Введение в экономику. Общие проблемы экономического развития. Экономические системы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Введение в экономику. Общие проблемы экономического развития. Экономические системы



М.А. Родайкина

 

 

ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ

 

Екатеринбург

УрГУПС

 
2018

 

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Уральский государственный университет путей сообщения

Кафедра «Мировая экономика и логистика»

 

М.А. Родайкина

 

 

ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ

Практикум

по дисциплине «Основы экономики»

для бакалавров очной и заочной форм обучения

направления подготовки 13.03.02 «Электроэнергетика и электротехника»     

 

Екатеринбург

УрГУПС

2018

 
 

УДК330.101(075.8)

Р60

 


 Р60
Родайкина, М.А.

Основы экономики: практикум / М.А. Родайкина. – Екатеринбург: УрГУПС, 2018. – 75 [2] с.

 

 

Практикум предназначен для проведения практических занятий и закрепления пройденного материала. Он содержит планы проведения практических занятий; вопросы для самопроверки; перечень понятий, необходимых для освоения дисциплины; тестовые и практические задания по дисциплине «Основы экономики».

Практикум включает в себя основные вопросы, предусмотренные рабочей программамой дисциплины для бакалавров очной и заочной форм обучения направления подготовки 13.03.02 «Электроэнергетика и электротехника»     

УДК330.101(075.8)

 

 

Опубликовано по решению редакционно-издательского совета университета

Автор: М.А. Родайкина, доцент кафедры «Мировая экономика и логистика», УрГУПС

 

Рецензент: О.А. Прокопьева, доцент кафедры «Мировая экономика и логистика», УрГУПС

 

 

 

© Уральский государственный университет

путей сообщения (УрГУПС), 2016

 
 


Оглавление

Введение………………………………………………………………………. 4
 1. Введение в экономику. Общие проблемы экономического развития. Экономические системы……………………………………………………. 5
2. Становление и сущность товарного производства. Общая характеристика  рынка…………………………………………………………………… 10
3. Теория спроса и предложения. Эластичность. Равновесие на рынке отдельного товара………………………………………………………………. 17
 4. Теория поведения потребителя…………………………………………... 20
5. Фирма в рыночной экономике. Рыночные структуры совершенной и несовершенной конкуренции……………………………………………….  25
6. Рынки факторов производства………………………………………….. 32
7. Национальная экономика и основные показатели ее функционирования……………………………………………………………   35
8. Макроэкономическая равновесие и цикличность развития экономики. Безработица и инфляция как факторы макроэкономического дисбаланса. 40
9. Регулирующая роль государства в экономике: денежно-кредитная, налоговая и социальная политика государства…………………………… 49
Перечень понятий, необходимых для освоения дисциплин……………… 60
Библиографический список………………………………………………… 75

Введение

Начало экономике как науке было положено около двух столетий назад, хотя сами экономические отношения между людьми возникли задолго до этого. Само слово «экономия» было придумано древнегреческим философом Ксенофонтом и означало «искусство управлять домашним хозяйством».

 В настоящее время интерес образованных людей к экономическим дисциплинам возрастает. Это во многом объясняется глобальными переменами, которые происходят во всем мире.

Выпускники высших учебных заведений   в современных условиях должны разбираться в широком круге экономических вопросов, оценивать тенденции экономического развития общества, уметь вырабатывать свою собственную позицию к происходящим в экономике явлениям и процессам. Данный практикум призван помочь учащимся достигнуть этих целей.

Практикум предназначен для самостоятельной и аудиторной работы бакалавров. Он содержит следующие элементы: планы проведения практических занятий; вопросы для самопроверки; перечень понятий, необходимых для освоения дисциплины;тестовые и практические задания.

 

 


Введение в экономику. Общие проблемы экономического развития. Экономические системы

 

План практического занятия

 

1. Предмет и объект экономической теории.

2. Трактовка предмета экономической теории различными научными школами и направлениями.

3. Вопросы микро- и макроэкономики.

4. Позитивная и нормативная экономика.

