При президенте Российской Федерации» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

При президенте Российской Федерации»



ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

Уральский институт управления – филиал РАНХиГС

Факультет государственного и муниципального управления

Кафедра регионального и муниципального управления

      УТВЕРЖДЕНА кафедрой регионального и          муниципального управления Протокол от «14» марта 2019 г. № 5    

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 

Б1.В.ДВ.05.02 Исследование социальных, экономических и политических процессов

 

краткое наименование дисциплины – ИСЭПП/ИСЭиПП

по направлению подготовки

38.03.04 «Государственное и муниципальное управление»

 

профиль:

Организация работы органов государственного и муниципального управления

квалификация: бакалавр

формы обучения: очная, очно-заочная и заочная

 

Год набора – 2019

 

Екатеринбург, 2019 г.


Авторы–составители:

К.с.н., доцент, заведующий кафедрой регионального и муниципального управления

Зерчанинова Т.Е.

Ассистент кафедры регионального и муниципального управления Тарбеева И.С.

 

Заведующий кафедрой

регионального и муниципального управления, к.с.н., доцент Зерчанинова Т.Е.

 


Содержание

 

1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, 4

соотнесенных с планируемыми результатами освоения программы.. 4

2. Объем и место дисциплины в структуре ОП ВО.. 5

3. Содержание и структура дисциплины.. 5

4. Материалы текущего контроля успеваемости обучающихся и фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине. 8

5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины.. 14

6. Учебная литература и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по дисциплине. 17

6.1. Основная литература. 17

6.2. Дополнительная литература. 18

6.3. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы.. 18

6.4. Нормативные правовые документы.. 19

6.5. Интернет-ресурсы.. 19

6.6. Иные источники. 19

7. Материально-техническая база, информационные технологии, 19

программное обеспечение и информационные справочные системы.. 19


1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине,

соотнесенных с планируемыми результатами освоения программы

Дисциплина Б1.В.ДВ.5.2 «Исследование социальных, экономических и политических процессов» обеспечивает овладение следующими компетенциями с учетом этапа:

Код компетенции Наименование компетенции Код этапа освоения компетенции Наименование этапа освоения компетенции
ПК-6 владение навыками количественного и качественного анализа при оценке состояния экономической, социальной, политической среды, деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации; органов местного самоуправления, государственных и муниципальных, предприятий и учреждений, политических партий, общественно-политических, коммерческих и некоммерческих организаций ПК-6.3. владение навыками количественного и качественного анализа состояния экономической, социальной, политической среды организаций  
ПК-29 способность разрабатывать аналитические материалы в соответствии со сферой профессиональной деятельности ПК-29-. способность проводить исследование в сфере профессиональной деятельности

1.2.В результате освоения дисциплины у студентов должны быть сформированы:

ОТФ/ТФ Код этапа освоения компетенции Результаты обучения

Всего

Контактная работа обучающихся с преподавателем
по видам учебных занятий

СР

Л ЛР ПЗ КСР

Очная форма обучения

Тема 1 Методология исследования социально-экономических процессов 33 3 i   4   26 Собеседование Творческое задание
Тема 2 Программа эмпирического исследования социально-экономических процессов 37 3 i   8 i   26 Собеседование Творческое задание
Тема 3 Методы социологического исследования 46 8 i   8 i   30 Собеседование Творческое задание Расчетно-графическая работа
Тема 4 Экспертные методы исследования социально-экономических процессов 32 2 i   4   26 Собеседование  
Тема 5 Методы обработки и анализа информации 28 -   2 i   26 Расчетно-графическая работа
Тема 6 Организация исследования и представление его результатов 40 4 i   6 i   30 Собеседование Творческое задание Круглый стол Портфолио

Промежуточная аттестация

            Зачет

Всего:

