Общие черты циклов распространения культуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общие черты циклов распространения культуры



При ближайшем рассмотрении становится очевидным, что эти системы («циклы распространения») обладают всегда рядом общих черт и являются лишь вариантами общей схемы. Именно поняв эту общую схему, мы сможем обнаружить тот элементарный механизм, который действует в обществе, когда речь идет о художнике или научном деятеле, и представить себе некоторые из основных пружин этого механизма.

В циклах распространения культуры можно выделить три главных элемента.

1. Распространение произведения, будь то рукопись поэта, исследование по электрохимии или скульптура Певзнера, всегда предполагает несколько этапов (по меньшей мере их два).

Первый из них — это отношения автора с так называемой «группой распространения» (издательство, круг друзей, меценаты более или менее «своей» картинной галереи и т. д.); в этом случае взаимоотношения создателя и распространителя носят непосредственный и добровольный характер.

На другом этапе включаются средства массового распространения, то есть используется принцип копирования, а следовательно, размножения произведения. Это размножение зачастую носит весьма неполный характер. Так, в случае со скульптурой, когда копией может быть лишь фотография, происходит обеднение произведения — три измерения «свертываются» в два. Чаще всего наблюдается третий этап: этап микросреды, совокупность черт которой составляет «интеллектуальную общину».

210

2. Все системы, на каждом этапе распространения, как бы «замкнуты на себя» (рис. IV-1). Это означает, что в своих действиях создатель ценностей культуры учитывает предшествующий опыт распространения ценностей и реакцию потребителей, что и приводит в движение тот психологический механизм, который влияет на разум творца, на его интеллектуальную позицию, на его планы,

Рис. IV -1. Причинность открытая и причинность структурная.

Теория циклических движений, идет ли речь о циклах культурных или материальных, рассматривает в основном два типа детерминизма в «атомах», составляющих какой-либо «организм».

1. Открытый «черный ящик», в котором результат является функцией причины,— функцией, задаваемой некоторым законом (иногда называемым характеристикой).Часто случается так, что результат оказывается пропорциональным причине (линейный

закон).

2. Закрытый «черный ящик», или «ящик с обратной связью», в котором результат каким-то образом отчасти «складывается» с причиной на входе «ящика». В таких случаях общий результат системы не является больше простой функцией причины, а представляет собой функцию причины и характера связи между входом и выходом. Детерминация поведения в этом случае определяется одновременно и причиной (вход), и структурой «ящика». Таким образом в циклах распространения культуры, если существует сильное воздействие продуктов культуры на индивидуумов, эволюция характера этих продуктов во времени зависит не только от одного воображения творца, но и от социального характера участка цикла, в который творец сообщений культуры оказывается включенным. Например, цикл распространения печатных изданий, предполагающий все более и более тесную финансовую взаимосвязь между успехом книги и возможностями ее выпуска, замыкается в круге: талант,

как подчеркивает Эдгар Морен, приходит на смену гению.

в конечном счете на будущую продукцию. Реакция на стадии систем распространения носит экономический характер. Она принадлежит к области политической экономии культуры, порожденной средствами массовой коммуникации, и отталкивается от существующих произведений, которые она сама подвергает фильтрации, отнюдь не изменяя их самих.


Рис. IV -2. Принятие решения в органе, воздействующем на массу. Здесь представлена блок-схема психологии решения по Курту Левину.

В решении всегда следует различать две стадии: принципиальную разработку и выполнение. Принципиальное решение — это результат «уравновешивания» таких различных факторов, как: «Я должен» (категорический императив Канта), «Я могу» (в том, что касается лично меня), «Надо» (давление среды и, в частности, других аналогичных систем решения) и, наконец, реакций, предвосхищающих решение; это предугадывание экономических (например, продажа продукта) и психологических (внешний вид продукта, ярлык) последствий, а также «отображение» принимающего решение человека в массе людей, на которых «направлено его действие»,— тот отображенный образ, который дойдет до личности лишь по истечении некоторого срока.