5. Методология экономической теории.

Тестовые задания

1. Выберите положения, имеющие отношение к определению предмета экономической теории

а) эффективное использование ресурсов;

б) неограниченные экономические ресурсы;

в) максимальное удовлетворение потребностей;

г) редкость ресурсов.

 

2. Среди основных функций экономической теории нельзя найти:

а) познавательную;

б) прагматическую (практическую);

в) методологическую;

д) описательную.

 

3. Расположите в исторической последовательности их возникновения следующие экономические школы:

а) кейнсианство;

б) физиократы;

в) маржинализм;

г) классическая школа;

д) неоклассическое направление;

е) меркантилизм.

 

4. В романе в стихах «Евгений Онегин» А.С. Пушкин писал о своем литературном персонаже, что он «умел судить о том, как государство богатеет … и почему не нужно золота ему, когда простой продукт имеет». А.С. Пушкин хотел тем самым сказать, что его герою близки взгляды:

а) средневековых схоластов;

б) представителей классической политэкономии;

в) маржиналистов;

г) меркантилистов.

 

5. Термин «политическая экономия» первым использовал в названии своей книги экономист:

а) А. де Монкретьен;

б) М. де ла Ривьер;

в) барон де л' Он;

г) Ф. фон Хайек.

 

6. Основной заслугой марксизма можно считать создание:

а) трудовой теории стоимости;

б) теории научного коммунизма;

в) теории прибавочной стоимости;

г) теории предельной полезности.

 

7. В работе Э. Джонсона «Предшественники Адама Смита» дано определение одной из теории как «серии доктрин, придававших чрезмерное значение драгоценным металлам, внешней торговле, увеличению численности населения и государственному руководству экономической политикой». 

Определите, идет ли речь о:

а) физиократах;

б) меркантилистах;

в) экономических теориях средневековых схоластов;

г) экономических представлениях Средневековья.

 

8. Политику протекционизма в XVIII в России отстаивали:

а) В.Н. Татищев;

б) И.Т. Посошков;

в) А.Л. Ордин-Нащокин;

г) Г.В. Плеханов.

 

9. Мыслителями Древнего Китая для ослабления негативных последствий неурожайных лет была предложена концепция государственной амбарной системы, суть которой в следующем: в урожайные годы правительство создает страховые запасы продовольствия (увеличивая налоговые сборы или производя закупки), а в неурожайные – раздает их (или продает по низким ценам) бедствующим подданным. Эту концепцию можно рассматривать как предвосхищение идей:

а) физиократов;

б) английской классической политэкономии;

в) кейнсианства;

г) теории общественного выбора.

 

10.  Очищение объекта от всего случайного, временного и построение усредненной характеристики – это метод:

а) абстракции;

б) обобщения;

в) нормативный;

г) позитивный.

 

11.  К позитивным относятся следующие суждения:

а) цены на бензин должны быть низкими;

б) увеличение пошлин на иностранные автомобили повысит заработную плату в отечественной автомобильной промышленности;

в) необходимо ликвидировать дефицит государственного бюджета;

г) устранение дефицита государственного бюджета приведет к уменьшению процентных ставок.

 

12. Выберете утверждения, относящиеся к микро- и макроэкономике:

а) правительство осуществляет политику либерализации цен;

б) отсутствие дождей в течение продолжительного времени вызвало в центральных районах России падение урожайности зерновых;

в) минимальный уровень оплаты труда в России составляет 4600 р.;

г) ликвидация бюджетного дефицита является одним из средств снижения уровня инфляции;

д) снижение налоговых ставок призвано способствовать оживлению деловой активности в стране;

е) размер стипендии студента зависит от среднедушевого дохода его семьи или личного дохода студента;

ж) введение конвертируемости национальной денежной единицы является элементом либерализации внешнеэкономической деятельности, открытой экономики.

 

13.  Дедукция или логический метод предполагает:

а) переход от наиболее общих выводов к относительно частным;

б) предварительное изучение фактов;

в) мысленное разделение предмета на составные части;

г) соединение частей в единое целое.

