Конспект урока литературы в 11 классе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конспект урока литературы в 11 классе



Конспект урока литературы в 11 классе

Тема « Жизнь и творчество И. А. Бунина. Проза поэта и поэзия прозаика».

 

Цели:

 

Образовательные:

- познакомить с основными этапами жизни и творчества Бунина;

- определить место творчества Бунина в контексте эпохи;

- показать взаимосвязь поэтического и прозаического наследия Бунина:

- помочь учащимся приобщиться к художественному миру писателя,

понять его индивидуальность и неповторимость;

- вызвать интерес к творчеству И.А.Бунина.

 

Развивающие:

- развивать умение слушать и связывать новые знания с уже имеющейся информацией;

- отрабатывать навыки выразительного чтения.

 

Воспитательные:

- воспитывать чувство патриотизма;

- воспитывать чувство эстетического наслаждения от лирических произведений;

- формировать ценностное отношение к слову.

 

Тип урока:

урок изучения новой темы

Оборудование:

- Мультимедийный проектор, компьютер;

- обучающая презентация;

- тесты по творчеству И.А.Бунина (раздаточный материал);

- портрет писателя, выставка книг, высказывания о Бунине и его творчестве.

- аудиозаписи стихотворения «Вечер», отрывка из новеллы «Качели» (из цикла «Темные аллеи»);

- аудиозапись романса С.В.Рахманинова на стихи И.А.Бунина «Ночь печальна».

 

Эпиграф:

Всей жизнью своей, судьбой, биографией принадлежит Иван Алексеевич Бунин России, великой русской литературе.

М.Рощин.

 

Ход урока:

1. Оргмомент.

2. Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос по теме «Литература рубежа веков»

Учитель: Ребята, на прошлых занятиях вы убедились, насколько многогранна и противоречива была эпоха рубежа XIX-XX вв.

- Какое название, по аналогии с Золотым веком, получила литература рубежа веков и начала 20 века?

- Существование каких литературных направлений характерно для эпохи рубежа веков?

- Какими литературными течениями был представлен русский модернизм?

 

(Обучающиеся дают значение термина Серебряный век, называют основные направления в литературе рубежа веков, модернистские течения).

 

Изучение литературы 20 века мы начнем со знакомства с творчеством писателей – реалистов, продолжателей традиций великого Толстого и Чехова.

 

Слайд

 

3. Объявление темы урока. Постановка целей.

Слайд

Чтение эпиграфа.

Изучение нового материала.

Объяснение нового материала с использованием презентации.

Учитель: Иван Алексеевич Бунин – одно из самых ярких имен русской литературы XX века. Прекрасный язык, образность, точность, ритмичность прозы, умение передать язык разных слоев общества, сила воображения, выразительная живописность, тонкий психологизм – лишь некоторые черты его творчества, уходящего корнями в русскую классику.

 

 

Слайд

 

Родился И.А. Бунин 10 октября 1870 в Воронеже, в мелкопоместной дворянской семье, в ту пору, когда бедность постучала в ворота многих дворянских усадеб.

 

Слайд

«Я происхожу из старого дворянского рода, давшего России немало видных деятелей… где особенно известны два поэта начала прошлого века: Анна Бунина и Василий Жуковский, один из корифеев русской литературы.

Слайд

Отец, Алексей Николаевич, помещик Орловской и Тульской губернии, был вспыльчивый, азартный, более всего любящий охоту и пение под гитару старинных романсов. В конце концов он, из-за пристрастия к вину и картам, растратил не только собственное наследство, но и состояние жены.

Но несмотря на эти пороки, его все очень любили за веселый нрав, щедрость, художественную одаренность.

 

Слайд

Мать Ивана Алексеевича Бунина была полной противоположностью мужу: кроткой, нежной и чувствительной натурой, воспитанной на лирике Пушкина и Жуковского, и занималась, в первую очередь, воспитанием детей. «Ваня с самого рождения отличался от остальных детей», она всегда знала, что он будет «особенный», «ни у кого нет такой тонкой души, как у него».

