Раздел 1. Финансы в рыночной экономике 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Финансы в рыночной экономике



Раздел 1. Финансы в рыночной экономике

Тема 1. Сущность и функции финансов

Экономическая сущность финансов

Совокупность денежных отношений, возникающих в связи с движением средств денежных фондов, образуют финансовые отношения, к которым принято относить денежные отношения, возникающие в процессе расширенного производства между:

• Государством и предприятиями (организациями) по уплате налогов и других платежей в бюджет, а также по финансированию из бюджета ряда затрат предприятий;

• Государством и гражданами при внесении обязательных добровольных платежей в бюджет и внебюджетные фонды;

• Предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных фондов денежных средств и резервов;

• Предприятиями и внебюджетными фондами при внесения страховых взносов в эти фонды;

• Предприятиями и банками при получении кредитов, уплате процентов за кредиты, хранение денежных средств на счетах в банках;

• Предприятиями и органами страхования при уплате страховых взносов и возмещении из страхового фонда ущерба при наступлении страхового случая;

• Предприятиями и работниками, занятыми на этих предприятиях, при выплате заработной платы из фонда оплаты труда;

• Хозяйствующими субъектами (предприятиями) в процессе их производственной и коммерческой деятельности при расчетах за приобретенные товарно-материальные ценности (сырье, материалы, топливо, электроэнергия), а также при реализации готовой продукции и оказании услуг. Предприятие реализует свою продукцию, оказывает услуги и получает соответствующую выручку. В этом случае происходит смена форм авансированной стоимости (Т-Д) и возникают финансовые отношения, в результате которых предприятие получает соответствующую сумму валового дохода, являющегося основным источником образования прибыли и денежных фондов.

Таким образом, финансы – это система экономических отношений, связанных с формированием и использованием фондов денежных средств на основе распределения и перераспределения ВВП национального дохода и части национального богатства. Финансы включают конкретные формы и методы взаимосвязей между государством, предприятиями (организациями) и гражданами.

Можно выделить следующие основные признаки финансов:

• Экономические отношения между хозяйствующими субъектами с использованием денег. При этом деньги выступают материальной основой существования финансов;

• В процессе экономических отношений осуществляются формирование денежных фондов у хозяйствующих субъектов и государства и их использование. Сущность финансов, их конкретное содержание раскрываются в их функциях.

• Финансы, как экономическая категория, представляют собой совокупность денежных отношений по поводу распределения и перераспределения стоимости валового внутреннего продукта, национального дохода и части национального богатства, в результате которого формируются денежные доходы, поступления и накопления субъектов хозяйствования, государства, используемые для решения экономических и социальных задач.

Функции финансов

Под функциями финансов понимается проявление присущих им свойств (назначение, деятельность, обязанность, использование, роль), т е их роли, которую они выполняют в системе экономических отношений. Функции финансов конкретизируют их сущность, раскрывают ее содержание.

Для финансов как экономической категории характерны две функции: распределительная и контрольная.

Первая функция финансов на общегосударственном уровне состоит в распределении и перераспределении национального дохода, материальной основой создания которого служит воспроизводство ВВП.

Национальный доход подразделяется на две части – фонд накопления (на расширенное воспроизводство) и фонд потребления. Соотношение этих частей определяет пропорции развития экономики и ее структуру.

В дальнейшем возникает потребность в перераспределении национального дохода между производственной и непроизводственной сферами, а также по регионам.

Конечная цель распределения и перераспределения ВВП и национального дохода состоит в развитии производительных сил, укреплении государства, достижении высокого качества жизни широких слоев населения.

Финансы выполняют свою распределительную функцию также в процессе формирования и распределения доходов предприятия (организаций).

Посредством распределительной функции финансов предприятия образуют фонды денежных средств за счет выручки от реализации товаров, готовой продукции и выполненных работ, направляют их на возмещение затрат (оплата товаров, материальные затраты, выплату заработной платы) и образование чистого дохода (прибыли). Определенная доля чистого дохода вносится в доход бюджета.

Вторая функция финансов – контрольная. Она порождена распределительной функцией и проявляется, прежде всего, в контроле за распределением совокупного общественного продукта и национального дохода по денежным фондам и их целевому расходованию.

