Фортепианное творчество Д. Шостаковича 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фортепианное творчество Д. Шостаковича



Фортепианное творчество Д. Шостаковича

Д. Шостакович был блестящим пианистом. Завоевал диплом на Международном конкурсе им. Шопена в Варшаве. В юности (в 1920-е годы) подрабатывал в кинотеатре иллюстратором немого кино (тапёром), прекрасно импровизировал за роялем.

Прелюдии и фуги ор. 87 (1951)

Этот грандиозный цикл написан Дмитрием Шостаковичем в очень короткий срок – с октября 1950 по март 1951 года. Толчком к написанию послужила поездка Дмитрия Дмитриевича в Лейпциг на торжества, посвящённые 200-летию со дня смерти И. Баха.  Он был приглашен туда в качестве почётного члена жюри международного конкурса пианистов, в котором принимала участие также Татьяна Николаева, ставшая впоследствии первой исполнительницей цикла прелюдий и фуг ор. 87 Шостаковича.

Шостакович задумал свой цикл по образцу «Хорошо темперированного клавира» И.С. Баха. Здесь тоже охвачены все 24 тональности, но расположены они не как у Баха (по хроматической гамме), а по кварто-квинтовому кругу (встречался в XIX веке в цикле «24 прелюдии Шопена», но у Шопена только прелюдии, без фуг). Кроме того, в своем цикле Шостакович продолжил традиции русской концертной полифонии – А. Глазунова и С. Танеева.

По ходу сочинения цикла Шостакович приглашал Т. Николаеву для прослушивания каждой только что оконченной прелюдии и фуги в своём исполнении.

Прелюдия и фуга С- dur

Прелюдия – светлая, в ритме чаконы (старинный неторопливый танец испанского происхождения). Он звучит как вступление не только к идущей следом фуге, но и как прелюдия ко всему грандиозному циклу прелюдий и фуг.

Фуга – тема длинная, неторопливая. Интересно, что на протяжении всей фуги Шостакович ни разу не использует ни одного диеза или бемоля, поэтому, когда тема звучит в других тональностях, где требуются ключевые знаки, то возникают так называемые лады народной музыки (дорийский, лидийский и т.д.). В кульминации звучит локрийский.

Прослушиваем аудиозапись.

Прелюдия и фуга D- dur

Прелюдия – звучание подражает лютне (старинный струнный инструмент, был популярен во времена Баха; у Баха есть ряд лютневых сюит, в настоящее время они исполняются на гитаре.

Фуга – очень контрастирует с прелюдией. В жанре токкаты, очень энергичная, активная.

Прослушиваем аудиозапись.

 

Прелюдия и фуга A- dur

Прелюдия – подражает баховской мелодике, светлая, звенящая.

Фуга – светлая, звенящая, как перезвон колокольчиков.

 

Цикл 24 прелюдии ор. 34

 

24 прелюдии ор. 34 Шостакович написал очень быстро, менее чем за 2 месяца (в конце 1932 – начале 1933 г.). Этот цикл – это целая галерея музыкальных зарисовок во всех тональностях.

До Шостаковича подобные циклы писали Шопен и Скрябин. Так же, как и эти композиторы, Шостакович располагает свои прелюдии по кварто-квинтовому кругу.

Важная особенность прелюдий ор.34 Шостаковича – ярко выраженная жанровая природа большинства миниатюр, входящих в цикл. Это значит, что в них обыгрываются различные жанры (особенно много среди них простых, бытовых) с характерными для них интонациями, но они получают в музыке Шостаковича весьма своеобразное преломление. Он как бы «пересказывает» известные сюжеты своим языком – острым, современным, ироничным.

Прелюдия №2 а- moll – страстная, виртуозная в духе испанской гитарной музыки.

Прослушиваем аудиозапись.

Прелюдия №6 D- dur – в жанре скерцо. Нарочитая «фальшь», острота в мелодии, она как будто идет наперекор аккомпанементу. Возникает картинка не очень хорошо играющего духового оркестра (во времена Шостаковича были очень популярны различные виды самодеятельности и массового музицирования. Возможно, композитор в этой прелюдии изобразил не очень умелый оркестр любителей-музыкантов, играющий фальшиво, но с большим чувством).

Прослушиваем аудиозапись.

Прелюдия №9 E- dur – в жанре тарантеллы (очень быстрый испанский танец).

Прослушиваем аудиозапись.

Прелюдия №10 cis - moll – лирическая. В ее основе лежит «уличный» шарманочный мотив, который разрастается в целую лирическую сценку.

Прослушиваем аудиозапись.

Прелюдия №24 d- moll – в духе шутливого гавота (очень прокофьевское звучание).

Прослушиваем аудиозапись.

 

Зачастую под маской иронии и гротеска скрывается серьезное содержание, а сквозь ироничную ухмылку проглядывают трогательные и задушевные образы.

