В таможенных органах Российской Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В таможенных органах Российской Федерации



Брянченко Дмитрий Николаевич,  

Государственная служба в таможенных органах (таможенная служба) является видом профессиональной деятельности граждан РФ по обеспечению государственных полномочий таможенных органов. Легальное определение данной деятельности дано в статье 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации».

Служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации.

Под государственной службой в таможенных органах понимается профессиональная деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской и правоохранительной службы по обеспечению исполнения фискальных и правоохранительных полномочий в области таможенного дела, в том числе специальных функций по борьбе с таможенными преступлениями и правонарушениями. Служба в таможенных органах и организациях является федеральной государственной службой, находится в ведении Российской Федерации и финансируется за счет средств федерального бюджета.

Законодательство о службе в таможенных органах основывается на Конституции РФ и состоит из:

· Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации";

· Федерального закона от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации»;

· Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и др.;

На подзаконном уровне регулирование правоотношений в сфере осуществления служебной деятельности должностных лиц таможенных органов осуществляется на основании Указов Президента РФ, Постановлений Правительства РФ и ведомственных актов ФТС.

Таможенная служба является компетентной государственно-властной деятельностью должностных лиц, которая реализуется на всех уровнях системы таможенных органов, в учреждениях, организациях и предприятиях, подведомственных ФТС.

Характерные особенности таможенной службы, как вида федеральной государственной службы:

ü  специфика целей и задач ФТС;

ü систематичность осуществления деятельности по выполнению государственных функций, реализации полномочий в таможенной сфере;

ü особые условия и порядок поступления на службу;

ü особые условия прохождения службы, связанные с применением физической силы, специальных средств и оружия;

ü установление специального обеспечения (денежного содержания, социальных льгот, знаков различия, форменной одежды и т.д.).[4]

Процесс прохождения службы в таможенных органах РФ опирается на общие принципы организации и деятельности государственной службы в Российской Федерации:

ü Принцип федерализма обеспечивает единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в соответствии с которым таможенная служба относится к федеральной государственной службе и находится в исключительном ведении Российской Федерации;

ü Принцип законности обязывает служащих таможенных органов в своей деятельности неукоснительно соблюдать предписания Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов;

ü Принцип единства правовых и организационных основ таможенной обеспечивается единой системой таможенных органов, ее задачами и функциями. Единые служебные требования предъявляются к сотрудникам таможенных органов всех уровней;

ü Принцип приоритета прав и свобод человека выражается в том, что государственные таможенные служащие в процессе реализации своих полномочий обязаны признавать, соблюдать и защищать права, честь, достоинство и законные интересы человека;

ü Принцип равного доступа граждан к государственной службе обеспечивает равные условия поступления на таможенную службу и прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами таможенного служащего.

ü Принцип профессионализма и компетентности гражданских служащих необходим для правильной организации и нормального функционирования таможенной службы. Учитывая специфику и сложность правового и организационного регулирования в сфере таможенного управления, требуется, как общая, так и специальная подготовка должностных лиц таможенных органов для осуществления их служебных полномочий.

ü Принцип стабильности кадров является гарантией построения эффективной системы администрирования в области таможенного дела. Должностное положение государственного таможенного служащего не должно зависеть от процессов реформирования таможенных органов, политических преобразований в стране и иных перемен в системе организации таможенной службы;

ü Принцип гласности (доступности информации о таможенной службе) обеспечивает конституционные права граждан РФ относительно их участия в управлении делами государства. Должностные лица таможенных органов обязаны знакомить каждого с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. ТК ТС и ФЗ «О таможенном регулировании в Российской федерации», предусматривают обязанность должностных лиц таможенных органов осуществлять общее информирование и консультирование заинтересованных лиц относительно вопросов, касающихся таможенного законодательства Таможенного союза и Российской Федерации. Должностные лица таможенной службы должны обеспечивать своевременность, объективность и достоверность предоставляемой информации, соблюдая баланс гласности и служебной конфиденциальности;

ü Принцип взаимодействия с общественными объединениями и гражданами подтверждает тот факт, что государственная таможенная служба не противопоставлена обществу, а тесно с ним взаимодействует. При этом таможенные органы независимы от вмешательства в их деятельность органов местного самоуправления, и общественных объединений (ст. 9 ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»);

ü Принцип ответственности таможенных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей. Неисполнение или ненадлежащее исполнение служащим таможенного органа возложенных на него обязанностей образует состав дисциплинарного или должностного правонарушения и влечет дисциплинарную, административную, материальную или уголовную ответственность;

ü Принцип внепартийности и свободы совести означает, что таможенные служащие пользуются свободой вероисповедания и свободой принадлежности к политическим партиям, однако при исполнении служебных обязанностей они не вправе руководствоваться партийными решениями и религиозными убеждениями, а обязаны действовать в соответствии с правовыми актами;

ü Принцип защищенности таможенных служащих от неправомерного вмешательства в их служебную деятельность обеспечивает эффективность осуществления должностными лицами таможенных органов своих полномочий. Государственные таможенные служащие имеют право на защиту от насилия, угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением ими должностных обязанностей. Они должны исполнять поручения только соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий.

