Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Шестнадцатеричная система счисления используется для компактного представления (на бумаге или на экране) двоичной информации, хранимой в памяти эвм.
Алгоритмы перевода чисел из одной системы счисления в другую. Мы настолько привыкли к десятичному счету, что число в любой другой системе мало что нам говорит о соответствующем ему количестве. Например, что за величина 1123? Чтобы понять «много это или мало», нужно перевести его в десятичную систему. Сделать это довольно просто. Число 1123 содержит в себе 2 единицы, 1 тройку и 1 девятку. Как и в десятичной системе, число можно представить в виде суммы произведений составляющих его цифр на соответствующие степени основания системы (в нашем примере — тройки). 1123 =1х32 + 1х31 + 2х3°= 9 + 3 + 2 = 1410 Следовательно, 1123 = 1410 Переведем двоичное число 1011012 в десятичную систему счисления. Принцип тот же. Теперь в сумму надо подставлять степени двойки: 1011012= 1 х 25 + 0 х 24+ 1 х 23 + 1 х 22 + 0 х 21 + 1x2°= 32+ 8 + 4 + 1 = 4510. И еще один пример — с шестнадцатеричным числом: 15FC16 = 1 х 163 + 5 х 162+ 15 х 161 + 12 = 4096 + 1280 + 240 + 12 = 5628
Аналогично переводятся дробные числа. 101,112 = 1 х 22 + 0 х 21 + 1 х 2° + 1 х 2-1 + 1 х 2-2 = = 4 + 1 + 1/2 + 1/4 = 5 + 0,5 + 0,25 = 5,7510. А как произвести обратный перевод из десятичной системы в недесятичную (n≠10)? Для этого нужно суметь разложить десятичное число на слагаемые, содержащие степени n. Например, при n = 2 (двоичная система): 1510 = 8 + 4 + 2 + 1 = 1х23 + 1х22+ 1x21 + 1 = 11112 Эта задача уже посложнее, чем перевод в десятичную систему. Попробуйте, например, таким образом перевести в двоичную систему число 157. Конечно можно, но трудно! Однако существует процедура, позволяющая легко выполнить такой перевод. Она состоит в том, что данное десятичное число делится с остатком на основание системы. Полученный остаток — это младший разряд искомого числа, а полученное частное снова делится с остатком, который равен второй справа цифре и т.д. Так продолжается до тех пор, пока частное не станет меньше делителя (основания системы). Это частное — старшая цифра искомого числа. Продемонстрируем этот метод на примере перевода числа 3710 в двоичную систему. Здесь для обозначения цифр в записи числа используется символика: а5а4а3а2а1а0.
Перевод правильной десятичной дроби в другую систему счисления производится путем последовательных умножений на основание системы с выделением целой части произведений. Однако мы остановимся лишь на целых числах.
Двоичная арифметика. Вам хорошо знакомы правила выполнения арифметических операций с многозначными десятичными числами. В младших классах школы вы учились складывать, вычитать, умножать «столбиком» и делить «уголком». В конечном счете для выполнения вычислений нужно уметь складывать и умножать однозначные числа. Таблицу умножения десятичных чисел многие первоклассники заучивают долго и с большим трудом. Но вот если бы в школе изучали не десятичную, а двоичную арифметику, проблем бы не было ни у кого и все ученики были бы отличниками! Сейчас вы убедитесь в том, что двоичная арифметика, действительно, очень проста. С двоичной системой счисления вы уже знакомы. В ней всего две цифры: 0 и 1. Вот все варианты их сложения: 0 + 0 = 0, 0 + 1 = 1, 1 + 1 = 10. Вам уже должно быть понятно, что 102 = 210 (напомним, что нижний индекс обозначает основание системы счисления и всегда записывается в десятичной системе). Ряд двоичных натуральных чисел легко записать, получая каждое следующее число путем прибавления единицы к предыдущему. Таблица 1. Десятичные числа от 1 до 16 и равные им двоичные числа
Из таблицы 1 видно, как быстро нарастает количество цифр в двоичных числах. Но этот недостаток двоичной системы компенсируется простотой арифметики. Вот пример сложения столбиком двух многозначных двоичных чисел: 1 0 1 1 0 1 1 1 0 1 + 1 1 1 0 1 0 1 1 0 1 0 0 1 0 1 1 0 0 1 1 Двоичная таблица умножения: 0 x 0 = 0, 1 x 0 = 0, 1 x 1 = 1. Пример: 111 х11 111 + 111 10101
Вопросы самоконтроля
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.199.243 (0.006 с.) |