Главное управление по расследованию особо важных дел 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Главное управление по расследованию особо важных дел



Вопрос 1. Предварительное расследование преступлений как вид правоохранительной деятельности

В системе правоохранительных органов отдельное место занимают органы предварительного расследования преступлений в рамках уголовного судопроизводства. Специфика их деятельности определяется уголовно-правовой сферой правоотношений, предусматривающих необходимость привлечения к уголовной ответственности лиц, совершивших преступления. Поэтому данный вид деятельности еще принято в широком смысле именовать уголовным преследованием, а реализующие эту функцию органы – органами уголовного преследования.

При этом следует помнить, что в соответствии с принципом презумпции невиновности исключительное право на признание лиц виновными в совершении преступления и назначение им наказания принадлежит суду. Однако суд может реализовать это право, только рассматривая уголовные дела, которые поступают от органов предварительного расследования со всеми собранными доказательствами, подтверждающими факт совершения преступления конкретным лицом. Поэтому расследование является досудебным этапом уголовного процесса, его можно назвать предварительным еще и потому, что при его производстве не решается окончательный вопрос о виновности лица, привлеченного к уголовной ответственности. Оно приводит не к окончательным, а лишь к предварительным для суда выводам по уголовному делу.

Таким образом, предварительное расследование представляет собой урегулированную законом деятельность органов дознания, предварительного следствия, прокурора и других участников, осуществляемую в установленном порядке, целью которой является доказывание события преступления, виновности лица, его совершившего, и других имеющих значение обстоятельств, а также создание иных предпосылок для рассмотрения уголовного дела в суде.

Вместе с тем, достижение целей уголовного преследования предполагает использование не только уголовно-процессуальных средств доказывания, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом РФ УПК РФ) (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34481/), в первую очередь это следственные действия, но и возможностей оперативно-розыскной деятельности (ОРД). Она осуществляется специфическими способами – гласными и негласными оперативно-розыскными мероприятиями,регламентированными Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ (последняя редакция - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7519/).

Оперативно-розыскная деятельность осуществляется оперативными подразделениями уполномоченных государственных органов и направлена на решение следующих задач:

- выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

- осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;

- добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации;

- установление имущества, подлежащего конфискации.

 

С учетом деления преступлений на виды по степени их общественной опасности (тяжести) непосредственно порядок их расследования отличается и осуществляется в одной из двух процессуальных форм - предварительного следствия и дознания (статья 150 УПК РФ). Хотя деятельность по расследованию преступлений в рамках обеих форм внешне сходна, что предопределено общими задачами предварительного расследования, фактически она имеет ряд процедурных различий, предусмотренных УПК РФ.

Соответственно расследование преступлений осуществляют специальные органы - органы предварительного следствия и дознания. Именно эти государственные органы (их должностные лица) возбуждают уголовное дело, принимают его к производству, расследуют, направляя его ход, осуществляют следственные и иные процессуальные действия, применяют меры процессуального принуждения, принимают решения по результатам.

 

Вопрос 2. Система и структура органов предварительного следствия

В России не существует единого следственного органа. Система органов предварительного следствия предопределена установленной УПК РФ подследственностью – то есть компетенцией по расследованию определенных категорий преступлений (статья 151 УПК РФ). Соответственно этому в настоящий момент система органов предварительного следствия представлена совокупностью следственных подразделений, в том числе входящих в структуру других ведомств:

1) Следственного комитета Российской Федерации,

2) Министерства внутренних дел Российской Федерации,

3) Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

Несмотря на ведомственную принадлежность, процессуальные полномочия всех органов предварительного следствия одинаковы. Но при этом отличаются построение системы и структуры следственного аппарата различных ведомств. Однако, в любом случае, непосредственно производство предварительного следствия по уголовному делу осуществляет специальное должностное лицо – следователь.

