Моргунова Светлана Викторовна 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Моргунова Светлана Викторовна



Моргунова Светлана Викторовна

morgunova-lana@list.ru

Конспект урока литература

Дата

89 90
26.10.20  

Урок 27-28

Тема урока: Поэма «Кому на Руси жить хорошо?» — энциклопедия народной жизни России.

Форма работы: индивидуальная, электронное обучение.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Продолжительность 2 часа

Цель урока: проанализировать многообразие типов, характеров и судеб крестьян в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

 

Основные понятия:

Поэма — большое лирико-эпическое произведение в стихах.

Эпопея — крупное произведение эпического жанра, повествующее о значительных исторических событиях.

Крестьяне — население, занятое в сельскохозяйственном производстве.

Крепостное право (крепостничество) — форма зависимости крестьян: прикрепление их к земле и подчинение административной и судейской власти феодала.

 

Используемая литература: Лебедев Ю. В. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч. 2. М.: Просвещение, 2019. 367 с. https://uchebnik-skachatj-besplatno.com/%D0%9B%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0/%D0%A3%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%B8%D0%BA%20%D0%9B%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0%2010%20%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%20%D0%9B%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%B2%20%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C%202/index.html

http://az.lib.ru/n/nekrasow_n_a/text_0030.shtml Текст поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Презентация к уроку:

Интернет – ресурсы: https://www.youtube.com/watch?v=cI5HtcBKQyc Поэма «Кому на Руси жить хорошо?» — энциклопедия народной жизни России. (Дата обращения 26.10.20)

 

  1. Организационный этап.

Мотивационный модуль. Формулируется тема урока.

 

Во все времена вопрос о том, что такое счастье, волновал умы людей. Одни пытались дать определение этому понятию, а другие искали рецепт хорошей жизни. Французский писатель Гюстав Флобер говорил: «Счастье — выдумка, искание его — причина всех бедствий в жизни». Тем не менее, Н. А. Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» отправляет героев странствовать, чтобы найти ответ на вечный вопрос.

 

.

  1. Основная часть. Объясняющий модуль.

План изучения.

1. Обзор особенностей народной поэмы

2. Особенности повествования

3. Содержание и проблематика.

Теоретический материал

«Я лиру посвятил народу своему.

Быть может, я умру неведомый ему,

Но я ему служил — и сердцем я спокоен…

Пускай наносит вред врагу не каждый воин,

Но каждый в бой иди! А бой решит судьба…

Я видел красный день: в России нет раба!

И слёзы сладкие я пролил в умиленье…

«Довольно ликовать в наивном увлеченье, —

Шепнула муза мне, — пора идти вперёд:

Народ освобождён, но счастлив ли народ?»

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» — итог многолетнего труда Некрасова. В ней раскрыты важнейшие проблемы эпохи и подробно описана народная жизнь пореформенной России. Многоплановый сюжет, богатство поэтического языка, яркие образы персонажей позволяют создать цельный образ страны, за что критики называют произведение эпосом народной жизни. Ориентируясь на фольклорные традиции, Некрасов строит повествование в сказочном стиле, а его герои отправляются в путь, чтобы выяснить, в чём же счастье для русского человека.

Писатель отображает своеобразие того времени, когда отмена крепостного права была самым долгожданным событием. Однако манифест об освобождении крестьян не приносит простому народу обещанной свободы и права распоряжаться своей жизнью. Земля остаётся в собственности у господ, а многие крепостные становятся временнообязанными: они должны платить оброк или отрабатывать барщину. Таким образом, крестьяне снова поставлены в условия зависимости от помещика. Нищенский доход не позволяет им выкупить землю.

Замысел поэмы возникает вскоре после крестьянской реформы, в 1862 году, но меняется с течением времени. Подготавливая материал для произведения, Некрасов проводит огромную исследовательскую работу. Он собирает разнообразные элементы народного творчества, которые впоследствии соединяются в единую художественную канву. Поэт хочет отразить прошлое и настоящее народа и заявить о путях возможного преобразования существующего положения. Он надеется «создать народную книгу».

Центральный образ странствий символически отображает крестный путь России в поисках истины.

В каком году — рассчитывай,

В какой земле — угадывай,

На столбовой дороженьке

Сошлись семь мужиков…

Сошлися — и заспорили:

Кому живётся весело,

Вольготно на Руси?

На страницах поэтического произведения Некрасов говорит о народе на его же языке, отображает разное восприятие мира и крестьян, и нищих, и мастеровых. Поэтому поэму «Кому на Руси жить хорошо» можно считать своеобразной энциклопедией крестьянской жизни. Но главное: благодаря глубокому погружению в народное сознание автор разрушает многие иллюзии, которыми жили его современники.

В произведении переплетается множество историй и судеб, а каждый эпизод мог бы стать сюжетом отдельной повести или легенды. Объединяющим является образ дороги, духовных поисков — это символ исторического пути от рабства к свободе.

Поэма начинается со спора семерых мужиков. Он написан в форме зачина, как это бывает в сказках.