 

14.  Какой перечень соответствует группе экономических доктрин, положительно оценивающих государственное регулирование экономики:

а) физиократизм, марксизм, маржинализм;

б) меркантилизм, марксизм, кейнсианство;

в) физиократизм, марксизм, кейнсианство;

г) марксизм, кейнсианство, монетаризм.

 

15.  В текущем году реальный уровень доходов работников бюджетного сектора экономики увеличился относительно уровня предыдущего года. Данное утверждение является:

а) нормативным и относится к разделу микроэкономики;

б) позитивным и относится к разделу микроэкономики;

в) нормативным и относится к разделу макроэкономики;

г) позитивным и относится к разделу макроэкономики.

 

 

Вопросы для самопроверки

1. Что является предметом и объектом экономической теории?

2. Каковы функции экономической теории?

3. Что является предметом изучения у меркантилистов, физиократов и представителей классической школы?

4. Какие методы исследования используются в экономической теории? 

5. Какие проблемы, стоящие перед экономической теорией, исследуются на микроуровне, а какие – на макроуровне? Почему?

 

Общая характеристика рынка

План практического занятия

1. Потребности, блага и ресурсы.

2. Альтернативные издержки и производственные возможности. Кривая производственных возможностей.

3. Права собственности и экономическое поведение.

4. Кругооборот благ: понятие, модели. Потоки и запасы.

5. Экономические системы: традиционная, административно-командная, рыночная, смешанная.

 

Тестовые задания

1. Характеристикой экономического блага выступают:

а) способность удовлетворять потребность;

б) редкость;

в) ценность;

г) неограниченное количество.

 

2. Какие блага являются экономическими, общественными, а какие свободными? 

1. Экономические блага     а) вода в роднике;
2. Общественные блага     б) услуги городской библиотеки;
3. Свободные блага     в) услуги парикмахера;
      г) услуги врача частной практики;
      д) грибы и ягоды в лесу;
      е) лодка и приспособления для рыбалки;
      ж) энергия солнца и ветра.  

3. Выберете из приведенных групп факторов производства ту, которая точнее:

а) земля, труд, капитал, рабочая сила, управление;

б) земля, труд, средства производства, технология, предпринимательство, управление;

в) ресурсы, технология, предпринимательство;

г) земля, труд, капитал, предпринимательство, информация.

 

4. Остап Бендер, получив отказ в продаже стула, очаровал Эллочку-Людоедку золотым ситечком. С чем она столкнулась, решая, обменять ли стул на ситечко:

а) с проблемой ограниченности ресурсов;

б) с проблемой оценки альтернативной стоимости;

в) с необходимостью компромиссного выбора;

г) со всем вышеперечисленным.

 

5. Установите, в какой из представленных ниже троек экономических ресурсов представлены примеры только факторов производства:

а) счет в банке, хозяин магазина, сера;

б) банкир, нефть, трактор;

в) геолог, станок, деньги;

г) облигации, уголь, бригадир.

 

6. Если ваше решение получить специальность экономиста можно считать рациональным, то это означает, что оно явилось результатом:

а) решения родителей;

б) стечением обстоятельств;

в) компромиссного выбора;

г) проявления предопределенности вашей судьбы.

 

7. Студент учится в университете и получает стипендию 200 р. Бросив учебу, он мог бы работать коммерческим агентом и получать 1000 р. Рассчитать его альтернативные затраты на обучение в университете:

а) 200;

б) 1000;

в) 800;

г) 1200.

 

8. К условиям возникновения рынка относятся:

а) общественное разделение труда;

б) появление денег;

в) возникновение централизованных государств;

г) зарождение обмена;

д) экономическая обособленность товаропроизводителей, основанная на частной собственности.

 

9. Взаимосвязь экономических интересов продавцов и покупателей обеспечивается выполнением рыночной функции:

а) посреднической;

б) ценообразующей;

в) стимулирующей;

г) информационной.

