История развития яхтенного туризма в России. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История развития яхтенного туризма в России.



Началом развития яхтенного туризма, а также обустройства портов в России, в частности маломерных судов, путей и сообщений между крупными городами северо-запада можно считать 17 век. Эпоха грандиозных реформ Петра 1, строительства Северной столицы. Император видел в Петербурге Европейскую «мечту», город схож с подобной архитектурой, широкими улочками, гранитными набережными, мостами и сам был владельцем подобного судна, прозванного «ботик Петра Великого».

Развитие морских портов, путей и связь между крупными городами поддерживалась благодаря рекам и портам. С тех пор началось развитие обустройство маломерных судов. Учитывая внушительное количество рек, каналов, озер и прочих водоемов в Северо-Западном регионе, Санкт-Петербург является важным звеном единой глубоководной транспортной системы Европейской части России, обеспечившее соединение водных путей выходящих к Балтийскому, Белому, Чёрному и Азовскому морям, создаёт прекрасные предпосылки для развития всех видов водно-моторного и парусного спорта, отдыха и туризма.

В конце XVII в. яхты в России полностью копировали своих голландских предшественников, при этом строили их также мастера из Голландии. Во время заграничного вояжа Петра I, целью которого было изучение царем опыта зарубежных судостроителей и постижение им азов мореплавания, английский король подарил российскому монарху небольшую элитную яхту, на которой он позже предпринял множество путешествий. При этом царь даже сам создавал проекты яхт, которые впоследствии были вполне успешно воплощены в жизнь. По приказу Петра I также был образован «Потомственный Невский флот», где проходили обучение молодые моряки. Именно он считается предшественником современных яхт-клубов.

Возрождение яхтенного движения в России произошло в 1846 году, император Николай I издал указ - на основе европейского опыта создать Императорский Санкт-Петербургский яхт-клуб, почетным командором которого стал сын великого князя Константин Николаевич, впоследствии - командующий Военноморским флотом Российской империи.

Во образованный клуб вошли 125 приближенных к императору особ, управляли им представители высших аристократических кругов - князь Лобанов Ростовский, граф Шувалов, контр-адмирал Путятин, граф Апраксин и князь Голицын. Закрытое элитное общество принимало новых членов, выдвигая немало условий: одно из них - обязанность в течение года приобрести яхту водоизмещением не менее 10 тонн. Так, если в начале своего существования в клубе насчитывалось всего пять яхт, то через два года их стало уже 16. Все эти суда ходили под императорским флагом.

Первые гонки нового клуба с участие семи яхт состоялись 8 июля 1847 года в Финском заливе, на замкнутой треугольной трассе протяженностью 12 миль. Петербургские яхты совершали также и зарубежные походы, заходя в различные порты Балтийского побережья. С ответным визитом финские, шведские, немецкие и даже английские яхты прибывали в Санкт-Петербург. Идея совершить кругосветное путешествие впервые пришла именно российским яхтсменам в 1853 году. На знаменитой яхте «Рогнеда» они достигли Рио де Жанейро, когда Крымская война прервала морское путешествие и вернула экипаж в Россию.

Императорский Санкт-Петербургский яхт-клуб являлся скорее туристическим светским объединением, чем спортивным клубом. Последняя гонка в 1859 году стала завершающим мероприятием активной деятельности элитного закрытого яхт-клуба. Тем более что последующее изобретение паровых двигателей охладило увлечение яхтами людей из высших слоёв общества. В марте 1860 года произошло утверждение устава Санкт-Петербургского речного яхт-клуба. Этот клуб стал первым общедоступным яхт-клубом России, членом которого мог стать гражданин любого сословия. На флаге нового яхт-клуба были изображены голубой якорь и три звезды на белом поле. Этот клуб стал быстро развиваться, и уже через четыре года в его рядах насчитывалось более двухсот членов. Быстро росла и парусная флотилия клуба. Первоначально флот состоял из ботика «Забава», флагмана организации, нескольких небольших яхт для прибрежного плавания, а также парусных шлюпок и байдарок. Пополнение яхтенного флота клуба осуществлялось за счет привлечения в клуб состоятельных членов, которые покупали себе яхты, а также за счет общественной собственности. Дело в том, что морское ведомство в целях поощрения парусного спорта специально приобретало и выставляло в качестве призов на гонках парусные и гребные суда. Благодаря таким призам в гонках участвовало много экипажей, победителей поздравляли, а награда становилась общественной собственностью клуба.