3. Обратное воздействие, каков бы ни был его характер, всегда разнообразно: так, общественное мнение воздействует на художественную политику картинной галереи, прибыли издателя — на будущие произведения автора; однако почти всегда несколько каналов воздействия соединены параллельно, и их действия нередко имеют

212

Печатное сообщение

Издательское дело представляет собой средство культуры, основывающееся на типографской печати, то есть исключительно на копировании. В противоположность живописи его влияние на массы строится на количественном принципе; в современном мире произведения, распространяемые в виде оригинальных рукописей автора, составляют ничтожный процент всей массы сообщений, циркулирующих в мире и измеряемых в человеко-часах, затрачен-

213

ных на чтение. Действительно, сообщения существуют лишь в напечатанном виде, а издавать и распространять их как раз и является задачей издательств. Известно, что в настоящее время роль издателя возрастает, тогда как роль печатника падает. Раньше издатель был прежде всего печатником, сегодня же он хранитель и распространитель культуры, и его роль возрастает вместе с ростом числа его функций.

Мысль, написанная или напечатанная, представляет собой один из основных элементов культуры. Именно она объединяет в единое целое прозу и журналистику, поэзию и научные труды. Это она создает Вселенную слова, точную или расплывчатую, семантическую или эстетическую. В действительности сходство, которое мельница печати придает распространению таких разных сообщений, как художественная или научная литература, выступает, скорее, как случайное совпадение, если смотреть на него с точки зрения социологии издательского дела, охватывающей, по сути дела, самые различные системы распространения. Эта особенность навязана характером канала (подвергающегося в наше время самым резким нападкам) Распространение научной мысли могло бы осуществляться по совершенно иному каналу, например по «графическому» каналу (рисунки и схемы). Этого еще нет, и сегодня ученые продолжают вести борьбу за внедрение своих собственных форм (математических уравнений, формул, схем, чертежей и т. д.) в мало приспособленный к этому канал типографского издания.

Разрыв между культурой «универсальной», претендующей на всеобщую доступность, и культурой научной непрерывно рос начиная с конца XVIII века и достиг своего высшего уровня в период между 1920 и 1940 годами. Он был закреплен системой образования, и лишь в последнее время наука силой проникла в повседневный мир и в мир детей благодаря новому механизму — научной популяризации, или образованию для взрослых, — окончательные черты которого, в частности его отношения с общей культурой, еще не определились

Канал распространения сообщения (мысли), например, в издательском деле с технической точки зрения предполагает следующие процессы (этапы):

создание автором идеи (мысли). Этот процесс может носить либо чисто спонтанный характер, как в поэзии, либо соответствовать «самовыражению среды», как, например, в научном творчестве;

оформление идеи автором. Этот процесс сводится к задаче редактирования и отличен от предыдущего процесса;

стандартизация, которая в настоящее время выполняется с помощью пишущей машинки, что приводит к утрате понятия «рукопись» в прежнем значении этого слова;

передача в какую-либо из систем распространения (издательство, газета и т. д.) авторского текста. Этот этап и есть один из первых механизмов фильтрации мысли;

214


Рис. IV -3. Вклад в научную культуру в 1939 и 1951 гг.

На этих диаграммах весьма приблизительно представлена доля научного вклада великих стран до я после войны.

производство копий, иначе говоря, тиражирование мысли. Число копий обычно не бывает меньше нескольких тысяч;

распространив в собственном смысле слова. На этом этапе перед издательством стоит задача организации рекламы, критики, рецензирования и т. п.; это как бы вторая стадия фильтрации мысли;

и, наконец, процесс усвоения. Этот этап резко отличается от предыдущих, поскольку здесь идет речь о процессе усвоения читателем мысли, облеченной в знаковую форму. Именно поэтому существует большое число сочинений, распространенных большими тиражами, которые не оказывают, однако, никакого влияния на среду своего распространения.

Издание

Обычный цикл распространения напечатанной мысли, соответствующий перечисленным выше основным этапам, отражает таблица IV — 1. Указанные на ней значения времени, затраченного на реализацию сообщения в данном виде (машинопись, набор и т. д.), являются средними данными, полученными в результате изучения издательского дела в США и Западной Европе. В сущности, они чрезвычайно изменчивы, и конкуренция, например в издании научной фантастики, где различные издатели борются за то, чтобы публика тратила свое время на чтение их продукции, вынуждает издателей изменять эти сроки (R. Escarpit, 1960, 1965).

