Тема: Общее представление о психологии как науке (02. 09. 2020) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Общее представление о психологии как науке (02. 09. 2020)



Различие между житейскими и научными психологическими знаниями

 

Житейские психологические знания Научные психологические знания Художественные психологические знания
Фрагментарны, противоречивы Стремятся к систематизации Говорят об универсальной природе человеческой сущности
Конкретны, привязаны к бытовым задачам Обобщены, абстрактны И конкретны, и обобщены
Приобретаются стихийно, путем наблюдений Приобретаются с помощью научных методов Приобретаются как с помощью наблюдений и опыта, так и с использованием научных объяснений
Интуитивный характер знаний Рациональны и осознанны Интуитивны и осознанны
Знания передаются фрагментарно Знания накапливаются и предаются систематически Научно освоенные феномены и опыт автора транслируются в произведения
Передача «из уст в уста» Передача с помощью социально нормированных технологий Передача при помощи произведений искусства
Объясняют распространенные в обыденной жизни факты и явления Могут объяснить и практически не наблюдаемые в обыденной жизни явления Относятся, как правило, к одному (главному) вопросу, волнующему автора
Бытовые понятия, существуют в форме пословиц, народных сказок, расхожих представлений «народной мудрости» Научная терминология, использование обобщающих понятий Образы, создание художественных моделей поведения

 

Проблема предмета психологии

1. Психология – наука о душ е

2. Термин «психология» введен немецкими схолáстами в 590 г.

3. Окончательное утверждение термина – после выхода в 1732 г. книги Х.Вольфа «Рациональная психология».

4. Психология как самостоятельная наука – с 1879 г, когда был открыт экспериментальный метод

И объектом, и субъектом психологии является мышление, что объясняет их слияние.

Предмет исследования (научные школы) Представители научного мира
Душа Все исследователи до начала XVIII века
Явления сознания (английская эмпирическая ассоцианистская психология) Д. Гартли, Джон Стюарт Милль, А. Бэн, Герберт Спенсер
Непосредственный опыт субъекта (структурализм) Вильгельм Вундт
Интенциональные акты сознания [УзМ1] (функционализм) Франц Брентано
Происхождение психических деятельностей (психофизиология) Иван Михайлович Сеченов
Поведение (бихевиоризм) Джон Уотсон
Бессознательное (психоанализ) Зигмунд Фрейд
Процессы переработки информации и результаты этих процессов (гештальтпсихология) Макс Вертгеймер
Личный опыт человека (гуманистическая психология) Абрахам Маслоу, К. Роджерс, Виктор Франкл, Ролло Мэй

 

Масштабность предмета психологии и возможность выделения в ее составе разнообразных объектов исследования привело к тому, что в настоящее время в рамках психологической науки выделяются общие психологические теории, ориентирующиеся на различные научные идеалы, и психологическая практика, вырабатывающая специальные психотехники воздействия на сознание и управление им.

Наличие несоизмеримых психологических теорий также порождает проблему различий между предметом и объектом психологии.

 

Основные формы проявления психической жизни человека:

1. Познавательные процессы: ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение.

2. Мотивационно-потребностные процессы: мотивы, потребности, стремления, цели, желания.

3. Эмоционально-волевые процессы: чувства, аффекты, настроение, воля.

4. Индивидуально-психологические особенности личности: темперамента, характер, способности, свойства личности.

5. Самосознание.

Методы психологического исследования

Основные

1. Наблюдение:

1. Включенное – невключенное;

2. Открытое – скрытое;

3. Сплошное – выборочное;

4. Структурированное – произвольное. Эффект Розенталя (Пигмалиона)

Наблюдение – это достаточно сложный метод и его применение должно отвечать определенным требованиям: четко поставленная цель и схема наблюдения; объективность наблюдения; систематичность наблюдения; наблюдение за естественным поведением человека.

