Санкции правовых норм по характеру последствий подразделяются на позитивные и негативные. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Санкции правовых норм по характеру последствий подразделяются на позитивные и негативные.



Позитивные санкции предусматривают прежде всего правовые поощрения, под которыми можно понимать форму и меру юридического одобрения заслуженного правомерного поведения, в результате которого субъект чем-то вознаграждается.

Негативными санкциями считаются правовые наказания, под которыми можно понимать форму и меру юридического осуждения (порицания) виновного, противоправного поведения, в результате которого субъект в чем-то обязательно ограничивается, чего-то лишается.

Общие признаки поощрений и наказаний как санкций юридических норм:

1) они являются правовыми средствами воздействия на интересы лиц;

2) для них установлены определенные процедуры применения - формы поощрения и наказания заранее известны и закреплены в соответствующих нормативных актах, там же определен и круг лиц, наделенных правом применять те или иные меры поощрения и наказания;

3) обеспечиваются мерами государственной защиты, гарантируются законом;

4) выступают одновременно в качестве наиболее сильных обеспечивающих факторов реализации других правовых средств (льгот, субъективных прав, запретов, юридических обязанностей);

5) связаны с благом, ценностями, хотя последствия этой связи будут зависеть от того, что применяется - поощрение или наказание;

6) для их наступления необходимо кроме объективной стороны еще и определенное субъективное состояние лица, выразившееся либо в заслуге и подлежащее поощрению, либо в прямо противоположной "заслуге" (вине) и подлежащее наказанию.

Между категориями "поощрение" и "наказание" существуют следующие принципиальные различия:

1) если поощрение как заслуженная мера призвана подкрепить положительное поведение, характеризующее позитивные цели и мотивы субъекта, а также превосходящее обычные требования, то наказание - тоже своеобразная "заслуженная мера", выступающая как средство защиты общества от правонарушений;

2) если меры поощрения связаны с элементами взаимополезности с точки зрения общества и субъекта, то меры наказания - с элементами взаимовредности;

3) если поощрение - мера одобрения, то наказание - мера осуждения, вызывающие у лица соответственно положительные или отрицательные эмоции;

4) у них по-разному проявляется связь с благом, ценностями: если при применении поощрения субъекту предоставляется определенная ценность, то при наказании он лишается каких-либо благ;

5) если в наказании заложены силы, подтягивающие, так сказать, поведение личности до нормы, то в поощрении - стимулы, поднимающие такое поведение выше нормы;

6) при соотношении поощрений и наказаний ведущая роль отводится поощрениям, которые, создавая больше альтернатив поведения, представляют собой более гибкое воздействие, чем наказание.

 

ТЕМА 13. СИСТЕМА ПРАВА

Вопросы для подготовки к устному или письменному опросу:

1. Что такое система права?

2.. Предмет и метод правового регулирования.

3. Опишите структурные составляющие системы права.

4. Отрасли права.

5. Виды институтов права

6. Понятие и облики классификации (виды систематизации)

8. Система права и система законодательтва

9. Международное и национальное право

 

1) Система права - это беспристрастно обусловленное системой социальных отношений внутреннее строение права,
 выражающееся в союзе и месторасположении нормативного материала в конкретной очередности.

Система права отвечает требованиям,предъявляемым к системам, что подтверждается наличием в ней сложных взаимосвязей между ее элементами:1) между элементами нормы права; 2) между нормами,объединенными в институты; 3) между институтами соответствующей отрасли права; 4) между отдельными отраслями права.

2) Предмет правового регулирования — это различные публичные дела, которые беспристрастно,
 по собственной природе, имеют все шансы поддаваться нормативно-организационному влиянию PI В данных социально-политических критериях настоятельно просят такового влияния, осуществляемого при поддержке юридических общепризнанных мерок и всех других юридических средств, образующих устройство правового регулировки.

 Предметом правового регулировки работают различные и всевозможные по собственному содержанию публичные дела.

Метод правового регулирования - это способы юридического влияния, их хитросплетение, которые в концентрированном облике выражаются, до этого всего, в правовом положении (статусе) субъектов. Способ правового регулировки дает собой своеобразный метод или же совокупа методик, при помощи коих исполняется влияние на поведение членов правовых отношений.

Метод правового регулирования зависит: 1) от целей изадач, которые ставит перед собой государство, издавая теили иные правовые нормы; 2) от характера субъектов правового отношения; 3) от характера и взаимосвязи прав иобязанностей субъектов правоотношения; 4) от различныхсредств обеспечения и охраны правовых норм.

Одни и те же общественные отношения могут регулироваться либо методом властных распоряжений, например, управление государственной собственностью, уплатаналогов, либо методом договора, выбора, например, в частных отношениях, в том числе при заключении гражданских договоров.

