Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Личностная характеристика несовершеннолетнего вовлекаемого в совершении преступления
Необходимость разработки криминологического аспекта названной проблемы продиктована тем, что положение дел с подростковой преступностью, процессы ее развития в ближайшей перспективе будут в значительной мере определять будущую криминогенную картину в стране в целом. Поэтому важно изучение личности несовершеннолетних, вовлекаемых в совершение преступлений и личности того, кто вовлекает. В настоящее время проблема личности преступника, в том числе несовершеннолетнего, приобрела особую актуальность и это предопределено, прежде всего, тем, что без научного познания тех, кто совершает преступления, невозможно бороться с преступностью в целом. Статистические данные о преступности несовершеннолетних за последние 10 лет свидетельствуют о том, что ряд преступлений был совершен несовершеннолетними в результате вовлечения их в преступную деятельность взрослыми. При опросе несовершеннолетних, находящихся в исправительных учреждениях и специальных профессионально-технических училищах, о причинах, побуждающих их стать на путь правонарушений, свыше 37 % ответили, что их вовлекли в совершение преступлений взрослые. По мнению опрашиваемых, несовершеннолетние совершают преступления под влиянием взрослых лиц с антиобщественным поведением, которые или вовлекают их в совершение преступлений, или подают дурной пример. В 2010 году был проведён социальный опрос: «Почему несовершеннолетние совершают преступления?» Самыми распространенными были следующие ответы: ) Влияние со стороны (взрослых, сверстников) - 69%; ) Нужда, нехватка денег - 57%; ) Психические заболевания - 43%; ) Хочется острых ощущений, стремление выделится - 39%; ) От нечего делать, проблемы в семье - 26%; ) Пропаганда культа насилия через СМИ - 22%; ) Недостаточность внимания родителей - 22%; ) Любопытство - 13%; ) Употребление алкоголя (других психоактивных веществ) - 13%; ) Безнаказанность - 12%. Как показывают опросы, проведенные рядом ученых, причиной противоправного поведения несовершеннолетних заключается в отрицательной волевой направленности. Какие бы причины не рассматривались в отдельности, все-таки наиболее важными факторами, влияющими на поведение подростков, являются условия, в которых формируется их личность: материальный уровень жизни, отношения в семье, занятость подростка. Во многих семьях, в которых несовершеннолетние совершили преступления, родители практически не уделяли внимания их воспитанию. Более того, нередко сами вели асоциальный образ жизни. Например: в Московской Области у неоднократно уже привлекавшегося к уголовной ответственности несовершеннолетнего отец судим, а мать постоянно привлекается к административной ответственности. В 2/3 семей, в которых «воспитывались» несовершеннолетние правонарушители, родители злоупотребляют спиртными напитками. То есть, как видно, сопутствующих факторов, подводящих подростка к совершению преступления, может быть много. Но если в семье ребенку с самого детства прививается уважение не только к материальным, но и к нематериальным ценностям, то все вышеописанные моменты не сыграют никакой негативной роли в его формирующейся судьбе.
По мнению таких ученых, следует выделять, по меньшей мере три типа правонарушителей. Во-первых, подростков с сильной волей. Они в ряде случаев совершают преступления единолично или выступают в качестве вожаков преступных групп. Во-вторых, подростков с избирательно проявляющимися отрицательно направленными волевыми качествами, выступающие обычно активными участниками подготовки и совершения преступлений. В-третьих, слабовольных подростков, которых втягивают в совершение преступления другие лица. Несовершеннолетних преступников вовлечённых в совершении преступления можно подразделить на следующие группы: .это несовершеннолетние, у которых явно выраженное ослабление волевых качеств. При их вовлечении взрослые преступники не использовали запугивание, шантаж, достаточно было только предложить совершить преступление, пообещав при этом благоприятную перспективу. К такой категории принадлежат 49 % несовершеннолетних; .это лица эмоционально неуравновешенные, у которых неразвито чувство сострадания к другим гражданам, К данному типу относятся 27 % несовершеннолетних преступников; . это несовершеннолетние с аномалиями в психическом развитии. Под психическими понимают все расстройства психической деятельности, не достигшие психического уровня и не исключающие вменяемости, но сопровождающиеся личностными изменениями, которые могут привести к отклоняющемуся поведению. По мнению многих учёных, наиболее распространенными аномалиями являются алкоголизм, психопатия, осадочные явления черепно-мозговых травм, органические заболевания головного мозга. Также многие исследователи отмечают у детей и подростков, злоупотребляющих алкоголем, наличие астении, психопатоподобных состояний, нарушений психического развития. (16 %)