Финансы на уровне предприятия выступают орудием контроля за правильным образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе производства и реализации продукции.

В масштабе всего государства финансы показывают, как складываются количественные показатели распределения финансовых ресурсов, пропорции или диспропорции в экономике отраслей, исполнение государственного бюджета.

Распределительная и контрольная функции финансов реализуются через финансовый механизм, который является частью хозяйственного механизма.

Финансовый механизм – это совокупность способов управления финансовыми отношениями.

Он включает: формы финансовых отношений в государстве; порядок (правила) формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств; методы финансового планирования; формы управления финансами; финансовое законодательство.

     Необходимость финансов в рыночном хозяйстве

Быстрый рост расходов капиталистических государств послужил толчок к развитию финансов. Материальную основу финансов образуют деньги, которые становятся мерилом затрат на производство продукции, рабочую силу и средством собирания налогов.

В условиях формирования и развития рынка необходимость финансов возрастает. При социализме, с соответствующими ему категориями (цена, спрос, предложение и др.) и разумными методами регулирования экономика была плановой.

В результате реформ 1991-2005 гг. в России стал создаваться капиталистический неорганизованный рынок, что привело к спаду почти во всех отраслях экономики и росту кризисных явлений.

Необходимость финансов в условиях рыночного хозяйства можно объяснить следующими причинами:

1. Существованием товарно-денежных отношений и действием закона стоимости. Реализация продукции, товаров и услуг хозяйствующими субъектами осуществляется путем купли и продажи за деньги.

Финансы не могут существовать без денег. Если наличие денег – обязательное условие существования финансов, то причиной, порождающей появление финансов, можно считать потребности государства и субъектов хозяйствования в денежных ресурсах, обеспечивающих их деятельность и расширенное воспроизводство.

2 Без финансов невозможно обеспечить кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать развитие производства.

3 Наличием государства. С появлением государства возникли налоги как материальная основа его существования. Поскольку государство несет определенные функции, оно должно располагать соответствующими финансовыми ресурсами в виде денежных фондов.

4 Потребностями государства и предприятий в распределении общественного продукта и национального дохода. Без финансов, которые являются категорий распределения, невозможно организовать распределение общественного продукта.

Таким образом, финансовые отношения охватывают практически все стороны экономической жизни общества. От их совершенства в значительной мере зависит рост эффективности производства.

   

    Тема 2. Финансовая система

    Понятие и структура финансовой системы РФ

      Финансовая система это, с одной стороны, совокупность учреждений, занимающихся денежными операциями (фонды, компании, банки), с другой – система финансовых отношений.

      Финансовая система – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих сфер или звеньев финансовых отношений, которые характеризуются особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.

      Звенья финансовой системы можно сгруппировать в три блока;

1) централизованные финансы:

· государственный бюджет;

· внебюджетные фонды;

· государственный кредит;

· фондовый рынок;

2) децентрализованные финансы:

· финансы предприятий и организаций;

· финансы финансовых посредников (кредитных организаций, частных пенсионных фондов, страховых организаций и других финансовых институтов);

Финансы домашних хозяйств.

Финансы домашних хозяйств

      Домашнее хозяйство это группа лиц, совместно принимающих экономические решения. В экономике оно играет следующие роли:

1) покупатель товаров и услуг, производимых предприятиями;

2) предоставление предприятиям факторов производства;

3) сбережение части формируемого в экономике совокупного дохода и приобретение реальных, финансовых активов.

Домашнее хозяйство постоянно вступает в финансовые отношения:

1) внутри домашнего хозяйства: отношения между участниками по поводу формирования семейных денежных фондов (страхового резерва для поддержания уровня текущего потребления, резерва для повышения уровня капитальных расходов, фонда для дальнейшего инвестирования);

2) внешние финансовые отношения (с другими домохозяйствами, работодателем, банками, государством, страховыми организациями и др.).

      Финансы домашних хозяйств – это совокупность денежных отношений по поводу создания и использования фондов денежных средств, в которые вступает домашнее хозяйство и его отдельные участники в процессе своей социально-экономической деятельности.