 

Следственный комитет Российской Федерации (СК России - https://sledcom.ru/sk_russia) относительно «молодой» государственный орган, образованный первоначально из следователей прокуратуры в 2007 году как структурная, относительно самостоятельная часть органов прокуратуры. В 2011 году на основании Федерального закона " О Следственном комитете Российской Федерации " от 28.12.2010 г. № 403-ФЗ http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108565/ произошло его полное выделение из прокуратуры и становление как независимого ведомства, не относящегося непосредственно ни к одной из ветвей власти. Положение о Следственном комитете Российской Федерации утверждено Указом Президента РФ от 14.01.2011г. № 38 "Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации" http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_109295/.

Следственный комитет РФ является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством полномочия в сфере уголовного судопроизводства, составляет единую федеральную централизованную систему следственных органов и организаций, действует на основе подчинения нижестоящих руководителей вышестоящим и Председателю Следственного комитета РФ.

Сотрудники Следственного комитета РФ находятся на федеральной государственной службе, им присваиваются специальные звания офицеров юстиции с учетом занимаемой должности и квалификации, а также срока пребывания в специальных званиях. Ниже приводится таблица соответствия специальных званий сотрудников различных ведомств:

 

N п/п Специальные звания сотрудников Следственного комитета Российской Федерации Классные чины прокурорских работников органов прокуратуры Российской Федерации Воинские звания
1. Генерал юстиции Российской Федерации действительный государственный советник юстиции генерал армии
2. Генерал-полковник юстиции государственный советник юстиции 1 класса генерал-полковник
3. Генерал-лейтенант юстиции государственный советник юстиции 2 класса генерал-лейтенант
4. Генерал-майор юстиции государственный советник юстиции 3 класса генерал-майор
5. Полковник юстиции старший советник юстиции полковник
6. Подполковник юстиции советник юстиции подполковник
7. Майор юстиции младший советник юстиции майор
8. Капитан юстиции юрист 1 класса капитан
9. Старший лейтенант юстиции юрист 2 класса старший лейтенант
10. Лейтенант юстиции юрист 3 класса лейтенант
11. Младший лейтенант юстиции младший юрист младший лейтенант

 

В Следственном комитете учреждаются должности:

- руководителей следственных органов, их первых заместителей, заместителей, помощников, старших помощников и помощников по особым поручениям;

- следователей, старших следователей, следователей по особо важным делам, старших следователей по особо важным делам, старших следователей по особо важным делам при Председателе Следственного комитета Российской Федерации;

- следователей-криминалистов, старших следователей-криминалистов;

- экспертов, старших экспертов;

- инспекторов, старших инспекторов, ревизоров, старших ревизоров, специалистов, старших специалистов;

- помощников следователя (следователя-криминалиста) и другие должности.

 

Общее руководство деятельностью Следственного комитета осуществляет Президент Российской Федерации. Он же назначает на должность и освобождает от должности Председателя Следственного комитета, который возглавляет систему органов Следственного комитета РФ. У него имеются 4 заместителя, один из которых является одновременно руководителем Главного военного следственного управления СК России, а также советники, старшие помощники и помощники, в том числе по особым поручениям.

Система СК РФ устроена следующим образом:

 

 

Таким образом, все органы СК РФ делятся на 3 группы:

- территориальные, образуемые в каждом или в нескольких субъектах РФ (80 главных управления и управлений),

- военные, образуемые с учетом организации вооруженных сил Министерства обороны России (10 управлений),

- транспортные, образуемые по Федеральным округам (8 управлений) и входящих в них субъектам РФ, а также СО СК РФ на комплексе «Байконур».

 

В систему Следственного комитета также входят: научные, образовательные, медицинско-оздоровительные организации, а также экспертные и ревизионные подразделения, информационные подразделения, подразделения физической защиты и иные организации, создаваемые Председателем СК РФ для обеспечения его деятельности.

Центральный аппарат СК РФ с учетом основных задач этого ведомства осуществляет несколько видов функций:

- руководящие, организационные, контрольные полномочия по отношению к подчиненным органам,

- непосредственно расследование преступлений, относящихся к его ведению,

- материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности органов СК РФ.

 

Соответственно организационная структура Центрального аппарата СК РФ предопределена осуществляемыми этим органом функциями и устроена следующим образом:

Управление кадров

Органы дознания

Как было указано при рассмотрении первого вопроса, существует две процессуальные формы предварительного расследования – предварительное следствие и дознание, которые осуществляются специальными органами предварительного следствия и дознания.

