Индивидуальный и рыночный спрос 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Индивидуальный и рыночный спрос



Индивидуальный и рыночный спрос

Определение спроса:

С п р о с- это возможность и способность покупателей приобретать това­ры по определенной цене на рынке.

Различают индивидуальный и рыночный спрос:

индивидуальный спрос – возможность и способность отдельного покупателя приобретать товары по определенной цене;

рыночный спрос – совокупность индивидуальных спросов на данный товар.

Данное определение предполагает, что спрос может рассматриваться с качественной и количественной стороны. Категория спроса в качественной смысле отражает состоя­ние покупателей заплатить за товары и услуги по тем ценам, которые сложи­лись на рынке. Количественная сторона спроса отражается в величине спроса (объеме спроса).

Как величина спрос имеет три состояния:

потенциальный спрос – те денежные средства, которые покупатель предназначает для покупок (например, заработная плата за минусом долгов прошлого периода, оплаты коммунальных услуг, взятого кредита и т.п. расходов);

факти­ческий спрос – те денежные средства, которые покупатель предъявляет рынку в данный момент времени (например, заработная плата, предназначенная для покупок, делится на 30 дней, и, соответственно, в данный день рынку предъявляется 1/30 суммы для покупок);

реализованный спрос – денежные средства, затраченные покупателем на покупки в данный момент времени.

Для ситуации, когда на рынке действует множество покупателей и продавцов, вступающих в отношения по поводу однородного товара, экономистами открыт закон спроса.

Определение закона спроса:

Закон спроса: чем выше цена на товар, тем меньше величина спроса на него, и, наоборот, чем меньше цена на товар, тем больше величина спроса на него.

Данный закон действует при прочих равных условиях: постоянная мода, неизменные доходы, нейтральные ценовые ожидания покупателей, нет сопряженных това­ров.

                        Р (цена)

     
 

 


                      Р2

 

                     

                     Р1

                                                                           D

 

 


Q (количество

  Q 2       Q 1                                                     товаров)         

Рис.5.1. Кривая спроса

График закона спроса называют кривой (линией) спроса (см. Рис.5.1). Хотя зависимость на графике на рис.5.1 показана обратная, правильнее было бы поменять местами оси цены и объема покупок, но так уже принято практически во всех учебниках. Кривая спроса имеет отрицательный наклон, так как закон спроса пока­зывает обратную зависимость между ценой и объемом спроса на один вид то­вара.

С действием закона спроса связано действие двух эффектов: эффекта замещения и эффекта дохода.

Определение эффекта замещения:

При росте цены на данный товар покупатель стремится приобрести ана­логичный, но более дешевый товар.

Определение эффекта дохода:

При росте цены на данный товар покупатель теряет в своем доходе, ес­ли доход будет измеряться через количество данного товара.

В самом законе спроса и в эффектах, связанных с его действием речь идет о зависимости между ценой и величиной (объемом) спроса. Степень влияния эффекта замещения и эффекта дохода на объем спроса зависит и от потребителя, и от товара. Эффект замещения не будет действовать или будет проявляться в незначительной степени, если у потребителя сформировались устойчивые вкусы, которые он не желает изменять, если у данного товара нет заменителей, либо при достаточном уровне потребления товаров первой необходимости и при прежних ценах. Эффект дохода будет действовать в меньшей степени у более богатых потребителей при покупке сравнительно дешевых товаров.

Ценовые факторы действуют не изолированно, а во взаимодействии друг с другом. В различных ситуациях может преобладать более сильное влияние одного из них. Для большинства товаров эффект дохода и эффект замещения действуют в одном направлении, вызывая больший объем покупок при снижении цены на товар. Но существуют ситуации, когда их действие может быть разнонаправленным.

Например, в условиях неразвитого рынка или в кризисном его состоянии повышение цен на относительно дешевые товары первой необходимости, занимающие значительное место в бюджете потребителя, может привести в действие эффект Гиффена. Бедные домашние хозяйства будут вынуждены вообще отказаться от более дорогих и качественных товаров, и, чтобы удовлетворить наиболее насущные потребности, будут больше приобретать этих подорожавших товаров, которые все же остаются относительно дешевыми. Например, при повышении цены хлеба или картофеля, беднейшие слои населения откажутся не от их потребления, а сократят покупки более дорогих продуктов питания, таких как мясо, фрукты и т.п. Кривая спроса в данном случае будет иметь положительный наклон. Эффект дохода перевешивает эффект замещения. Такие товары получили название товаров Гиффена, по имени английского экономиста Роберта Гиффена, обнаружившего и обосновавшего подобные ситуации.

