Прокомментируйте сложившуюся административно-правовую ситуацию. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Прокомментируйте сложившуюся административно-правовую ситуацию.



Ивашенко Д.Ю. подал заявление в администрацию Ленинского района города Челябинска с просьбой зарегистрировать ООО по оказанию юридических услуг населению, созданное им совместно с юридической фирмой “ЛЕКС”, расположенной в г. Екатеринбурге. Сославшись на то, что в Ленинском районе уже действует подобное общество, а также на то, что один из учредителей находится в г. Екатеринбурге, глава администрации района отказался удовлетворить обращение Ивашенко Д.Ю.

Выводы по теме № 5

1.Орган исполнительной власти представляет собой самостоятельное социальное образование, функционально осуществляющее исполнительную и распорядительную деятельность в целях решения задач общества и государства в экономической, административно-политической, социально-культурной сферах государственного управления. Административно-правовой статус органа исполнительной власти состоит из следующих трех блоков: целевого, организационно-структурного, компетенции.

2.Президент Российской Федерации не входя ни в одну из ветвей государственной власти, в силу имеющегося конституционного и административно-правового статуса, уполномочен оказывать прямое или косвенное воздействие на процесс формирования и характер их действий. В большей степени это относится к федеральным органам исполнительной власти.

3.Администрация Президента Российской Федерации представляет собой один из основных государственных институтов, находящийся в непосредственном подчинении главы государства. Она предназначена обеспечивать деятельность главы государства и осуществлять контроль за исполнением его решений. Ее полномочия производны от конституционных полномочий главы государства.

4.Полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральных округах представляют собой один из элементов института президентской власти. Федеральные округа в Российской Федерации представляют собой особые территориальные образования, созданные для управления государственными делами во всем объеме в рамках федеральной компетенции.

5.Совет Безопасности Российской Федерации уполномочен рассматривать «вопросы внутренней и внешней политики Российской Федерации в области обеспечения безопасности, стратегические проблемы государственной, экономической, общественной, оборонной, информационной, экологической и иных видов безопасности, охраны здоровья населения, прогнозирования, предотвращения чрезвычайных ситуаций и преодоления их последствий, обеспечения стабильности и правопорядка и ответствен … за состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз» (ч. 2 ст. 13 Федерального закона «О Совете Безопасности Российской Федерации»).

6.Правительство Российской Федерации в соответствии со статьей 6 Конституции Российской Федерации осуществляет «исполнительную власть Российской Федерации». Оно является коллегиальным, федеральным органом исполнительной власти общей компетенции, подчиненным Президенту Российской Федерации.

7.Система исполнительной власти субъекта Российской Федерации представляет собой совокупность имеющих системный характер органов исполнительной власти, осуществляющих государственную деятельность в рамках определенной законом компетенции на территории одного из субъектов Российской Федерации во взаимодействии с иными органами государственной власти и органами местного самоуправления.

8.Органы местного самоуправления в соответствии с Конституцией Российской Федерации рассматриваются как важная форма народовластия. Они не входят в систему органов государственной власти. Европейская хартия местного самоуправления (принята Советом Европы в 1985 г.), определяют местное самоуправление как право и реальную способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею.

 

 

Тема 6. Государственная служба и государственные служащие в Российской Федерации

 

Учебные вопросы:

1. Понятие службы. Административно-правовые основы государственной службы                                                                 

2. Административно-правовые основы государственной службы в царской России                                                                                                       

3. Институт государственной службы в современной России                              

4. Система государственной службы Российской Федерации                              

5. Реестр должностей государственной службы                                                 

6. Реестр государственных служащих                                                                     

7. Административно-правовой статус государственных служащих                     

8. Юридическая ответственность государственных служащих                            

Изучив данную тему учебного курса Вы должны знать:

1. Административно-правовую характеристику института государственной службы в Российской Федерации;

2. Определение понятий: государственная служба; государственный служащий; государственная должность; должностное лицо; федеральная гражданская служба; гражданская служба в органах государственного управления субъектов Российской Федерации; военная служба; правоохранительная служба;

3. Процедуру назначения на государственную службу;

4. Права, обязанности и ограничения для государственных служащих;

5. Основания и особенности привлечения к юридической ответственности определенных категорий государственных служащих.