За первые 50 лет существования Санкт-Петербургского речного яхт-клуба в него вступили более 2700 человек. За это же время клуб приобрел 533 яхты и организовал более 500 гонок, в которых стартовали около 3000 яхтсменов. Такая плодотворная деятельность была замечена императором, и в 1910 году клуб стал носить название «Императорский». К этому времени клуб обладал замечательной мастерской, занимавшейся строительством гребных судов и парусных шлюпок, а также хорошей ремонтной базой для обслуживания судов клуба. В стенах мастерской построили первый в стране буер «Метель», что дало толчок развитию буерного спорта в России (Бу́ер (нидерл. boeier) — лёгкая лодка или платформа, установленная на особых металлических коньках, предназначенная для скольжения по льду и оснащённая мачтой с парусами. Управление буером имеет много общего с управлением яхтой, но требует специальных навыков в связи с особенностями управления и большой скоростью движения). Вместе с мастерской развивались и мореходные классы, впервые организованные в стенах клуба в 1876 году. Здесь приобретали знания будущие штурманы и шкиперы каботажного плавания и, кроме того, специалисты по ремонту и строительству яхт и шлюпок. Попутно в клубе была собрана замечательная библиотека по парусному спорту, теории и практике судовождения.

Основу Санкт-Петербургского речного яхт-клуба составляли любители весельных шлюпок, а также водного и буерного яхтинга. Первая гонка, организованная в 1860 году, показала слабую подготовку яхтсменов. Немедленно были предприняты меры по исправлению ситуации. Прежде всего были установлены правила проведения гонок, определены четыре класса яхт: два для шлюпок и два для парусных яхт. Уже за первые десять лет своего существования Петербургский речной яхт-клуб достиг огромных успехов. Он провел 122 гонки, в которых приняли участие более 500 яхт. Не забывали и о наградах: за это же время было присуждено 147 призов. В гонках принимали участие в основном гафельные шлюпы и тендеры с простым форштевнем, то есть яхты производства мастерской клуба. В Петербурге приобрел известность и популярность удачливый строитель и конструктор яхт Родионов А. Д. Его яхта «Забава» неоднократно побеждала во многих гонках, проводимых клубом.

Совершенствовалась и классификация яхт. Например, в 1875 году установили шесть классов парусных яхт. Их различали по водоизмещению — от 2 т и более, а также по длине — от 5,5 м. Дополнительно каждый класс подразделялся на яхты с фальшкилем и швертботы.

Парусный спорт развивался и в других петербургских клубах. Число их стремительно росло. Вслед за Императорским яхт-клубом и речным возник Петербургский парусный клуб, в 1892 году — Невский яхт-клуб, членами которого стали фабриканты и высшие офицеры, потом Гаванское парусное общество, Стрельнинский парусный клуб и др. В 1912 году в Петербурге насчитывалось уже десять яхт-клубов, и даже студенты обзавелись собственным яхт-клубом. Это был первый и единственный в России студенческий клуб. Вначале он находился на Крестовском острове, вблизи Императорского речного яхт-клуба. По мере того как кружок юных спортсменов стал увеличиваться, членам его все чаще и чаще приходилось задумываться о легализации и утверждении устава. Однако это оказалось не просто. Российские студенты того времени не имели права быть членами каких бы то ни было клубов. Таким образом, наиболее активный слой населения, из которого в Западной Европе выходили настоящие спортсмены, в России не имел доступа к серьезным занятиям парусным спортом. Однако, благодаря приложенным усилиям, устав Петроградского студенческого яхт-клуба в 1910 году наконец был зарегистрирован. Согласно этому уставу членами клуба могли быть исключительно студенты высших учебных заведений и их преподаватели. Членский взнос составлял 6 руб., а вступительный — 10 руб. После утверждения устава студенческий яхт-клуб переехал в Старую деревню, где начинали свой путь почти все Петроградские яхт-клубы. К 1912 году на 60 членов клуба приходилось 30 судов, в том числе 11 парусных, 2 моторных, 8 шлюпок, 7 буеров и др.