Другая ситуация - эффект Веблена, или «демонстративное потребление». Товары Веблена - это прежде всего престижные товары, от приобретения которых некоторые потребители отказываются именно потому, что они стали доступными для других слоев населения. И, наоборот, спрос со стороны таких потребителей на дорогие эксклюзивные товары может даже возрасти при повышении их цен, если основной целью их приобретения являются соображения престижа, демонстрации достигнутого уровня и качества жизни.

 

Рис.5.2. Сдвиги кривой спроса под действием неценовых

 факторов.

Действие данного фактора самое простое: если покупатели ожидают повышение цен на данный товар в будущем периоде, то в текущем периоде спрос на этот товар будет расти. Также верно обратное: если покупатели ожидают понижение цен на данный товар в будущем периоде, то в текущем периоде они уменьшают спрос.

Кроме названных факторов можно назвать изменение моды, потреби­тельских предпочтений. Графически влияние неценовых факторов на спрос можно проследить по рис.5.2.                   

Для фирм, действующих на конкурентном рынке, кроме знания нецено­вых факторов важно определить, как покупатели будут реагировать на измене­ние цены.

 

Q

                      Q 1                     Q 2

Рис.5.3. Кривая предложения

К неценовым факторам предложения относятся:

· цена на ресурсы (если цена на ресурсы возрастает, то предложение уменьшается и наоборот);

· налоги (чем выше налоги, тем больше затраты предприятия и меньше предложе­ние, и, наоборот, чем меньше налоги, тем больше предложение);

· дотации (отрицательные налоги) - чем больше дотации, тем больше предложе­ние, и, наоборот;

· изменение технологии (улучшение технологии производства товаров ведет к снижению удельных затрат на продукцию и к увеличению предложения, а ухудшение технологий, наоборот, к снижению предложения);

· ценовые ожидания производителей (если производители ожидают

повы­шения цен в будущем периоде, то в текущем периоде предложение уменьшается, и наоборот).

Все неценовые факторы смещают кривую предложения: позитивные факторы смещают кривую вправо, негативные - влево (см. Рис.5.4).

 

                        Р                           S1                 S0          S2


                                                                                                  

                                                                 «-»   «+»

                                                                 

                     Р const

                                                                               

 

                                                                       Q

0                              Q1                Q0               Q2

 

Рис.5.4. Действие неценовых факторов на предложение.

Неценовые факторы действуют, как и закон предложения, в условиях свобод­ной конкуренции.

 

Рис.5.5. Определение рыночной цены

Если на рынке установить цену выше равновесной, то такая ситуация называется дефицитной. В этом случае продавцы стараются увеличить предложение (пока цена высокая), а покупатели – сократить объемы покупок дорого товара. Снова действуют два процесса одновременно, и цена возвращается в равновесное состояние.

Как видим, рынок за счет стихийного регулирования спроса и предложения через цену приходит к равновесному состоянию. Такой механизм позволяет рынку существовать в различных экономических системах, а цене играть важную роль на нем.

Функции рыночной цены:

а) распределительная – с ее помощью продавцы и покупатели распределяют свои ресурсы;

б) учетная – цена учитывает затраты производителя, продавца.

в) стимулирующая – цена заставляет продавцов искать возможности устоять на рынке, открывать новые рынки.

В зависимости от сторон рынка (его атрибутов) цены делятся на две группы:

а) цены спроса – те, которые удовлетворяют покупателей;

б) цены предложения – те, которые удовлетворяют продавцов.

В зависимости от характера продаж цены делятся на две группы:

а) оптовые цены – на те товары, которые предназначены для последующей продажи, а также на крупные партии товаров;

б) розничные цены – на те товары, которые предназначены для конечного потребления, без перепродажи.

В зависимости от наличия посредников при продаже товаров цены делятся на: цены производителя, цены оптовых посредников, цены розничных торговцев.

В зависимости от времени года (сезона) цены бывают; а) не зависящие от сезона (всесезонные); б) сезонные цены.

Вопросы для самоконтроля:

1. Как формулируется закон спроса?

2. Какие факторы называют неценовыми для спроса?

3. Сформулируйте закон предложения.

4. Какие условия необходимы, чтобы действовали закон спроса и закон предложения?

5. Охарактеризуйте основные неценовые факторы предложения.

 

Индивидуальный и рыночный спрос

Определение спроса:

С п р о с- это возможность и способность покупателей приобретать това­ры по определенной цене на рынке.

Различают индивидуальный и рыночный спрос:

индивидуальный спрос – возможность и способность отдельного покупателя приобретать товары по определенной цене;

рыночный спрос – совокупность индивидуальных спросов на данный товар.

