Тема 11:пользователи библиотек учебных заведений. Общая характеристика. Основные категории. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 11:пользователи библиотек учебных заведений. Общая характеристика. Основные категории.



План:

1. Учителя и библиотека.

2. Учащиеся и библиотека.

3. Использование Интернета.

Школьная библиотека предоставляет информацию и идеи, имеющие фундаментальное значение для успешной деятельности в нашем сегодняшнем мире, который все больше строится на информации и знаниях. Школьная библиотека вооружает учащихся навыками непрерывного самообразования и развивает воображение, помогая им стать ответственными гражданами.

Учителя и библиотека

При отборе учебных материалов учителя руководствуются собственными педагогическими принципами. Некоторые методики, построенные на традиционном представлении о том, что главными образовательными ресурсами являются учитель и учебник, игнорируют роль библиотеки в учебном процессе. Когда же эта точка зрения соединяется с сильным стремлением держать дверь класса закрытой и жестко контролировать учебную работу школьников, тогда в сознании учителя библиотека тем более не считается важным элементом информационного обеспечения. Даже если большинство учителей придерживается методов «трансляционного» обучения и потому видит в учащихся пассивные хранилища, которые предстоит заполнить ими же отобранными знаниями, все равно библиотеке важно определить свою роль обеспечивающей службы, связанной с учебным планом. В образовательной ситуации, построенной на вышеописанных принципах, библиотеке для установления партнерских отношений следует особенно развивать обслуживание педагогов. При этом следует подчеркивать следующие моменты: – способность библиотеки предоставлять педагогам такие ресурсы, которые расширяют их предметные знания или улучшают методики обучения; – способность библиотеки предоставлять ресурсы для разных методов оценки учащихся; – роль библиотеки как рабочего партнера при планировании заданий, выполняемых в классе; – способность библиотеки помогать учителям в ситуации неоднородного класса путем организации специальных видов обслуживания для тех, кто нуждается в большей поддержке или большем стимулировании; – роль библиотеки как двери во «всемирную деревню» (благодаря МБА и электронной сети). Педагоги, придерживающиеся более прогрессивных и открытых педагогических принципов, как правило, больше пользуются библиотекой. Помимо вышеуказанных функций и возможностей, они могут, отходя от традиционных дидактических методик, использовать библиотеку как одно из мест обучения. Чтобы активизировать участие школьников в учебном процессе и развить в них навыки самостоятельного обучения, педагоги могут сотрудничать с библиотекой в следующих областях: – информационная грамотность – развитие в учащихся пытливости и воспитание в них способности к критическому и творческому использованию информации; – проектные работы и задания; – поощрение к чтению учащихся всех ступеней как индивидуально, так и в группах.

Учащиеся и библиотека

Учащиеся – это главная целевая группа пользователей библиотеки. Сотрудничество с другими членами школьного сообщества имеет значение лишь постольку, поскольку оно в интересах учеников. Учащиеся пользуются библиотекой для самых разных целей. Важно, чтобы они ощущали ее как открытую, свободную, не враждебную образовательную среду, где они могут работать над всевозможными заданиями как индивидуально, так и в группах. Обычно работа школьников в библиотеке заключается в следующем: – выполнение традиционных домашних заданий; – работа над проектами и решение проблем; – поиск и использование информации; 10 – формирование портфелей и материалов, которые затем представляются учителям и одноклассникам.

Использование Интернета.

Особая проблема для всех пользователей библиотеки – новые электронные ресурсы. Работа с ними иногда создает большие сложности. Здесь важна роль школьного библиотекаря, который может объяснить, что эти ресурсы – лишь инструменты обучения и образования, что они не самоцель, а только средства для достижения цели. Пользователи, приходя в библиотеку за информацией, способны потерять веру в свои силы. Они-то думают, что стоит им войти в Интернет, как все их информационные проблемы будут решены. Обычно все бывает как раз наоборот. Школьный библиотекарь может помочь им в работе с Интернетом, а также уменьшить разочарование, возникающее у них в результате поиска информации. Самое главное – за максимально короткое время найти в Интернете релевантную и качественную информацию. Сами же учащиеся должны постепенно выработать в себе умение находить, синтезировать и усваивать информацию и новые знания из всех предметных областей данного собрания ресурсов. Вот почему организация и осуществление программ информационной грамотности – в числе самых важных задач библиотеки (об этом же см. выше раздел «Учителя и библиотека»).

Анализируя работу вузовских библиотек хочется отметить, что в настоящий момент не количество фонда определяет качество библиотечного обслуживания, а развитая служба информационно-библиотечного сервиса. Библиотеки должны наращивать свои фонды и, в первую, за счет электронной информации. Пользователь должен иметь возможность выбирать вид информации. Если невозможно приобрести достаточное количество необходимой литературы, нужно создавать электронные копии (естественно, с соблюдением авторских прав).
Библиотекарь должен работать с преподавателем. Для некоторых специальностей можно делать специальные подборки, когда по согласованию с преподавателем готовится необходимый материал: библиотека сканирует, копирует, подбирает полный пакет материалов по теме.

В результате изучения комментариев относительно электронных услуг, можно составить характеристику предпочтений основных категорий пользователей вузовских библиотек, которые свидетельствуют также об уровне их компетентности и психологических особенностях.
Студенты хотят:

§ Иметь компьютер дома;

§ Ходить в места с доступом в Интернет вне дома;

§ Знать программы поиска, копирования и сохранения информации;

§ Использовать Интернет для личных и учебных целей, хорошо ориентироваться в ресурсах;

§ Использовать электронную почту;

§ Получать полнотекстовую электронную информацию;

§ Знать и использовать АИБС для подготовки курсовых, дипломных работ, подготовки к учебным занятиям.

Ученые хотят:

§ Иметь компьютер дома;

§ Иметь доступ со своего компьютера ко всем ресурсам библиотеки (не хотят ходить в библиотеку);

§ Получать информацию о новых поступлениях и услугах по e-mail;

§ Иметь доступ к коллекциям электронных журналов (включая иностранные);

§ Пользоваться службами ЭДД и ЭМБА;

§ Получать консультации библиотекарей;

§ Привлекать библиотеку для подбора информации по различным курсам;

Аспиранты хотят:

§ Изменить режим работы библиотеки в сторону увеличения;

§ Иметь компьютер и работать дома;

§ Получать информацию о новых услугах по e-mail;

§ Скачивать информацию без ограничений;

§ Копировать на накопители и CD;

§ Иметь Интернет дома; на кафедрах и других местах;

§ Иметь точки доступа для личных ноутбуков;

§ Иметь бесплатный доступ к зарубежным электронным ресурсам;

§ Иметь электронные копии книг, журналов, газет на CD.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.237.255 (0.01 с.)