      Это звено в наименьшей степени регламентировано государством. Домашнее хозяйство самостоятельно принимает решения о необходимости и способе формирования денежных фондов, их величине и целевом назначении, о времени их использования – государство не имеет инструментов прямого влияния на процесс распределения располагаемого дохода домашнего хозяйства. Но оно может влиять на общую величину дохода, которым реально располагает домашнее хозяйство. 

    Система государственных финансовых органов и их роль в финансовой системе РФ

Государство осуществляет руководство финансами, регулирует и направляет финансовую деятельность через свои законодательные и исполнительные органы, которые наделены соответствующей компетенцией.

Представительные органы в лице Федерального Собрания и представительные органы субъектов Федерации рассматривают, обсуждают и утверждают федеральный бюджет, бюджет республик (региональный бюджет), входящих в состав РФ, принимают законы о бюджете, налогах и сборах и др. в пределах своей компетенции, определенной Конституцией РФ.

Исполнительную власть в стране осуществляют Правительство РФ и исполнительные органы субъектов Федерации.

Кроме указанных высших органов государственной власти в финансовой деятельности участвуют специальные органы. Их можно подразделить на две группы:

1) государственные органы, осуществляющие финансовую деятельность в связи с выполнением своих основных задач и функций (Министерство финансов РФ, Банка России);

2) государственные органы специальной компетенции (Федеральное казначейство, органы финансового контроля, страховой надзор, коммерческие банки).

Здесь главенствующее положение отводится Министерству финансов РФ. На него приходится основной объем финансовой деятельности государства: координация и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федеральной службы по финансовому мониторингу.

В субъектах Федерации в составе правительств или администрации имеются республиканские министерства финансов или другие органы финансового управления. Министерство финансов РФ осуществляет свою деятельность непосредственно и через территориальные органы федерального казначейства.

Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. Федеральному казначейству переданы правоприменительные функции Минфина России по обеспечению исполнения федерального бюджета.

Государственным органом, заминающимся сбором налогов, являются Федеральная налоговая служба и территориальные налоговые инспекции в республиках, краях, областях, городах и районах страны.

 

Содержание финансового контроля

Финансовый контроль — совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопро­сов деятельности субъектов хозяйствования и управления (государства, предприятий, учреждений, организаций) с применением специфических форм и методов его организации.

Он осуществляется законодательными и исполнительными ор­ганами власти всех уровней, а также специально созданными учреждениями и включает:

контроль за соблюдением финансо­во-хозяйственного законодательства в процессе формирования и использования фондов денежных средств;

оценку экономической эффективности финансово-хозяйственных операций и целесообразности произведенных расходов.

Предметом проверок выступают показатели: прибыль, доходы, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, НДС, отчисления на различные цели и в фонды.

Государственный финансовый контрольпредназначен для реализации финансовой политики государства, создания усло­вий для финансовой стабилизации.

Финансовый контроль за деятельностью предприятий включает также контроль со стороны кредитных учреждений, акционеров и внутренний контроль:

проверка эффективности и целесообразности использования денежных ресурсов;

анализ и сопоставление фактических финансовых результатов с прогнозируемыми;

финансовая оценка результатов инвестиционных проектов;

правильность и достоверность финансовой отчетности;

контроль за финансовым состоянием и ликвидностью.

Аудиторский контроль

Аудиторский контроль — независимый вневедомствен­ный финансовый контроль. Его могут проводить как отдельные физические лица, прошедшие государственную аттестацию и зарегистрированные в качестве предпринимателей-аудиторов, так и аудиторские фирмы (в том числе иностранные), которые могут иметь любую организационно-правовую форму, кроме ОАО.

После получения лицензии на право осуществления аудиторской деятельности они включаются в Государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм. Аудиторские фирмы и аудиторы не имеют права одновременно заниматься какой-либо другой предпринимательской деятельностью.

Раздел 2. Государственные

И муниципальные финансы РФ

Виды денег

За долгую историю своего существования человечество ис­пользовало огромное количество различных видов денег.