Вопросы для закрепления изученного материала:

1. Дайте определение понятию государственной службы и перечислите ее принципы.

2. Что представляет собой государственная служба?

3. Дайте определение понятию государственной должности.

4. В чём заключается специфика государственной службы как одного из видов социальной деятельности?

5. Назовите виды государственной службы.

6. Как определяется сущность принципа о равном доступе граждан к государственной службе?

7. Означает ли принцип внепартийности государственной службы о том, что государственные служащие всех видов находятся вне политики?

 8. Могут ли поступить на государственную службу в Российской Федерации лица, имеющие двойное гражданство?

9. Охарактеризуйте административно-правовой статус государственных служащих Российской Федерации посредством характеристики их: правовой основы деятельности; ограничений, применяемые к ним; обязанностей прав и гарантий их реализации; характера их юридической ответственности.

10. Имеет ли право государственный служащий быть собственником предприятия, не принимая непосредственного участия в коммерческой деятельности?

11. Закреплены ли официально в России для государственных служащих нормы служебной этики?

12. Имеет ли право государственный служащий требовать от вышестоящего руководства в отношении себя продвижения по службе или материального поощрения?

13. Как осуществляется дифференциация государственных служащих по конкретным основаниям деяния?

14. Назовите особенности классификации отдельных категорий государственных служащих.

15. Перечислите категории государственных служащих, которые одновременно являются руководителями и специалистами.

16. Признаёт ли действующее законодательство понятие «государственные служащие на местном уровне»?

17. Что вкладывается в понятие «должностное лицо» в административном праве?

18. Охарактеризуйте общие черты прохождения государственной службы.

19. В чём выражаются особенности прохождения службы в правоохранительных и силовых органах?

20. Охарактеризуйте особенности контрактной формы поступления на службу.

21. Каково значение испытательного срока при поступлении на государственную службу?

22. Есть ли у государственных служащих официально установленные привилегии и иммунитеты?

23. Каким документом гражданину России предоставляются права государственного служащего?

24. Распространяются ли на милитаризованных служащих нормы трудового законодательства?

25. Какие конституционные ограничения распространяются на государственных служащих различных видов (депутатов, милитаризованных служащих)?

Тестовые задания по теме

1. Государственным служащим является:

а)начальник управления федерального министерства;

б)директор коммерческого банка;

в)председатель инвестиционного фонда;

г)работница фабрики.

2. Государственная служба в зависимости от федерального устройства РФ подразделяется на:

а)федеральную государственную службу;

б)государственную службу субъектов РФ;

в)милитаризованную и гражданскую;

г)муниципальную службу.

3. Для какого принципа государственной службы характерны следующие проявления: соответствие деятельности интересам общества, государства; общедоступность государственной службы; сменяемость государственных служащих; их подотчетность и ответственность:

а)демократизм государственной службы;

б)профессионализм государственной службы;

в)социально-правовая защищенность служащих;

г)все перечисленное.

4. Государственные служащие по характеру должностных обязанностей подразделяются на:

а) должностные и иные лица;

б) руководителей, специалистов и технический персонал;

в) гражданские и военнослужащие;

г) федеральные государственные служащие, государственные служащие субъектов РФ и муниципальные служащие.

5. Возмещение гражданину ущерба, причиненного незаконными действиями органов исполнительной власти и их должностными лицами, возлагается на:

а) должностных лиц, виновных в причинении вреда, или администрацию предприятия, организации или государственного органа;

б) государство из средств федерального бюджета;

в) органы местного самоуправления из средств местного бюджета;

г) все перечисленное.

