Тема 1. Понятие, признаки и функции государства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Понятие, признаки и функции государства.



ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА.

1. Перечислите основные признаки государства, отличающие его от других организаций и учреждений современного общества.

2. Чем характерна особая публичная (политическая) власть?

3. Что такое государственный суверенитет? Какие виды суверенитета вы знаете?

4. Как соотносятся между собой функции, цели и задачи государства?

5. Почему с развитием государства изменяются его функции?

6. Какая из функций в современных демократических государствах по вашему мнению является приоритетной?

7. В Конституции РФ найдите нормы, реализуя которые государство выполняет следующие функции:

а) экономические;

б) политические;

в) социальные;

г) внешние.

 

Тест

Какие объективные признаки государства отличают его от социальной организации первобытного общества?

а) территория, народ, власть;

б) оборона, транспорт, энергетика;

в) территориальная организация населения, наличие особого аппарата политической публичной власти, налоги;

г) все перечисленное

Как называется свойство государства, выражающееся в верховенстве государственной власти внутри страны и независимости ее вовне?

а) легитимность;

б) легальность;

в) государственный суверенитет;

г) правосубъектность.

3. Какой признак из приведенного перечня не характерен для государства:

а) наличие публичной власти;

б) наличие единых мер длины, объема, веса;

в) государственный суверенитет;

г) наличие законодательства;

д) взимание налогов.

Какие черты отличают государство от догосударственной организации общества?

а) наличие суверенитета;

б) разделение населения по территориальным единицам;

в) наличие аппарата власти и управления;

г) все перечисленное.

5. Назовите современное понимание социального назначения государства:

а) утверждение нравственности в обществе;

б) обеспечение общей безопасности;

в) воплощение всеобщей свободы;

г) достижение социального компромисса в условиях верховенства права.

6. Функции государства – это:

а) основные направления деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его классовая и общечеловечкская сущность и социальное назначение;

б) совокупность используемых стоящими у власти группами, классами или слоями методов и способов государственной власти;

в) строение государства, основные составные части, внутренняя структура, основные методы осуществления государственной власти;

г) внутреннее строение государства, его деление на составные части – административно-территориальные единицы или суверенные государства.

7. К внешним функциям государства относятся:

а) экономическая;

б) социальная;

в) развития образования, науки и культуры;

г) обеспечение мира и поддержки мирового порядка;

д) налогооблажения и взимания налогов;

е) обороны страны;

ж) сотрудничество в области решения глобальных проблем.

8. Экономическая, социальная, экологическая, правоохранительная, политическая – это:

а) основные формы осуществления функций государства;

б) основные внутренние функции государства;

в) основные внешние функции государства;

г) методы осуществления функций государства.

9. Решение глобальных проблем современности, обеспечение национальной безопасности, отстаивание государственных интересов в международных делах – это:

а) основные функции государства;

б) форма осуществления функций государства;

в) основные принципы правового государства;

г) внешние функции государства.

К какому понятию относится данное определение: «Основные направления деятельности государства по управлению обществом, включая механизм государственного воздействия на развитие общественных процессов»?

а) задачи государства;

б) форма государства;

в) функции государства;

г) механизм государства.

11. Укажите, какая из функций государства является важнейшей для демократических стран на современном этапе:

а) экономическая;

б) идеологическая;

в) охраны прав и свобод граждан;

г) насилия.

12. Выделите функцию, которая присуща государству любого типа:

а) оборона;

б) защита прав и свобод человека;

в) экологическая;

г) подавление сопротивления свергнутых классов.

13. Укажите, к какой функции государства относится деятельность по развитию сети общеобразовательных учреждений:

а) экологической;

б) социальной;

в) охраны законности и правопорядка;

г) экономической.

МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА.

1. Как соотносятся понятия «механизм государства» и «государственный аппарат»?

2. Что такое «орган государства» и каковы его признаки?

3. В чем сущность теории разделения властей в государстве?

4. Что такое законодательная власть, каковы ее функции?

5. В чем состоит назначение исполнительных органов власти?

6. Перечислите функции судебной власти. Какие виды судов вы знаете?

 

 

Тест

ТЕМА 2. ФОРМА ГОСУДАРСТВА.

1. Какие элементы (стороны) выделяют в понятии «форма государства»?

2. Что такое форма правления? По каким признакам ее оценивают?

3. 4. Что такое государственное устройство и по каким признакам его оценивают?

5. Чем правовая система унитарного государства отличается от правовой системы федерации?

6. Чем отличается федерация от конфедерации?

7. Что такое сецессия? Почему большинство федеративных государств отказывает своим субъектам в праве сецессии?

8. Дайте определение понятию «политический режим». Как соотносятся между собой политический и государственный режим?

9. Чем авторитарный политический режим отличается от демократического и тоталитарного политического режимов?