В рукописях Некрасова сохранился план, согласно которому герои должны были встретиться с министром и увидеть царя. Об этом свидетельствует спор странников.

Роман сказал: помещику,

Демьян сказал: чиновнику,

Лука сказал: попу.

Купчине толстопузому! —

Сказали братья Губины,

Иван и Митродор.

Старик Пахом потужился

И молвил, в землю глядючи:

Вельможному боярину,

Министру государеву.

А Пров сказал: царю...

Как и, например, в былинном сказе, повествование в поэме ведётся от лица рассказчика. Причём стиль речи автора и героев из народа сливается в одно целое. Красочные сцены, полные живых образов, и разноплановые характеры создают неповторимое многоголосие. Причём автор применяет многообразие оттенков речи в пределах каждой социальной группы, отображая отношение к труду, общественной жизни или помещикам. Читатель словно общается с реальными людьми, которым свойственны разные состояния и настроения: они могут быть и добродушными, и грустными, и грубыми, и пьяными, и воодушевлёнными.

Русский народ в изображении Некрасова – сила, противостоящая образованному меньшинству. Невежество, жестокость, пьянство, лень – и трудолюбие, смекалка, поэтичность создают противоречивую реальную картину народной жизни. Можно не соглашаться с позицией автора, призывающего к бунту, к насилию, но жизнь народа, его духовное состояние даны в поэме подробно и точно. И в этом отношении «Кому на Руси жить хорошо» по праву может считаться народным произведением, дающим богатую пищу для размышлений о судьбах России. В поисках счастья странники слышат ответ: счастье в чистой совести, в семье, в правде и борьбе во благо народа.

Обобщение изученного.

Тренировочный модуль

http://az.lib.ru/n/nekrasow_n_a/text_0030.shtml Текст поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Письменно ответьте на вопросы.

1. В чем суть спора между мужиками? Какую клятву они дают в конце «Пролога»?

2. Какие фольклорные мотивы появляются в «Пролге»?

3. Какие предметные реалии, названия говорят о тяжелой жизни крестьянина в пореформенный период?

4. Читая поэму, заполните таблицу «Счастливые в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»?

Имя счастливого В чем видит счастье (цитатный материал)
Яким Нагой    
Ермил Гирин      
Матрена Тимофеевна      
Савелий Корчагин      
Староста Влас      
Разбойник Кудеяр      
Григорий Добросклонов      

Домашнее задание. Выполнить контрольный тест.

 

Контрольный тест.

 

Моргунова Светлана Викторовна

morgunova-lana@list.ru

Конспект урока литература

Дата

89 90
26.10.20  

Урок 27-28

Тема урока: Поэма «Кому на Руси жить хорошо?» — энциклопедия народной жизни России.

Форма работы: индивидуальная, электронное обучение.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Продолжительность 2 часа

Цель урока: проанализировать многообразие типов, характеров и судеб крестьян в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

 

Основные понятия:

Поэма — большое лирико-эпическое произведение в стихах.

Эпопея — крупное произведение эпического жанра, повествующее о значительных исторических событиях.

Крестьяне — население, занятое в сельскохозяйственном производстве.

Крепостное право (крепостничество) — форма зависимости крестьян: прикрепление их к земле и подчинение административной и судейской власти феодала.

 

Используемая литература: Лебедев Ю. В. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч. 2. М.: Просвещение, 2019. 367 с. https://uchebnik-skachatj-besplatno.com/%D0%9B%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0/%D0%A3%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%B8%D0%BA%20%D0%9B%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0%2010%20%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%20%D0%9B%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%B2%20%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C%202/index.html

http://az.lib.ru/n/nekrasow_n_a/text_0030.shtml Текст поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Презентация к уроку:

Интернет – ресурсы: https://www.youtube.com/watch?v=cI5HtcBKQyc Поэма «Кому на Руси жить хорошо?» — энциклопедия народной жизни России. (Дата обращения 26.10.20)

 

  1. Организационный этап.

Мотивационный модуль. Формулируется тема урока.

 

Во все времена вопрос о том, что такое счастье, волновал умы людей. Одни пытались дать определение этому понятию, а другие искали рецепт хорошей жизни. Французский писатель Гюстав Флобер говорил: «Счастье — выдумка, искание его — причина всех бедствий в жизни». Тем не менее, Н. А. Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» отправляет героев странствовать, чтобы найти ответ на вечный вопрос.

 

.

  1. Основная часть. Объясняющий модуль.

План изучения.

1. Обзор особенностей народной поэмы

2. Особенности повествования

3. Содержание и проблематика.

Теоретический материал

«Я лиру посвятил народу своему.

Быть может, я умру неведомый ему,

Но я ему служил — и сердцем я спокоен…

Пускай наносит вред врагу не каждый воин,

Но каждый в бой иди! А бой решит судьба…

Я видел красный день: в России нет раба!