В соответствии с УПК РФ органы дознания — это государственные органы и должностные лица, уполномоченные в порядке, установленном законом осуществлять:

- дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно (то есть как самостоятельная форма предварительного расследования);

- выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно (то есть как первоначальный этап предварительного расследования, предшествующий следствию);

- осуществление иных процессуальных полномочий (оказание содействия следователю при производстве по делу, проведение оперативно-розыскных мероприятий).

 

Единой системы органов дознания в «чистом виде» не существует, их функции реализуются специальными подразделениями, входящими в структуру других, как правило, правоохранительных органов, или отдельными должностными лицами этих органов.

К органам дознания относятся:

1) органы внутренних дел МВД РФ и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения, пункты) полиции;

2) органы Федеральной службы судебных приставов;

3) начальники органов военной полиции Вооруженных Сил РФ, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов;

4) органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

5) оперативные подразделения органов исполнительной власти, наделенных в соответствии с ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности. К ним причисляются:

- Органы внутренних дел;

- Органы Федеральной службы безопасности;

- Органы Федеральной службы охраны;

- Таможенные органы Федеральной таможенной службы;

- Федеральная служба исполнения наказаний;

- Служба внешней разведки;

- Оперативное подразделение органа внешней разведки Министерства обороны РФ.

Перечисленные органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, решают собственные, свойственные только им, профильные правоохранительные задачи. Но при этом они осуществляют функции органа дознания исключительно в только в определенных случаях и в пределах своих полномочий, установленных соответствующими законодательными актами Российской Федерации. Руководители (начальники) этих органов определяют перечень оперативных подразделений, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, их полномочия, структуру и организацию работы.

Кроме названных специальных (профессиональных) органов дознания того, закон возлагает также частично выполнение функций органа дознания по возбуждению уголовного дела в случае выявления совершения преступления и выполнению неотложных следственных действий на должностных лиц органов, не относящимися к правоохранительным:

1) капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;

2) руководителей геолого-разведочных партий и зимовок, начальников российских антарктических станций и сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания - по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения этих партий, зимовок, станций, сезонных полевых баз;

3) глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации - по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

Указанные должностные лица участвуют в уголовно-процессуальных отношениях именно в качестве органа дознания лишь в исключительных обстоятельствах.

 

Руководители правоохранительных органов, которые наделены процессуальными полномочиями органа дознания, в соответствии с УПК РФ именуются начальниками органа дознания. А должностные лица, которые непосредственно проводят дознание по уголовным делам, именуются дознаватель. В таких органах, как правило, образуются специальные подразделения – отделы (отделения) дознания, которые возглавляют начальники подразделения дознания.

Так, например, ведомственная система подразделений дознания в органах МВД РФ возглавляется Управлением по организации дознания центрального аппарата МВД России. Структурно это управление выглядит следующим образом:

 

Как видно из этой схемы данное управление непосредственно производством дознания по уголовным делам не занимается, а выполняет руководящие, организационные, контрольно-методические функции.

Примерно также устроены подразделения дознания в органах МВД РФ среднего звена – министерств, главных управлений, управлений МВД по субъектам РФ. Так, служба дознания ГУ МВД России по Волгоградской области представлена Управлением организации дознания. Непосредственно же производство дознания по уголовным делам осуществляется дознавателями отделов (отделений, групп) дознания, входящими в структуру каждого органа внутренних дел на районном уровне.

Вместе с тем производство дознания может быть поручено начальником органа дознания и иным должностным лицам. В качестве таковых могут выступать любые сотрудники ОВД, например, участковый уполномоченный, оперуполномоченный отдела уголовного розыска полиции, но если он не проводил или не проводит по данному делу оперативно-розыскные мероприятия.

Отдельные вопросы функционирования названных подразделений ОВД изложены в приказе МВД России от 21. 11. 2012 г. № 1051 "Вопросы организации деятельности подразделений дознания (организации дознания) территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации" (действующая редакция - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_142057/).

