Тема 1. Предмет философского мышления и экзистенциальный смысл философии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Предмет философского мышления и экзистенциальный смысл философии



Тема 1. Предмет философского мышления и экзистенциальный смысл философии

Почему понимание входит в человеческое предназначение, что это за «понимание»?

Понимание входит в человеческое предназначение. Но под пониманием мы не должны иметь в виду рассудочные акты познания. Вдумаемся в такую простую вещь, что понимать можно только самому. Такое понимание происходит как событие – или не происходит, но оно не сводится к содержанию понятого. если понимание не случается, человек не может полагаться на собственные решения, он только думает, что сам решает, а на самом деле им водит кто–то другой – неумолимая судьба, обстоятельства, рок. Неизвлеченность смысла превращает жизнь в дурное повторение того же самого. Понимание, о котором мы говорим, не является знанием чего–то внешнего, оно всегда является  самопониманием. Такое понимание – дело философии, понимаемой не как совокупность учений, а как реальная философия, как духовный поиск, к которому призван человек. Понимание как спасение, как неотъемлемая часть и условие выполнения человеком своего предназначения, состоящего в том, что стать человеком ему всегда только еще предстоит, есть дело и задача философии.

В чем значение культуры, цивилизации для выполнения актов сознания? Что происходит с цивилизацией, если акты сознания не выполняются?

Цивилизация предполагает формальные механизмы упорядоченного, правового поведения, а не основанные на чьей-то милости, идее или доброй воле. Это и есть условие социального, гражданского мышления. М. К. Мамардашвили: «Культура, цивилизация – это система форм, которые выполняют роль своеобразных подпорок или костылей, помогающих продлиться человеческим состояниям или помогающих им возникнуть.

Цивилизация есть способ обеспечения такого рода "поддержек" мышления. Она обеспечивает систему отстранений от конкретных смыслов и содержаний, создает пространство реализации и шанс для того, чтобы мысль могла бы быть мыслью.

 

В чем неправильность и даже «опасность» понимания мира как совокупности всех вещей, как «большого мешка, куда сложено все»?

"Концепция" мира как множества "всех вещей" не просто мешает увидеть угрозу для мира, она сама и есть опасность. Опасность в том, что нам начинает казаться, что мир где–то там; что вещь, одна, один человек – это еще не мир, а вот много вещей, много людей будто бы мир» Что это за опасность, о которой предупреждает философ? Это не только опасность пренебречь одной вещью, одним человеком ради «большинства» вещей и людей. Это и опасность уклонения от своего человеческого предназначения. Если мир понимается как что–то независимое от меня, готовое, то и спроса с меня за мир никакого быть не может.

 

 

Тема 2. Философия и научная рациональность

Что значит «мыслить самому»?

       Для Канта это было одновременно и указанием на одно из правил мышления. Как известно, у него мышление сводится к трем правилам. Первое правило: мыслить самому; второе – мыслить так, чтобы быть способным смотреть одновременно на мыслимое или на свое дело глазами другого (быть "гражданином мира"). И третье правило: мыслить непротиворечивым образом. То есть мыслить так, чтобы не противоречить самому себе. Или можно сказать иначе: чтобы мысль, находясь в движении, не разрушала бы сама себя.

 

Что такое иррационализм?

Мыслители, признающие философию научной, признающие ее автономность от науки. Это воззрение явилось реакцией на крайний оптимизм сциентизма и получило развитие в XIX в., в период романтической критики просветительской идеологии. Сюда относятся представители иррационализма, считающие, что наука не может ответить на насущные жизненные вопросы человека, поскольку предметом науки является общее, повторяющееся, но жизнь неподвластна разуму, она иррациональна, и насущные проблемы человека имеют личностный, индивидуальный характер, они не могут быть разрешены методами науки.

Иррационализм является антисциентизмом, он критикует науку и так же, как сциентизм, отождествляет ее с математическим естествознанием.

Философию считают самостоятельной областью применения разума не только иррационалисты, но и философы–рационалисты, не сводящие рациональность к научной рациональности. По мнению этих философов, ненаучность философии не препятствует строгости философского мышления и решению философией насущных задач человеческого духа.

 

СЕМИНАР №1.

СЕМИНАР №2.

СЕМИНАР №3.

 

 

Тема 1. Предмет философского мышления и экзистенциальный смысл философии



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 116; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.86.138 (0.004 с.)