 

10. Что, как и в каких объемах производить, решается в рамках определенной экономической системы. Под экономической системой понимают совокупность взаимосвязанных и определенным образом упорядоченных элементов экономики. В настоящее время выделяют традиционную, административно-командную, смешанную и рыночную экономические системы. 

В табл. 1 даны характеристики разных экономических систем. Назовите их.

 

Таблица 1 

Характеристики экономической системы

Тип

Признак

Структура, обеспечивающая принятие решений Механизм информации и регулирования Форма собственности Стимулы
1 Децентрализованная Рынок Частная Материальные
2 Децентрализованная Рынок Государственная и (или) коллективная Материальные и моральные
3 Централизованная План Государственная Материальные и моральные

 

11. Какие типы рынков включены в модель кругооборота в рыночной экономике:

а) реальный и денежный рынки;

б) реальный рынок и рынок товаров;

в) денежный рынок и рынок ресурсов;

г) рынок продуктов и благ;

д) рынок продуктов и рынок ресурсов.

 

12. Какой из перечисленных институтов отсутствует в инфраструктуре рынка:

а) фондовая биржа;

б) аукцион;

в) научно-исследовательский институт;

г) страховая компания;

д) институт народного хозяйства.

 

13. Несовершенство рынка проявляется в том, что:

а) фирмы не могут получить одинаковую прибыль;

б) происходит разрушение окружающей среды, так как фирмам невыгодно тратить средства на ее охрану;

в) происходит разорение некоторых фирм;

г) рынок неэффективно использует ограниченные ресурсы.

 

14. Когда экономические проблемы решаются частично рынком, частично правительством, то такая экономика:

а) командная;

б) рыночная;

в) натуральная;

г) смешанная.

 

15. Основными субъектами современной рыночной экономики являются:

а) домашние хозяйства, фирмы, менеджеры;

б) наемные работники, домашние хозяйства, фирмы;

в) предприниматели, государство, собственники капитала;

д) фирмы, домашние хозяйства, государство.

 

16. Совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе действующих в нем имущественных отношений и организационных форм, представляет собой:

а) рыночную систему;

б) экономическую систему общества;

в) индустриальное общество;

г) постиндустриальное общество.

 

Практические задания

1. Отказавшись от работы столяром с зарплатой 12000 ден. ед. и работы референтом с заработной платой 10 000 ден. ед. в год, Павел поступил в колледж с годовой оплатой за обучение 6000 ден. ед. Определить, какова альтернативная стоимость решения Павла на первом году обучения, если он имеет возможность в свободное от занятий время работать в магазине за 4000 ден. ед. в год.

2. Программист Петрова зарабатывает в час 10 ден. ед. Ее мать на пенсии. В магазине за говядиной по 3 ден.ед. за 1 кг нужно стоять 1 ч, за говядиной по 6 ден. ед. за 1 кг очереди нет. При каком объеме покупок рационально приобретение более дешевой говядины для программиста Петровой? Ее матери?

3. Самолетом из пункта А в пункт Б можно долететь за 1 ч, а на автобусе доехать за 5 ч. Если авиабилет стоит 30 ден. ед., а автобусный билет – 10 ден. ед., то какой способ передвижения дешевле для человека, способного зарабатывать:

а) 2 ден. ед. в час;

б) 10 ден. ед. в час;

в) 5 ден. ед. в час. 

4. Арендатор дома платит его владельцу 10 тыс. ден. ед. в год, храня свои денежные средства на счете в банке под 9 % годовых. Дом стоит 140 тыс. ден. ед. Представляет ли он интерес для потенциального покупателя?

5. На острове с тропическим климатом живут пять человек. Они занимаются сбором кокосов и черепаховых яиц. В день каждый собирает либо 20 кокосов, либо 10 черепаховых яиц. Начертите кривую производственных возможностей экономики этого острова (КПВ1).

Пусть на этот остров завезена техника, с помощью которой каждый из пяти жителей острова ежедневно может собрать 28 кокосов. Покажите на графике, как сдвинулась кривая производственных возможностей экономики этого острова (КПВ2).

