Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Постиндустриальные (с 70-х гг 20 в.)
1) доиндустриальное (традиционное) общество - состязание человека с природой, для которого характерно преобладающее значение земледелия, рыболовства, скотоводства, горнодобывающей и деревообрабатывающей промышленности. Доминирует ручной труд. Использование примитивных технологий, основанных на обыденном опыте, передававшемся из поколения в поколение. 2) индустриальное - состязание человека с преобразованной природой, для которого характерно развитие производства товаров массового потребления, которое осуществляется за счет широкого применения различного рода техники. В хозяйственной деятельности преобладает централизм, гигантизм, единообразие в труде и жизни, массовая культура, низкий уровень духовных ценностей, угнетение людей, разрушение природы. Монотонный конвейерный труд. 3) постиндустриальное - состязание между людьми. Повсеместное использование достижений науки и техники во всех областях человеческой деятельности, целенаправленное совершенствование самой техники на основе развития фундаментальных наук. Человек заменяется автоматизированными системами. 4) Новые информационные технологии, по мнению современных ученых, могут привести к кардинальным изменениям во всем нашем образе жизни, а их повсеместное применение ознаменует создание нового типа общества - информационного
Доиндустриальное
| Индустриальное
| постиндустриальное
| Аграрное, традиционное
| Западное
| информационное
| Основа производства–земля, сельское хозяйство
| Промышленность
| Знания, информация, высокие технологии
| Преобладание Ручного труда
| Крупной машинной промышленности
| Компьютеризация,информатизация, широкое применение машинной техники
| Характер труда – индивидуальный труд
| Преимущественно стандартная деятельность
| Резкое повышение творческого начала
| Основной продукт - пища
| Промышленные изделия
| услуги
| Приспособление к окружающей среде, слияние с природой
| Преобразование окружающей среды
| Преобразование окружающей среды
| Экстенсивный путь развития
| Интенсивный путь развития
| Интенсивный путь развития
| Характер базовых технологий – трудоемкие
| Характер базовых технологий –капиталоемкие
| Характер базовых технологий –наукоемкие
| Основной путь экспорта – сырье
| Средства производства
| Интеллектуальные продукты – программы, изобретения
| Коллективные формы общежития
| Индивидуализм
| индивидуализм
| Социальная структура: сословия, классы, включенность всех в коллектив, замкнутость социальных структур, низкая социальная мобильность
| Классовое деление; упрощение социальной структуры; подвижность и открытость социальных структур
| Сохранение социальной дифференциации; рост численности среднего класса; профессиональная дифференциация в зависимости от уровня знаний, квалификации.
| Высока роль традиций, обычаев
| Снижение
| снижение
| Высока роль религии
| Секуляризация
| Главное – образование, наука
| Политическая жизнь. Преобладание монархических форм правления; политические свободы отсутствуют, власть выше закона, для нее не нужны обоснования; сочетание самоуправляющихся общин и традиционных империй.
| Провозглашение политических свобод, равенства перед законом, демократические преобразования; власть не воспринимается как данность, от нее требуется обоснование права на лидерство.
| Политический плюрализм, сильное гражданское общество; возникновение новой формы демократии — «демократии консенсуса»
| Диктаторские режимы, низкая соц.мобильность, слияние власти и собственности
| Демократия, наличие соц.мобильности
| Стремление к правовому государству и гражданскому обществу, отношения личности и государства строятся на взаимной ответственности, высокая мобильность
| Неграмотность большинства населения
| Решаются задачи преодоления неграмотности
| Непрерывное образование
| Средняя продолжительность жизни – около 40 лет
| До 70 лет
| Более 70 лет
| Краткая характеристика: игра с природой
| Краткая характеристика: игра с преобразованной природой
| Краткая характеристика: игра с людьми.
|
Характеристика основных типов обществ (из пособия Чернышевой):
Критерии для сравнения
| Традиционное (аграрное) общество
| Индустриальное (западное) общество
| Постиндустриальное (информационное) общество
| Особенности исторического процесса
| Длительное, медленное эволюционное развитие, отсутствие явных граней между эпохами
| Резкое, скачкообразное, революционное развитие. Грани между эпохами очевидны.
| Эволюционное развитие, революции только в научно-технической сфере, глобализация всех сфер общественной жизни.
| Отношение общества и природы
| Гармоничные отношения без разрушительного воздействия, стремление приспособиться к природе.
| Стремление властвовать над природой, активная преобразовательная деятельность, появление глобальной экологической проблемы.
| Осознание сущности глобальной экологической проблемы, попытки ее решения, создание ноосферы – «сферы разума».
| Основной фактор производства
| земля
| Капитал
| Информация, знания
| Основной продукт производства
| пища
| Промышленные изделия
| услуги
| Занятость населения
| Сельское хозяйство – более 75%
| Сельское хозяйство – 10%, промышленность – около 85%
| Сельское хозяйство – 3%, промышленность – 33%, услуги – около 66%.
| Особенности экономического развития
| Ведущим является аграрный сектор. Главное средство производства – земля - находится в общинной собственности или неполной частной, т.к. верховным собственником является правитель.
| Преобладает промышленность, главным средством производства является капитал, который находится в частной собственности.
| Преобладает сфера услуг и производство информации, мировая экономическая интеграция, создание ТНК.
| Социальная структура общества.
| Жесткая закрытая кастовая или сословная система, уровень социальной мобильности низкий или отсутствует.
| Открытая классовая социальная структура, высокий уровень социальной мобильности.
| Открытая социальная структура, стратификация общества по уровню доходов, образования, профессиональному признаку, высокий уровень социальной мобильности.
| Особенности политического строя, регулирование общественных отношений.
| Преобладание монархических форм правления, главным регулятором общественных отношений являются обычаи, традиции, религиозные нормы.
| Преобладание республиканских форм правления, главным регулятором общественных отношений является право.
| Взаимоотношения общества и государства
| Государство подчиняет себе общество, общество вне контроля государства не существует
| Общество автономно от государства, сложилось развитое гражданское общество.
| Положение личности в обществе.
| Личность поглощается общиной и государством, господство коллективистских ценностей.
Человек зависим и от государства, и от общества, стремится «раствориться» в касте или сословии.
| Индивидуализм, свобода личности.
. Автономия, свободы личности неотъемлемы и прирожденные. Отношения личности и общества строятся на взаимной ответственности.
| Вопрос 5. Положительные стороны линейного подхода:
1) можно увидеть общее в развитии различных народов
2) выделить закономерности
3) предложить периодизацию истории
Вопрос 6. Отрицательные стороны линейного подхода:
1) многие народы не проходят все стадии развития
2) схематичность
3) личный фактор на заднем плане
4) навязывание линейного пути развития
|