 

Контрольные вопросы (письменно):

Фортепианное творчество Д. Шостаковича

Д. Шостакович был блестящим пианистом. Завоевал диплом на Международном конкурсе им. Шопена в Варшаве. В юности (в 1920-е годы) подрабатывал в кинотеатре иллюстратором немого кино (тапёром), прекрасно импровизировал за роялем.

Прелюдии и фуги ор. 87 (1951)

Этот грандиозный цикл написан Дмитрием Шостаковичем в очень короткий срок – с октября 1950 по март 1951 года. Толчком к написанию послужила поездка Дмитрия Дмитриевича в Лейпциг на торжества, посвящённые 200-летию со дня смерти И. Баха.  Он был приглашен туда в качестве почётного члена жюри международного конкурса пианистов, в котором принимала участие также Татьяна Николаева, ставшая впоследствии первой исполнительницей цикла прелюдий и фуг ор. 87 Шостаковича.

Шостакович задумал свой цикл по образцу «Хорошо темперированного клавира» И.С. Баха. Здесь тоже охвачены все 24 тональности, но расположены они не как у Баха (по хроматической гамме), а по кварто-квинтовому кругу (встречался в XIX веке в цикле «24 прелюдии Шопена», но у Шопена только прелюдии, без фуг). Кроме того, в своем цикле Шостакович продолжил традиции русской концертной полифонии – А. Глазунова и С. Танеева.

По ходу сочинения цикла Шостакович приглашал Т. Николаеву для прослушивания каждой только что оконченной прелюдии и фуги в своём исполнении.

Прелюдия и фуга С- dur

Прелюдия – светлая, в ритме чаконы (старинный неторопливый танец испанского происхождения). Он звучит как вступление не только к идущей следом фуге, но и как прелюдия ко всему грандиозному циклу прелюдий и фуг.

Фуга – тема длинная, неторопливая. Интересно, что на протяжении всей фуги Шостакович ни разу не использует ни одного диеза или бемоля, поэтому, когда тема звучит в других тональностях, где требуются ключевые знаки, то возникают так называемые лады народной музыки (дорийский, лидийский и т.д.). В кульминации звучит локрийский.

Прослушиваем аудиозапись.

Прелюдия и фуга D- dur

Прелюдия – звучание подражает лютне (старинный струнный инструмент, был популярен во времена Баха; у Баха есть ряд лютневых сюит, в настоящее время они исполняются на гитаре.

Фуга – очень контрастирует с прелюдией. В жанре токкаты, очень энергичная, активная.

Прослушиваем аудиозапись.

 

Прелюдия и фуга A- dur

Прелюдия – подражает баховской мелодике, светлая, звенящая.

Фуга – светлая, звенящая, как перезвон колокольчиков.

 

Цикл 24 прелюдии ор. 34

 

24 прелюдии ор. 34 Шостакович написал очень быстро, менее чем за 2 месяца (в конце 1932 – начале 1933 г.). Этот цикл – это целая галерея музыкальных зарисовок во всех тональностях.

До Шостаковича подобные циклы писали Шопен и Скрябин. Так же, как и эти композиторы, Шостакович располагает свои прелюдии по кварто-квинтовому кругу.

Важная особенность прелюдий ор.34 Шостаковича – ярко выраженная жанровая природа большинства миниатюр, входящих в цикл. Это значит, что в них обыгрываются различные жанры (особенно много среди них простых, бытовых) с характерными для них интонациями, но они получают в музыке Шостаковича весьма своеобразное преломление. Он как бы «пересказывает» известные сюжеты своим языком – острым, современным, ироничным.

Прелюдия №2 а- moll – страстная, виртуозная в духе испанской гитарной музыки.

Прослушиваем аудиозапись.

Прелюдия №6 D- dur – в жанре скерцо. Нарочитая «фальшь», острота в мелодии, она как будто идет наперекор аккомпанементу. Возникает картинка не очень хорошо играющего духового оркестра (во времена Шостаковича были очень популярны различные виды самодеятельности и массового музицирования. Возможно, композитор в этой прелюдии изобразил не очень умелый оркестр любителей-музыкантов, играющий фальшиво, но с большим чувством).

Прослушиваем аудиозапись.

Прелюдия №9 E- dur – в жанре тарантеллы (очень быстрый испанский танец).

Прослушиваем аудиозапись.

Прелюдия №10 cis - moll – лирическая. В ее основе лежит «уличный» шарманочный мотив, который разрастается в целую лирическую сценку.

Прослушиваем аудиозапись.

Прелюдия №24 d- moll – в духе шутливого гавота (очень прокофьевское звучание).

Прослушиваем аудиозапись.

 

Зачастую под маской иронии и гротеска скрывается серьезное содержание, а сквозь ироничную ухмылку проглядывают трогательные и задушевные образы.

 

Контрольные вопросы (письменно):



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 686; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.51.117 (0.012 с.)