 

2. Заполните таблицу:

 

          Республика

Президентская Парламентская Смешанная
Глава государства      
Полномочия президента      
Глава правительства      
Правительство      
Страны      

 

Тест

1. Что следует понимать под формой правления:

а) организацию верховной государственной власти;

б) методы осуществления государственной власти;

в) территориальное устройство государства;

г) все перечисленное.

Для какой формы правления характерны следующие черты: формирование правительства на парламентской основе, из числа лидеров партий, располагающих большинством мест в парламенте; избрание главы государства парламентом или образуемой парламентом специальной коллегией

а) конституционная монархия;

б) президентская республика;

в) парламентская республика;

г) либеральная демократия.

Тест

1. Укажите, какой признак характерен для всех социальных норм:

а) обеспечение принудительной силой государства;

б) общеобязательное правило поведение;

в) регулятор общественных отношений;

г) выражение в официальной форме.

Тест

1. Правовой обычай, юридический прецедент, нормативно-правовой акт, нормативный договор – это:

а) признаки права;

б) социальные регуляторы;

в) источники права;

г) система законодательства.

2. Назовите главный, ведущий источник права, имеющий высшую юридическую силу:

а) постановление;

б) нормативный акт местных органов;

в) закон;

г) указ.

ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

1. Дайте понятие правоотношения, перечислите и объясните его признаки.

2. Из каких элементов состоит правоотношение (состав правоотношения)?

3. Что такое правоспособность, дееспособность и деликтоспособность?

4. Что такое объект правоотношения. Какие виды объектов правоотношений Вы знаете?

5. Что такое субъективное право и юридическая обязанность? Право или обязанность Президента закреплены в п. "а", "б", "ж", "л" ст. 83 Конституции РФ?

6. Какова структура субъективного права и юридической обязанности?

7. Что является предпосылками возникновения правоотношений?

8. Что такое юридический факт? Назовите виды юридических фактов и приведите примеры.

 

Задание

1. Приведите три примера правоотношений, урегулированных нормами Конституции РФ. Докажите что в приведенных вами примерах имеются все признаки правоотношений.

2. Смоделируйте правоотношение которое должно возникать из нормы права, закрепленной в п. 1 ст. 34 Конституции РФ. Выделите в нем субъекты, объект и содержание правоотношения (субъективные права и обязанности сторон).

3. С какого возраста наступает правоспособность гражданина быть Президентом РФ (п. 2 ст. 81 Конституции РФ)?

4. Подросток 17 лет продал свой велосипед. Имеет ли право он совершить такую сделку? В каком случае имеет, а в каком не имеет? Для ответа смотрите ст. 21, 26, 27 ГК РФ.

5. Может ли совершеннолетний гражданин быть лишен права вступать самостоятельно в сделки? В каких случаях? Для ответа смотрите ст. 30 ГК РФ.

6. Классифицируйте по всем основаниям следующие юридические факты:

– увольнение с работы,

– убийство,

– заключение договора купли-продажи,

– затопление садового участка при наводнении,

– обнаружение клада,

– вступление в брак,

– рождение ребенка,

– приватизация предприятия,

– нарушение правил дорожного движения,

– наступление пенсионного возраста,

– вынесение приговора судом.

Тест

1. Укажите, что не является юридическим фактом:

а) заключение трудового договора;

б) поступление в институт;

в) приготовление пищи;

г) стихийное бедствие.

2. Укажите критерий классификации юридических фактов на действия и события:

а) сознание и воля субъекта; 

б) характер нормативного акта;

в) предмет и метод правового регулирования;

г) принадлежность к отрасли права.

Тест

1. По степени общественной опасности правонарушения подразделяются на:

а) умышленные и неосторожные;

б) публично-правовые и частноправовые;

в) проступки и преступления;

г) гражданско-правовые и уголовно-правовые.

2. Какое определение раскрывает понятие юридической ответственности:

а) виновное противоправное общественно опасное поведение праводееспособного индивида;

б) осуждение правонарушителя со стороны общества, коллектива;

в) обязанность претерпевать меры государственного принуждения, предусмотренные санкциями правовых норм;

г) все перечисленное.

3. Что является фактическим основанием возникновения юридической ответственности:

а) общественная опасность личности;

б) решение компетентного органа;

в) совершение правонарушения;

г) все перечисленное.

4. Субъективная сторона, объективная сторона, субъект и объект преступления в целом составляют:

а) содержание уголовного правоотношения;

б) состав правонарушения;

в) противоправность деяния;

г) понятия преступления;

5. Возраст с которого, по общему правилу, наступает уголовная ответственность в РФ:

а) 18 лет;

б) 16 лет;

в) 14 лет;

г) 21 год.

6. Какой из указанных признаков относится к объективной стороне преступления:

а) вменяемость;

б) время совершения преступления;

в) вина;

г) ни один не относится.

