Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 1. Финансы в рыночной экономикеСтр 1 из 15Следующая ⇒
Раздел 1. Финансы в рыночной экономике Тема 1. Сущность и функции финансов Экономическая сущность финансов Совокупность денежных отношений, возникающих в связи с движением средств денежных фондов, образуют финансовые отношения, к которым принято относить денежные отношения, возникающие в процессе расширенного производства между: • Государством и предприятиями (организациями) по уплате налогов и других платежей в бюджет, а также по финансированию из бюджета ряда затрат предприятий; • Государством и гражданами при внесении обязательных добровольных платежей в бюджет и внебюджетные фонды; • Предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных фондов денежных средств и резервов; • Предприятиями и внебюджетными фондами при внесения страховых взносов в эти фонды; • Предприятиями и банками при получении кредитов, уплате процентов за кредиты, хранение денежных средств на счетах в банках; • Предприятиями и органами страхования при уплате страховых взносов и возмещении из страхового фонда ущерба при наступлении страхового случая; • Предприятиями и работниками, занятыми на этих предприятиях, при выплате заработной платы из фонда оплаты труда; • Хозяйствующими субъектами (предприятиями) в процессе их производственной и коммерческой деятельности при расчетах за приобретенные товарно-материальные ценности (сырье, материалы, топливо, электроэнергия), а также при реализации готовой продукции и оказании услуг. Предприятие реализует свою продукцию, оказывает услуги и получает соответствующую выручку. В этом случае происходит смена форм авансированной стоимости (Т-Д) и возникают финансовые отношения, в результате которых предприятие получает соответствующую сумму валового дохода, являющегося основным источником образования прибыли и денежных фондов. Таким образом, финансы – это система экономических отношений, связанных с формированием и использованием фондов денежных средств на основе распределения и перераспределения ВВП национального дохода и части национального богатства. Финансы включают конкретные формы и методы взаимосвязей между государством, предприятиями (организациями) и гражданами.
Можно выделить следующие основные признаки финансов: • Экономические отношения между хозяйствующими субъектами с использованием денег. При этом деньги выступают материальной основой существования финансов; • В процессе экономических отношений осуществляются формирование денежных фондов у хозяйствующих субъектов и государства и их использование. Сущность финансов, их конкретное содержание раскрываются в их функциях. • Финансы, как экономическая категория, представляют собой совокупность денежных отношений по поводу распределения и перераспределения стоимости валового внутреннего продукта, национального дохода и части национального богатства, в результате которого формируются денежные доходы, поступления и накопления субъектов хозяйствования, государства, используемые для решения экономических и социальных задач. Функции финансов Под функциями финансов понимается проявление присущих им свойств (назначение, деятельность, обязанность, использование, роль), т е их роли, которую они выполняют в системе экономических отношений. Функции финансов конкретизируют их сущность, раскрывают ее содержание. Для финансов как экономической категории характерны две функции: распределительная и контрольная. Первая функция финансов на общегосударственном уровне состоит в распределении и перераспределении национального дохода, материальной основой создания которого служит воспроизводство ВВП. Национальный доход подразделяется на две части – фонд накопления (на расширенное воспроизводство) и фонд потребления. Соотношение этих частей определяет пропорции развития экономики и ее структуру. В дальнейшем возникает потребность в перераспределении национального дохода между производственной и непроизводственной сферами, а также по регионам. Конечная цель распределения и перераспределения ВВП и национального дохода состоит в развитии производительных сил, укреплении государства, достижении высокого качества жизни широких слоев населения. Финансы выполняют свою распределительную функцию также в процессе формирования и распределения доходов предприятия (организаций).
