В.А. Моцарт Опера «Свадьба Фигаро» (1786) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В.А. Моцарт Опера «Свадьба Фигаро» (1786)



В.А. Моцарт Опера «Свадьба Фигаро» (1786)

Композиция: увертюра + 4 действия.

Либретто – Лоренцо Да Понте

Сюжет – одноимённая комедия (1781) Пьера Огюста де Бомарше (1732-1799).

Главная идея – превосходство слуги над господином.

Премьера: Вена, «Бургтеатр», 1 мая 1786 года.

Прошедшая в Праге в декабре этого же года премьера «Свадьбы Фигаро» принесла опере подлинное признание. Даже год спустя, по прибытии в Прагу, Вольфганг писал в письме отцу «Здесь повсюду слышны мотивы из «Свадьбы Фигаро – на каждой улочке, из каждого уличного заведения, горожане просто насвистывают мелодии, занимаясь каким-нибудь делом».

Жанр – опера-буффа (комическая)

Сюжет изобилует комическими столкновениями, недоразумениями, неузнаваниями, переодеваниями; действия завершаются большими финалами; не считая финалов, являющихся развернутыми сценами со сквозным музыкальным развитием, опера делится на законченные номера (арии, дуэты, ансамбли), соединённые речитативами sессо (сухими), исполняющимися в сопровождении ф-но (в эпоху Моцарта – клавесин).

 

Вместе с тем Моцарт в своей опере вышел за рамки жанра оперы-buffa, создав в ней реалистическую комедию характеров. Каждое действующее лицо оперы получило в музыке свою, присущую ему характеристику.

 

Герои оперы:

 

ГРАФ АЛЬМАВИВА (баритон)

 

ФИГАРО, его камердинер (баритон)

 

ГРАФИНЯ АЛЬМАВИВА (Розина) (сопрано)

 

СЮЗАННА, её горничная и невеста Фигаро (сопрано)

 

КЕРУБИНО, паж (меццо-сопрано)

 

Д-р Бартоло (бас)

 

Марцелина, его ключница (сопрано)

 

Дон Базилио, учитель пения (тенор)

 

Антонио, садовник (бас)

 

Барбарина, его дочь (сопрано)

 

Дон Курцио, судья (тенор)

Время действия: XVIII век. Место действия: неподалеку от Севильи (Испания).

 

 

Сюжет оперы бытовой, но довольно запутанный. Фи́гаро, слуга графа, собрался жениться на служанке графини Сюзанне. Но графу самому нравится Сюзанна, и он всячески старается оттянуть свадьбу. Благодаря уму, ловкости и находчивости Фигаро удаётся обойти все преграды и одурачить своего господина. «Безумный день», полный волнений и тревог, заканчивается весёлой свадьбой. Опера была революционной по тем временам – назревала Французская революция. Одно время пьеса была даже запрещена для постановки на парижской сцене. Постановка оперы стала возможной только после того, как либреттист изъял из текста наиболее смелые для того времени строки.

 

Русский перевод оперы сделал П. И. Чайковский в 1875 году. С тех пор в России известны оперные арии из «Свадьбы Фигаро» в равной степени в итальянской версии и в русской.

 

Характеристика героев

 

Каждый персонаж оперы имеет свою музыкальную характеристику: манера речи, интонация сохраняются даже в ансамблях.

 

Фигаро – находчивый, активный, ловкий. В его ариях и речитативах – движение по звукам аккордов, точные, резкие окончания фраз, подвижный темп, мужественная, грубоватая простота.

 

Сюзанна – смышлёная, энергичная, и вместе с тем женственная, обаятельная, в её партии – контрастные интонации: нежные, бойкие, патетические, чувствительные.

 

Керубино – темпераментный и порывистый, влюблённый мальчик с пылким сердцем, жаждущий взаимной любви.

 

Графиня Розина – любящая, страдающая из-за невнимания супруга, с удовольствием участвует в хитрых проделках Сюзанны. Задушевные интонации графини сочетаются и с драматическими, и с игривыми интонациями.

 

Граф Альмавива, властный и эгоистичный, в своей музыкальной речи переходит от ярости к лести, от угроз к мольбе. Для его образа характерны короткие решительные реплики, повелительные интонации.

 

Разбор номеров

Опера начинается с увертюры. Что такое увертюра? (Увертюра означает открытие, вступление. Обычно она открывает оперу, драматический спектакль, сюиту. Ещё она может быть самостоятельным произведением).

 

Часто увертюра связана по музыкальному содержанию с оперой (н-р, в опере «Руслан и Людмила» Глинки, «Князь Игорь» Бородина). Но есть и такие, музыка которых не встречается в самой опере. Так и в «Свадьбе Фигаро», она передаёт общее настроение, тревогу, суматоху и веселье «безумного дня».

 

Увертюра написана в сонатной форме без разработки. ГП (Ре мажор) начинается со стремительных пассажей, связана с образом Фигаро, непоседливого, энергичного и весёлого. 2-я тема – фанфарная. ГП исполняется всем оркестром – tutti.

 

ПП написана в Ля мажоре – в доминантовой тональности. Также подвижна и жизнерадостна. Ей присущи грациозность, изящество и лукавство, кот. связывают её с обликом Сюзанны. Мелодия исполняется скрипками, мягко и выразительно.

 

На протяжении всей увертюры сохраняется праздничное настроение. Быстрый темп, жизнеутверждающее звучание, пассажи, шорохи, внезапные аккорды духовых создают атмосферу таинственности и интриги.

 

Эта увертюра нередко исполняется самостоятельно в концертах, независимо от оперы.

 

Образ Фигаро

Образ Керубино

Образ Сюзанны

В.А. Моцарт Опера «Свадьба Фигаро» (1786)

Композиция: увертюра + 4 действия.

Либретто – Лоренцо Да Понте



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.107.90 (0.006 с.)