Выводы по теме № 6

1. Понятие «служба» подразумевает один из видов общественно-полезной деятельности, которое в системе социальных отношений существует не только в качестве необходимого условия для нормальной жизнедеятельности общества, но и как средство обеспечения других видов социальной деятельности (политической, экономической, производственной и др.). Институт государственной службы находится в постоянном диалектическом развитии, осуществляющимся параллельно с самим государством, являясь одним из действенных инструментов решения стоящих перед государством задач.

2. Федеральная государственная служба - профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

Государственная гражданская служба - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

Государственная гражданская служба состоит из двух уровней – федеральной государственной службы и государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.

Федеральная государственная гражданская служба - профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

Государственная гражданская служба субъекта Российской Федерации - профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий субъекта Российской Федерации, а также полномочий государственных органов субъекта Российской Федерации и лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации.

Военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а также иностранными гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах. Режим и условия их службы определяются ведомственными нормативными актами.

Федеральным законом предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы, которая определяется как «особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву».

3. Реестр должностей федеральной государственной службы образуют: перечни должностей федеральной государственной гражданской службы; перечни типовых воинских должностей; перечни типовых должностей правоохранительной службы. Эти перечни утверждаются Президентом Российской Федерации.

Реестр должностей федеральной государственной службы образуют: перечни должностей федеральной государственной гражданской службы; перечни типовых воинских должностей; перечни типовых должностей правоохранительной службы. Эти перечни утверждаются Президентом Российской Федерации.

В целях реализации единой кадровой политики в органах государственной власти (федеральных и субъектов Российской Федерации) формируются кадровые резервы, которые подразделяются на федеральный резерв управленческих кадров (в его состав входят федеральные кадровые резервы) и резервы управленческих кадров органов власти субъектов Российской Федерации.

4. Под должностным лицом (статья 2.4. Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации) понимается «лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации».

Тема 7. Административно-правовой статус предприятий,

учреждений, организаций и общественных объединений

в Российской Федерации

 

 

Учебные вопросы:

1. Понятие и виды предприятий и учреждений                                                     

2. Основы административно-правового положения предприятий и учреждений                                                                                                                

3. Государственные корпорации как субъекты административного права Российской Федерации                                                                                 

4. Основы административно-правового статуса общественных и иных негосударственных объединений                                                                    

Изучив данную тему учебного курса Вы должны знать:

1. Административно-правовой статус предприятий и учреждений;

2. Административно-правовой статус государственных корпораций;

3. Административно-правовой статус общественных объединений;

4. Определение понятий: предприятие, учреждение, частное учреждение, автономное учреждение, государственная корпорация, общественное объединение.

Основные понятия к теме № 7: предприятие; учреждение; частное учреждение; автономное учреждение; саморегулируемые организации; государственная корпорация; общественное объединение; общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности; наблюдательный совет; руководитель автономного учреждения; профсоюзы; религиозное объединение.

Вопросы для закрепления изученного материала:

1. Дайте определение понятию «общественное объединение».

2. Охарактеризуйте виды общественных объединений: общественные организации; общественные движения; общественные фонды; другие виды общественных объединений.

3. По каким основаниям осуществляется классификация общественных объединений?

4. В чем заключается особенность правового статуса государственных корпораций как субъектов административного права Российской Федерации.

5. Определите административно-правовой статус общественных объединений посредством характеристики: порядка их создания; прав и обязанностей их членов; ответственности общественных объединений.

6. Охарактеризуйте основы административно-правового положения религиозных объединений в Российской Федерации через следующие аспекты: понятие религиозного объединения; взаимоотношения государства и религиозных объединений; порядок регистрации и порядок прекращения их деятельности; права религиозных объединений; формы государственного контроля за соблюдением законодательства о свободе вероисповеданий.

7. По такой же схеме охарактеризуйте административно-правовой статус политических партий в Российской Федерации.