Посредством распределительной функции финансов предприятия образуют фонды денежных средств за счет выручки от реализации товаров, готовой продукции и выполненных работ, направляют их на возмещение затрат (оплата товаров, материальные затраты, выплату заработной платы) и образование чистого дохода (прибыли). Определенная доля чистого дохода вносится в доход бюджета. Вторая функция финансов – контрольная. Она порождена распределительной функцией и проявляется, прежде всего, в контроле за распределением совокупного общественного продукта и национального дохода по денежным фондам и их целевому расходованию. Финансы на уровне предприятия выступают орудием контроля за правильным образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе производства и реализации продукции. В масштабе всего государства финансы показывают, как складываются количественные показатели распределения финансовых ресурсов, пропорции или диспропорции в экономике отраслей, исполнение государственного бюджета. Распределительная и контрольная функции финансов реализуются через финансовый механизм, который является частью хозяйственного механизма. Финансовый механизм – это совокупность способов управления финансовыми отношениями. Он включает: формы финансовых отношений в государстве; порядок (правила) формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств; методы финансового планирования; формы управления финансами; финансовое законодательство. Необходимость финансов в рыночном хозяйстве Быстрый рост расходов капиталистических государств послужил толчок к развитию финансов. Материальную основу финансов образуют деньги, которые становятся мерилом затрат на производство продукции, рабочую силу и средством собирания налогов. В условиях формирования и развития рынка необходимость финансов возрастает. При социализме, с соответствующими ему категориями (цена, спрос, предложение и др.) и разумными методами регулирования экономика была плановой. В результате реформ 1991-2005 гг. в России стал создаваться капиталистический неорганизованный рынок, что привело к спаду почти во всех отраслях экономики и росту кризисных явлений. Необходимость финансов в условиях рыночного хозяйства можно объяснить следующими причинами: 1. Существованием товарно-денежных отношений и действием закона стоимости. Реализация продукции, товаров и услуг хозяйствующими субъектами осуществляется путем купли и продажи за деньги. Финансы не могут существовать без денег. Если наличие денег – обязательное условие существования финансов, то причиной, порождающей появление финансов, можно считать потребности государства и субъектов хозяйствования в денежных ресурсах, обеспечивающих их деятельность и расширенное воспроизводство. 2 Без финансов невозможно обеспечить кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать развитие производства. 3 Наличием государства. С появлением государства возникли налоги как материальная основа его существования. Поскольку государство несет определенные функции, оно должно располагать соответствующими финансовыми ресурсами в виде денежных фондов.
4 Потребностями государства и предприятий в распределении общественного продукта и национального дохода. Без финансов, которые являются категорий распределения, невозможно организовать распределение общественного продукта. Таким образом, финансовые отношения охватывают практически все стороны экономической жизни общества. От их совершенства в значительной мере зависит рост эффективности производства.
Тема 2. Финансовая система Понятие и структура финансовой системы РФ Финансовая система это, с одной стороны, совокупность учреждений, занимающихся денежными операциями (фонды, компании, банки), с другой – система финансовых отношений. Финансовая система – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих сфер или звеньев финансовых отношений, которые характеризуются особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве. Звенья финансовой системы можно сгруппировать в три блока; 1) централизованные финансы: · государственный бюджет; · внебюджетные фонды; · государственный кредит; · фондовый рынок; 2) децентрализованные финансы: · финансы предприятий и организаций; · финансы финансовых посредников (кредитных организаций, частных пенсионных фондов, страховых организаций и других финансовых институтов); Финансы домашних хозяйств. Финансы домашних хозяйств Домашнее хозяйство это группа лиц, совместно принимающих экономические решения. В экономике оно играет следующие роли: 1) покупатель товаров и услуг, производимых предприятиями; 2) предоставление предприятиям факторов производства; 3) сбережение части формируемого в экономике совокупного дохода и приобретение реальных, финансовых активов. Домашнее хозяйство постоянно вступает в финансовые отношения: 1) внутри домашнего хозяйства: отношения между участниками по поводу формирования семейных денежных фондов (страхового резерва для поддержания уровня текущего потребления, резерва для повышения уровня капитальных расходов, фонда для дальнейшего инвестирования); 2) внешние финансовые отношения (с другими домохозяйствами, работодателем, банками, государством, страховыми организациями и др.). Финансы домашних хозяйств – это совокупность денежных отношений по поводу создания и использования фондов денежных средств, в которые вступает домашнее хозяйство и его отдельные участники в процессе своей социально-экономической деятельности.