Здесь следует отметить сравнительно большое влияние среды на систему распространения, но, как можно заметить, это влияние в конечном счете почти не сказывается на самих творцах. Все происходит так, словно существует некая постоянная замкнутая среда

215


Таблица IV -1

           
Минимальные капиталовложения (в новых франках) Себестоимость (1 экземпляр, 1 000 знаков) Техника распространения Время (в сек, включая набор)

Среднее число получателей

1 1,00 Рукописный текст (4 знака/сек) 250 сек 1  
1000 0,60 Текст, отпечатанный на машинке с исправлениями (5 экз.) 150 сек 5  
1 500 0,10 Размножение копий на гектографе 10 20 Микросреда
2 000 0,05 Размножение на ротаторе 30 100  
10 000 0,02 Печать наборным шрифтом (плоская) 5 000 1 000  
100 000 0,01 Печатание на линотипе (PocketBook) 10 000 10 000 Широкая среда потребителей культуры
200 000 0,001 Монотипный набор +плоская печать 20 000 100 000 '
1 000 000 0,00001 Клише линотипа + ротатор офсет 40 000 1 000 000  

Себестоимость элементов системы распространения печати (1000 знаков, 1 экземпляр)

 

рукопись 1

+ машинопись 0,60

+ набор 10

+ печать 4

+ стоимость бумаги 0,01

авторов, которая как бы не зависит от процесса распространения и почти не связана с функционированием издательской машины. Следовательно, слабее всего связь между издательствами и авторами, и именно в этой области можно ожидать в недалеком будущем самых больших изменений.

В этом отношении характерны тенденции к укреплению и концентрации американских и французских издательств, тогда как в других странах, где издательское дело является общественной функцией и где отбор осуществляется с учетом репутации автора и некоторого числа норм, ситуация оказывается

совершенно иной.

В США продажа школьных учебников в 1965 году вдвое превысила уровень 1960 года. Издательства стараются усилить свои связи с авторами, включая их в редакционные советы и предоставляя им работу. В таком случае цикл можно представить схемой, изображенной на рис. IV-4. За двадцать лет стоимость подготовки книги к печати и ее издания удвоилась. Это,

216

учитывая улучшение технических средств, указывает на то, что техническая сторона дела с экономической точки зрения отстает. В странах Запада 20% населения составляют 70% читателей. В стране с населением в 200 миллионов человек создается около 50 000 рукописей в год; это означает, что примерно 0,02% из всей социальной массы принадлежит к «творцам» в психологическом смысле слова. А так как на рынке появляется только около 5000 книг различных названий, то есть фигурируют имена лишь одной десятой всех авторов, то, следовательно, с прагматической точки зрения, которая нас здесь интересует, 2/100000-ю часть населения составляют «творцы»62.


Рис. IV -4. Упрощенная блок-схема, показывающая основные элементы

участвующие в социокультурном цикле книги. Этот цикл начинается с автора и включает в себя решения издательства, принимаемые на основе мнения какого-нибудь одного читателя-рецензента, механизмы массового размножения, хранения и распространения книги и ряд петель обратной связи: влияние микросреды и критики, весьма различное с точки зрения их форм и сроков. На основе этой схемы определяются коммерческие возможности данной книги.

Наконец, намечается тенденция к разделению функций творца идей и создателя рукописи; это является результатом вмешательства лиц, специализирующихся на литературной стороне рукописей,— лиц, которые практически являются новым явлением в микросреде созидателей. Функции такого лица — будем называть его, как и ранее, литературным редактором — четко определены и хорошо оплачиваемы. Он предлагает свои услуги создателям идей (какова бы ни была значимость последних, что нас в данном случае не интересует) для составления сообщения. По-видимому, самой распространенной формой печатной продукции завтрашнего дня станет книга, сделанная по заказу издателя объединенными усилиями профессионального писателя и представителя чистой науки, который не умеет, не хочет или не имеет времени писать, но чьи мысли считаются ценными, а следовательно, пригодными для продажи.

217

Очевидно, такого рода литература в будущем станет гораздо многообразнее, поскольку отражает объективную потребность эпохи в наращивании интеллектуальной продукции.


Рис. IV -5. Способы распространения книги во Франции.

Издатель поставляет потребителю книги в основном четырьмя путями:

открытая продажа (книжные базары и магазины);

предоставление книг во временное пользование (публичные и частные библиотеки);

продажа книг на дому клиента еще до массового выпуска книги;

продажа книг отдельным лицам через книжные клубы.

Последний путь очень надежен и приобретает для издателя большое психологическое и финансовое значение (так, издательство Бертельсмана печатает и продает 25 млн. экземпляров книг в год).