216 20   32   164  

Очно-заочная форма обучения

Тема 1 Методология исследования социально-экономических процессов 33 2 i   -   32 Собеседование Творческое задание
Тема 2 Программа эмпирического исследования социально-экономических процессов 38 2 i   2 i   34 Собеседование Творческое задание Домашняя контрольная работа
Тема 3 Методы социологического исследования 42 2 i   4 i   34 Собеседование Творческое задание Расчетно-графическая работа Домашняя контрольная работа
Тема 4 Экспертные методы исследования социально-экономических процессов 34 2 i   2   30 Собеседование  
Тема 5 Методы обработки и анализа информации 34 2 i   2 i   30 Расчетно-графическая работа
Тема 6 Организация исследования и представление его результатов 40 -   4 i   36 Собеседование Творческое задание  

Промежуточная аттестация

            Зачет

Всего:

216 10   14   192  

Заочная форма обучения

Тема 1 Методология исследования социально-экономических процессов 33 2 i   -   32 Собеседование Творческое задание
Тема 2 Программа эмпирического исследования социально-экономических процессов 38 2 i   2 i   34 Собеседование Творческое задание Домашняя контрольная работа
Тема 3 Методы социологического исследования 42 2 i   4 i   34 Собеседование Творческое задание Расчетно-графическая работа Домашняя контрольная работа
Тема 4 Экспертные методы исследования социально-экономических процессов 34 -   4   30 Собеседование  
Тема 5 Методы обработки и анализа информации 32 -   2 i   30 Расчетно-графическая работа
Тема 6 Организация исследования и представление его результатов 40 -   2 i   36 Собеседование Творческое задание  

Промежуточная аттестация

            Зачет

Всего:

216 6   14   196  

Содержание дисциплины

Типовые оценочные средства

Типовые теоретические вопросы

1. Понятие и виды социальных, экономических и политических процессов

2. Понятие и функции исследований

3. Виды исследований

4. Процедура исследования.

5. Методология исследования, уровни методологии, методологические принципы

6. Методы исследования. Классификации методов.

7. Программа исследования, структура программы

8. Социологические опросы и их виды

9. Фокус-группа

10. Социологическое наблюдение

11. Метод анализа документов

12. Социологический эксперимент

13. Стратегия исследования

14. Выборочный метод в исследованиях

15. Экспертные методы

16. Организация исследований.

17. Отчет о НИР.

18. Научные конференции.

 

Типовые практические задания

1. Подберите качественные и(или) количественные методы для диагностики состояния общественного мнения по теме исследования: «Доверие избирателей к органам государственной власти и органам местного самоуправления». Укажите методы исследования и их формы.

2. Сформулируйте 3 вопроса-кафетерия с вариантами ответов для анкетного опроса населения по теме: «Удовлетворенность населения качеством медицинских услуг».

3. Составьте План-график эмпирического исследования для Программы исследования на тему «Удовлетворенность населения города Екатеринбурга качеством услуг учреждений культуры» (метод сбора информации – уличный опрос (интервью), объем выборки – 400 человек.).

4. Рассчитайте объем выборки для опроса 6000 государственных служащих N-ской области по формуле простой случайной выборки:

 

t² σ² N

n = ---------------, где

N Δ² + t² σ²

 

N – объем генеральной совокупности - 6000

Δ – предельная ошибка репрезентативности - 0,05 

t – табличная величина, t = 2

σ² – дисперсия σ² = 0,25

 

Пример билета

Билет № 1

1.Понятие и виды социальных, экономических и политических процессов

2. Подберите качественные и(или) количественные методы для диагностики состояния общественного мнения по теме исследования: «Доверие избирателей к органам государственной власти и органам местного самоуправления». Укажите методы исследования и их формы.

Методические материалы

Зачет проводится в письменной форме: студенты выполняют итоговую письменную работу, которая включает теоретические вопросы и практическое задание. Время на выполнение предоставляется с учетом норм времени образовательной организации, отведенных на сдачу зачета. Все студенты группы пишут итоговую письменную работу одновременно. При проведении зачета не допускается наличие у студентов посторонних предметов и технических устройств, способных затруднить (сделать невозможной) объективную оценку результатов аттестации, в том числе в части самостоятельности выполнения задания (ответа на вопрос) зачета. Проверка итоговых письменных работ осуществляется в течение 2-х рабочих дней. Зачет проставляется в ведомости и зачетных книжках студентов, которые передаются в деканат. 