5.  В стране производится два вида товаров – зерно и автомобили, причем все имеющиеся ресурсы используются полностью. Варианты производственных комбинаций приведены в табл. 2.

 

Таблица 2 

Возможные комбинации ресурсов

Варианты производственных комбинаций Зерно, тыс. т Автомобили, тыс. шт. Альтернативные издержки производства
А 100 0  
B 90 10  
C 75 20  
D 55 30  
E 0 40  

а) начертите кривую производственных возможностей. Найдите на графике точки М (80 тыс. т зерна и 30 тыс. шт. автомобилей) и N (30 тыс. т зерна и 20 тыс. шт. автомобилей). Какие экономические ситуации характеризуют эти точки?

б) найдите альтернативные издержки. Что показывает их динамика?

6. На предприятии производится только два товара – X и Y. В одном цехе возможно произвести 400 шт. товара X или 100 шт. товара Y. В другом цехе альтернативная стоимость производства 1 шт. товара Y равна 3 шт. товара Х при максимальном объеме производства товара Х, равном 300 шт. Построить кривую производственных возможностей предприятия.

7. Представьте себе ситуацию, достаточно часто встречающуюся на практике. Жители первого этажа жилого дома, измученные постоянным шумом и запахом бензина паркующихся у них под окнами автомобилей, начинают возводить заграждения и разбивать на земле под своими окнами цветники. Автомобилисты же возмущены и постоянно ломают ограждения и портят цветники. Кто прав в этом конфликте? Как бы Вы охарактеризовали эту ситуацию, используя понятие «спецификация прав собственности?

 

Вопросы для самопроверки

1. Что понимается под материальными потребностями и почему они безграничны? Назовите виды потребностей и основные виды экономических ресурсов. 

2. Что такое альтернативные (вмененные) издержки?

3. Что понимается под экономическим ростом и как он отражается на конфигурации кривой производственных возможностей?

4. Какое содержание вкладывается в понятие «собственность» в экономической теории?

5. Что понимается под экономической системой общества? Назовите основные типы экономических систем.

6. Что такое рынок? Назовите основные виды рынка.

План практического занятия

 

1. Спрос и величина спроса. Кривая спроса.

2. Предложение и величина предложения. Кривая предложения.

3. Рыночное равновесие на рынке отдельного товара: модели Маршалла и Вальраса, паутинообразная модель. Дефицит и излишек. Выигрыш потребителя и производителя.

4. Эластичность спроса и предложения: понятие, виды, расчетные формулы.

5. Способы расчета эластичности: точечная и дуговая эластичность.

6. Практическое применение теории эластичности.

Тестовые задания

1. Если кривая предложения перемещается на графике вправо, это означает, что произошло:

а) увеличение предложения;   в) увеличение величины предложения;
б) сокращение спроса;   г) уменьшение величины предложения. .

2. Существует обратная зависимость между:

а) количеством осадков в месяц и продажей зонтов;

б) величиной дохода потребителя и его спросом на товары низшей категории;

в) ценой картины и степенью известности художника;

г) ни один ответ не подходит.

 

3. С ростом доходов потребителей кривая спроса на ржаной хлеб будет:

а) смещаться вправо и вниз;                       в) смещаться вправо и вверх;

б) смещаться влево и вверх;                       г) смещаться влево и вниз.

 

4. Определите, какое из событий, приводимых ниже, будет влиять на цену говядины не так, как остальные три:

а) врачи не рекомендуют есть много говядины;

б) снизится цена на свинину;

в) резко снизится стоимость кормов для крупного рогатого скота;

г) появится незнакомый науке вирус, содержащийся в мясе птицы.

 

5. С ростом дохода потребителя его спрос на товары Гиффена:

а) возрастает;

б) уменьшается;

в) остается неизменным;

г) меняется по синусоиде.

6. Ценовая эластичность вертикальной кривой спроса:

а) равна 0;                                                             в) равна 1;

б) бесконечно велика;                                          г) равна 0,1.