Субъектами реализации государственной власти в сфере таможенного управления являются должностные лица - государственные таможенные служащие. Каждому таможенному служащему государство делегирует строго определенный объем полномочий в рамках замещаемой им должности.

Государственный таможенный служащий (должностное лицо таможенных органов) – гражданин РФ, исполняющий профессиональные служебные обязанности государственной службы в таможенных органах или учреждениях системы таможенных органов, которому присвоено специальное звание или классный чин по замещаемой государственной должности(ст. 3 ФЗ «О службе в таможенных органах РФ»).

Характерными признаками государственного служащего таможенных органов являются:

· принадлежность к гражданству Российской Федерации;

· замещение должности государственной службы в таможенных органах или учреждениях системы таможенных органов;

· обладание строго определенной административной компетенцией, закрепленной в должностном регламенте либо должностной инструкции;

· возмездность (платность) профессиональной деятельности в области таможенного управления, получение за выполнение должностных обязанностей вознаграждения из средств федерального бюджета;

· присвоение в установленном законом порядке специального звания или классного чина.

Должность в таможенных органах - это объем функций и правомочий по реализации компетенции соответствующего таможенного органа, нормативно установленный для одного лица.

Статья 8 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» в целях организации деятельности федерального органа исполнительной власти предусматривает возможность учреждения должностей государственной службы различных видов (правоохранительной, гражданской), а так же учреждение должностей работников, не являющихся должностями государственной службы. Это правило реализуется в таможенных органах и позволяет создать многомерную систему разделения служебной и трудовой деятельности в сфере управления таможенным делом в России в целях исполнения разнообразных функций таможенных органов. Федеральный закон «О службе в таможенных органах Российской Федерации» подразделяет лиц, осуществляющих профессиональную деятельность в таможенных органах, на две группы:

Федеральные государственные служащие двух категорий:

ü сотрудники таможенных органов, замещающие должности правоохранительной службы в порядке, установленном ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации», которым в соответствии с вышеуказанным законом присваиваются специальные звания;

ü государственные гражданские служащие таможенных органов, замещающие должности гражданской службы в порядке, установленном ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», которым в соответствии с вышеуказанным законом присваиваются классные чины федеральной гражданской службы [1].

Работники таможенных органов, которые не относятся к госслужащим, осуществляют свою деятельность по трудовым и гражданско-правовым договорам (контрактам) на должностях работников таможенных органов. Перечень указанных должностей определяется руководителем ФТС и преследует цели технического обеспечения деятельности таможенных органов. Профессиональные отношения работников таможенных органов регулируются законодательством Российской Федерации о труде, распространяющимся на работников бюджетных организаций. На работников таможенных органов не распространяется действие законодательства о государственной службе, кроме отдельных норм о социальных и медицинских гарантиях.

В настоящий момент, согласно Приказу ФТС РФ от 15.02.2011 № 318 [3], по состоянию на 1 февраля 2011года, штатный состав таможенных органов России сформирован следующим образом:

  Орган/учреждение таможенной службы РФ Численность сотрудников таможенных органов Численность федеральных государственных гражданских служащих Численность работников
Региональные таможенные управления 1285 2901 933
Специализированные региональные таможенные управления 1233 867 124
Таможни, непосредственно подчиненные ФТС России 804 3977 1624
Таможни, таможенные посты (со статусом юр. лица), расположенные в регионе деятельности Региональных таможенных управлений РФ 12771 39112 5326
Учреждения, находящиеся в ведении ФТС России 71 0 4197
Представительства таможенной службы Российской Федерации за рубежом 22 47 17
Всего 16186 43324 12131

 

Как видим, в таможенных органах и организациях таможенной инфраструктуры широко представлены все виды должностей госслужащих и работников таможенной сферы. Количественное внутриштатное соотношение сотрудников таможенных органов, государственных гражданских служащих и работников таможенных органов отражает специфику деятельности каждого таможенного органа, его внутреннюю специализацию, уровень сложности и природу труда госслужащих. При этом статусная дифференциация должностей не затрагивает целостность единой федеральной системы таможенных органов Российской Федерации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.27.202 (0.011 с.)