После ж,ш на месте а произносится а или ы: жасмин, жакет, но жылеть, лошыдей.

Сохранение произношения безударного о возможно в союзах, заимствованных словах: фор-пост, бомонд, Ромео и др.

После ж, ш, ц на месте е в первом предударном слоге произносится ы/эжена, шептать, в других безударных слогах произносится ы/ашерстяной, целиком.

Произношение гласных в заударных слогах аналогично произношению в безударных слогах, кроме первого.

В абсолютном начале слов на месте буквы иноязычного происхождения э про­износится [ э ] – [ э]кран, [э]таж, [э]поха.

Сочетания аа, оо, ао, оа могут произноситься аакоала, евроа­зиатский.

Особенности перехода ударного е в о

Произнесение звуков [е] или [о] после мягких согласных под ударением вызывает затруднения у многих носителей русского языка.

Следует запомнить: Опека(не опёка), афера(не афёра), атлет(не атлёт), бытие(не бытиё).

В суффиксах страдательных причастий под ударением обычно произносится [о]: углубл ё нный(не угл у бленный), возбужд ё нное дело(не возб у жденное).

Нормы произнесения согласных звуков. Согласные звуки отчетливо произносятся перед гласными, сонорными согласными (м, н, л, р), перед звуком в, перед разделительными ъ и ь знаками. Во многих иностранных словах после согласных пишется е, а произносятся твердые согласные: ателье [тэ], атеист /тэ], денди [дэ], кашне [нэ], кафе [фэ], партер [тэ], резюме [мэ], стенд [тэ], шедевр [дэ].

В исконно русских или хорошо усвоенных иноязычных словах перед е обычно произносятся мягкие согласные: б'елый, д'едушка, м'ебель, р'елигия.

В некоторых словах возможны варианты: допустимо произнесение как твердых, так и мягких согласных: артерия [те] и [тэ], кратер [те] и [тэ], конгресс [ре] и [рэ], экспресс [ре] и [рэ].

1. В некоторых словах иноязычного происхождения на месте безударного о произносится звук [о]: б омонд, трио, боа, какао, биостимулятор, вето, брутто, нетто, авизо, оазис, реноме. Произношение слов п оэзия, кредо и др. с безударным [о] факультативно. Иноязычные по происхождению имена собственные также сохраняют безударное [о] как вариант литературного произношения: Ш опен, Вольтер, Сакраменто и др.

2. В некоторых заимствованных словах после гласных и в начале слова звучит достаточно отчетливо безударное [э]: эгида, эволюция, дуэлянт и др.

3. В устной речи определенные трудности вызывает произнесение в заимствованных словах твердого или мягкого согласного перед буквой е: т[эм]п или [т'э]мп? бас[сэ]йн или бас[с'э]йн? В одних случаях произносится мягкий согласный.

Мягкое произнесение:

академия [д'э] демократический [д'э] интеллект [т'э] кофе [ф'э] крем [р'э] музей [з'э] Одесса [д'э] пресса [р'э] прессинг [р'э] термин [т'э] федеральный [д'э] юриспруденция [д'э]   берет [б'э р'э] шинель [н'э] пионер [н'э] дебют [д'э] депеша [д'э] компетентный [т'э] корректный [р'э] патент [т'э] декрет [р'э] конкретный [р'э]

 

В других случаях перед е произносится твердый согласный.

Твердое произнесение:

бартер [тэ]  бизнесмен [мэ] детектив [дэтэ] протекция [тэ] тандем [дэ] рейтинг [рэ] де-юро [дэ] компьютер [тэ] резюме [мэ]
индексация [дэ] интервал [тэ] интервью [тэ] кодекс [дэ] лазер [зэ] модель [дэ] продюсер [сэ] реноме [мэ] темп [тэ] энергия [нэ] менеджер [мэ] тезис [тэ] тест [тэ] де-факто [дэ] бутерброд [тэ] аннексия [нэ] интенсивный [тэ] грейпфрут [рэ] деградировать [дэ] диспансер [сэ] идентичный [дэ]

 

4. В настоящее время наблюдаются колебания в произношении слов:

дезинформировать [д'э/дэ] бассейн [с'э/сэ] кредо [р'э/рэ]
Сессия [с'э/сэ] декада [д'э/дэ] прогресс [р'э/рэ]
дефис [д'э/дэ] депрессия [д'э/дэ] декан [д'э/дэ]
претензия [т'э/тэ]    

 

Возможно как твердое, так и мягкое их произнесение.