Зеркало Гезелла

Основной недостаток – субъективность

Типичные ошибки наблюдения:

1. Ошибка корреляции - неправильное суждение из-за неправильного соотношения наблюдаемых свойств

2. Ошибка контраста - концентрация на том, что удивляет именно наблюдателя

3. Ошибка первого впечатления - предвзятое отношение после первой встречи

5. Эксперимент [УзМ3]:

1. Естественный – лабораторный

2. Констатирующий – формирующий

Формула: побочные переменные + независимая переменная + объект исследования = зависимая переменная (метод потерянных писем)

Вспомогательные

1. Тесты - диагностика личностных качеств индивида при помощи тестов. При этом тестирование только констатирует действительность, а для изменения, развития различных качеств личности следует использовать иные методы.

Виды тестов:

- Индивидуальные/

- Вербальные/невербальные

- Бланковые (тесты карандаш-бумага)

- Аппаратурные/компьютерные

- Проективные тесты – выявление особенностей личности, которые не проявляются в поведении и самоотчетах испытуемых. Например, тест Роршаха, чернильные пятна, тест рисуночной фрустрации, методика незаконченных предложений.

Параметры тестов:

- Надежность – уверенность в том, что тест измеряет именно то, что нужно было исследователям

- Валидность – параметр, определяющий насколько хорошо тест выявляет определенные показатели

2. Беседа - эмпирический метод, используемый для получения информации о человеке при общении с ним, в результате получения ответов на целенаправленно заданные вопросы.

3. Анализ продуктов деятельности - позволяет изучать человека посредством интерпретации продуктов его деятельности.

4. Анкетирование - метод получения необходимых данных о человеке на основании ответов на определенные заранее подготовленные вопросы, входящие в анкету.

Биографический метод

 

Корреляционный анализ – это проверка гипотез о связях между переменными с использованием коэффициентов корреляции, двумерной описательной статистики, количественной меры взаимосвязи (совместной изменчивости) двух переменных. Таким образом, это совокупность методов обнаружения корреляционной зависимости между случайными величинами или признаками.
Суть экспериментального метода состоит в том, что исследователь не ждет стечения обстоятельств, в результате которого возникает интересующее его явление, а вызывает это явление сам, создавая соответствующие условия. Затем он целенаправленно варьирует эти условия, чтобы выявить закономерности, которым данное явление подчиняется.

Основные свойства ощущений

1. Содержание ощущений – сенсорное качество

2. Интенсивность

3. Длительность

4. Пространственная локализаций

Классификация ощущений:

1. По модальности: обоняние, вкус, осязание, зрение, слух. Интермодальные ощущения: вибрации

2. По рецептивным полям: интерорецептивные, проприорецептивные, экстерорецептивные (контактные (вкус, осязание) /дистантные (обоняние, слух, зрение))

3. Неспецифические виды ощущений (фоточувствительность кожи)

Проблема измерения ощущений

Психофизика изучает количественные отношения между физическими характеристиками стимула и интенсивностью ощущения, возникающего как ответ на этот стимул

Пороги ощущений:

1. Нижний абсолютный порог ощущений

2. Верхний абсолютный порог ощущений

3. Дифференциальный порог ощущений

Изменение чувствительности

Восприятие

Восприятия – целостное отражение предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств.

Двойственная природа образов восприятия:

1. Наличие сенсорного качества

2. Целостность образа. Образ≠простая сумма ощущений

3. Гештальтпсихология исследует проблему целостного анализа психики

Свойства образов восприятия

1. Предметность

2. Константность

3. Целостность

4. Структурность

5. Осмысленность

6. Активность

7. Апперцепция

Восприятие времени

1. Переживание настоящего момента («субъективное настоящее»)

2. Временная трансперспектива

3. Чувство течения времени:

1. Оценка времени

2. Последовательность событий

3. Одновременность

4. Факторы, влияющие на восприятие времени:

1. Возраст

2. Закон заполненного временного отрезка (С.Л.Рубинштейн)

3. Закон эмоционально детерминированной оценки времени

Иллюзии восприятия

 Расписать подробнее

Эффект Мака-Гурка – феномен восприятия, который демонстрирует взаимодействие слуха и зрения при произношении речи.

