Состояние школьного дела в беларуси в первой половине хiхв. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Состояние школьного дела в беларуси в первой половине хiхв.



Возникли братские школы, кот. выступали за объединение Беларуси и России. К концу 18 в. школьное образование в Беларуси сконцентрировалось в руках различных монашеских орденов. Большинство братских школ исчезло в к. 17-н. 18в., Иезуиты открыли много школ к сер.17в(3-5 кл.). В 18в. только в некоторых иезуитских училищах изучались ин. языки и арифметика, иногда-русский язык. Обучение- на латинском языке. Они служили интересам феодалов и не были популярны среди населения. Униатская церковь занялась образованием еще в н.17в. В Базылянские школы полностью переняли иезуитскую организацию, систему и содержание образования и воспитания. Разница- больше внимания обучению на родном языке. Учились здесь дети мелких феодалов и горожан. В18в. действовали и др. монашеские католические ордены (доминиканцы, тринитарии, францисканцы). Все эти школы- средство окатоличивания и ассимиляции бел. народа. Изменения в социально-экономической жизни РП (развитие товарно-денежных отношений) потребовали гос. изменений нар. образования. 40-е гг.- Канарский взялся за реформирование школ монашеского ордена писаров, кот. появились в 20-х гт. 18в. Они напоминали иезуитские, но здесь дети разных слоев населения, обучение бесплатное. Сод-е образования: латинский язык, ораторское искусство; математика, физика, история, политика, польский язык. 60-е гг.- более глубокие преобразования. Беларусь вошла в состав РИ. С 1775г. начали открываться русские школы, их было 20. В 1783г. создана образовательная комиссия. Школа становилась светской. Большое значение имели физико-математические предметы развитие мышления. Из-за нехватки кадров учили ксендза. 80-e гг.- создание в городах нар. училищ, главных и малых. Значительное место в образовании занимали кат. школы. Наличие на бел. землях большого кол-ва узкосословных духовных уч. заведений- специф. Явление в истории образования Беларуси. Многие учителя были против царизма и церкви. Они сами искали литературу для обучения. Обр-е имело классовый xapактер. В 1856г. только каждый 200-й белорус учился в школе, в нач. 60-х гг.- 567 уч.
"заведений. С 1812 бел. школа в упадке. Полоцкая иезуитская коллегия, позже академия, в кот. 3 факультета- лингвистический, факультет свободных наук и богословский. Рубеж_18-19вв.: сетка бел. школ неоднородна, лишена единого руководства, последовательности шк. программой принципов обучения. 1810-1820- создано много незаконных школ- созданные крестьянами и школы взаимообучения, кот. распространилось после 1812г. Имели ряд положительных черт: в начальных школах обучалисьсь дети крепостных; на ровне с элемент, знаниями- творческие навыки, ремесленный труд, что формировало нац. Самосознание. 50% уч. времени, снимались ест. и полит, дисциплины, В связи с восстанием 1830г. в 1832 был закрыт Виленский университета и виленский уч. округ. Проводилась русификаторская политика. П.п.19в.- нехватка кадров, иногда их готовили в Москве и Петербурге. Расширилась сетка нач. школ. В1834-1839гг. работала Витебская учительская семинария. Создана сетка школ высших ступеней, Было 6 гимназий и 17 губ. училищ.

36.Представители революционно-демократического направления в педагогической теории в России в середине ХIХв. (В.Г.Белинский, А.Н.Герцен, Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов).

Сер. 19в.-период разложения феодализма и зарождения капитализма. Белинский протестовал против крепостного права, видел справедливое общество через распространение просвещения, что привело его к революционному демократизму. Б. разработал теорию народности искусства, литературы, просвещения и воспитания, но был против национализма. Считал способности врожденными, всестороннее и правильное воспитание человека видел в социалистическом обществе. Высказывал прогрессивные пед. взгляды на развитие ребенка и сущность воспитания. Демократическая педагогика с доверием относится к детям, в каждом ребенке есть хорошие стороны. воспитание должно выявить их, развить, сформировать. Б. выдвинул требование общечеловеческого восприятия, говорил о необходимости воспитания детей в духе любви к родине.
Цель обучения- воспитать борцов за справедливость.
Одна из основных теорий Белинского — гармоничное развитие чел. Нравственное воспитание — важнейшее в формировании человека - общественного деятеля. Малолетние дети должны видеть только положительные примеры. В старшем возрасте нравственное восп-е сочетается с умственным. Обучение в школе начинать с 7 лет. Гуманитарные науки важнейшие. Белинский проявлял большой интерес к внедрению в школе новой методики, основа которого--активность и самостоятельность детей. Выступал за равное образование мальчиков и девочек. Считал очень важным воспитание в семье. Герцен -писатель, публицист, полит, деятель, ярый враг крепостничества и самодержавия выступал за крестьянскую общину. Выступил против теории свободного восп-я, восп-я вне общества. С юных лет нужно воспитывать ответственность за поступки, чувство долга. В его романе «Кто виноват?» юноша не нашел места в жизни, т. к. был огражден от суровой действительности. В «Опыте бесед с молодыми людьми» и «Разговорах с детьми» Г. объяснил явления природы, роль науки в борьбе с предрассудками. Нужно всестороннее общее развитие, развитие самостоятельного мышления. Г. считал, что восп-е должно опираться на врожденные склонности к общению, воспитать общественные стремления. Не подавлять детскую волю, но умело руководить нравственным воспитанием. Чернышевский и Добролюбов. Мировоззрение формировалось под влиянием Белинского и Герцена. Нужно создать условия для реализации буржуазией своих прав. Д. в «О значении авторитета в воспитании» -нужно учить по законам развития ребенка. Выдвинули идеал нового человека, отсюда- цели и задачи ВОСПИТ: единство мыслей, слов и действий, форм-е стойких убеждений, умения их отстаивать, патриота, всестороннее развитой личности. Нужна дисциплина, но без физ. наказания. Общее обряз-е- фундамент спец. знаний, критиковали раннюю специализацию. Нужен учет особенностей учащихся, постепенность и последовательность во всем, доводы и доказательства. Отрицали догматичное обучение. Ч.- сделать обучение интересным, чтобы повысить эффективность обр-я. Д.- создание правильных понятий вещах, разбор суждений, факты и примеры, их осмысленное усвоение. Ч.: форма изложения материала, должна быть простой и доступной, наглядной. Важна творческая инициатива учителя, его нравственные качества, кроме общенаучной подготовки, повышение его материально-правового положения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.128.129 (0.004 с.)