 

Детство и юность его прошли в обедневшем поместье Орловской губернии. “Ни лицейских садов, ни царскосельских озер и лебедей, ничего этого мне, потомку “промотавшихся отцов”, в удел уже не досталось”,- сознавал Бунин.

Систематического образования будущий писатель не получил, о чем сожалел всю жизнь. Правда, старший брат Юлий, с блеском окончивший университет, прошел с Ваней весь гимназический курс. Они занимались языками, психологией, философией, общественными и естественными науками. Именно Юлий оказал большое влияние на формирование вкусов и взглядов Бунина. Юлий Бунин пробудил в младшем брате любовь к литературе, под его влиянием Иван Бунин полюбил книги, “один вид которых давал мне почти физическое наслаждение”,— вспоминал он в годы зрелости.

Слайд

В мае 1887 года журнал "Родина" напечатал стихотворение "Нищий" шестнадцатилетнего Вани Бунина. С этого времени началась его более или менее постоянная литературная деятельность, в которой нашлось место и для стихов, и для прозы.

 

В 1889 году бедность заставила Ивана Алексеевича покинуть родовое гнездо “с одним крестом на груди”. Он был вынужден искать работу, чтобы обеспечить себе скромное существование (работал корректором, стилистом, библиотекарем, сотрудничал в газете).

Слайд

1895 год - переломный в судьбе писателя. Иван Алексеевич переехал в Москву, где состоялись его литературные знакомства (с Л. Н. Толстым, чья личность и философия оказали сильнейшее влияние на Бунина (Л.Н.Толсто й воспринимается им как "полубог", высшее воплощение художественной мощи и нравственного достоинства; апофеозом такого отношения станет позже религиозно-философский трактат Бунина "Освобождение Толстого" (Париж, 1937)), с А. П. Чеховым, М. Горьким, Д. Телешовым, участником "сред" которого стал молодой писатель).

Слайд

Слайд

Натура эмоциональная, страстная, Бунин пережил за свою жизнь несколько глубоких потрясений. Можно сказать, четыре музы сопровождали его, вдохновляли, давали огромную радость, мучение и возбуждали жажду творчества. Каждая из них в жизни И.А. Бунина представляет особенную эпоху. Это ВАРВАРА ПАЩЕНКО, АННА ЦАКНИ, ВЕРА НИКОЛАЕВНА МУРОМЦЕВА-БУНИНА, ГАЛИНА КУЗНЕЦОВА…

Варвара Пащенко – первая любовь, гражданская жена Бунина. Сильная, решительная, пошедшая наперекор родительской воле и общественному мнению, она стала прообразом Лики из романа Бунина «Жизнь Арсеньева» и героиней рассказа «Митина любовь».

В июне 1898 года Бунин уехал в Одессу. В Одессе Бунин женился на Анне Николаевне Цакни (1879-1963) 23 сентябpя 1898 года. Семейная жизнь не ладилась, Бунин и Анна Николаевна в начале маpта 1900 года pазошлись.

Ещё одна муза Бунина – Галина Кузнецова, последняя, закатная, любовь Бунина, его счастье и мучение.Они познакомились в конце двадцатых в Париже. Иван Алексеевич Бунин, 56-летний знаменитый писатель, и Галина Кузнецова, никому не известная начинающая писательница, которой не исполнилось и тридцати. Все вполне могло бы обойтись тривиальной любовной интрижкой по меркам бульварного романа. Однако этого не произошло. Обоих захватило настоящее серьезное чувство.

Слайд

Счастливой звездой Бунина, его добрым опекуном, спутницей жизни стала ВЕРА НИКОЛАЕВНА МУРОМЦЕВА. Спокойная, заботливая, холодновато-сдержанная, выросшая в московской профессорской семье. Она сумела дать Бунину ту постоянную заботу, тот покой, который был ему нужен для творчества.

Слайд

В 1920 году Бунин с Верой Николаевной, не принявшие ни революцию, ни большевистскую власть, эмигрировали из России, "испив несказанную чашу душевных страданий", как позже писал Бунин в своей биографии. 28 марта они прибыли в Париж.