7. Если спрос на жевательную резинку эластичен по цене, то уменьшение цены на нее приведет к:

а) росту расходов населения на жевательную резинку;

б) снижению расходов населения на жевательную резинку;

в) повышению спроса на продукты питания;

г) снижению спроса на продукты питания.

8. Коэффициент перекрестной эластичности спроса на товар Х по цене товара Y имеет отрицательное значение (E<0). Это означает, что:

а) товары Х и Y являются субститутами;

б) товары Х и Y являются взаимодополняющими товарами;

в) товары Х и Y являются независимыми товарами;

г) спрос на товар Х неэластичен по цене.

9. Налог на продажу ложится в большей степени на потребителя, если:

а) спрос неэластичен;   

б) спрос совершенно эластичен;

в) спрос эластичен;          

г) предложение эластично.

 

Практические задания

1. Данные для построения кривой производственных возможностей страны Z приведены в таблице 3. Определить альтернативную стоимость увеличения производства танков с четырех до пяти штук.

 

Таблица 3

Кривая производственных возможностей

Конфеты, т 15 10 8 5 4 0
Танки, шт. 0 3 4 5 8 9

 

2. Функция спроса населения на товар Qd = 10 + 2 P, функция предложения QS = 25 – P, где Qd – объем спроса в млн. штук в год, P – цена в рублях, QS – объем предложения в млн штук в год. Определить равновесный объем товара (млн штук в год).

3. Спрос и предложение на труд описываются формулами: Ld = 100 – 20 W и Ls = – 60 + 80 W, где W – ставка заработной платы. Нарисуйте кривые спроса и предложения на труд, определите равновесный уровень заработной платы и занятости.

4. Спрос и предложение на товар описываются уравнениями: Qd = 92 – 2 Р, Qs = – 20 + 2 Р. Рассчитайте равновесную цену и количество проданных товаров. Охарактеризуйте последствия установления цены в 25 ден. ед.

5. Даны функции спроса и предложения: Qd = 400 – 2 Р, Qs = 50 + 3 Р. Правительство ввело фиксированную цену на товар на уровне 50 тыс. р. за единицу. Рассчитайте объем дефицита на рынке.

6. На рынке конкурентного товара известны функции спроса Qd = 8 – Р и функции предложения Qs = – 7 + 2 Р. Производители товара получают субсидию из бюджета в размере 1,5 дол. на ед. товара. Определите выигрыш потребителя и производителя:

1) до введения субсидии;

2) после введения субсидии

 

7. Уравнение спроса имеет вид Qd = 900 – 50 Р. Определите величину максимального спроса.

8. Функция спроса на данный товар задан уравнением Qd = – 2 Р + 44, а функция предложения Qs = – 20 + 2 Р. Определите эластичность спроса по цене в точке равновесия рынка данного товара.

9. Функция спроса имеет вид Qd = 700 – 35 Р. Определите эластичность спроса при цене, равной 10 ден. ед.

10. Рассчитайте эластичность спроса на товар по доходу, если при росте дохода с 4500 до 5000 р. в месяц объем покупок товара уменьшается с 50 до 35 ед.

11. Средние доходы потребителей выросли с 6000 до 15000 ден. ед., при этом объем спроса на товар X вырос с 50 до 100 тыс. шт. Рассчитайте эластичность спроса по доходу и дайте характеристику товара.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое рынок? Назовите основные виды рынков.

2. Сформулируйте закон спроса. Почему кривая спроса является нисходящей? 

3. Назовите причины (эффекты), под влиянием которых кривая спроса принимает положительный наклон. Что такое товары Гиффена?

4. Сформулируйте закон предложения. Может ли кривая предложения иметь отрицательный наклон?

5. Объясните различия между изменением величины спроса и изменением спроса.

6. Каким образом устанавливается рыночное равновесие в паутинообразной модели? Для каких отраслей разработана данная модель?

7. Что понимается под эластичностью спроса? Предложения?

План практического занятия

1. Кардиналистская концепция полезности: общая и предельная полезность, законы Госсена. Нахождение оптимума (равновесия) потребителя.