Система оценки результатов освоения дисциплины:

Для бакалавров очной формы обучения применяется балльно-рейтинговая система:

«Зачтено» - студент набрал суммарно за все виды работ в семестре и по результатам зачета 50 и более баллов.

«Не зачтено» - студент набрал суммарно за все виды работ в семестре и по результатам зачета менее 50 баллов.

Обучающимся по заочной и очно-заочной форме промежуточная аттестация по дисциплине выставляется по результатам итоговой письменной работы..

5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

5.1. Методические указания для обучающихся по подготовке к текущему контролю успеваемости

1. Обзор исследований с презентацией (примерно 10 слайдов). Студентом самостоятельно (по согласованию с преподавателем) выбирается и формулируется тема его будущего исследования. В целях оценки направлений исследования и возможности верификации полученных в дальнейшем данных эмпирического исследования студентом проводится обзор ранее проведенных социологических исследований по избранной тематике (не старше 5 лет). При презентации исследований студентом должны быть указаны авторы и/или организации, проводившие исследования, взятые к обзору. Обзор не должен ограничиваться исследованиями, посвященными узкой теме исследования. Если исследование новаторское, то таковых работ может не оказаться вообще. Необходимо связать конкретную тему данного исследования с постановкой проблем в классических работах отраслевой социологии, и по возможности, с проблематикой общей социологии. По итогам обзора ранее проведенных исследований (не менее 2) студент должен определить перспективы дальнейшего изучения выбранной им темы.

2. Разработка проекта программы для эмпирического социологического исследования.

Проект программы социологического исследования – это сокращенный вариант программы исследования. Перед выполнением этого задания необходимо познакомиться с соответствующим параграфом учебного пособия.

В проект программы должны войти следующие структурные элементы:

1) Проблемная ситуация

2) Объект исследования

3) Предмет исследования

4) Цель исследования

5) Задачи исследования (4-6 задач)

6) Тип выборки

7) Объем выборочной совокупности

8) Метод сбора социологической информации

При написании проекта необходимо обратить внимание на следующее:

- при описании проблемной ситуации необходимо указать факты, свидетельствующие о наличии проблем;

- указание на объект и предмет исследования содержится в предложенной формулировке темы;

- объектом прикладного социологического исследования могут быть группы и социальные общности людей (работники предприятия; муниципальные служащие конкретного муниципального образования; государственные служащие конкретного субъекта РФ; взрослое население конкретного муниципального образования, или субъекта РФ, или Российской Федерации и т. п.);

- предметом прикладного социологического исследования являются различные аспекты жизнедеятельности объекта, его свойства, характеристики;

- цель прикладного социологического исследования подразумевает разработку практических рекомендаций в адрес субъекта управления по совершенствованию его деятельности, по решению проблемы или же разработку управленческой технологии, т.е. системы мероприятий, направленных на достижение определенной цели;

- задачи уточняют содержание цели, являются ее составными элементами;

- тип выборки и объем выборки определяется, исходя из особенностей и размера объекта, а также из возможностей исследователя. Для выполнения этого пункта необходимо ознакомиться с соответствующим параграфом учебного пособия. Если объем генеральной совокупности находится в пределах от 400 до 100000 человек, то расчет объема выборки производится по формуле и лежит в интервале от 200 до 400 человек. Если объем генеральной совокупности больше 100000 человек, то объем выборки составляет для городов 400-1000 человек, для субъектов РФ 1000-1500 человек, для Российской Федерации 1500-2500 человек;

- метод сбора социологической информации, используемый в предложенных темах, - социологический опрос. Необходимо выбрать и указать его разновидность (анкетирование или интервью).