В то же время популярность парусного спорта росла среди других слоёв общества, и яхт-клубы возникали во многих прибалтийских и приморских городах России, и даже в дачных поселках. К началу XX века в Российской империи существовало более сотни официально зарегистрированных парусных яхт-клубов, каждый со своим уставом и флагом.

В советский период парусный спорт долгое время считался буржуазным пережитком. К средине прошлого века парусные клубы стали возрождаться. Как правило, принадлежали они профсоюзам промышленных предприятий.

В конце XIX — начале XX века популярность парусного спорта росла и яхт-клубы возникли во многих прибалтийских и приморских городах России. Национальный состав яхтсменов страны был самым разнообразным. Кроме русских, много было финнов, эстонцев, латышей, балтийских немцев и поляков. Часто любители яхтенного спорта старались объединяться по национальному признаку. Например, в Гельсингфорсе в конце XIX века возник новый яхт-клуб, объединивший 200 жителей города финской национальности, в противовес Нюландскому яхт-клубу, где было представлено в основном шведское население финской столицы.

Начиная с 1900-х годов прибалтийские яхт-клубы регулярно проводили съезды, объединившись в Прибалтийский Парусный Союз. Эти клубы имели хорошо оснащенный флот, специально подготовленный для плавания в открытом море. К примеру, в 1913 году в Императорском рижском яхт-клубе состояли 353 члена и имелось 65 судов, в Императорском Эстляндском — 311 и 60.

На юге Российской империи также было много любителей плавания под парусом. В Одессе наиболее популярным был Екатерининский яхт-клуб, созданный в 1875 году. Яхт-клуб имел свой причал, купальню для членов клуба и даже летние помещения на берегу, под бульваром. К 90-м годам в клубе было 15 парусных яхт, два катера и 12 шлюпок. Кроме Одессы, были большие яхт-клубы с собственной славной историей и традициями в Николаеве, Херсоне и Севастополе. К примеру, Севастопольский яхт-клуб был образован в 1886 году и находился под личным покровительством великого князя Алексея Александровича, а почетным командором был великий князь Александр Михайлович. Для нужд клуба специально построили оригинальное здание в псевдомавританском стиле, в котором располагались замечательная библиотека, ресторан и комнаты для отдыха. Клуб имел коллекцию фотографий известных яхт. Недалеко от здания, на набережной, находился причал яхт-клуба. Членом клуба мог стать любой гражданин, но для избрания требовалось 2/3 голосов членов клуба. Вступительный взнос составлял 25 руб., годовой — 15 руб. К 1899 году в Севастопольском яхт-клубе состояли 103 члена и имелось 18 судов. Наиболее крупными и лучшими были паровые яхты.

Необходимо отметить яхту «Форос», принадлежавшую известному чаеторговцу всероссийского масштаба А. Г. Кузнецову, которому принадлежало и знаменитое в наше новое время имение «Форос», а также яхту «Тамара» великого князя Александра Михайловича. Летом обычно устраивалось несколько гонок парусных и гребных судов. Практиковались также совместные с одесским яхт-клубом гонки парусных судов. Государство ежегодно, начиная еще с 1894-го, выдавало по 1000 рублей на призы для победителей гонок. На призы также тратились проценты от капитала почетного командора клуба. Не забывал о нуждах яхт-клуба и А. Г. Кузнецов, отчислявший внушительные суммы на призы для победителей гонок. Зимой в стенах яхт-клуба тоже кипела жизнь: устраивались музыкальные, вокальные и, конечно же, танцевальные вечера, концерты и даже елки для детей.