Дневником событий жизни страны и размышлений писателя стала книга публицистики "Окаянные дни" (1918).

Слайд

«Я не сразу смог вернуться к творчеству, - всё оказалось не то и не так. Всё чужое, не своё. Всё, что я писал в то время, наполнено грустью и горечью. Всё моё творчество за границей построено на русском материале. На чужбине я вспоминал Родину, её поля, деревни, природу. У меня был богатый запас наблюдений и воспоминаний о России. Я не мог писать о другом. Я не мог обрести свою вторую Родину здесь. Я пишу о смысле жизни, о любви, о будущем."

Слайд

10 ноября 1933 года газеты в Париже вышли с огромными заголовками "Бунин - Нобелевский лауреат". Всероссийская известность Бунина переросла во всемирную славу.

Каждый русский в Париже, даже тот, который не прочитал ни одной строчки Бунина, воспринял это как личный праздник. Русские люди испытали сладчайшее из чувств - благородное чувство национальной гордости.

Слайд

Бунин первым среди русских писателей был удостоен НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ в области литературы. В официальном сообщении говорилось: «РЕШЕНИЕМ ШВЕДСКОЙ АКАДЕМИИ ОТ 9 НОЯБРЯ 1933 Г. НОБЕЛЕВСКАЯ ПРЕМИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ПРИСУЖДЕНА ИВАНУ БУНИНУ ЗА СТРОГИЙ АРТИСТИЧЕСКИЙ ТАЛАНТ, С КОТОРЫМ ОН ВОССОЗДАЛ В ЛИТЕРАТУРНОЙ ПРОЗЕ ТИПИЧНО РУССКИЙ ХАРАКТЕР».

Но радость по поводу присуждения высокой премии была неполной. Жизнь в прекрасной, но чужой стране, среди чужого языка, неприятие массовой западной культуры, тоска по России – вот чем были заполнены будни писателя.

Из полученной премии Бунин около половины роздал нуждающимся. Только Куприну он подарил сразу пять тысяч франков. Иногда деньги раздавались совершенно незнакомым людям. Бунин говорил корреспонденту газеты "Сегодня" П. Пильскому: "Как только я получил премию, мне пришлось раздать около 120000 франков. Да я вообще с деньгами не умею обращаться. Теперь это особенно трудно". В итоге премия иссякла быстро, и надо было уже помогать самому Бунину.

 

Слайд

Слайд

В два часа ночи с 7 на 8 ноября 1953 года Иван Алексеевич Бунин скончался. Отпевание было торжественным - в русской церкви на улице Дарю в Париже при большом стечении народа. Все газеты - и русские, и французские - поместили обширные некрологи.

В своих воспоминаниях Бунин писал: " Слишком поздно pодился я. Родись я раньше, не таковы были бы мои писательские воспоминания. Не пpишлось бы мне пережить... 1905 год, потом пеpвую мировую войну, вслед за ней 17-й год и его продолжение, Ленина, Сталина, Гитлера... Как не позавидовать нашему праотцу Ною! Всего один потоп выпал на долю ему»

 

Слайд

Де Буа под Парижем.

 

Слайд

 

Живого не утратит выраженья

С тебя когда-то писанный портрет –

Звучит стих – е «Вечер»

"Вечер" Бунина, на мой взгляд, шедевр философской лирики. Поэт сумел так просто и ясно сказать об очень сложных вещах - о человеческом счастье.

Всё в человеке: доброта и злоба, любовь и открытия, рай и ад. “Всё во мне” поистине говорит само за себя. Какая бездна мудрости заключена в этой фразе! Объёмность и глубина смысла роднит с библейской мудростью: “Царство Божие внутри вас”.

Рецензент жуpнала «Вестник Евpопы» писал: "Его истоpический слог беспpимеpен в нашей поэзии… Пpозаизм, точность, кpасота языка доведены до пpедела. Едва ли найдется еще поэт, у котоpого слог был бы так неукpашен, будничен, …такое опpощение поэтического языка без ущеpба для поэзии – под силу только истинному таланту… В отношении живописной точности г. Бунин не имеет сопеpников сpеди pусских поэтов ".