. к последнему типу относятся несовершеннолетние с достаточно сильной волей. Из материалов уголовных дел видно, что способом вовлечения таких несовершеннолетних выступало насилие, либо угроза применения насилия к их близким. Взрослым преступникам такие несовершеннолетние необходимы были для совершения тяжких преступлений (8%). Важное значение для характеристики личности вовлекаемых несовершеннолетних в преступную деятельность имеет выявление их образовательного уровня. образовательный признак является чуть ли не самым важным. Так как, образование человека формирует основные жизненные ценности, установки и ориентации несовершеннолетнего, определяет основные правила его поведения в обществе. Чем образовательный уровень несовершеннолетнего ниже, тем возможнее его склонение к совершению преступлений, тем более тяжкое преступление им совершается. По данным ряда криминологических и педагогических исследовании, лишь десятая часть несовершеннолетних преступников, вовлеченных в совершение преступлений имела соответствующее возрасту образование, остальные отставали от своих сверстников на 1-2 класса. Одной из особенностей несовершеннолетних, вовлеченных в совершение преступлений взрослыми, выступает неверное понимание понятия «самостоятельность». Еще одна черта характера подростков, которую все чаще используют взрослые для своих преступных целей -склонность к приключениям. Когда эту склонность учитывают родители и педагоги - она служит делу самовоспитания подростков. Если же за увлечением несовершеннолетних не осуществлять должного контроля и надзора, они чаще попадают в неблагоприятную «уличную» обстановку. Несовершеннолетним свойственны психологические особенности, обусловливающие их общую виктимность с точки зрения предрасположенности к совершению преступления. Повышенная конформность, внушаемость, способствующая появлению поведения, в основе которого лежит чужая система ценностных ориентаций. Данные качества могут проявляться как зависимость от мнения значимой группы; подражание кумирам (в том числе и асоциальным элементам). Конформность в среде сверстников может быть противопоставлением негативизму к родительской семье. Психологическая зависимость от предметного мира, служащего регулятором отношений внутри возрастных групп. При этом вещи могут поставить подростков в зависимость от дарителей, побуждать к зависти и агрессии. Подверженность особым подростковым стереотипам, которые имеют внешние проявления (например, употребление в речи «сленга», курение, стремление соответствовать взрослой моде и т. д.). Данные стереотипы могут выражаться как символы групповой принадлежности. Опасность совершения преступления возникает в ситуации принятия внешней атрибутики групп антисоциальной направленности («скинхедов», «лимоновцев» и т. д.) и интероризации вследствие этого мировоззрения, присущего данным политическим и террористическим группировкам или даже движениям.
Негативизм, демонстрация независимости могут побудить несовершеннолетних из внешне вполне благополучных семей к антисоциальному поведению (у несовершеннолетних возникает желание сделать «наперекор» родителям, доказать свою «взрослость» и независимость от них). Причем подростковый негативизм, грубость, упрямство являются своеобразными формами протеста против доминирования или равнодушия взрослых, которые не хотят считаться с возросшим уровнем притязаний несовершеннолетних (уважать достоинства личности, считаться с мнением и т. д.). Это приводит к тому, что подросток находит комфортную для себя среду (в которой принимают его стремление к «взрослости»), и если эта среда антисоциальная, то подросток приобретает соответствующую направленность личности. Бравада, склонность к рискованным действиям, жажда приключений, любопытство, свойственные несовершеннолетним, могут спровоцировать совершение лицами данной возрастной категории преступления вследствие «заражения» преступной романтикой. Легкомысленное отношение к человеческим порокам и слабостям, а также стремление пройти «через все», свойственные подростковому возрасту, могут привести к возникновению различных видов девиантных аддикций (алкоголизму, наркомании и т. д.). Доверчивость, неумение приспосабливаться к конкретным условиям жизни, растерянность в конфликтных жизненных ситуациях нередко становятся причинами совершения несовершеннолетними преступлений под воздействием опытных преступников. Направить увлечения подростка на правильный путь, уберечь его от дешевой романтики уличных приключении - задача нашею общества. В заключении хочется отметить, что личность подростка-делинквента представляет собой ещё не полностью сформировавшееся, крайне подвижное и изменчивое системное образование, в котором можно выделить: а) не полностью выработанную, сложившуюся и укрепившуюся социальную направленность. В этом возрасте человек. Как правило, ещё не успел достаточно глубоко и четко определить отношение к окружающему миру и своё место в нем. б) недостаточно развитие волю и чувства.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-10-25; просмотров: 115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.32.116 (0.007 с.) |