 

Вопрос 1. Предварительное расследование преступлений как вид правоохранительной деятельности

В системе правоохранительных органов отдельное место занимают органы предварительного расследования преступлений в рамках уголовного судопроизводства. Специфика их деятельности определяется уголовно-правовой сферой правоотношений, предусматривающих необходимость привлечения к уголовной ответственности лиц, совершивших преступления. Поэтому данный вид деятельности еще принято в широком смысле именовать уголовным преследованием, а реализующие эту функцию органы – органами уголовного преследования.

При этом следует помнить, что в соответствии с принципом презумпции невиновности исключительное право на признание лиц виновными в совершении преступления и назначение им наказания принадлежит суду. Однако суд может реализовать это право, только рассматривая уголовные дела, которые поступают от органов предварительного расследования со всеми собранными доказательствами, подтверждающими факт совершения преступления конкретным лицом. Поэтому расследование является досудебным этапом уголовного процесса, его можно назвать предварительным еще и потому, что при его производстве не решается окончательный вопрос о виновности лица, привлеченного к уголовной ответственности. Оно приводит не к окончательным, а лишь к предварительным для суда выводам по уголовному делу.

Таким образом, предварительное расследование представляет собой урегулированную законом деятельность органов дознания, предварительного следствия, прокурора и других участников, осуществляемую в установленном порядке, целью которой является доказывание события преступления, виновности лица, его совершившего, и других имеющих значение обстоятельств, а также создание иных предпосылок для рассмотрения уголовного дела в суде.

Вместе с тем, достижение целей уголовного преследования предполагает использование не только уголовно-процессуальных средств доказывания, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом РФ УПК РФ) (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34481/), в первую очередь это следственные действия, но и возможностей оперативно-розыскной деятельности (ОРД). Она осуществляется специфическими способами – гласными и негласными оперативно-розыскными мероприятиями,регламентированными Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ (последняя редакция - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7519/).

Оперативно-розыскная деятельность осуществляется оперативными подразделениями уполномоченных государственных органов и направлена на решение следующих задач:

- выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

- осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;

- добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации;

- установление имущества, подлежащего конфискации.

 

С учетом деления преступлений на виды по степени их общественной опасности (тяжести) непосредственно порядок их расследования отличается и осуществляется в одной из двух процессуальных форм - предварительного следствия и дознания (статья 150 УПК РФ). Хотя деятельность по расследованию преступлений в рамках обеих форм внешне сходна, что предопределено общими задачами предварительного расследования, фактически она имеет ряд процедурных различий, предусмотренных УПК РФ.

Соответственно расследование преступлений осуществляют специальные органы - органы предварительного следствия и дознания. Именно эти государственные органы (их должностные лица) возбуждают уголовное дело, принимают его к производству, расследуют, направляя его ход, осуществляют следственные и иные процессуальные действия, применяют меры процессуального принуждения, принимают решения по результатам.

 

Вопрос 2. Система и структура органов предварительного следствия

В России не существует единого следственного органа. Система органов предварительного следствия предопределена установленной УПК РФ подследственностью – то есть компетенцией по расследованию определенных категорий преступлений (статья 151 УПК РФ). Соответственно этому в настоящий момент система органов предварительного следствия представлена совокупностью следственных подразделений, в том числе входящих в структуру других ведомств:

1) Следственного комитета Российской Федерации,

2) Министерства внутренних дел Российской Федерации,

3) Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

Несмотря на ведомственную принадлежность, процессуальные полномочия всех органов предварительного следствия одинаковы. Но при этом отличаются построение системы и структуры следственного аппарата различных ведомств. Однако, в любом случае, непосредственно производство предварительного следствия по уголовному делу осуществляет специальное должностное лицо – следователь.

 

Следственный комитет Российской Федерации (СК России - https://sledcom.ru/sk_russia) относительно «молодой» государственный орган, образованный первоначально из следователей прокуратуры в 2007 году как структурная, относительно самостоятельная часть органов прокуратуры. В 2011 году на основании Федерального закона " О Следственном комитете Российской Федерации " от 28.12.2010 г. № 403-ФЗ http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108565/ произошло его полное выделение из прокуратуры и становление как независимого ведомства, не относящегося непосредственно ни к одной из ветвей власти. Положение о Следственном комитете Российской Федерации утверждено Указом Президента РФ от 14.01.2011г. № 38 "Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации" http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_109295/.