Самыми первыми деньгами были товарные деньги. Товарные деньги — экономический товар, применяемый в качестве средст­ва платежа, но одновременно покупаемый и продаваемый как обычный товар. Товарные деньги имеют ту же ценность при тор­говле ими как обыкновенным товаром или при любом другом способе использования, какую они имеют в качестве денег. На­пример, если кофе используется и как деньги и как напиток, то в обоих случаях оно будет иметь одинаковую стоимость. Если бы кофе имело более высокую стоимость в качестве денег, то никто бы не стал его пить. Если бы кофе имело боле высокую стои­мость как напиток, то люди бы уже не использовали его в каче­стве денег. Как уже отмечалось, в качестве таких денег использо­вался скот, табак, зерно, шкуры животных и т. д. Примеры ис­пользования товарных денег можно найти и в современном мире. Например, в странах с исключительно высоким уровнем инфляции использование товарных денег может быть куда более предпочтительнее, чем наличных. В Анголе до недавнего време­ни всеобщим эквивалентом выступало баночное пиво, в Герма­нии первых послевоенных лет — американские сигареты.

В рыночной экономике денежный оборот складывается из на­личных и безналичных денег. Наличность — деньги, передающие­ся из рук в руки в натуральном виде. Под наличными деньгами понимаются металлические (монеты) и бумажные деньги (банк­ноты). Монета — денежный знак, изготовленный из металла (зо­лота, серебра, медных сплавов, а в настоящее время из различных сплавов меди, никеля, алюминия). В монетах различают лицевую (аверс) и обратную (реверс) стороны, а также обрез (гурт). Основы монетного дела определяются денежной системой, принятой в государстве: законодательно регламентируется вес монеты, ме­талл из которого она чеканится, относительная стоимость монет­ных металлов по отношению друг к другу и пр. По словам пред­ставителей Центробанка Российской Федерации, сегодня наше государство только выпускает монеты, но не получает их обратно. Эксперты объясняют это тем, что себестоимость российских мо­нет выше их номинала. Монеты представляют собой разменные деньги, позволяющие совершать мелкие покупки. Металлические монеты составляют небольшую часть денежного предложения, около 10 %. Бумажные деньги (банкноты) — знаки стоимости, вы­пускаемые центральным банком, замещающие в обращении пол­ноценные деньги и наделенные принудительным курсом.

Наличные деньги являются символическими деньгами. Сим­волические деньги — средство платежа, чья стоимость или поку­пательная способность в качестве денег превосходит издержки их производства или ценность при альтернативном использова­нии. Например, банкнота в 1000 рублей стоит на рынке гораздо больше в качестве денег, чем просто как листок высококачест­венной, странным образом раскрашенной бумаги. Современные монеты — также символические деньги, поскольку их стоимость в качестве денег превосходит стоимость меди и никеля, из кото­рых они сделаны. Наличные деньги принимаются в качестве средства платежа потому, что этого требует закон. Такие деньги являются декретными деньгами, или законными средствами платежа. Законное средство платежа — деньги, которые прави­тельство провозгласило обязательными для приема при обмене и в качестве законного способа уплаты долгов.

Производство наличных денег во всем мире является преро­гативой государства. Однако не все страны имеют возможность и считают целесообразным печатать деньги самостоятельно, и поэтому часто заказывают их за рубежом. Так, предприятия Госзнака РФ изготавливают банкноты и бумагу, чеканят монеты по заказу 15 стран; например, на московском монетном дворе чека­нится индийская рупия, в Петербурге изготавливается бумага для банкнот Индонезии.

Срок службы купюры составляет от 1 до 2 лет. Средняя цена производства купюры составляет 2—5 центов. При этом, чем больше номинал купюры и чем выше степень ее зашиты, тем до­роже обходится производство. Так, например, производство банкноты номиналом 20 долл. обходится США в 5 центов, и су­ществует она в среднем 3 года. Сегодня в обороте находится 4,9 трлн. банкнот достоинством 20 долл. Если их выложить це­почкой, то можно 19 раз опоясать Землю.