8. По такой же схеме охарактеризуйте административно-правовой статус профессиональных союзов в Российской Федерации.

 9. Назовите органы исполнительной власти и применяемые ими методы по контролю за законностью деятельности общественных объединений различных видов.

Тесты:

1. Ответственность за административные правонарушения в области промышленности, использования электроэнергии несут:

а) должностные лица промышленных предприятий, на которых возложена ответственность по обеспечению безопасного ведения работ, рациональному использованию электроэнергии;

б) должностные лица на промышленных предприятиях, на которых возложены           обязанности обеспечения проведения промышленных работ;

в) руководители промышленных предприятий и их заместители;

г) руководители хозяйственных служб промышленных предприятий.

2. К высшим образовательным учреждениям не относится:

а)академия;

б)университет;

в)лицей;

г)институт.

3. Деятельность образовательных учреждений регламентируется:

а) типовыми положениями и разрабатываемыми на их основе уставами;

б) образовательными программами и методическими разработками органов           управления образованием;

в) государственными образовательными стандартами;

г) уставами образовательных учреждений.

4. Диплом о присвоении бакалавра в многоуровневой структуре подготовки специалистов высшей школы означает получение:

а) базового высшего образования;

б)неполного высшего образования;

в) незаконченного высшего образования;

г) полного высшего образования.

5. К образовательным учреждениям общего и среднего профессионального образования не относится:

а) институт;

б) лицей;

в) училище;

г) гимназия.

Выводы по теме № 7

1. Предприятие - это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

2. Учреждение - это некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных (например, административно-политических) функций некоммерческого характера. Оно может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение).

Частным учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера».

3. Руководитель автономного учреждения (директор, генеральный директор, ректор, главный врач, художественный руководитель и т. д.) уполномочен решать вопросы осуществления текущего руководства деятельностью автономного учреждения в определенных границах. От имени автономного учреждения руководитель действует без доверенности.

4. Государственная корпорация – это одна из организационно-правовых форм некоммерческих организаций в Российской Федерации. Правовой статус госкорпораций устанавливается отдельным законодательством. Как правило, их руководители назначаются на должность указами Президента Российской Федерации.

5. Общественное объединение - это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

 

Тема 8. Административно-правовые формы и методы

осуществления исполнительной власти (государственного

управления) в Российской Федерации

 

Учебные вопросы:

8.1. Понятие и характерные черты административно-правовых форм государственного управления.                                                                                         

8.2. Виды административно-правовых методов государственного управления.                                                                                                                    

8.3. Административно-правовые акты управления.                                                  

Изучив данную тему учебного курса Вы должны знать:

1. Общую характеристику форм и методов государственного управления;

2. Основные черты административно-правовых форм, применяемых в государственном управлении;

3. Основные черты организационных и экономических методов воздействия, применяемых в государственном управлении.

4. Общие и особенные черты административно-правовых актов управления;

5. Содержательную характеристику и особенности административного договора.

 

Основные понятия к теме № 8: формы государственного управления; методы государственного управления; акт управления; административно-правовые акты управления; административный договор; документы, имеющие юридическое значение; служебные документы; нормативные административно-правовые акты; индивидуальные акты; указ; распоряжение; постановление; приказ; инструкция; конклюдентные акты.

Вопросы для закрепления изученного материала:

1. Понятие административно-правовой формы государственного управления и их классификация.

2. Какие существуют основания для классификации форм государственно-управленческой деятельности?

3. Перечислите виды форм осуществления государственного управления.

4. Каково соотношение договорных и императивных форм государственного управления в деятельности органов исполнительной власти? 

5. В чем заключается сходство и различие между правовыми и неправовыми формами государственного управления.

6. Дайте понятие методов государственного управления.

7. Каковы основания для их классификации?

8. Охарактеризуйте следующие универсальные методы государственного управления - убеждение и принуждение.