Итог чувственного познания – представление

Представление – образ предмета или явления, возникающий на основе прошлого предмета или явления, возникающий на основе прошлого опыта путем его воспроизведения в памяти или в воображении

Виды образов

1. Образы памяти

2. Эйдетический образ – образ, максимально приближенный к действительности

3. Образы воображения

4. Образы (схема) тела

5. Фантомный образ

6. Последовательный образ

7. Галлюцинации

Модели внимания

1. Теории селекции: внимание как «фильтр», который блокирует переработку избыточной информации (Д.Бродбент, А. Трейсман, Д. Норман)

«Эффект вечерники» (К.Черри, 1953)

2. Ресурсные модели внимания: внимание как стратегия распределения ограниченного энергетического ресурса психики между заданиями/объектами (Д. Канеман)

3. Внимание как активный отбор необходимой информации (У. Найссер)

4. Внимание как высшая психическая функция (Л.С. Выготский): интериоризованный акт указания

5. Внимание как действие контроля (П.Я. Гальперин: теория поэтапного формирования умственных действий)

Виды внимания

Непроизвольное внимание возникает и поддерживается независимо от сознательных намерений человека, в силу особенностей объекта

ü Неожиданность

ü Новизна

ü Интенсивность стимула

ü Контраст

ü Движение

ü Повторение

ü Отношение личности (значимость, интерес, ожидание)

Произвольное внимание направляется и поддерживается сознательно поставленной целью, предполагает волевую регуляцию

Послепроизвольное внимание возникает на основе произвольного и заключается в сосредоточении на объекте в силу его значимости или интереса для личности

Сохраняется целенаправленность внимания, но снимается психическое напряжение

ü Феномен: опыт «потока» (М. Чиксентмихайи)

 

Виды внимания:

Признаки состояния потока

· Потеря чувства самоосознания. Растворение эго. Исчезновение восприятия себя

· Отсутствие не относящихся к деятельности мысли или абсолютное внутреннее молчание

· Искаженное восприятие времени (человек не замечает, как проходит время)

· Деятельность сама по себе воспринимается как награда, так что она осуществляется без усилий

Виды внимания

В зависимости от того, где находится объект внимания выделяют:

1. Внешнее (сенсорно-перцептивное) внимание

2. Внутреннее (интеллектуальное) внимание

Основные свойства внимания

Концентрация внимания – степень сосредоточенности на объекте

Устойчивость внимания - длительность сосредоточенности внимания на объекте

Объем внимания – количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно

Распределение внимания – одновременное сосредоточение внимания на двух или нескольких объектах и связанных с ними действиях

Переключаемость внимания – скорость переноса внимания с одного объекта (деятельности) на другой

Рассеянность – нарушение способности к концентрации внимания, повышенная отвлекаемость

1. Подлинная

2. Мнимая («профессорская»)

Феномены внимания

1. Память - непрерывный процесс «самоорганизации» индивидуального опыта

2. Память – бессознательный процесс, неподдающийся наблюдению непосредственно и открывающийся индивиду только через свои «продукты»

Т. Рибо (1839-1916): «Память в ее нормальном, болезненном состоянии»

Нарушения памяти:

- Антероградная – трудности с запоминанием информации, полученной после травмы

- Ретроградная – трудности с припоминанием информации, полученной до травмы

1. Органическая

2. Аффектогенная

Эксперименты: Э. Лофтус: «Эффект оружия»; Ф.Д. Горбов: +4, -1, -8, +5 и т.д.

Корсаковский синдром – синдром слишком кратковременной памяти, при котором человек не может воспроизвести какой-либо факт из жизни.