Если в середине XX в. для обеспечения безопасности необходимо менять деньги раз в 20—40 лет, то сегодня раз в 5 лет или даже чаще. В изображение банкноты помешается набор защит­ных признаков, в том числе читаемых только с помощью специ­ального оборудования. Количество защитных признаков не разглашается. Для работы кассиров, по рекомендациям Интерпола, разрешено раскрывать не более 5—8 защитных признаков. Се­годня, по оценкам экспертов, всего несколько стран — США, Россия, Великобритания, Канада, Германия, Япония и Швейца­рия — способны напечатать по-настоящему надежные деньги. Сегодня в финансовых системах мира фальшивок насчитывается 15—25 % от оборота всей денежной массы.

В развитых странах с рыночной экономикой большая часть средств обращения приходится на безналичные деньги. Безналич­ные деньги — записи на счетах в центральном банке и его отделе­ниях, а также вклады в коммерческих банках. Вклады в коммер­ческих банках называются также банковскими деньгами. Банков­ский вклад — денежные средства, помещаемые на хранение в банк от имени частного лица, корпорации или государства.

Безналичные деньги по существу не являются платежными средствами, но в любую минуту они могут превратиться в налич­ные, гарантированные кредитными институтами. Практически же безналичные деньги выступают наравне с наличными и даже имеют некоторые преимущества перед ними. Действительно, на­личные деньги связаны с бумагой или металлом. Они имеют ре­альные высокие издержки хранения и транспортировки, а также могут быть подделаны или потеряны.

В последнее время в денежном обращении широко применя­ются кредитные карточки — VISA, Master Card, American Express и др. Кредитные карточки не являются деньгами, они инстру­мент для перечисления денег и получения краткосрочной ссуды в коммерческом банке или другом финансовом учреждении, вы­пустившим карточки.

Экономисты прогнозируют, что в будущем электронные день­ги (e-money) заменят не только традиционную наличность и чеки, но и кредитные карты. Выделяются две основные формы элек­тронных денег смарт-карты (smart cards) и сетевые деньги (network money). Смарт-карты (электронные кошельки) имеют встроенный микропроцессор с указанием внесенной денежной суммы (аналог кредитных карт, но без посредничества банка). Се­тевые деньги — электронный чип (программное обеспечение), с помощью которого осуществляется перевод средств по электрон­ным коммуникационным сетям, в том числе и через Интернет. В пользу таких денег говорит то, что они Гораздо дешевле в обслу­живании, практически не могут быть подделаны или украдены, а при соответствующей системе их движения и администрирования почти полностью исключается финансовая преступность.

 

Формы денежного обращения

Налично-денежное обращение.

Налично-денежное обращение – движение наличных денег в сфере обращения и выполнение ими двух функций (средства платежа и средства обращения).

Наличными деньгами производятся расчеты:

- предприятий, учреждений и организаций с населением;

- между отдельными гражданами на товарных и продуктовых рынках;

- частично расчеты населения с финансово-кредитной системой;

- в ограниченных размерах платежи между предприятиями и организациями потребкооперации.

Таким образом, сфера использования наличие денежных платежей ограничена, в основном, доходами населения.

Причины роста налично-денежного оборота многообразны. К ним можно отнести: экономический кризис, кризис неплатежей, кризис наличности, плохая организация системы межбанковских расчетов, замедление расчетов. Сознательное сокращение прибыли и доходов предпринимателей с целью ухода от налогов и расширение наличных платежей за пределами банковской системы*.

Налично-денежный оборот включает движение всей налично-денежной массы за определенный период времени между населением и юридическими лицами, между физическими лицами, между юридическими лицами, между населением и государственными органами, между юридическими лицами и государственными органами.

Налично-денежное движение осуществляется с помощью различных видов денег: банкнот, металлических монет, других кредитных инструментов (векселей, банковских векселей, чеков, кредитных карточек). Эмиссию наличных денег осуществляет центральный банк. Он выпускает наличные деньги в обращение и изымает их, если они пришли в негодность, а также заменяет деньги на новые образцы купюр и монет.

Срок службы бумажной купюры в РФ – 7 месяцев, а разменной монеты – более 10 лет. Банкноты достоинством в 1$ находятся в обращении 18 месяцев, 50$ - 4 года, 100$ - 9 лет, потом из-за износа изымаются из обращения и утилизируются.