 

Многое в наследии Бунина-прозаика можно отнести – по аналогии с тургеневским примером – к жанру «стихотворений в прозе». Для его прозы характерны важные свойства стихотворной речи: эмоциональная напряженность, ритмический строй. Прозу Бунина считают синтезом прозы и поэзии.

Подведение итогов урока.

Вклад Бунина в нашу литературу, нашу культуру весом и многообразен. Это и чеканная отточенная проза. Это и выдержанная в высоких традициях русской лирики поэзия. Наконец, это и художественные переводы, оставшиеся в ряде случаев (пример – поэма Лонгфелло «Песнь о Гайавате») образцом, не превзойденным в своем роде. Творчество Бунина – это целая глава в развитии русской литературы нашего столетия.

Всяческое отстаивание Буниным добротного реализма, его славных традиций тогда, когда от реализма стало модой отказываться, является важнейшей заслугой писателя.

«Бунин у нас, в нашей литературе – последний бесспорный, несомненный представитель эпохи, которую мы не напрасно называем классической», - писал Георгий Адамович.

7. Тестирование.

Комментирование оценок.

9. Домашнее задание:

1. Чтение и пересказ биографии Бунина;

2. выразительное чтение наизусть понравившегося стихотворения.

 

Конспект урока литературы в 11 классе

Тема « Жизнь и творчество И. А. Бунина. Проза поэта и поэзия прозаика».

 

Цели:

 

Образовательные:

- познакомить с основными этапами жизни и творчества Бунина;

- определить место творчества Бунина в контексте эпохи;

- показать взаимосвязь поэтического и прозаического наследия Бунина:

- помочь учащимся приобщиться к художественному миру писателя,

понять его индивидуальность и неповторимость;

- вызвать интерес к творчеству И.А.Бунина.

 

Развивающие:

- развивать умение слушать и связывать новые знания с уже имеющейся информацией;

- отрабатывать навыки выразительного чтения.

 

Воспитательные:

- воспитывать чувство патриотизма;

- воспитывать чувство эстетического наслаждения от лирических произведений;

- формировать ценностное отношение к слову.

 

Тип урока:

урок изучения новой темы

Оборудование:

- Мультимедийный проектор, компьютер;

- обучающая презентация;

- тесты по творчеству И.А.Бунина (раздаточный материал);

- портрет писателя, выставка книг, высказывания о Бунине и его творчестве.

- аудиозаписи стихотворения «Вечер», отрывка из новеллы «Качели» (из цикла «Темные аллеи»);

- аудиозапись романса С.В.Рахманинова на стихи И.А.Бунина «Ночь печальна».

 

Эпиграф:

Всей жизнью своей, судьбой, биографией принадлежит Иван Алексеевич Бунин России, великой русской литературе.

М.Рощин.

 

Ход урока:

1. Оргмомент.

2. Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос по теме «Литература рубежа веков»

Учитель: Ребята, на прошлых занятиях вы убедились, насколько многогранна и противоречива была эпоха рубежа XIX-XX вв.

- Какое название, по аналогии с Золотым веком, получила литература рубежа веков и начала 20 века?

- Существование каких литературных направлений характерно для эпохи рубежа веков?

- Какими литературными течениями был представлен русский модернизм?

 

(Обучающиеся дают значение термина Серебряный век, называют основные направления в литературе рубежа веков, модернистские течения).

 

Изучение литературы 20 века мы начнем со знакомства с творчеством писателей – реалистов, продолжателей традиций великого Толстого и Чехова.

 

Слайд

 

3. Объявление темы урока. Постановка целей.

Слайд

Чтение эпиграфа.

Изучение нового материала.

Объяснение нового материала с использованием презентации.

Учитель: Иван Алексеевич Бунин – одно из самых ярких имен русской литературы XX века. Прекрасный язык, образность, точность, ритмичность прозы, умение передать язык разных слоев общества, сила воображения, выразительная живописность, тонкий психологизм – лишь некоторые черты его творчества, уходящего корнями в русскую классику.

 

 

Слайд

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 320; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.245.117 (0.061 с.)