Тест

1. Основы конституционного строя – это:

а) система господствующих экономических, политических, идеологических отношений;

б) организация общества, взятая в единстве всех ее сторон;

в) форма или способ организации государства, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина;

г)главные устои государства, его основные принципы, которые призваны обеспечить России характер конституционного государства.

Какому понятию соответствует данное определение: «Территориальная или национально-территориальная форма государства, обуславливающая характер взаимоотношений между его составными частями и каждого из них с государством в целом»?

а) форма политико-правового режима;

б) форма государственного устройства;

в) форма (устройство) государства;

г) форма государственного правления.

5. Конституция РФ закрепляет:

а) плановое хозяйство;

б) рыночную экономику, не регулируемую государством;

в) рыночную экономику под контролем государства.

6. Кто является высшей ценностью в российском государстве по Конституции РФ:

а) Президент РФ;

б) человек, его права и свободы;

в) многонациональный народ РФ.

7. Основным принципом организации и деятельности правового государства является разделение властей на:

а) федеральную, региональную, местную;

б) политическую, экономическую, идеологическую;

в) законодательную, исполнительную, судебную;

г) правотворческую, правоприменительную, правоохранительную.

8. Социальным является государство, в котором:

а) нет бедных;

б) обеспечивается социальная защита граждан, достойная жизнь, развивается система социальных служб;

в) свободно перемещаются товары, услуги и финансы;

г) все ответы верные.

9. Формы собственности:

а) равны перед законом;

б) установлен приоритет государственной собственности;

в) установлен приоритет частной собственности.

10. Допускается ли преподавание какого-либо вероучения в государственном образовательном учреждении:

а) не допускается ни в какой форме, так как Российская Федерация – это светское государство;

б) может вестись только факультативно;

в) может осуществляться только с разрешения уполномоченных органов государственной власти.

Задача 1.

а) У находившихся в длительной служебной командировке в Монгольской Народной Республике российских граждан супругов Тимофеевых родился ребенок.

б) Российский гражданин П.Н.Анисимов женился на болгарской гражданке А.Денковой и проживал вместе с женой в республике Болгарии, где у них родился ребенок.

1) Приобрели ли дети указанных родителей российское гражданство?

2) Какие государственные органы согласно российскому законодательству ведают делами о гражданстве?

Задача 2.

2. В семье гражданина РФ Иванова и его супруги Розетты, состоящей с ним в зарегистрированном браке, но имеющей итальянское гражданство, в г. Покрове родился ребёнок. Отец настаивает на российском гражданстве ребёнка, мать – на итальянском. Ребёнок получает гражданство:

А – отца; Б – матери; В – российское и итальянское гражданство.

 

Тест

1. Каково соотношения между терминами "правовое положение" и правовой статус"?

а) термин "правовое положение" по своему значению шире;

б) термин "правовой статус" по своему значению шире;

в) это совершенно разные понятия;

г) речь идет о равнозначных понятиях.

2. Что включает в себя понятие "конституционная правосубъектность"?

а) только конституционную правоспособность;

б) конституционную правоспособность и дееспособность;

в) только конституционную дееспособность;

г) только основные обязанности человека и гражданина.

Гражданин Российской Федерации Андреев, постоянно проживающий на территории Республики Хакасия, обратился с ходатайством на имя Президента Российской Федерации о выходе из российского гражданства. Одновременно он подал заявление на имя Президента Хакасии с просьбой о сохранении за ним ингушского гражданства. Каким должен быть ответ Президента Хакасии?

а) "Ваше заявление подлежит удовлетворению";

б) "Ваше заявление может быть удовлетворено только Президентом России";

в) "Вам нужно обратиться с ходатайством о предоставлении гражданства Республики Хакасия";

г) "Гражданство Республики Хакасия прекращается одновременно с прекращением гражданства Российской Федерации".

Гражданин одного из африканских государств, преследуемый за свои политические убеждения, обратился в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации с ходатайством о предоставлении ему политического убежища. Государственная Дума удовлетворила ходатайство. Законно ли данное решение?

а) законно;

б) незаконно;

в) законно, если при принятии решения были внимательно изучены все обстоятельства дела;

г) законно при условии предварительной консультации с Министерством иностранных дел РФ.

 

ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА.

1. Перечислите основные признаки государства, отличающие его от других организаций и учреждений современного общества.

2. Чем характерна особая публичная (политическая) власть?

3. Что такое государственный суверенитет? Какие виды суверенитета вы знаете?

4. Как соотносятся между собой функции, цели и задачи государства?

5. Почему с развитием государства изменяются его функции?

6. Какая из функций в современных демократических государствах по вашему мнению является приоритетной?

7. В Конституции РФ найдите нормы, реализуя которые государство выполняет следующие функции:

а) экономические;

б) политические;

в) социальные;

г) внешние.

 

Тест



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 366; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.96.146 (0.081 с.)