3) Структурными составляющими норм права считаются:

а) норма права; Правовая норма - изначальный вещество системы права. Это исходящее от страны общеобязательное правило поведения императивного характера.

 б) отрасль права; Отрасль права дает собой обособившуюся изнутри предоставленной системы совокупность однородных правовых общепризнанных норм, регулирующих конкретную сферу социальных отношений

в) подотрасль права; в рамках наиболее крупных правовых отраслей выделяются подотрасли. Например, в гражданском праве - авторское право, патентное, жилищное, наследственное, арбитражное; в конституционном - избирательное право; в трудовом - пенсионное; в земельном - горное, водное, лесное и т.д. Эти подотрасли регулируют отдельные массивы общественных отношений, характеризующихся своей спецификой и известной родовой обособленностью.

г) институт права; Институт права - это сравнительно небольшая, устойчивая группа правовых норм, регулирующих определенную разновидность общественных отношений. Примеры правовых институтов: в уголовном праве - институт необходимой обороны, институт крайней необходимости, невменяемости; в гражданском праве - институт исковой давности, институт дарения

д) субинститут; нормы, регулирующие еще более узкие отношения с одним предметом (купля-продажа — розничная купля-продажа, поставка, контрактация и т.д.), субинститут — из норм права (общеобязательные правила поведения, закрепленные в законе).

4) Отрасль права - это наиболее крупное, центральноеподразделение системы права, формирующееся на основе единства предмета и метода правового регулирования.

Под отраслью права понимается совокупность взаимосвязанных правовых институтов, регулирующих относительно самостоятельную обширную область, сферу общественных отношений.

Отрасли права имеют собственный правовой режим,регламентирующий правовое положение субъектов права, устанавливающий законные способы реализации прави исполнения обязанностей, меры ответственности. Содержит необходимый набор юридических средств, призванных обеспечить эффективное действие отрасли в целом, так и каждого ее компонента на уровнеправовых институтов и конкретных норм права.

Отрасли права подразделяются на: профилирующие, специальные и комплексные. Профилирующими(основными) являются такие отрасли, как конституционное, административное, уголовное, гражданское, гражданско-процессуальное, административно-процессуальное иуголовно-процессуальное право. Специальными являютсятакие отрасли, как трудовое право, семейное и другие. Комплексные отрасли образуются как объединение норм профилирующих и специальных отраслей права. Примером такого рода отрасли является предпринимательское право.

5) Начнем с правового института. Это группа норм права, связанных между собойпредметно-функциональными связями, регулирующих конкретный вид общественныхотношений и приобретающих в силу этого относительную устойчивость и самостоятельностьфункционирования. У правового права существует несколько подинститутов, которые отличаются от правового института объемом регулирования и кругом норм права. Далее нужно отметить, что институты также подразделяются: отраслевые и межотраслевые. Первые совмещают в себе группы норм внутри одной какой-то отрасли, например институт дарения,институт наследования в гражданском праве. Межотраслевые институты же регулируют отношения, которые относятся одновременно к нескольким отраслям права, например институт прав человека относится и к международномуправу, и к конституционному праву.

6) систематизация - это деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование нормативных актов путем их внутренней и внешней обработки для системного воздействия на общественные отношения, это приведение законодательства в определенную систему. Она необходима для обеспечения доступности законодательства, удобства пользования им, устранения устаревших и неэффективных норм права. Выделяют три основные формы систематизации нормативных актов: инкорпорация, консолидация, кодификация и одна вспомогательная — учет. Инкорпорация - это внешняя обработка или объединение в сборники и собрания действующих нормативных актов в определенном порядке без изменения их содержания по существу. Юридический статус инкорпорированных актов не изменяется. Инкорпорацию так же разделяют на официальную и неофициальную.

Официальная инкорпорация - это упорядочение правовых норм их автором либо иным уполномоченным органом путем издания сборников действующих нормативных актов. Она может осуществляться на основе двух принципов: хронологического («Собрание законодательства Российской Федерации») и тематического («Свод законов Российской Федерации»).

Неофициальная инкорпорация - это внешняя обработка законодательства, которая проводится организациями или отдельными гражданами по своей инициативе без специального поручения и контроля правотворческих органов. На них нельзя ссылаться при применении права (сборники нормативных актов по гражданскому, трудовому и другим отраслям права).

Консолидация - такая форма систематизации, при который происходит объединение нескольких близких по содержанию нормативных актов в единый сводный нормативно-правовой акт. Делается это с целью преодоления множественности нормативных актов и обеспечения единства правового воздействия.

По данной причине консолидация может выступать, как особый прием, используемый правотворческим органом при совершенствовании действующего законодательства.

Кодификация - это деятельность правотворческих органов по созданию нового, сводного, внутренне согласованного и юридически цельного нормативного акта, которая слвершается путем глубокой и всесторонней переработки действующего законодательства в определенной сфере общественной жизни.