Это звено в наименьшей степени регламентировано государством. Домашнее хозяйство самостоятельно принимает решения о необходимости и способе формирования денежных фондов, их величине и целевом назначении, о времени их использования – государство не имеет инструментов прямого влияния на процесс распределения располагаемого дохода домашнего хозяйства. Но оно может влиять на общую величину дохода, которым реально располагает домашнее хозяйство. Система государственных финансовых органов и их роль в финансовой системе РФ Государство осуществляет руководство финансами, регулирует и направляет финансовую деятельность через свои законодательные и исполнительные органы, которые наделены соответствующей компетенцией. Представительные органы в лице Федерального Собрания и представительные органы субъектов Федерации рассматривают, обсуждают и утверждают федеральный бюджет, бюджет республик (региональный бюджет), входящих в состав РФ, принимают законы о бюджете, налогах и сборах и др. в пределах своей компетенции, определенной Конституцией РФ. Исполнительную власть в стране осуществляют Правительство РФ и исполнительные органы субъектов Федерации. Кроме указанных высших органов государственной власти в финансовой деятельности участвуют специальные органы. Их можно подразделить на две группы: 1) государственные органы, осуществляющие финансовую деятельность в связи с выполнением своих основных задач и функций (Министерство финансов РФ, Банка России); 2) государственные органы специальной компетенции (Федеральное казначейство, органы финансового контроля, страховой надзор, коммерческие банки). Здесь главенствующее положение отводится Министерству финансов РФ. На него приходится основной объем финансовой деятельности государства: координация и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федеральной службы по финансовому мониторингу. В субъектах Федерации в составе правительств или администрации имеются республиканские министерства финансов или другие органы финансового управления. Министерство финансов РФ осуществляет свою деятельность непосредственно и через территориальные органы федерального казначейства. Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. Федеральному казначейству переданы правоприменительные функции Минфина России по обеспечению исполнения федерального бюджета. Государственным органом, заминающимся сбором налогов, являются Федеральная налоговая служба и территориальные налоговые инспекции в республиках, краях, областях, городах и районах страны.
Содержание финансового контроля Финансовый контроль — совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления (государства, предприятий, учреждений, организаций) с применением специфических форм и методов его организации. Он осуществляется законодательными и исполнительными органами власти всех уровней, а также специально созданными учреждениями и включает: контроль за соблюдением финансово-хозяйственного законодательства в процессе формирования и использования фондов денежных средств; оценку экономической эффективности финансово-хозяйственных операций и целесообразности произведенных расходов. Предметом проверок выступают показатели: прибыль, доходы, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, НДС, отчисления на различные цели и в фонды. Государственный финансовый контрольпредназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Финансовый контроль за деятельностью предприятий включает также контроль со стороны кредитных учреждений, акционеров и внутренний контроль: проверка эффективности и целесообразности использования денежных ресурсов; анализ и сопоставление фактических финансовых результатов с прогнозируемыми; финансовая оценка результатов инвестиционных проектов; правильность и достоверность финансовой отчетности; контроль за финансовым состоянием и ликвидностью. Аудиторский контроль Аудиторский контроль — независимый вневедомственный финансовый контроль. Его могут проводить как отдельные физические лица, прошедшие государственную аттестацию и зарегистрированные в качестве предпринимателей-аудиторов, так и аудиторские фирмы (в том числе иностранные), которые могут иметь любую организационно-правовую форму, кроме ОАО. После получения лицензии на право осуществления аудиторской деятельности они включаются в Государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм. Аудиторские фирмы и аудиторы не имеют права одновременно заниматься какой-либо другой предпринимательской деятельностью. Раздел 