2. Предпосылки ординалистской концепции полезности: кривые безразличия и бюджетное ограничение. Нахождение оптимума (равновесия) потребителя.

3. Кривые «доход – потребление» и «цена – потребление».

Тестовые материалы

1. Максимум удовлетворения общей полезности достигается, когда:

а) предельная полезность равна нулю;

б) предельная полезность имеет максимальное значение;

в) предельная полезность имеет минимальное значение;

г) правильный ответ отсутствует.

2. Условие равновесия потребителя:

а) предельные полезности благ равны предельной полезности денег;

б) взвешенные по ценам предельные полезности благ равны;

в) предельные полезности благ равны;

г) верны все утверждения.

3. Когда потребитель в столовой ест бутерброды, то максимальная ценность для него будет представлять:

а) первый бутерброд;

б) бутерброд точки насыщения;

в) средний из съеденных бутербродов;

г) последний бутерброд.

4. Под эффектом Веблена понимается:

а) незапланированный спрос, возникший под влиянием незапланированного желания;

б) эффект изменения спроса из-за того, что другие люди потребляют этот товар;

в) эффект увеличения спроса, связанный с тем, что товар имеет более высокую цену;

г) правильный ответ отсутствует.

5. Кардиналистская теория полезности отличается от ординалистской тем, что:

а) не использует моделей;

б) не рассматривает субъективных предпочтений;

в) считает возможным количественное измерение полезности;

г) верны все утверждения.

6. Первый закон Госсена состоит в том, что:

а) в одном непрерывном акте потребления полезность каждой последующей единицы потребляемого блага убывает;

б) при повторном акте потребления полезность каждой единицы блага уменьшается по сравнению с ее полезностью при первоначальном потреблении;

в) при повторном акте потребления полезность каждой единицы блага увеличивается по сравнению с ее полезностью при первоначальном потреблении;

г) действуют утверждения а и б.

7. Кривая безразличия показывает:

а) различные комбинации двух экономических благ, имеющих одинаковую полезность;

б) одинаковые по полезности потребительские товары;

в) эффективную замену одного блага другим;

г) верны все утверждения.

8. Предельная норма замещения – это:

а) тангенс угла наклона кривой безразличия;

б) эффективная замена одного блага другим;

в) производная коэффициента замещения;

г) верны все утверждения.

9. Наборы благ, имеющих одинаковую полезность:

а) принадлежат одной кривой безразличия;

б) лежат на одной кривой Энгеля;

в) лежат на одной и той же кривой спроса;

г) должны находиться на линии бюджетного ограничения.

Задачи для самостоятельного решения

1. Фирма продает два типа теннисных мячей, покупая их по 3 и по 2 у.е. за единицу. Начертите линию производственных возможностей фирмы при затратах на мячи в размере 90 ден. ед. (затраты за каждый вид мячей).

2. Функция спроса на мясо имеет следующий вид Qd = 30 – P, а функция предложения Q s = 15 + 2 P. Найдите равновесный объем и цену, покажите это графически. Какая ситуация сложится на рынке, если цена мяса составит 3 у.е.?

3. Линия спроса имеет вид Qd = 200 – 0,5 P, линия предложения Qs = 2 P – 50. Государство ввело субсидию на производство единицу товара в размере 10 ден. ед. за штуку. Определить: 1) первоначальное равновесие; 2) равновесие после введения субсидии; 3) выигрыш потребителя и производителя.

4. При цене товара в 35 ден. ед. объем спроса равен 50 шт., а при цене 40 ден. ед. – 44 шт. Рассчитайте эластичность спроса по цене.

5. Функция спроса на товар имеет вид Qd = 8 – 0,5 Р. Определить эластичность спроса по цене, если цена товара – 6 ден. ед.

6. Потребитель решил использовать свой доход в 100 ден. ед. для приобретения товаров Х и Y. Цена товара Х равна 50 ден.ед., а товара Y – 40 ден. ед. На основе этих данных: 1) напишите уравнение бюджетной линии; б) постройте бюджетную линию; в) определите наклон бюджетной линии.