3. Разработка анкеты или бланк формализованного интервью для социологического опроса в соответствии с программой исследования. Необходимо соблюдать требования к формулировкам вопросов, к структуре анкеты и к оформлению.

При оформлении анкеты или бланка интервью необходимо учитывать требования к композиции и оформлению вопросников.

Смысловые разделы анкеты:

а) вводная часть, в которой указывается: кто (организация или научное учреждение) и для чего проводит опрос, как будут использоваться данные, гарантия анонимности информации, инструкция по заполнению анкеты и способе ее возврата,

б) основная часть, которая содержит вопросы по содержанию темы (т.е. по предмету исследования),

в) «паспортичка» - блок вопросов о респондентах (основные социально-демографические характеристики).

Опыт опросов сформировал следующий минимум требований к оформлению вопросника.

1. Формулировка вопроса и варианты ответов к нему печатаются различными шрифтами либо выделяются в верстке.

2. Нельзя допускать, чтобы табличный вопрос или список ответов вопроса-«кафетерия») начинался на одной странице, а заканчивался на другой.

3. Вопросы-фильтры должны иметь указатели-отсылки, объясняющие респонденту, к какому вопросу следует перейти, если он ответил на вопрос-фильтр так или иначе.

4. Не следует «скупиться» на повторение правил регистрации ответов, техники заполнения отдельных вопросов.

5. Используя рисунки, следует учитывать возможный эффект внушения при формировании ответа. Смысл рисунков должен быть нейтральным по отношению к содержанию вопроса.

И.Ф. Девятко называет ряд требований, которые предъявляются к формулировке вопроса:

1. В словесной формулировке вопроса следует избегать использования специальных терминов или сленга.

2. Стремитесь к коротким формулировкам.

3. Проверьте, не является ли вопрос многозначным, т.е. не содержит ли он в себе двух или более различных по смыслу вопросов, на каждый из которых можно получить независимый ответ.

4. Избегайте «подталкивающих» (или наводящих) вопросов, неявно указывающих респонденту, какой ответ желателен.

5. Без крайней необходимости не используйте выражения, содержащие в себе отрицание.

6. Вопросы, требующие особой компетенции или осведомленности о чем-то, нужно задавать лишь тем, кто может на них ответить.

7. Избегайте любых многозначных или двусмысленных слов и фраз.

8. Учитывайте возможное влияние фактора социальной желательности.

9. В вопросах, касающихся фактического положения дел или поведения людей, следует конкретно определять временные и пространственные координаты интересующих Вас событий.

10. Не стремитесь к излишней детализации вопросов.

Особенность бланка интервью заключается в том, что все инструкции адресованы не респонденту, а интервьюеру, который заполняет бланк.

При формулировке вариантов ответов, необходимо соблюдать требования, которые предъявляются к шкалам измерения: шкала должна быть валидной, полной, чувствительной и надежной.

Выбор индикаторов и построение на их основе шкал служат фундаментом для разработки инструментария, с помощью которого осуществляется непосредственное измерение сторон и свойств изучаемого явления. Качество получаемой информации зависит от выбора способа измерения. Одно и то же явление можно измерять разными способами, т.е. использовать разные типы шкал. Решение о выборе способа измерения принимается еще на этапе разработки программы социологического исследования, в процессе поиска эмпирических показателей и индикаторов того или иного понятия. Следовательно, чем тщательнее производится теоретический анализ понятий, чем правильнее будут выбраны индикаторы, тем выше вероятность построить хорошую шкалу, с помощью которой можно произвести качественное измерение. А это, в свою очередь, обеспечивает качество социологического исследования в целом.

Образцы методик и требования, предъявляемые к ним можно найти в литературе:

1. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология: методология и методы: учебное пособие М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2009. 416 с.

2. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования: учебное пособие для студентов вузов. 4-е изд. М.: КДУ, 2006. 293 с.