Число книжных магазинов во Франции

Универсальные книжные магазины 203
Книжные магазины средней величины 2611
Книжные лавки 4 976
Киоски 17 000

 

Напротив, число копий или тиражей изданий высокого интеллектуального уровня должно значительно сократиться ввиду важности, которую приобретают библиотеки, системы аналитического

218

реферирования, фотографирование и т. п., с одной стороны, и возрастающей неспособности людей использовать продукты письменной цивилизации, поскольку человечество захлестывает печатная информация,— с другой.


Рис. IV -6. Структура прохождения сложного литературного или другого произведения культуры из микросреды в макросреду.

Именно такая структура должна интенсивно развиться через несколько лет на основе осознания различия между микро- и макросредой. Успех, который выпал на долю книги, будь то исследование, роман или очерк, и который должным образом фиксируется в микросреде, в известной мере обязан общим идеям, которые могут быть распространены в иной форме в макросреде. Руководители органов массовой коммуникации стараются реализовать эту систему. Для этого они, как правило, прибегают к помощи безымянного автора, который изменяет форму произведения, не меняя его содержания, переписывает, комментирует текст и т. д. С помощью такого рода продукции издатель и «атакует» значительную часть макросреды. Это один из механизмов, применяемых в так называемых карманных изданиях. Это служит подготовкой к изданию книги по заказу (см. рис. IV-7). Подобная схема сходна также с механизмом распространения популярной музыки (см. рис. IV-23 и рис. IV-24). Можно также отметить, что аналогичный характер носит механизм создания и распространения и любого другого важного продукта культуры — предмета, изготовленного серийно и проданного в магазине после первого успеха, достигнутого в микросреде. В этом механизме можно видеть зародыш системы производства предметов материальной культуры, форма которых не просто определяет их стиль, а составляет их смысл и назначение.

Намечается дифференциация нескольких циклов. Один из них связан с производством по заказу товаров культуры, предназначен-

219


Рис. IV -7. Блок-схема цепи производства «персонализованного» литературного произведения.

Эта блок-схема является развитием схемы, представленной на рис. IV-4. В ней четко выделяются два основных блока в издании книги: личный этап — замысел автора, рукопись, машинописный текст, и этап коллективный, или бюрократический, находящийся в руках издателя. Этот этап предполагает: читательский комитет, который оценивает работу в зависимости от социальных или микросоциальных, внешних по отношению к автору, ценностей и принимает решение об издании книги, осуществляет изготовление книги, ее печатание, выпуск в свет и распространение, в результате чего

220

221


Рис. IV -8. Эволюция издательских структур начала печатной цивилизации.

Еще в XVIII веке писатель сотрудничал с издателем-типографом, который с помощью изготовляемой им копии доводил до массы читателей сообщение автора. В то время было больше потенциальных читателей, чем писателей. В XIX веке издатель-книготорговец, выполняя социальную функцию, отводит типографу побочную, техническую функцию. Теперь писатель вступает в отношения с издателем, который в свою очередь вступает в отношения с распространителями изданий и определяет себестоимость продукции. В наши дни действует еще более сложный механизм: писатель и его секретарь создают сообщение, которое передается издателю. Последний почти не берет насебя функций распространения изданий, оставляя их книготорговцам или учреждениям по распространению — единственным органам, которые непосредственно соприкасаются с социальной массой. В будущем вместе с умиранием романа наступит полный разрыв между творческой функцией, микросредой и распространением. Сам писатель будет заменен микрогруппой: творческая личность — интеллигент будет создавать более или менее доступные идеи, форму которым будет придавать собственно писатель, понимающий замысел творца и являющийся выразителем его мыслей. Писателя будет в свою очередь корректировать его собрат по перу, представляющий социальные нормы. Рукопись готовит секретарь, а издатель выдвигает при публикации ряд социальных ограничений, или «правил игры», определяемых им путем изучения спроса в классе потребителей. Таким образом, перед нами сложный механизм, состоящий из нескольких ступеней: авторской группы, издательской микросреды, масс. Типограф здесь всего лишь технический агент.

 


Рис. IV -9. Постоянная времени библиографических ссылок и «автокорреляция» культуры.