2. Государственные И муниципальные финансы РФ Виды денег За долгую историю своего существования человечество использовало огромное количество различных видов денег. Самыми первыми деньгами были товарные деньги. Товарные деньги — экономический товар, применяемый в качестве средства платежа, но одновременно покупаемый и продаваемый как обычный товар. Товарные деньги имеют ту же ценность при торговле ими как обыкновенным товаром или при любом другом способе использования, какую они имеют в качестве денег. Например, если кофе используется и как деньги и как напиток, то в обоих случаях оно будет иметь одинаковую стоимость. Если бы кофе имело более высокую стоимость в качестве денег, то никто бы не стал его пить. Если бы кофе имело боле высокую стоимость как напиток, то люди бы уже не использовали его в качестве денег. Как уже отмечалось, в качестве таких денег использовался скот, табак, зерно, шкуры животных и т. д. Примеры использования товарных денег можно найти и в современном мире. Например, в странах с исключительно высоким уровнем инфляции использование товарных денег может быть куда более предпочтительнее, чем наличных. В Анголе до недавнего времени всеобщим эквивалентом выступало баночное пиво, в Германии первых послевоенных лет — американские сигареты. В рыночной экономике денежный оборот складывается из наличных и безналичных денег. Наличность — деньги, передающиеся из рук в руки в натуральном виде. Под наличными деньгами понимаются металлические (монеты) и бумажные деньги (банкноты). Монета — денежный знак, изготовленный из металла (золота, серебра, медных сплавов, а в настоящее время из различных сплавов меди, никеля, алюминия). В монетах различают лицевую (аверс) и обратную (реверс) стороны, а также обрез (гурт). Основы монетного дела определяются денежной системой, принятой в государстве: законодательно регламентируется вес монеты, металл из которого она чеканится, относительная стоимость монетных металлов по отношению друг к другу и пр. По словам представителей Центробанка Российской Федерации, сегодня наше государство только выпускает монеты, но не получает их обратно. Эксперты объясняют это тем, что себестоимость российских монет выше их номинала. Монеты представляют собой разменные деньги, позволяющие совершать мелкие покупки. Металлические монеты составляют небольшую часть денежного предложения, около 10 %. Бумажные деньги (банкноты) — знаки стоимости, выпускаемые центральным банком, замещающие в обращении полноценные деньги и наделенные принудительным курсом. Наличные деньги являются символическими деньгами. Символические деньги — средство платежа, чья стоимость или покупательная способность в качестве денег превосходит издержки их производства или ценность при альтернативном использовании. Например, банкнота в 1000 рублей стоит на рынке гораздо больше в качестве денег, чем просто как листок высококачественной, странным образом раскрашенной бумаги. Современные монеты — также символические деньги, поскольку их стоимость в качестве денег превосходит стоимость меди и никеля, из которых они сделаны. Наличные деньги принимаются в качестве средства платежа потому, что этого требует закон. Такие деньги являются декретными деньгами, или законными средствами платежа. Законное средство платежа — деньги, которые правительство провозгласило обязательными для приема при обмене и в качестве законного способа уплаты долгов. Производство наличных денег во всем мире является прерогативой государства. Однако не все страны имеют возможность и считают целесообразным печатать деньги самостоятельно, и поэтому часто заказывают их за рубежом. Так, предприятия Госзнака РФ изготавливают банкноты и бумагу, чеканят монеты по заказу 15 стран; например, на московском монетном дворе чеканится индийская рупия, в Петербурге изготавливается бумага для банкнот Индонезии. Срок службы купюры составляет от 1 до 2 лет. Средняя цена производства купюры составляет 2—5 центов. При этом, чем больше номинал купюры и чем выше степень ее зашиты, тем дороже обходится производство. Так, например, производство банкноты номиналом 20 долл. обходится США в 5 центов, и существует она в среднем 3 года. Сегодня в обороте находится 4,9 трлн. банкнот достоинством 20 долл. Если их выложить цепочкой, то можно 19 раз опоясать Землю. Если в середине XX в. для обеспечения безопасности необходимо менять деньги раз в 20—40 лет, то сегодня раз в 5 лет или даже чаще. В изображение банкноты помешается набор защитных признаков, в том