Данное определение предполагает, что спрос может рассматриваться с качественной и количественной стороны. Категория спроса в качественной смысле отражает состоя­ние покупателей заплатить за товары и услуги по тем ценам, которые сложи­лись на рынке. Количественная сторона спроса отражается в величине спроса (объеме спроса).

Как величина спрос имеет три состояния:

потенциальный спрос – те денежные средства, которые покупатель предназначает для покупок (например, заработная плата за минусом долгов прошлого периода, оплаты коммунальных услуг, взятого кредита и т.п. расходов);

факти­ческий спрос – те денежные средства, которые покупатель предъявляет рынку в данный момент времени (например, заработная плата, предназначенная для покупок, делится на 30 дней, и, соответственно, в данный день рынку предъявляется 1/30 суммы для покупок);

реализованный спрос – денежные средства, затраченные покупателем на покупки в данный момент времени.

Для ситуации, когда на рынке действует множество покупателей и продавцов, вступающих в отношения по поводу однородного товара, экономистами открыт закон спроса.

Определение закона спроса:

Закон спроса: чем выше цена на товар, тем меньше величина спроса на него, и, наоборот, чем меньше цена на товар, тем больше величина спроса на него.

Данный закон действует при прочих равных условиях: постоянная мода, неизменные доходы, нейтральные ценовые ожидания покупателей, нет сопряженных това­ров.

                        Р (цена)

     
 

 


                      Р2

 

                     

                     Р1

                                                                           D

 

 


Q (количество

  Q 2       Q 1                                                     товаров)         

Рис.5.1. Кривая спроса

График закона спроса называют кривой (линией) спроса (см. Рис.5.1). Хотя зависимость на графике на рис.5.1 показана обратная, правильнее было бы поменять местами оси цены и объема покупок, но так уже принято практически во всех учебниках. Кривая спроса имеет отрицательный наклон, так как закон спроса пока­зывает обратную зависимость между ценой и объемом спроса на один вид то­вара.

С действием закона спроса связано действие двух эффектов: эффекта замещения и эффекта дохода.

Определение эффекта замещения:

При росте цены на данный товар покупатель стремится приобрести ана­логичный, но более дешевый товар.

Определение эффекта дохода:

При росте цены на данный товар покупатель теряет в своем доходе, ес­ли доход будет измеряться через количество данного товара.

В самом законе спроса и в эффектах, связанных с его действием речь идет о зависимости между ценой и величиной (объемом) спроса. Степень влияния эффекта замещения и эффекта дохода на объем спроса зависит и от потребителя, и от товара. Эффект замещения не будет действовать или будет проявляться в незначительной степени, если у потребителя сформировались устойчивые вкусы, которые он не желает изменять, если у данного товара нет заменителей, либо при достаточном уровне потребления товаров первой необходимости и при прежних ценах. Эффект дохода будет действовать в меньшей степени у более богатых потребителей при покупке сравнительно дешевых товаров.

Ценовые факторы действуют не изолированно, а во взаимодействии друг с другом. В различных ситуациях может преобладать более сильное влияние одного из них. Для большинства товаров эффект дохода и эффект замещения действуют в одном направлении, вызывая больший объем покупок при снижении цены на товар. Но существуют ситуации, когда их действие может быть разнонаправленным.

Например, в условиях неразвитого рынка или в кризисном его состоянии повышение цен на относительно дешевые товары первой необходимости, занимающие значительное место в бюджете потребителя, может привести в действие эффект Гиффена. Бедные домашние хозяйства будут вынуждены вообще отказаться от более дорогих и качественных товаров, и, чтобы удовлетворить наиболее насущные потребности, будут больше приобретать этих подорожавших товаров, которые все же остаются относительно дешевыми. Например, при повышении цены хлеба или картофеля, беднейшие слои населения откажутся не от их потребления, а сократят покупки более дорогих продуктов питания, таких как мясо, фрукты и т.п. Кривая спроса в данном случае будет иметь положительный наклон. Эффект дохода перевешивает эффект замещения. Такие товары получили название товаров Гиффена, по имени английского экономиста Роберта Гиффена, обнаружившего и обосновавшего подобные ситуации.

Другая ситуация - эффект Веблена, или «демонстративное потребление». Товары Веблена - это прежде всего престижные товары, от приобретения которых некоторые потребители отказываются именно потому, что они стали доступными для других слоев населения. И, наоборот, спрос со стороны таких потребителей на дорогие эксклюзивные товары может даже возрасти при повышении их цен, если основной целью их приобретения являются соображения престижа, демонстрации достигнутого уровня и качества жизни.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.243.184 (0.05 с.)