В довольно широкой области физических наук были подвергнуты анализу временные характеристики библиографических ссылок, приводимых авторами, или, точнее, сроки между публикациями работ и их цитированием. Кривая показывает зависимость числа публикаций от этого срока. Она позволяет узнать, в какой мере автор, пишущий сегодня, пользуется определенным числом идей, развитых в предшествующих работах. Очень старые работы, как правило, забываются. Содержащиеся в них идеи либо исчезают, либо переходят в сферу общеизвестного. Можно заметить, что высшая точка этой кривой соответствует двум годам. Кривая выражает «автокорреляцию» культуры в ее персонализированной форме и тем самым показывает, как создается известность автора. По истечении 14 лет более 99% авторов либо оказываются забытыми, либо их идеи целиком интегрируются в культуре (Бартон, Грин).

§ 5. Научная литература

Особое внимание мы уделим научной литературе. Будучи на практике литературой, которая лучше других уберегает себя от случайных читателей (и создает при этом настоящую объективную дисперсию слоев потребителей в строгом соответствии с их коэффициентом интеллектуальности и их предшествующей культурой), она дол-

жна иметь в своем активе и то, что ныне наряду с «событиями» является единственным всеобновляемым источником оригинальности культурной информации, то есть содержать новый материал для мысли.

Здесь следует прежде всего подчеркнуть обобщенный характер слова «наука». В сознании человека XX века этот термин соответствует дисциплинам, связанным со схемами, лабораториями, пробирками и аппаратурой. Наука противопоставляется, например, литературе или искусству, предполагающим использование совершенно

другого аппарата; но с точки зрения перспектив научного развития определение слова «наука» должно охватить любое объективируемое содержание результатов научного подхода. Поэтому мы будем определять науку как всякую непрерывно развивающуюся и поддающуюся формулированию систему культуры.

а) Каждодневный прогресс. Наука являет собой интегрирующую систему, которая зиждется на «памяти мира» в той форме, в какой она материализуется в библиотеках, институтах и периодической печати. То, что в ней делается сегодня, основывается на том, что

223

было сделано вчера. Это кумулятивная система в смысле классического определения, введенного Лефевром.

б) Возможность формулирования. Для этого необходимо, чтобы достигнутый результат мог быть зафиксирован в общепринятых терминах. Именно в этом и состоит назначение научной литературы, которая выступает как кристаллизация науки — как то единственное, что способно ее объективировать.

Условимся, что под словом «наука» мы будем понимать как египтологию, историографию, труды по технологии кулинарных изделий, так и философские произведения или работы по математике и промышленной химии. Наука существует для того, чтобы изучать любые вещи, но это вовсе не значит, что все может быть сведено к научной мысли, так как если можно говорить научно о произведениях искусства, количественно оценивать персонажи Бальзака, вычисляя частоты их появления на страницах его романов, то все же очевидно, что художественное произведение выходит за пределы науки, которая всегда составляет лишь некоторую часть огромного поля реальности.

Наука наших дней — эта страшная конструкция из трактатов и курсов — представляет собой совокупность письменных отпечатков знаний; это осмысленное и вместе с тем наиболее прозаическое творение человека, ведь это прежде всего печатный текст, бумага, заполненная типографскими знаками.

Таблица IV-3. Доля отдельных источников научной информации в области атомной физики (по Burton, Green «Physics Today», October, 1961); как она выражается числом ссылок на работы ученых соответствующего учреждения

Ранг Название Общее число ссылок
1 University of California Radiation Laboratory 72
2 Brookhaven National Laboratory 31
2 Oak Ridge National Laboratory 31
3 Argonne National Laboratory 20
3 AEC Technical Information Service TID Series 20
4 AEC New York Operations Office 14
5 US Naval Research Laboratory 9
6 AEC Technical Information Service AECU Series 8
6 Los Alamos Scientific Laboratory 8
7 Atomic Energy of Canada, Ltd Chalk River Project 7
8 AEC Technical Information Service AECD Series 6
8 National Bureau of Standards 6
8 Atomic Energy Research Establishment 6
8 Wright Air Development Center 6
9 Atomic Energy of Canada, Ltd AECL Series 5

224

Поэтому изучение каналов научной литературы является в конечном счете изучением обращения науки в обществе.

Циклы распространения научной литературы предполагают две основных категории: периодические издания и книги. В последние годы к ним прибавилась еще одна категория: размноженные научные доклады объемом от нескольких страниц до нескольких сотен страниц, отпечатанные для скорости и уменьшения себестоимости подручными средствами (де Гролье). Вся совокупность этих систем адресуется не только культурной микросреде, но, точнее, научной части этой среды, а еще точнее — ученым соответствующей специальности.