В заимствованных словах, начинающихся с приставок де- перед гласными, дез-, а также в первой части сложных слов, начинающихся с нео-, при общей тенденции к смягчению наблюдаются колебания в произношении мягкого и твердого д и н:

 

[д'э и дэ] [д'э и дэ] [нэо и доп. н'эо]
девальвация дезинформация неоколониализм

 

5. В иноязычных именах собственных рекомендуется твердое произнесение согласных перед е: Де карт, Фло бе р, Ми не лли, " Де камерон", Ре йган.

6. В заимствованных словах с двумя (и более) е нередко один из согласных произносится мягко, а другой сохраняет твердость перед е: гене зис [г'энэ], реле [рэл'э]и др.

7. Твердый [ ш ] произносится в словах пара шю т [шу], бро шю ра [шу]. В слове жюри произносится мягкий шипящий [ ж' ]. Так же мягко произносятся имена Жюльен, Жюль.

8. При произнесении некоторых слов иногда появляются ошибочные лишние согласные или гласные звуки. Следует произносить:

инцидент, не инци[н]дент;

прецедент, не преце[н]дент;

компрометировать, не компроме[н]тировать;

конкурентоспособный, не конкурент[н]оспособный;

чрезвычайный, не ч[е]резвычайный;

учреждение, не уч[е]реждение;

будущий, не буду[ю]щий;

жаждущий, не жажда[ю]щий

 

Буква г на конце слова бог произносится как [ х ].

Вместо г в окончании -ого- нужно произносить [ в ]: то [в] о, больше[в]о, ново[в]о.

Произношение сочетаний согласных звуков. В сочетаниях здн,стл звук д/т не произносится (позно, счасливый), в сочетаниях нтк,ндк, стк, здк д/т произносится (официантка, невестка, бороздка). Сочетания зч и сч на стыке корня и суффикса произносятся как долгий мягкий звук [ ш '] - перепищик, вощик. Сочетания тч и дч произносятся как долгий мягкий [ ч ']: нала[ ч ]ик (наладчик), лё[ ч ]ик (летчик).

На месте сочетания букв чн нужнопроизносить [ шн ] в словах: коне/шн/о, наро[шн]о, ску[шн]о, скворе[шн]ик, яи[шн]ица, пра-че[шн]ая, но ве[чн]о, челове[чн]о и др. По новой норме чн произносится сейчас в подавляющем большинстве слов.

Вместо сочетания чт нужно произносить [ шт ]: [ шт]о, [шт]о-то, кое-[шт]о, [шт]обы, [шт]о-либо, но нечто [чт].

Сочетания зш и сш п роизносятся как долгий [ шш ]: ра[шш]ить, (расшить), [шш]умом (с шумом), зале[шш]ий (залезший), бе[шш]инели (без шинели).

Сочетания сж и зж произносятся как долгий [ жж /: [ жж]ал (сжал), ра[жж]ег (разжег), бе[жж]алости (без жалости).

Сочетания дц и тц произносятся как долгий [ цц ]: коло[цц]а (ко­лодца), моло[цц]а (молодца), бра[цц]а (братца от братец).

Сочетания – тся и – ться в конце глаголов произносятся как [ ца ]: беру[ца] (берутся), бере[ца] (берется), бра[ца] (браться).

Особенности русского ударения

Ударение – это выделение слога в слове. В русском языке ударный гласный в слоге выделяется длительностью и интенсивностью (силой звука).

К особенностям (и трудностям) русского ударения относятся: 1) нефиксированность и подвижность, 2) наличие профессиональных и стилистически окрашенных типов произнесения слов, 3) наличие акцентологических вариантов, 4) колебания в постановке ударений, 5) ударение в именах собственных и др.

Рассмотрим указанные особенности на конкретных примерах:

1. В некоторых языках ударение фиксированное (например, на последнем слоге – во французском языке). Русское ударение нефиксированное (разноместное) и подвижное (перемещается в разных грамматических формах одного и того же слова: доск ад о ски). Вследствие этого возникают пары слов, в которых одно имеет нормативное ударение и это слово используется в литературном языке, а у другого слова – ударение, встречающееся в профессиональной речи, например:

алког о льа лкоголь, шпр и цышприц ы (у медиков);

к о мпаскомп а с (у моряков);

доб ы чад о быча, рудн и кр у дник (у горняков);

шасс иш а сси (у летчиков);

2. Разное ударение имеют слова, принадлежащие разным стилям речи (просторечному, нейтральному, книжному):

кл а дбище (нейтр.)кладб и ще (устар., поэтич.); дев и ца (нейтр.)д е вица (народно-поэтич.); ш ё лковый (нейтр.)шелк о вый (народно-поэтич.);

Профессиональные, просторечные и устаревшие варианты ударения не являются нормативными.