Основные виды памяти:

1. В соответствии с типом запоминаемого материала: моторная, эмоциональная, образная, вербальная память.

П.П. Блонский – генетические ступени развития памяти

2. В зависимости от анализатора, который принимает наибольшее участие в запоминании материала: зрительная, слуховая, моторная.

3. В зависимости от: сенсорная память

Сенсорная память удерживает довольно точную и полную картину мира, воспринятую органаи чувств

Способ хранения информации:

1. Иконическая память (

2.

Виды памяти:

1. Кратковременная память:

 

2. Долговременная память:

Мышление

Проблем

[УзМ1] Интенциональность — это способность сознания каким-то образом относиться к вещам, свойствам и ситуациям, репрезентировать или выражать их. Проблема интенциональности лежит на пересечении философии сознания и философии языка.

[УзМ2] Интроспе́кция или самонаблюде́ние (от лат.... introspecto — смотреть внутрь) — метод психологического исследования, который заключается в наблюдении собственных психических процессов без использования каких-либо инструментов или эталонов.

[УзМ3] Лонгитюдный метод (лат. long —длинный) —длительное и систематическое изучение одного и того же объекта. Подобное продолжительное отслеживание объекта (обычно по заранее составленной программе) позволяет выявить динамику его существования и прогнозировать его дальнейшее развитие.

Тема: Общее представление о психологии как науке (02.09.2020)

Особенности психологии как науки:

1. В психологии объект и субъект сливаются.

2. Психология – сравнительно молодая наука. (1879 г., В.Вундт открыл в г. Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии)

3. Психологию отличает особое место среди других наук: она образовалась на стыке гуманитарных, математических, социальных и естественных наук. Теоретико-методологической основой психологии является философия. С естественными науками психология связана общетеоретическими положениями, которые используются для обоснования закономерностей развития психики, проблемами врожденного и приобретенного, что считаются центральными как в психологии, так и в генетике, проблемами физиологии, в частности физиологии высшей нервной деятельности, некоторыми проблемами физики.

4. Современная психология носит многоотраслевой характер:

1) общая психология

Она изучает познавательную и практическую деятельность. Результаты исследований в области общей психологии — базисная основа развития всех отраслей и разделов психологической науки. Как правило, в рамках общей психологии предлагается научное представление об общих теоретических принципах и важнейших методах психологии, которые характеризуются основными научными понятиями. В свою очередь, эти понятия объединяются в три основные категории: психические процессы, психические состояния и психические свойства, или особенности, личности. Существует целый ряд подразделов общей психологии: психология личности, мышления, эмоций, женская психология и т.д., включая психофизику, которая занимается изучением чувствительности и находится у верховья современной экспериментальной психологии.                                 

2) специальные отрасли психологии:

 - фундаментальная психология (социальная - постигает закономерности индивидуального и общественного в психике личности взаимодействия личности и социума, формирования и развития групп, развития, нейропсихология, клиническая, зоопсихология, дифференциальная (сравнительная) – исследует всевозможные различия психики людей: индивидуальные, типологические, этнические и др);

- междисциплинарная психология (психогенетика – изуч. вклад наследственности, психофизиология – изуч. взаимодействие психики с физиологией, психолингвистика – занимается изучением речи как вида психики, использующей языковые системы в качестве внутреннего средства);

3) Прикладные отрасли психологии – рассматривают психику в определенных условиях (психология спорта, рекламы, управления, космическая, юридическая, педагогическая, политическая, искусства, труда).

5. Плюрализм психологического знания.

6. Психология отличается уникальными практическими следствиями: дает язык самоописания, возможности самопонимания и самоизменения.

7. Психологизация культуры: широкое распространение психологических знаний.

8. Ощущение легкости вхождения в психологическую науку.

9. Житейские психологические знание ≠ Научные психологические знания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.196.59 (0.072 с.)