Наличное обращение есть необычайно дорогостоящая вещь, которая огромным бременем ложится на всю экономику. Затраты народного хозяйства, связанные с наличным денежным обращением, составляют до нескольких процентов всего валового продукта. Платежи наличными деньгами преобладали до конца XIX века.

В настоящее время во всем мире идет интенсивный процесс сокращения наличного денежного обращения.

В современных условиях удельный вес наличных денег в общей массе денежных средств, особенно в промышленно развитых государствах, невелик, например, в США он составляет около 8%.*

Безналичное денежное обращение

Безналичное обращение — движение стоимости без участия наличных денег: перечисление денежных средств по счетам кредитных учреждений,   зачет взаимных требований. Развитие кредитной системы и появление средств клиентов на счетах в банках и других кредитных учреждений привели к возникновению такого обращения.

Безналичный денежный оборот охватывает расчеты между:

- предприятиями, учреждениями, организациями разных форм собственности, имеющими счета в кредитных учреждениях;

- юридическими лицами и кредитными учреждениями по получению и возврату кредита;

- юридическими лицами и населением по выплате заработной платы, доходов по ценным бумагам;

- физическими и юридическими лицами с казной государства по оплате налогов, сборов и других обязательных платежей, а также получению бюджетных средств.

Размер безналичного оборота зависит от объема товаров в стране и уровня цен. Безналичное обращение имеет важное экономическое значение в ускорении оборачиваемости оборотных средств, сокращении наличных денег, снижении издержек обращения.**

В США, Канаде, Великобритании, Франции, Италии широкое распространение получила система чековых расчетов. В ряде стран континентальной Европы (Австрии, Бельгии, Венгрии, Германии, Голландии, Франции, Италии, Швейцарии) преобладают жирорасчеты – разновидность безналичных расчетов вначале через специальные жиробанки, а затем через коммерческие банки и сберегательные кассы. Сущность этих расчетов состоит в перечислении средств по особым счетам на основе поручений — жироприказов, т.е. письменных распоряжений о перечислении денежных средств со счета плательщика на счет получателя.*

Безналичные расчеты проводятся на основании расчетных документов установленной формы и с соблюдением соответствующего документооборота.

Различают следующие основные формы безналичных расчетов: расчеты платежными поручениями, аккредитивная форма расчетов, расчеты чеками, расчеты платежными требованиями-поручениями, зачет взаимных требований, инкассо.

Одним из основных ориентиров денежно-кредитной политики является денежная масса. Именно этот параметр денежного обращения оказывает влияние на экономический рост, динамику цен, занятость, бесперебойное функционирование платежно-расчетной системы.

Денежная масса представляет собой совокупный объем наличных денег и денег безналичного оборота. Для измерения денежной массы используются денежные агрегаты.

Денежными агрегатами называются составные элементы денежной массы, условно различаемые в порядке убывания степени ликвидности.

В разных странах используются различные денежные агрегаты — от самого узкого («денежная база») в Швейцарии до широкого показателя ликвидности в Великобритании и «всего объема кредита» в Италии. С учетом опыта зарубежных стран ЦБ РФ ведет расчеты следующих денежных агрегатов:

М0 — наличные деньги в обращении;

M1 = МО0 + средства на расчетных, текущих и специальных счетах юридических лиц, средства страховых компаний, депозиты населения до востребования в банках;

М2 = M1 + срочные вклады населения в Сбербанке;

М3 = М2 + сертификаты и облигации госзайма.*

Равновесие наступает при М2>М1, укрепляется при M2+M3>M1.

Состав денежных агрегатов разных странах неодинаков. В настоящее время для характеристики денежной массы используется показатель денежная база. Он включает агрегат МО + денежные средства в кассах коммерческих банков, обязательные резервы банков в Банке России и средства на корреспондентских счетах коммерческих банков в Банке России, таким образом, денежная база по существу приравнивается к агрегату М2.**

Денежная масса зависит от двух факторов: количества денег и скорости их оборота.