3. В русском языке существуют слова с так называемым двойным ударением, это акцентологические варианты. Иногда они равноправны, например: пицц е рия и пиццер и я. Но чаще один вариант становится предпочтительнее другого. Например:

твор о г – основной (предпочтительный) вариант, тв о рог – дополни­тельный;

нет творог анет тв о рога ( доп.); т е фтелитефт е ли ( доп .);

искр и стыйи скристый (доп .); б а ржабарж а ( доп .);

4. Во многих словах сегодня наблюдаются колебания в постановке ударения: дж и нсовыйджинс о вый, металлург и яметалл у ргия, по волн а мв о лнам, п е тляпетл я, с а женьсаж е нь.

Однако в подавляющем большинстве случаев в нарицательных су­ществительных только один вариант произношения является нормативным: агрон о мия, алфав и т, балов а ть, валов о й, вероиспов е дание, гражд а нство, деф и с, диспанс е р, жалюз и, зав и дно, из ы ск.

Следует запомнить:

уст а вный ( фонд, капитал );

о пто птомопт о выйопт о вик;

дебит о р – должник, дебит о рская задолженность ( сумма долгов );

д е бет – левая сторона бухгалтерских счетов.

5. Следует помнить о правильном произношении общеизвестных имен собственных, таких, например, как С е ргий Радонежский, Сальвадор Дал и, Пикасс о, Ал е ксий, Великий У стюг, К и жи, Ставроп о льский край, Никар а гуа, Пер у, Фл о рида и т. д.

В некоторых именах собственных допустимо вариативное ударение: Нь ю тонНьют о н, Р е мбрантРембр а нт, Л и нкольнЛинк о льн и т. д. В других именах собственных иноязычного происхождения ударение обычно неподвижно, например: Мори а ку Мори а ка, у Бальз а ка, в П о знани.

В тех случаях, когда одно имя собственное относится к двум (или более) лицам, предметам, понятиям, нужно уточнить конкретное значение данного слова и, пользуясь словарями, выяснить правильное ударение. Например, Джордж Вашингтон (первый президент США) – Вашингтон (столица США); Макбет (персонаж одноименной трагедии Шекспира) – Макбет (см. название повести Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»).

6. В существительных иноязычного происхождения правильно поставить ударение можно, зная их происхождение. Например, пул о вер, потому что английское pull o ver, нувор и ш – из французского nouveaur i che. Ср. также: имп и чмент, деф и с, с а ммит, м а ркетинг, диспанс е р, ха о с, некрол о г, кварт а л, г енезис, биоген е з, фен о мен, эксп е рт, катал о г.

7. В глаголах на - ировать частотным считается вариант ударения на и (суффикс - up - восходит к немецкому – iereri). В словах, вошедших в русский язык только в прошлом веке, ударение часто падает на последний слог. Сравните:

блок и ровать - маркиров а ть; национализ и ровать - премиров а ть; приватиз и ровать - нормиров а ть; экспорт и ров а ть - бомбардиров а ть.

8. В русском слове, как правило, одно ударение. Но в сложных словах, особенно в профессиональной речи, часто бывает два или три ударения: главное и второстепенное, т. е. побочное (на первой части длинного сложного слова): кар- т о фелезагот о вки, с у перарб и тр, эл е ктрос е ть, телепередача, н е фтег а зопров о д, н е фтедоб ы ча, маш и нно-тр а кторный, ср е днеази а тский, к о ми-перм я цкий.

Следует запомнить: нефте- (трубо-, газо-) пров о д ( название действия ), но: пр о вод (пр о волока, электропр о вод).

Среди сложных слов есть и одноударные: межв е домственный, меж­дуплан е тный и др.

9. Ударение в русском языке выполняет смысловые и грамматические функции. С его помощью различаются омонимы (разные по значению слова, совпавшие по написанию, но не по произношению): ир и си рис, зам о кз а мок, мук ам у ка, уг о льныйу гольный, атл а са тлас, хлоп о кхл о пок, орг а но рган. Неправильная постановка ударения влечет за собой искажение смысла. Сравните: ледн и к (в горах)л е дник (погреб); п а рить (репу)пар и ть (в облаках); рефл е кторный (от рефлектор)рефлект о рный (от рефлекс); нагол о (держать шашки)н а голо (остричь); брон я (защитная облицовка из стали)бр о ня (закрепление чего-либо за кем-нибудь).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 134; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.210.17 (0.045 с.)