7. Потребитель тратит 20 ден. ед. в день на апельсины и яблоки. Предельная полезность яблок для него (20 – 3 Х), где Х – кол-во яблок, ед. Предельная полезность апельсинов    (40 – 5 Y), где Y – кол-во апельсинов, ед. Цена одного яблока – 1 ден. ед., одного апельсина – 5 ден. ед. Какое количество яблок и апельсинов купит рациональный потребитель?

8. На рисунке 1 показаны одна из кривых безразличия потребителя и его бюджетная линия.

 

 

 


Рис. 1. Условие равновесия потребителя (ординализм)

 

9. Доход потребителя равен 200 ден. ед. (на рисунке 2 показаны две бюджетные линии и соответствующие им кривые безразличия). Постройте кривую «цена-потребление». Определите координаты двух точек линии спроса потребителя на товар Х.

 

 

     
Y, шт. 40     20   15
 

 

 


 10  20    25        40 Х, шт.            
               0

 

 

Рис. 2. Динамика равновесия потребителя при изменении цен на товар Х

Вопросы для самопроверки

1. При каком распределении дохода полезность потребителя окажется максимальной?

2. Что показывает бюджетная линия? Что приводит к ее смещению? Сформулируйте и поясните основные свойства бюджетной линии.

3. Как влияет на положение бюджетной линии изменение дохода потребителя?

4. Как рассчитывается предельная норма замещения? В чем ее экономический смысл?

5. Фирма в рыночной экономике. Рыночные структуры совершенной

И несовершенной конкуренции

 

План практического занятия

1. Фирма: понятие, классификация, прибыль как основная цель функционирования. 

2. Издержки, доход и прибыль фирмы. 

3. Равновесие фирмы-совершенного конкурента.

4. Рынки и фирмы несовершенной конкуренции: монополия, монополистическая конкуренция, олигополия; 

5. Показатели монопольной власти: индекс концентрации, индекс Херфиндаля-Хиршмана, индекс Лернера.

6. Ценовая дискриминация и ее типы.

Тестовые задания

1. Разница между валовым доходом и валовыми издержками называется:

а) предельным доходом;

б) предельными издержками;

в) бухгалтерской прибылью;

г) экономической прибылью;

д) затратами на приобретение факторов производства.

е) чистой прибылью.

2. Экономическая прибыль - это:

а) выручка - явные издержки;

б) выручка - явные издержки - неявные издержки - нормальная прибыль;

в) выручка - альтернативные (неявные, внутренние) издержки;

г) бухгалтерская прибыль - внешние издержки + нормальная прибыль.

3. К основному капиталу фирмы относятся:

а) компьютеры;

б) бумага для принтера;

в) заработная плата бухгалтера фирмы;

г) канцелярские принадлежности.

4. Минимально эффективный размер фирмы определяется:

а) предельными издержками;

б) количеством работников;

г) средними издержками;

д) максимальной прибылью.

5. К организационно-правовым формам относят:

а) товарищество с ограниченной ответственностью;

б) общество с дополнительной ответственностью;

г) публичное общество;

д) индивидуальное предприятие;

е) союзы и фонды.

6. Издержки утраченных возможностей – это:

а) фактические издержки, выраженные в деньгах;

б) сумма фактических и неявных издержек;

в) неявные издержки, начисляемые на расходы фирмы;

д) разница между фактическими и неявными издержками фирмы.

7. Переменные факторы производства – это факторы:

а) которые могут быть изменены достаточно быстро при изменении выпуска продукции;

б) которые не могут быть изменены достаточно быстро при изменении выпуска продукции;

в) цена которых нестабильна;

г) цена на которые не может контролироваться.

8. Предельные издержки фирмы:

а) постоянно возрастают;

б) могут превышать общие издержки;

в) равны средним издержкам в точке их минимума;

г) положительны, если общие издержки возрастают.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 257; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.168.172 (0.277 с.)