В связи с этим большое значение приобретает вопрос о необходимости определения требуемого количества денег для обращения. Согласно классической теории А.Маршалла и И.Фишера, количество денег определяется зависимостью уровня цен от денежной массы:

MY = PQ,

где М – масса денег;

   Р – цена товара;

  Y – скорость обращения денег;

  Q – количество товаров, представленных на рынке.

 

Функции кредита

Роль кредита в экономической системе общества определяется, прежде всего, выполняемыми им функциями. Функции кредита тесно взаимосвязаны и отражают характерные особенности кредита как экономического явления, показывают связь кредита с процессами кругооборота капитала и денежным обращением.

В качестве базовых функций кредита выделяют:

1) перераспределительная (распределительная)

Распределение предполагает перемещение разных форм общественного богатства от одних субъектов к другим или вторичное перемещение уже ранее полученных благ. Возникновение и развитие кредитных отношений порождают мощные встречные потоки товаров и денег, которые приводят в действие механизм перераспределения благ.

С возникновением банков процессы перераспределения денежных средств в экономике получают наиболее адекватный механизм, а функции кредита – своё законченное выражение.

2) создание кредитных орудий обращения (эмиссионная)

С момента своего возникновения кредит замещал металлические монеты кредитными инструментами. Широкое распространение последних, в конечном итоге, привело к утрате золотом монетарной роли и замене его кредитными деньгами, эмитируемыми национальными центральными банками.

Но, помимо выше обозначенных функций, многие экономисты выделяют следующие:

- воспроизводственная;

- стимулирующая.

Но данные функции как бы дополнят ранее нами обозначенную – перераспределительную, поэтому в качестве основных рассматриваются первые две.

Законы и границы кредита

Выделяют следующие законы кредита:

1) закон возвратности кредита – означает, что выданная ссуда должна быть возвращена кредитору, при выдаче кредита денежное предложение увеличивается, при возврате – уменьшается. Если деньги не будут возвращаться, то каналы денежного обращение будут переполняться деньгами, нарушится эластичность кредитных денег;

2) закон равновесия между высвобождающимися и перераспределенными ресурсами – означает, что средства, предоставленные в кредит должны быть меньше или равны аккумулированным у кредитора, тоже самое касается срока кредитования;

3) закон сохранения ссужаемой стоимости – кредит предоставляется с учетом инфляции, в противном случае активы обесценятся;

4) временной характер функционирования кредита – в кредит выдаются временно свободные средства на определенное время.

Определение обоснованных границ применения кредита и их соблюдение имеют большое значение для отдельных участников кредитных отношений и для экономики в целом.

Лишь при оптимальном уровне кредитных вложений воздействие кредита на экономику может быть положительным. Избыточное предоставление кредита негативно влияет на процессы развития экономики, ослабляет заинтересованность хозяйствующих субъектов в экономном использовании ресурсов, в ускорении процессов производства и реализации продукции.

Если же по различным причинам потребности экономики в средствах удовлетворяются за счет кредита не полностью, возникают немалые трудности в деятельности хозяйствующих субъектов, например, нехватка средств для приобретения необходимых материалов, что влечет за собой замедление воспроизводственных процессов.

Границы кредита – предел, в рамках которого реализуется сущность категории кредита. Нарушение границ кредита приводит к его перерождению, трансформации в другую категорию и искажению сущности, так, если не вернуть денежные средства, произойдет трансформация кредита в категорию финансы.

На развитие кредитных отношений в той или иной стране большое влияние оказывает целый комплекс условий и факторов. К основным из них можно отнести такие, как: политические, правовые, экономические, а также исторические условия и факторы.

Рассматривая экономические границы применительно к кредитным отношениям можно выделить внешние (сущностные) и внутренние границы кредита. Внешние границы представляют собой качественное обособление во времени и пространстве кредитных отношений от всех других. При этом можно выделить временные и качественные границы кредита.

Временная граница означает, что в ходе развития кредитные отношения при определенных условиях прекратят свое существование во времени, после чего возникают новые отношения.

Качественная граница – это определенность кредитных отношений присущих только им признаками.

Количественно границы кредита зависят как от имеющихся ресурсов, так и от потребностей народного хозяйства, населения или предприятий.

Раздел 1. Финансы в рыночной экономике



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 44; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.140.108 (0.103 с.)