Московский речной яхт-клуба был открыт в 1867 году и располагался в собственном доме на Берсеневской набережной у развилки Москвы-реки и обводного канала. Сейчас в нем успешно работает гребная база «Стрелка». Первоначально там занимались только гребным спортом. К 1911 году в яхт-клубе состояли 124 активных члена и насчитывалось около 40 гребных и парусных судов. Помимо увлечения греблей и парусом руководство яхт-клуба активно популяризировало плавание, стрельбу, фехтование, катание на буерах, лыжах и коньках. Императорский московский речной яхт-клуб имел, помимо основного здания, лесную станцию с особым театральным фойе на Воробьевых горах, каток на Петровке, лыжную станцию на Б. Царицынской, около дома Бармина, а также хорошо оснащенные мастерские по ремонту и изготовлению гребных судов.

Начавшаяся в 1914 г. первая мировая война, а затем Великая Октябрьская социалистическая революция резко ограничили деятельность русских яхт-клубов. После Октябрьской революции оказалось, что многие яхты угнаны за границу, другие остались бесхозными, погибли или требовали капитального ремонта. Новой властью уже в мае 1919г. были намечены мероприятия, направленные на демократизацию водного спорта и на широкую подготовку квалифицированных кадров для торгового и военного флотов.

В Петрограде на базе Петровского яхт-клуба был образован Первый морской отряд Всевобуча (всеобщее военное обучение граждан СССР) для обучения допризывной молодежи основам военно-морского дела и парусного спорта.

Начальником отряда был назначен Ю.А.Пантелеев (впоследствии адмирал ВМФ). На отряд было возложено несение сторожевой службы на морских подступах к Петрограду.

 В следующем году была проведена полная военизация парусного спорта, организованы еще пять отрядов на базе бывших яхт-клубов. Команды яхт получали армейский паек и некоторое обмундирование. Подобные отряды были созданы и в других местах, где парусный спорт культивировался до революции.

Всевобуч сыграл положительную роль в возрождении и пропаганде парусного спорта в Советской России, хотя организовать по-настоящему спортивную работу было практически невозможно. Слишком мал и разнотипен был парусный флот, доставшийся в наследство.

Из-за недостатка судов одного класса соревнования приходилось проводить с пересадкой рулевых.

В 1924 г. морские отряды Всевобуча были расформированы и все их имущество и яхты переданы профсоюзным и комсомольским организациям. В том же году была сделана попытка провести гонки на первенство СССР на военно-морских 6-весельных ялах. В гонках приняли участие ленинградские яхтсмены и моряки Балтийского флота.(см. Приложение 5) Выиграл первенство экипаж шлюпки спортклуба "Спартак" (рулевой Б.Б.Лобач-Жученко).

В июле 1927 г. пять яхт, принадлежащих яхт-клубу Ленинградского губернского совета профсоюзов, совершили первое заграничное плавание в Финляндию и Швецию. Флагманом эскадры был опытный яхтсмен, капитан дальнего плавания Н.Я. Васильев. В 1928 г. была проведена I Всесоюзная спартакиада, в программу которой были включены парусные гонки в Ленинграде с пересадкой экипажей. Соревнования на килевых яхтах проходили в Петергофе, а на швертботах - на озере Разлив. Первыми чемпионами парусного спорта, стали житель Кронштадта А.К.Бальсевич и житель Самары Н.А. Мясников. Гонки с пересадкой экипажей проводили до 1950 г.

В 1929 г. Всесоюзным советом физической культуры была принята первая в стране "Классификация яхт", которой предусматривалось создание надежных, долговечных и недорогих судов, пригодных для массового спорта, и не поощрялось строительство дорогих яхт для классных гонок с малочисленным экипажем. В соответствии с этой классификацией в начале 1930-х гг. в Ленинграде были спроектированы и построены на верфи "Спортсудостроитель" четыре большие крейсерские яхты, способные совершать дальние морские плавания и в то же время пригодные для плавания в Невской губе и других мелководных акваториях. Проектирование велось Н.Ю.Людевигом с помощью Н.А. Александрова и В.Г. Щепкина. В 1934 г. со стапелей верфи сошли "Ударник" и "Пионер", в 1935 г. - "Стахановец" и "Ленинградец".