§ 6. Периодические издания и их читатели

Система научных публикаций очень сильно дифференцирована, настолько сильно, что порой создается впечатление, будто издания соответствуют коммуникации между отдельными людьми. Отсюда полное отсутствие понятия распространения.

Точнее, если считать, что культурная микросреда, то есть слой социальной пирамиды с коэффициентом интеллектуальности 120 составляет 10% населения, то получится, что во Франции она включает в себя около 4 млн. человек; это люди, так или иначе соприкасающиеся с наукой, даже если этот контакт проявляется лишь в перелистывании какого-нибудь научного или технического журнала. Здесь слово «наука» совершенно явно взято в самом широком смысле.

В действительности же научная интеллектуальная среда не превышает 10-15% указанной выше цифры. Иными словами, число людей, способных покупать или читать какой-либо научный журнал или книгу, составляет от 500 000 до 600 000. Можно заметить расхождение между числом людей, способных войти в область науки, и долей науки и смежных с ней областей по отношению к совокупности всех знаний в таблице культуры, которую мы составили в главе I. Это служит подтверждением следующего замечания Конанта: «Научная культура, по сути дела, еще не вошла в жизнь людей».

Наконец, и внутри этой микросреды происходит дальнейшая дифференциация научных изданий: так, работы по металлургии читают лишь ученые — специалисты в области металлургии, что немыслимо применительно к роману или произведению искусства. Различные категории специальностей имеют чрезвычайно многообразные аудитории, охватывающие от нескольких десятков до нескольких десятков миллионов людей во всем мире.

Крайний случай, каким является сугубо специальная книга по узкой области математики, астрономии или малакологии 63, написанная автором только для одного читателя, живущего на другом конце света и единственно способного если не понять, то, во всяком случае, прочесть эту книгу, неизбежно вызывает важный вопрос: «Для чего пишутся научные книги?»

Действительно, начиная с того момента, когда коммуникация ограничивается автором и единственным читателем, способным

225

Рис. IV -10. Распространение научных идей через периодическую печать.

В культурном развитии периодика играет скрытую роль, не меньшую, чем газетные киоски. Новые идеи или результаты обретают социальное существование лишь с момента их появления в периодическом журнале. Первоначальная, часто туманная идея проясняется и обогащается при проверке ее в лаборатории или в ходе обсуждения с коллегами. Для самого автора она начинает существовать только после того, как он сформулирует ее в рукописи. Для других же на этом этапе она почти полностью «засекречена», потому что машинистка отпечатала, например, всего семь экземпляров рукописи. «Шеф» научного учреждения, благожелательный цензор открывает дорогу этой идее, подтвержденной полученными результатами. Затем устанавливается цепь: редакционный совет — типография — распространение в микросреде —«смерть» и возрождение в библиотеках. Научная литература порождает следующую основную форму публикации: оттиск, который имеет обращение в микросреде специалистов и непосредственно воздействует

226

228

Рис. IV -11. Блок-схема информационно-документального процесса.

В левой части схемы перечислены этапы развития исследования от лаборатории до распространения средствами массовой информации. В правой — показано отношение между познанным и непознанным, весь процесс разветвления знания, который основан на использовании категорий и учете междисциплинарных отношений. Наконец, мы видим здесь технический этап, подводящий к практике и приводящий к дальнейшему ветвлению науки и появлению нового знания (по Дюба).

229

233

анализируют и комментируют не только эти журналы, но также множество различных изданий, специализирующихся на подобном анализе и комментариях. Наконец, книга проходит через торговую рекламу. Этот, третий по счету, фактор в значительной мере компенсирует относительную недостаточность оригинальности, присущую книге.

Практически ценность книги обусловлена прежде всего именно широтой охвата — качество, компенсирующее ее ощутимое отставание в отношении новых идей.

Приведем пример. Основные идеи К. Шеннона об измерении информации первоначально были изложены в трех номерах журнала «Bell System Technical Journal» и, следовательно, стали известны чрезвычайно узкому кругу людей. Эти люди отвечали трем условиям. Они должны были: а) получать номера этого журнала; б) уметь читать по-английски; в) интересоваться проблемами теории информации, весьма необычными для того времени.