числе читаемых только с помощью специального оборудования. Количество защитных признаков не разглашается. Для работы кассиров, по рекомендациям Интерпола, разрешено раскрывать не более 5—8 защитных признаков. Сегодня, по оценкам экспертов, всего несколько стран — США, Россия, Великобритания, Канада, Германия, Япония и Швейцария — способны напечатать по-настоящему надежные деньги. Сегодня в финансовых системах мира фальшивок насчитывается 15—25 % от оборота всей денежной массы. В развитых странах с рыночной экономикой большая часть средств обращения приходится на безналичные деньги. Безналичные деньги — записи на счетах в центральном банке и его отделениях, а также вклады в коммерческих банках. Вклады в коммерческих банках называются также банковскими деньгами. Банковский вклад — денежные средства, помещаемые на хранение в банк от имени частного лица, корпорации или государства. Безналичные деньги по существу не являются платежными средствами, но в любую минуту они могут превратиться в наличные, гарантированные кредитными институтами. Практически же безналичные деньги выступают наравне с наличными и даже имеют некоторые преимущества перед ними. Действительно, наличные деньги связаны с бумагой или металлом. Они имеют реальные высокие издержки хранения и транспортировки, а также могут быть подделаны или потеряны. В последнее время в денежном обращении широко применяются кредитные карточки — VISA, Master Card, American Express и др. Кредитные карточки не являются деньгами, они инструмент для перечисления денег и получения краткосрочной ссуды в коммерческом банке или другом финансовом учреждении, выпустившим карточки. Экономисты прогнозируют, что в будущем электронные деньги (e-money) заменят не только традиционную наличность и чеки, но и кредитные карты. Выделяются две основные формы электронных денег смарт-карты (smart cards) и сетевые деньги (network money). Смарт-карты (электронные кошельки) имеют встроенный микропроцессор с указанием внесенной денежной суммы (аналог кредитных карт, но без посредничества банка). Сетевые деньги — электронный чип (программное обеспечение), с помощью которого осуществляется перевод средств по электронным коммуникационным сетям, в том числе и через Интернет. В пользу таких денег говорит то, что они Гораздо дешевле в обслуживании, практически не могут быть подделаны или украдены, а при соответствующей системе их движения и администрирования почти полностью исключается финансовая преступность.
Формы денежного обращения Налично-денежное обращение. Налично-денежное обращение – движение наличных денег в сфере обращения и выполнение ими двух функций (средства платежа и средства обращения). Наличными деньгами производятся расчеты: - предприятий, учреждений и организаций с населением; - между отдельными гражданами на товарных и продуктовых рынках; - частично расчеты населения с финансово-кредитной системой; - в ограниченных размерах платежи между предприятиями и организациями потребкооперации. Таким образом, сфера использования наличие денежных платежей ограничена, в основном, доходами населения. Причины роста налично-денежного оборота многообразны. К ним можно отнести: экономический кризис, кризис неплатежей, кризис наличности, плохая организация системы межбанковских расчетов, замедление расчетов. Сознательное сокращение прибыли и доходов предпринимателей с целью ухода от налогов и расширение наличных платежей за пределами банковской системы*. Налично-денежный оборот включает движение всей налично-денежной массы за определенный период времени между населением и юридическими лицами, между физическими лицами, между юридическими лицами, между населением и государственными органами, между юридическими лицами и государственными органами. Налично-денежное движение осуществляется с помощью различных видов денег: банкнот, металлических монет, других кредитных инструментов (векселей, банковских векселей, чеков, кредитных карточек). Эмиссию наличных денег осуществляет центральный банк. Он выпускает наличные деньги в обращение и изымает их, если они пришли в негодность, а также заменяет деньги на новые образцы купюр и монет. Срок службы бумажной купюры в РФ – 7 месяцев, а разменной монеты – более 10 лет. Банкноты достоинством в 1$ находятся в обращении 18 месяцев, 50$ - 4 года, 100$ - 9 лет, потом из-за износа изымаются из обращения и утилизируются. Наличное обращение есть необычайно дорогостоящая вещь, которая огромным бременем ложится на всю экономику. Затраты народного хозяйства, связанные с наличным денежным обращением, составляют до нескольких процентов всего валового продукта. Платежи наличными деньгами преобладали до конца XIX века. В настоящее время во всем мире идет интенсивный процесс сокращения наличного денежного обращения. В современных условиях удельный вес наличных денег в общей массе денежных средств, особенно в промышленно развитых государствах, невелик, например, в США он составляет около 8%.