Новые яхты - "Пионер" и "Ударник" - прошли испытания в большом плавании вокруг Скандинавии. Яхты вышли в плавание из Ленинграда 9 июля 1934 г. Посетив 12 портов Финляндии, Эстонии, Швеции, Дании и Норвегии, яхтсмены благополучно прибыли в Мурманск. Отсюда через Беломорско-Балтийский канал яхты 12 сентября возвратились в Ленинград, пройдя 3500 миль. В 1936 г. была создана Всесоюзная парусная секция (с 1959 г. Федерация парусного спорта СССР), которая объединила разрозненную до того времени деятельность яхт-клубов и парусных секций и положила начало организационной и систематической спортивной работе. Были разработаны и введены общесоюзные Правила соревнований, Правила классификации, обмера и постройки спортивных парусных судов СССР, программы подготовки яхтенных рулевых и Положение об их квалификации. Хотя в новой классификации отсутствовали яхты международных классов, она позволила наладить массовую постройку довольно удачных, ставших популярными судов - швертботов классов "Ш-10", "М-20", "Р-20", "Р-30", "Р-45" и килевых яхт классов "Л-30", "Л-45", "Л-60" и "Л-100"Многие яхты были построены на созданном в 1936 г. на базе яхт-клуба ЛОСПС Водноспортивном комбинате ВЦСПС, в состав которого входила первая в СССР специализированная яхтенная верфь. Наладилось производство яхт и швертботов в Горьком и Куйбышеве.

Ленинградский центральный яхт-клуб ВЦСПС - один из крупнейших в СССР. Был основан в 1936 г. как Водноспортивный комбинат ВЦСПС, в его состав входила специализированная верфь по постройке яхт, ныне - Ленинградская экспериментальная судоверфь (ЛЭС).

Первые крупные яхты-это "Пионер" и "Ударник", построенные на ленинградской верфи "Спортсудостроитель". В 1935 г. они отправились в дальнее плавание вокруг Скандинавии.

Летом 1945 г. в Ленинграде состоялась первая Балтийская регата с участием эстонских яхтсменов, а в конце сезона - первое после войны первенство СССР по парусному спорту. Эти гонки стали в последующем традиционными и ежегодными. В других бассейнах страны также проводят большие регаты - Черноморскую, Поволжскую, Дальневосточную и т. п., на первенства областей и республик.

В 1946 г. в Ленинграде при Центральном яхт-клубе ВЦСПС открыли детскую спортивную парусную школу, а затем ДСПШ появились и в других городах. С 1951 г. участие в парусных соревнованиях начали принимать юноши и девушки из всех ДСПШ, число которых к 1990 г. достигло 100.

В 1951 г. был образован Олимпийский комитет СССР, и в 1952 г. отечественная олимпийская сборная первый раз участвовала в XV Олимпийских играх в Хельсинки. Личное мастерство спортсменов было на хорошем уровне, но советские яхтсмены выступали на старых или малознакомых судах, купленных буквально за месяц до начала регаты. Кроме того, при подготовке команды основное внимание уделялось отработке тактических приемов, техническая же сторона оставалась на втором плане.

Поражение в Хельсинки заставило коренным образом пересмотреть всю систему обучения парусному спорту. Советские яхтсмены выезжали на некоторые регаты, проводившиеся в Швеции, Финляндии, ГДР.

Результаты такой целеустремленной работы сказались уже на выступлении нашей команды на XVII Олимпийских играх в Неаполе (1960 г.)

После 1991 г. в стране появились частные владельцы яхт без экипажей и финансовых ресурсов на содержание и эксплуатацию яхт. На сегодняшний день мировой яхтинг, став массовым, пришел к коммерческому содержанию яхт. Хозяин яхты стремится покрыть расходы на содержание яхты и, по возможности, окупить ее содержание, сдавая в аренду туристским организациям или участвуя во всевозможных соревнованиях под эгидой спонсора. В России подобное понимание темы и появление технологий для такого подхода только-только приходит.

Понятие яхтенно-катерного туризма в Росси плохо изучено, его четкая формулировка не встречается ни в одном официальном источнике, но не смотря на это, его значение в пространстве современного туристского рынка достаточно велико. В России, и в частности в Санкт-Петербурге, возраст яхтинга и парусного спорта, как явления, составляет порядка 300 лет, что связано с удобным географическим положением города и наличием природных ресурсов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 418; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.40.207 (0.03 с.)