Следственный комитет РФ является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством полномочия в сфере уголовного судопроизводства, составляет единую федеральную централизованную систему следственных органов и организаций, действует на основе подчинения нижестоящих руководителей вышестоящим и Председателю Следственного комитета РФ.

Сотрудники Следственного комитета РФ находятся на федеральной государственной службе, им присваиваются специальные звания офицеров юстиции с учетом занимаемой должности и квалификации, а также срока пребывания в специальных званиях. Ниже приводится таблица соответствия специальных званий сотрудников различных ведомств:

 

N п/п Специальные звания сотрудников Следственного комитета Российской Федерации Классные чины прокурорских работников органов прокуратуры Российской Федерации Воинские звания
1. Генерал юстиции Российской Федерации действительный государственный советник юстиции генерал армии
2. Генерал-полковник юстиции государственный советник юстиции 1 класса генерал-полковник
3. Генерал-лейтенант юстиции государственный советник юстиции 2 класса генерал-лейтенант
4. Генерал-майор юстиции государственный советник юстиции 3 класса генерал-майор
5. Полковник юстиции старший советник юстиции полковник
6. Подполковник юстиции советник юстиции подполковник
7. Майор юстиции младший советник юстиции майор
8. Капитан юстиции юрист 1 класса капитан
9. Старший лейтенант юстиции юрист 2 класса старший лейтенант
10. Лейтенант юстиции юрист 3 класса лейтенант
11. Младший лейтенант юстиции младший юрист младший лейтенант

 

В Следственном комитете учреждаются должности:

- руководителей следственных органов, их первых заместителей, заместителей, помощников, старших помощников и помощников по особым поручениям;

- следователей, старших следователей, следователей по особо важным делам, старших следователей по особо важным делам, старших следователей по особо важным делам при Председателе Следственного комитета Российской Федерации;

- следователей-криминалистов, старших следователей-криминалистов;

- экспертов, старших экспертов;

- инспекторов, старших инспекторов, ревизоров, старших ревизоров, специалистов, старших специалистов;

- помощников следователя (следователя-криминалиста) и другие должности.

 

Общее руководство деятельностью Следственного комитета осуществляет Президент Российской Федерации. Он же назначает на должность и освобождает от должности Председателя Следственного комитета, который возглавляет систему органов Следственного комитета РФ. У него имеются 4 заместителя, один из которых является одновременно руководителем Главного военного следственного управления СК России, а также советники, старшие помощники и помощники, в том числе по особым поручениям.

Система СК РФ устроена следующим образом:

 

 

Таким образом, все органы СК РФ делятся на 3 группы:

- территориальные, образуемые в каждом или в нескольких субъектах РФ (80 главных управления и управлений),

- военные, образуемые с учетом организации вооруженных сил Министерства обороны России (10 управлений),

- транспортные, образуемые по Федеральным округам (8 управлений) и входящих в них субъектам РФ, а также СО СК РФ на комплексе «Байконур».

 

В систему Следственного комитета также входят: научные, образовательные, медицинско-оздоровительные организации, а также экспертные и ревизионные подразделения, информационные подразделения, подразделения физической защиты и иные организации, создаваемые Председателем СК РФ для обеспечения его деятельности.

Центральный аппарат СК РФ с учетом основных задач этого ведомства осуществляет несколько видов функций:

- руководящие, организационные, контрольные полномочия по отношению к подчиненным органам,

- непосредственно расследование преступлений, относящихся к его ведению,

- материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности органов СК РФ.

 

Соответственно организационная структура Центрального аппарата СК РФ предопределена осуществляемыми этим органом функциями и устроена следующим образом:

Главное управление по расследованию особо важных дел

· Следственное управление

· Контрольно-следственное управление



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 484; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.181.21 (0.105 с.)