* Безналичное денежное обращение Безналичное обращение — движение стоимости без участия наличных денег: перечисление денежных средств по счетам кредитных учреждений, зачет взаимных требований. Развитие кредитной системы и появление средств клиентов на счетах в банках и других кредитных учреждений привели к возникновению такого обращения. Безналичный денежный оборот охватывает расчеты между: - предприятиями, учреждениями, организациями разных форм собственности, имеющими счета в кредитных учреждениях; - юридическими лицами и кредитными учреждениями по получению и возврату кредита; - юридическими лицами и населением по выплате заработной платы, доходов по ценным бумагам; - физическими и юридическими лицами с казной государства по оплате налогов, сборов и других обязательных платежей, а также получению бюджетных средств. Размер безналичного оборота зависит от объема товаров в стране и уровня цен. Безналичное обращение имеет важное экономическое значение в ускорении оборачиваемости оборотных средств, сокращении наличных денег, снижении издержек обращения.** В США, Канаде, Великобритании, Франции, Италии широкое распространение получила система чековых расчетов. В ряде стран континентальной Европы (Австрии, Бельгии, Венгрии, Германии, Голландии, Франции, Италии, Швейцарии) преобладают жирорасчеты – разновидность безналичных расчетов вначале через специальные жиробанки, а затем через коммерческие банки и сберегательные кассы. Сущность этих расчетов состоит в перечислении средств по особым счетам на основе поручений — жироприказов, т.е. письменных распоряжений о перечислении денежных средств со счета плательщика на счет получателя.* Безналичные расчеты проводятся на основании расчетных документов установленной формы и с соблюдением соответствующего документооборота. Различают следующие основные формы безналичных расчетов: расчеты платежными поручениями, аккредитивная форма расчетов, расчеты чеками, расчеты платежными требованиями-поручениями, зачет взаимных требований, инкассо. Одним из основных ориентиров денежно-кредитной политики является денежная масса. Именно этот параметр денежного обращения оказывает влияние на экономический рост, динамику цен, занятость, бесперебойное функционирование платежно-расчетной системы. Денежная масса представляет собой совокупный объем наличных денег и денег безналичного оборота. Для измерения денежной массы используются денежные агрегаты. Денежными агрегатами называются составные элементы денежной массы, условно различаемые в порядке убывания степени ликвидности. В разных странах используются различные денежные агрегаты — от самого узкого («денежная база») в Швейцарии до широкого показателя ликвидности в Великобритании и «всего объема кредита» в Италии. С учетом опыта зарубежных стран ЦБ РФ ведет расчеты следующих денежных агрегатов: М0 — наличные деньги в обращении; M1 = МО0 + средства на расчетных, текущих и специальных счетах юридических лиц, средства страховых компаний, депозиты населения до востребования в банках; М2 = M1 + срочные вклады населения в Сбербанке; М3 = М2 + сертификаты и облигации госзайма.* Равновесие наступает при М2>М1, укрепляется при M2+M3>M1. Состав денежных агрегатов разных странах неодинаков. В настоящее время для характеристики денежной массы используется показатель денежная база. Он включает агрегат МО + денежные средства в кассах коммерческих банков, обязательные резервы банков в Банке России и средства на корреспондентских счетах коммерческих банков в Банке России, таким образом, денежная база по существу приравнивается к агрегату М2.** Денежная масса зависит от двух факторов: количества денег и скорости их оборота. В связи с этим большое значение приобретает вопрос о необходимости определения требуемого количества денег для обращения. Согласно классической теории А.Маршалла и И.Фишера, количество денег определяется зависимостью уровня цен от денежной массы: MY = PQ, где М – масса денег; Р – цена товара; Y – скорость обращения денег; Q – количество товаров, представленных на рынке.