Кодификация служит для согласования норм общеправового регулирования (норм-целей, норм-дефиниций, норм- принципов и т. д.) с нормами конкретного, специального правового регулирования. Она выступает нормативной основой комплексного подразделения системы права и законодательства (института, отрасли или комплексного массива законодательства) организованного по предметному, функциональному или целевому критериям.

Выделяют три вида кодификационных актов:

1. основы законодательства, устанавливающие важнейшие модельные нормативные положения определенной отрасли или сферы государственного управления в федеративном государстве;

2. кодекс - комплекс правовых норм, объединенных в одном акте и регулирующих определенную сферу общественной жизни (гражданскую, уголовную и др.);

3. устав, положение - комплексные акты специального действия, которые издаются не только законодательными, но и другими правотворческими органами (президентом, правительством).

8) Система законодательства выражается в составе, соотношении и внутренней структуре источников права -законов, указов и иных нормативных правовых актов.
 Система права выражает дележ «самого» права, юридических общепризнанных мерок, а система законодательства - его наружной формы - источников права.
 Соответствие системы права и системы законодательства имеет возможность быть охарактеризовано как ассоциация наружной ивнутренней форм. В мощь целостности внутренней и внешнейформ в праве главные отряда структуры законодательства его ветви - это в то же время и ветви права.

9) Принято выделять два типа правовых систем: международное право и внутреннее (национальное) право государств. Они работают независимо друг от друга. Однако обладают общими чертами, так и специфическими, присущими им как самостоятельным системам права.

Общие черты: обе системы являются совокупностью юридических принципов и норм, обязательных для субъектов права, выполнение которых может быть совершенно принудительно. И международное право, и внутригосударственное право обладают сходной структурой: они делятся на отрасли, подотрасли, институты, а "первичным элементом" обеих систем являются правовые нормы.

Сущетсвуют и отличительные черты:

1) предмет регулирования. Предметом национального права выступают отношения между субъектами национального права отдельных государств, которые ограничиваются пределами государственной территории и рамками внутренней компетенции. Международное право регламентирует главным образом взаимоотношения субъектов международного права, к которым относятся государства, народы, борющиеся за свою независимость, международные организации, государствоподобные формирования

2) способ создания правовых норм. Принято считать, что нормы национального права создаются в результате односторонней государственно-властной деятельности, в то время как нормы международного права создаются его субъектами на основе свободного волеизъявления участников международного общения

3) источники права. Внутригосударственные нормы сформулированы в виде нормативных актов, нормативных договоров, обычаев и т.д., в то время как международноправовые нормы выражаются в форме международных договоров, международных обычаев, актов международных конференций и совещаний, в документах международных организаций;

4) субъекты права. Субъектами внутригосударственного права принято считать: государство, государственные органы и должностные лица, субъекты федерации, органы местного самоуправления, юридические и физические лица и т.д. Субъектами международного права считаются адресаты международно-правовых норм и их создатели.

 

ТЕМА 14. ПРАВОТВОРЧЕСТВО

Вопросы для подготовки к устному или письменному опросу:

1. Что такое правотворчество?

2. Что такое процесс правообразования?

3. Что включает в себя правообразование?

4. Виды правотворчества?

5. Назовите стадии законодательного процесса

 

1) Правотворчество - это специальная, имеющая официальное значение деятельность по установлению правовогорегулирования.
Правотворчество есть форма государственной деятельности, направленная на создание правовых норм, а такжена их дальнейшее совершенствование, изменение или отмену.

2) Правообразование - это процесс формирования государственной волив законе, правотворчество же охватывает деятельность компетентных органов по выработке и принятию нормативных актов.

3) Правообразование включает в себя научный анализ, оценку действительности, выработку взглядов и концепций о будущем правовом регулировании, максимальный учет предложений и замечаний партий, общественных движений, отдельных граждан и их объединений, специалистов-практиков и ученых.

4) Выделяют следующие видыправотворчества:1) законотворчество;2) правотворчество органов исполнительной власти;3) правотворчество органов местного самоуправления;4) непосредственное правотворчество граждан;5) договорное правотворчество;6) локальное правотворчество.

5) Первый этап правотворчества - предварительное формирование государственной воли (подготовка проекта).Этот этап начинается с принятия решения о подготовкепроекта и находит воплощение в утвержденных планахправоподготовительных работ, принятие которых осуществляется в правотворческой практике Российской Федерации и ряда других государств.

Второй этап правотворческой процедуры, когда работа над проектом вступает в официальную фазу и осуществляется самим правотворческиморганом.Второй этап - это возведение государственной волив закон, то есть придание ей формы. Этот этап начинаетсяс внесения проекта в официальном порядке в законодательный орган.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.208.72 (0.024 с.)