И слёзы сладкие я пролил в умиленье…

«Довольно ликовать в наивном увлеченье, —

Шепнула муза мне, — пора идти вперёд:

Народ освобождён, но счастлив ли народ?»

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» — итог многолетнего труда Некрасова. В ней раскрыты важнейшие проблемы эпохи и подробно описана народная жизнь пореформенной России. Многоплановый сюжет, богатство поэтического языка, яркие образы персонажей позволяют создать цельный образ страны, за что критики называют произведение эпосом народной жизни. Ориентируясь на фольклорные традиции, Некрасов строит повествование в сказочном стиле, а его герои отправляются в путь, чтобы выяснить, в чём же счастье для русского человека.

Писатель отображает своеобразие того времени, когда отмена крепостного права была самым долгожданным событием. Однако манифест об освобождении крестьян не приносит простому народу обещанной свободы и права распоряжаться своей жизнью. Земля остаётся в собственности у господ, а многие крепостные становятся временнообязанными: они должны платить оброк или отрабатывать барщину. Таким образом, крестьяне снова поставлены в условия зависимости от помещика. Нищенский доход не позволяет им выкупить землю.

Замысел поэмы возникает вскоре после крестьянской реформы, в 1862 году, но меняется с течением времени. Подготавливая материал для произведения, Некрасов проводит огромную исследовательскую работу. Он собирает разнообразные элементы народного творчества, которые впоследствии соединяются в единую художественную канву. Поэт хочет отразить прошлое и настоящее народа и заявить о путях возможного преобразования существующего положения. Он надеется «создать народную книгу».

Центральный образ странствий символически отображает крестный путь России в поисках истины.

В каком году — рассчитывай,

В какой земле — угадывай,

На столбовой дороженьке

Сошлись семь мужиков…

Сошлися — и заспорили:

Кому живётся весело,

Вольготно на Руси?

На страницах поэтического произведения Некрасов говорит о народе на его же языке, отображает разное восприятие мира и крестьян, и нищих, и мастеровых. Поэтому поэму «Кому на Руси жить хорошо» можно считать своеобразной энциклопедией крестьянской жизни. Но главное: благодаря глубокому погружению в народное сознание автор разрушает многие иллюзии, которыми жили его современники.

В произведении переплетается множество историй и судеб, а каждый эпизод мог бы стать сюжетом отдельной повести или легенды. Объединяющим является образ дороги, духовных поисков — это символ исторического пути от рабства к свободе.

Поэма начинается со спора семерых мужиков. Он написан в форме зачина, как это бывает в сказках.

В рукописях Некрасова сохранился план, согласно которому герои должны были встретиться с министром и увидеть царя. Об этом свидетельствует спор странников.

Роман сказал: помещику,

Демьян сказал: чиновнику,

Лука сказал: попу.

Купчине толстопузому! —

Сказали братья Губины,

Иван и Митродор.

Старик Пахом потужился

И молвил, в землю глядючи:

Вельможному боярину,

Министру государеву.

А Пров сказал: царю...

Как и, например, в былинном сказе, повествование в поэме ведётся от лица рассказчика. Причём стиль речи автора и героев из народа сливается в одно целое. Красочные сцены, полные живых образов, и разноплановые характеры создают неповторимое многоголосие. Причём автор применяет многообразие оттенков речи в пределах каждой социальной группы, отображая отношение к труду, общественной жизни или помещикам. Читатель словно общается с реальными людьми, которым свойственны разные состояния и настроения: они могут быть и добродушными, и грустными, и грубыми, и пьяными, и воодушевлёнными.

Русский народ в изображении Некрасова – сила, противостоящая образованному меньшинству. Невежество, жестокость, пьянство, лень – и трудолюбие, смекалка, поэтичность создают противоречивую реальную картину народной жизни. Можно не соглашаться с позицией автора, призывающего к бунту, к насилию, но жизнь народа, его духовное состояние даны в поэме подробно и точно. И в этом отношении «Кому на Руси жить хорошо» по праву может считаться народным произведением, дающим богатую пищу для размышлений о судьбах России. В поисках счастья странники слышат ответ: счастье в чистой совести, в семье, в правде и борьбе во благо народа.

Обобщение изученного.

Тренировочный модуль

http://az.lib.ru/n/nekrasow_n_a/text_0030.shtml Текст поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Письменно ответьте на вопросы.

1. В чем суть спора между мужиками? Какую клятву они дают в конце «Пролога»?

2. Какие фольклорные мотивы появляются в «Пролге»?

3. Какие предметные реалии, названия говорят о тяжелой жизни крестьянина в пореформенный период?

4. Читая поэму, заполните таблицу «Счастливые в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»?

Имя счастливого В чем видит счастье (цитатный материал)
Яким Нагой    
Ермил Гирин      
Матрена Тимофеевна      
Савелий Корчагин      
Староста Влас      
Разбойник Кудеяр      
Григорий Добросклонов      

Домашнее задание. Выполнить контрольный тест.

 

Контрольный тест.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.162.179 (0.048 с.)