На самом деле тема измерения информации примерно в течение двух лет, между 1948 и 1950 годами, оставалась не более чем слухом, ходившим в определенном, чрезвычайно узком кругу, не превышающем нескольких сотен людей, опубликование работы в отдельной книге и ее распространение двумя годами позже положили начало триумфальному шествию «теории информации». Можно было бы привести множество подобных примеров, таких, как распространение идей Н. Винера о кибернетике, ставших известными в результате бесед и письменных докладов и прошедших через руки десятка людей в Массачусетском технологическом институте и в Гарвардском университете.

Цикл научной книги

Цикл распространения научного текста, показанный на схеме, изображенной на рис. IV-12, для книг и журналов во многом совпадает. Здесь, помимо путей распространения, можно отметить существование различных каналов обратной связи, передающих воздействия на автора, например со стороны консультантов издателя. Последние почти не затрагивают вопросов формы и стиля, считая их относительно маловажными по сравнению со смысловым содержанием.

После выпуска книги в свет в действие вступает ряд каналов обратного воздействия. Один из них — это критический анализ, проводимый специалистами с опозданием минимум в несколько месяцев и максимум несколько лет (в среднем 1 год). Этот анализ должен содержать нечто большее, чем просто строгую оценку ценности издания. Оригинальные элементы его могут оказать значительное влияние на мысли автора в его последующей работе.

Другой канал — это действенность самой научной книги. Источником здесь является масса потенциальных потребителей данного труда,— масса, которая возникает в результате чтения данной работы, но не совпадает с массой читателей, так как в научной среде оригинальные идеи распространяются и устным путем. Эти идеи лягут в основу новых теорий, новых знаний, новой техники, новых приборов (например: тензометр Леконта де Нуи или циклотрон Лоуренса). В конечном счете этот процесс самый важный; он свя-

234

зан с самим назначением научной книги, его константа времени очень близка к константе предыдущего канала, хотя бы потому, что имеется большое число его критиков и его потребителей.

Третий канал — коммерческий: продажа книги. Издатель передает книгу в книжный магазин, масса читателей ее «потребляет», и деньги, вырученные за продажу, служат своего рода объективным мерилом ее культурной ценности, по крайней мере с точки зрения ее влияния на тех, кто имеет к ней доступ. Издатель в свою очередь воздействует на автора не только через весьма материальный канал авторских прав (1 год), но главным образом используя механизм одобрения, играющий, вопреки тому, что утверждает научная этика, значительную роль в поведении автора.

Наконец, следует упомянуть о существовании четвертой «длинной цепи» обратного действия, по которой новые идеи и технические результаты, если они превышают определенный порог значимости, в силу действия статистического механизма культуры имеют шансы достичь средств массовой коммуникации, а через них — и широкой публики; результатом является воздействие на самого творца или его собратьев; наконец, новые идеи и научные результаты, известные в микросреде уже в течение нескольких лет (например, электронный микроскоп, теория относительности и т. д.), «открываются» большой прессой. Здесь дисперсия времени обратного воздействия весьма значительна: запаздывание может составлять несколько дней (изучение наследования приобретенных черт у уток, проведенное профессором Бенуа в Коллеж де Франс), но может измеряться и годами, если речь идет об элементах, не имеющих ничего сенсационного (например, гипергонар Кретьена), то есть не совпадающих с таблицей ценностей, «бессознательно» хранимой обществом.

Что касается цепи производства книги, которая простирается от автора до читателя, то следует отметить важность промежуточных этапов, читательских комитетов, консультантов, которые часто воздействуют непосредственно на автора, и большую работу по изготовлению книги, которая превращает публикацию научного труда в довольно длительное дело, хотя бы в силу множества дополнительных моментов, которые она предполагает (изготовление рисунков, чертежей, составление библиографии и т. д.).

Эта деятельность сильно контрастирует с работой воображения или с чисто литературным творчеством, где «производственная задача» настолько свернута, что произведение может быть передано непосредственно в типографию, лишая, таким образом, издателя одной из присущих ему функций: материальной реализации.

Научный издатель целиком зависит от сети своих читателей — специалистов, переводчиков и авторов. Все они относятся к микросреде, территориально рассеянной в таких странах, как Германия или Соединенные Штаты, и, наоборот, сконцентрированной вокруг немногих центров в таких странах, как Франция,— к микросреде, которая принадлежит в значительной части к самой массе читате-

235



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.190.167 (0.103 с.)