Функции кредита Роль кредита в экономической системе общества определяется, прежде всего, выполняемыми им функциями. Функции кредита тесно взаимосвязаны и отражают характерные особенности кредита как экономического явления, показывают связь кредита с процессами кругооборота капитала и денежным обращением. В качестве базовых функций кредита выделяют: 1) перераспределительная (распределительная) Распределение предполагает перемещение разных форм общественного богатства от одних субъектов к другим или вторичное перемещение уже ранее полученных благ. Возникновение и развитие кредитных отношений порождают мощные встречные потоки товаров и денег, которые приводят в действие механизм перераспределения благ. С возникновением банков процессы перераспределения денежных средств в экономике получают наиболее адекватный механизм, а функции кредита – своё законченное выражение. 2) создание кредитных орудий обращения (эмиссионная) С момента своего возникновения кредит замещал металлические монеты кредитными инструментами. Широкое распространение последних, в конечном итоге, привело к утрате золотом монетарной роли и замене его кредитными деньгами, эмитируемыми национальными центральными банками. Но, помимо выше обозначенных функций, многие экономисты выделяют следующие: - воспроизводственная; - стимулирующая. Но данные функции как бы дополнят ранее нами обозначенную – перераспределительную, поэтому в качестве основных рассматриваются первые две. Законы и границы кредита Выделяют следующие законы кредита: 1) закон возвратности кредита – означает, что выданная ссуда должна быть возвращена кредитору, при выдаче кредита денежное предложение увеличивается, при возврате – уменьшается. Если деньги не будут возвращаться, то каналы денежного обращение будут переполняться деньгами, нарушится эластичность кредитных денег; 2) закон равновесия между высвобождающимися и перераспределенными ресурсами – означает, что средства, предоставленные в кредит должны быть меньше или равны аккумулированным у кредитора, тоже самое касается срока кредитования; 3) закон сохранения ссужаемой стоимости – кредит предоставляется с учетом инфляции, в противном случае активы обесценятся; 4) временной характер функционирования кредита – в кредит выдаются временно свободные средства на определенное время. Определение обоснованных границ применения кредита и их соблюдение имеют большое значение для отдельных участников кредитных отношений и для экономики в целом. Лишь при оптимальном уровне кредитных вложений воздействие кредита на экономику может быть положительным. Избыточное предоставление кредита негативно влияет на процессы развития экономики, ослабляет заинтересованность хозяйствующих субъектов в экономном использовании ресурсов, в ускорении процессов производства и реализации продукции. Если же по различным причинам потребности экономики в средствах удовлетворяются за счет кредита не полностью, возникают немалые трудности в деятельности хозяйствующих субъектов, например, нехватка средств для приобретения необходимых материалов, что влечет за собой замедление воспроизводственных процессов. Границы кредита – предел, в рамках которого реализуется сущность категории кредита. Нарушение границ кредита приводит к его перерождению, трансформации в другую категорию и искажению сущности, так, если не вернуть денежные средства, произойдет трансформация кредита в категорию финансы. На развитие кредитных отношений в той или иной стране большое влияние оказывает целый комплекс условий и факторов. К основным из них можно отнести такие, как: политические, правовые, экономические, а также исторические условия и факторы. Рассматривая экономические границы применительно к кредитным отношениям можно выделить внешние (сущностные) и внутренние границы кредита. Внешние границы представляют собой качественное обособление во времени и пространстве кредитных отношений от всех других. При этом можно выделить временные и качественные границы кредита. Временная граница означает, что в ходе развития кредитные отношения при определенных условиях прекратят свое существование во времени, после чего возникают новые отношения. Качественная граница – это определенность кредитных отношений присущих только им признаками. Количественно границы кредита зависят как от имеющихся ресурсов, так и от потребностей народного хозяйства, населения или предприятий. Раздел 1. Финансы в рыночной экономике
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 44; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.140.108 (0.103 с.) |