Вопрос первый. Определение и структура деятельности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос первый. Определение и структура деятельности.



Без деятельности, без создания разнообразных материальных и духовных ценностей невозможно представить себе ни жизнь отдельного человека, ни существование человечества в целом.

Как человеку, так и животному, свойственна определённая активность – совершение различных целесообразных действий. Однако, если мы сравним волка и охотника, ждущих добычу в засаде, мы при всех очевидных чертах сходства увидим и серьёзное различие. Волк не может не сидеть в засаде, его поведение биологически запрограммировано. Человек же свободен в выборе рода своей деятельности, т.е. может идти или не идти на охоту. Поэтому и различают поведение животных и деятельность человека.

Деятельность – форма активности, присущая только человек, для которой свойственно свободное, волевое целеполагание.  
Ещё одним отличием поведения животных от деятельности человека является то, что животное способно только приспосабливаться к окружающей среде (например, заяц зимой линяет) а человек – приспосабливаться и изменять окружающую среду. Например, когда наступает зима, человек не линяет, а заклеивает окна.      

 

 


Под деятельностью понимают любую человеческую активность, однако слово деяние относятся не к любому поступку. Ведь есть разница между написанием романа и спуском по лестнице.

 

Структура деятельности

В структуре человеческой деятельности,прежде всего, выделяются объект и субъект. Субъект – это тот, кто совершает деятельность. В качестве субъекта могут выступать отдельные люди (например, учитель), коллективы (строительная бригада), организации (министерство образования) или целые государства (борьба СССР против фашистской Германии). Объект – это то, на что направлена деятельность (ученик, дом и т.д.). Иногда объект и субъект совпадают. Например, самообразование, самовоспитание, выполнение утренней гимнастики, проведение государством реформы государственного управления и др.

   В структуре человеческой деятельности также выделяют

- мотив – совокупность внутренних и внешних условий, вызывающих активность субъекта (потребность, социальная установка, убеждение, интерес)

- цель – осознанный образ предвосхищённого результата, на достижение которого направлена деятельность, средства необходимые для достижения цели (способности, деньги, техника и др.)

- действия

- результат – то, что на самом деле получилось после окончания деятельности.

Надо иметь в виду, что, во-первых, результат не всегда совпадает с целью. Так германские фашисты стремились к мировому господству, а в результате войны Германия была полностью разорена. Во-вторых, цель не оправдывает средства. Так учитель, ставя благую цель научить ученика, не имеет право заниматься рукоприкладством.  

 

 


 

Вопрос второй. Потребности.

Люди совершают различные поступки, прежде всего под воздействием внутренней мотивации и внешнего стимулирования. При этом мотивация имеет гораздо большее значение!

За каждым нашим внутренним мотивом стоит определённая потребность, т.е. человек и пальцем не пошевелит, если это не нужно будет для удовлетворения его потребностей.

Потребность – нужда человека в том, без чего невозможно его существование.  

 


Все наши потребности можно соотнести с 4 группами.

1 ГРУППА. Биологические или физиологические или материальные или органическиепотребности. Это потребности в еде, питье, тепле, самосохранении и продолжении рода. Естественно, что важнейшим условием для удовлетворения этих потребностей являются деньги, а важнейшим источником их обретения для большинства людей является зарплата. Таким образом, одним из важнейших мотивов к труду является стремление удовлетворять свои биологические потребности.

  2 ГРУППА. Социальные потребности. Это потребность в общении. Общение необходимо человеку для того, чтобы заниматьсятрудовой деятельностью.

? Вспомните библейское сказание о Вавилонской башне и задумайтесь о том, каким образом Господь прекратил её строительство.

И вообще, человеку необходимо общаться с себе подобными, даже безотносительно трудовой деятельности.

Питер Брейгель. «Вавилонская башня».

? Вспомните роман Д.Дефо о Робинзоне Крузо. Чего Робинзону так сильно не хватало, когда он уже мог удовлетворять свои физиологические потребности? Зачем он спасает Пятницу от людоедов?

  3 ГРУППА. Идеальные потребности. Этот термин здесь употребляется в значении «нематериальные». Это потребности в престиже и развлечении.

  4 ГРУППА. Духовные потребности. Это потребности в красоте и гармонии. Например, для удовлетворения этих потребностей люди ходят в театр.

Не существует чёткой грани между видами деятельности, направленными на удовлетворение потребностей различных групп. Так, человек может ходить на работу и из-за денег, и для общения, и из-за престижа.

? Как вы думаете, мы стремимся к удовлетворению сразу всех наших потребностей или они встраиваются перед нами в определённую очередь?

Заслугой выдающегося американского учёного психолога А.Х.Маслоу является то, что он первым научно обосновал мысль о том, что люди стремятся удовлетворять свои потребности в определённой последовательности. Так, если за человеком, не евшим три дня, бежит маньяк, вряд ли он будет испытывать чувство голода. И только оказавшись в абсолютной безопасности, такой человек осознает, что хочет есть. Человек, страдающий от недоедания и от того, что у него нет крыши над головой, вряд ли захочет пойти в театр. По-крайней мере большинство людей так устроены.

К потребностям первой очереди Маслоу отнёс экзистенциальные – это потребности в безопасности и продолжении рода – и биологические. Эти потребности требуют немедленного удовлетворения. Все остальные – потребности второй очереди. Потребности первой очереди – врождённые, природные, второй – социальные, приобретенные.

Когда говорят о пирамиде Маслоу, имеют в виду то, что, например, физиологические потребности есть у каждого человека, а вот потребности в самореализации или в признании – лишь у некоторых людей (см. рисунок).

Пирамида Маслоу  

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 46; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.118.159 (0.007 с.)