3. Зерчанинова Т.Е. Исследование социально-экономических и политических процессов [Электронный ресурс]: учебное пособие / Зерчанинова Т.Е. Электрон. текстовые данные. М.: Логос, 2013. 304 c. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/9106. ЭБС «IPRbooks».

4. Зерчанинова Т.Е. Методы социологических и прикладных исследований: учебное пособие. Екатеринбург: УрАГС. 2011. 208 с.

4. Провести пилотажное исследование. Необходимо опросить 10-20 человек. Заполненные анкеты иметь при себе на семинарском занятии.

5. Контент-анализ СМИ. Студентом выбирается средство массовой информации (желательно, федерального уровня распространения) и в рамках выбранной им темы исследования проводится контент-анализ публикуемой в СМИ информации не менее, чем по 5 параметрам, в период за сутки (конкретная дата указывается студентом). Выбор СМИ для контент-анализа и параметры должны быть обоснованы в работе. По итогам контент-анализа студентом должен быть проведен анализ полученных данных. Объем – 3-4 страницы.

6. Опубликовать статью на студенческой конференции (3-5 страниц через 1,5 интервала) и оформить список научных трудов по предоставленной форме (1 страница). Требования к статьям содержатся в информационном письме, опубликованном на сайте Института. На основе сборника статей оформить список трудов.

7. Портфолио достижений.

Структура портфолио:

1. Титульный лист

2. Содержание (оглавление) с перечислением основных элементов портфолио

3. Список научных трудов студента

4. Ксерокопии статей и выходных данных сборников

5. Информационные письма о научных конференциях, в которых студент принимал участие

6. Сертификаты участника научных конференций, круглых столов, семинаров и т.п.

7. Грамоты, дипломы за участие (победу) в конкурсах научных работ.

5.2. Общие требования оценки работ

1. Оформление работы: оформление титульного листа; соблюдение требований в соответствии со стандартами Уральского института управления – филиала РАНХиГС (шрифт – Times New Roman, размер шрифта - 14, интервал – полуторный и т.п.); соблюдение требований к работе, касающихся объема текста; обязательно наличие ссылок на использованные источники.

2. Качество представления текста:

- Структурированность. Работа разделена на смысловые части и присутствует логика изложения, связанная с логикой рассматриваемых процессов.

- Ясность изложения, стиль. Текст представлен профессионально и грамотно, построен логично, присутствует ясный академический стиль изложения.

- Информативность. Все аспекты темы отражены полностью, изложены факты, сделаны ссылки на источники.

Интернет-ресурсы

1. Полнотекстовая база журналов научной электронной библиотеки eLibrary http://elibrary.ru

2. Научные конференции России. URL: http://www.kon-ferenc.ru

3. Научные конференции в России и за рубежом. URL: http://www.konferen.ru/

4. Конференции.RU. Каталог научных мероприятий. URL: http://www.konferencii.ru

5. Официальный сайт Высшей аттестационной комиссии (ВАК). URL: http://vak.ed.gov.ru

6. Российский научный фонд. Официальный сайт: рнф.рф

7. Российский фонд фундаментальных исследований. Официальный сайт: http://www.rfbr.ru/rffi/ru/

8. СайтРоссийской государственной библиотеки. URL: http://www.rsl.ru

9. Руснаука. URL: http://www.rusnauka.com/Page_ru.htm

10. Научные конференции в России и за рубежом. URL: http://www.konferen.ru/

11. НИЦ Априори. URL: http://www.apriori-nauka.ru/

12. ГОСТ 7.32-2001 «Отчет о научно-исследовательской работе: структура и правила оформления». URL: http://www.ifap.ru/library/gost/7322001.pdf

6.6. Иные источники.

Не используются

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

Уральский институт управления – филиал РАНХиГС

Факультет государственного и муниципального управления

Кафедра регионального и муниципального управления

      УТВЕРЖДЕНА кафедрой регионального и          муниципального управления Протокол от «14» марта 2019 г. № 5    

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.172.146 (0.097 с.)