9. В чем состоят характерные черты метода государственного управления?

10. В чем заключается взаимосвязь между административными, экономическим и социально-психологическими методами государственного управления?

11. Охарактеризуйте формы и методы, применяемые в процессе административной деятельности органами внутренних дел.

 

 

Тестовые задания по теме

1. Правовым актом управления является:

а) кодекс Российской Федерации об административных нарушениях;

б) решение суда по гражданскому делу;

в) приказ о зачислении на работу гражданина;

г) договор об аренде помещения.

2. Основным признаком нормативного правового акта органа исполнительной власти является:

а) официальный характер и двухстороннее волеизъявление;

б) наличие норм административного права, распространяющихся на широкий           круг лиц;

в) индивидуальный, правонаделительный характер;

г) издание субъектами исполнительной власти и подзаконность.

3. Правовые акты управления по своим юридическим свойствам подразделяются на:

а) нормативные;

б) индивидуальные;

в) смешанного характера;

г) бессрочные;

д) все перечисленное.

4. Правовые акты, распространяющие свое действие на определенные общественные отношения, независимо от того, в какой сфере или отрасли они возникают – относятся:

а) к специальным правовым актам;

б)отраслевым правовым актам;

в) федеральным правовым актам;

г) общим правовым актам.

5. По характеру юридического воздействия на общественные отношения формы государственного управления делятся на:

а) правотворческую и правоприменительную;

б) правовую и неправовую (организационные);

в) все перечисленное.

6. Какому из требований, предъявляемых к актам управления, отвечает наличие компетенции у автора управленческого решения:

а) культура оформления акта;

б) целесообразность;

в) законность;

г) полезность.

7. Качество управленческих решений определяется тем, что оно должно быть:

а) единоначальным;

б) полезным с точки зрения публичных интересов;

в)отражать волеизъявление руководителя;

г) все перечисленное.

8. Правовой формой управления является:

а)обработка и анализ информации;

б) принятие актов управления;

в) материально-техническое обеспечение деятельности.

9. Отраслевое управление осуществляют:

а) федеральные министерства и государственные комитеты;

б) государственные комитеты и федеральные службы;

в) все федеральные органы исполнительной власти;

г) федеральные министерства.

10. Правительство Российской Федерации имеет право издавать:

а)указы и постановления;

б)постановления и распоряжения;

в)указы и распоряжения;

г)постановления, распоряжения и указы.

11. Распорядительные полномочия органов государственного правления реализуются путем:

а)издания актов управления;

б)обработки и передачи информационных материалов;

в)осуществления предписаний органов законодательной власти;

г) все перечисленное.

12. Формы и методы государственного управления реализуются путем:

а) принятия законов и подзаконных актов;

б) принятия подзаконных актов;

в) принятия правовых актов управления.

Выводы по теме № 8

1. Форма государственного управления является способом выражения ее государственно-правового содержания, т.е. всех тех качеств (прежде всего юридических), которые характеризуют ее как специфическую ветвь единой государственной власти.

2. Административный договор – «это основанный на административно-правовых нормах и выработанный в публичных интересах в результате добровольного соглашения воли двух (либо более) субъектов административного нрава, одним из которых всегда выступает субъект административной власти, многосторонний акт, устанавливающий (прекращающий, изменяющий) взаимные права и обязанности его участников » 1.

3. Методы деятельности исполнительной власти представляют собой способы, применяемые в процессе осуществления управленческих функций, позволяющие применять наиболее эффективные средства воздействия органов исполнительной власти на управляемые объекты.

4. Административно-правовой акт управления представляет собой подзаконное одностороннее юридически властное предписание, изданное компетентным субъектом управления в процессе осуществления исполнительно-распорядительной деятельности. Акт управления предназначен регулировать определенные общественные отношения или решать конкретное управленческое дело, а также определять персональное поведение адресата.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 385; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.122.4 (0.12 с.)