Игринский районный дом детского творчества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Игринский районный дом детского творчества



Игринский районный дом детского творчества

МЕТОДИЧЕСКИЙ ФАБРИКАТОР

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

Игра, 2019


Данные материалы составлены в рамках реализации Приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» с целью информационного обеспечения и оказания методической помощи педагогам дополнительного образования в совершенствовании программно-методического обеспечения образовательного процесса.

Приведены методические рекомендации по составлению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, общие требования оформления документа.

Сборник предназначен для методистов, педагогов дополнительного образования .

Введение

 

Дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.

Образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов;

Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы разрабатываются в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства образования и науки РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

Согласно статьи 75 «Дополнительное образование детей и взрослых» ФЗ – 273 «содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность».

Структура и содержание дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ регулируются также локальными актами МБУДО Игринского районного ДДТ.


 

Общие требования к созданию документов

1. Оформление дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ регулируется Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 7.0.97.-2016 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов».

2. Документы могут создаваться на бумажном носителе и в электронной форме с соблюдением установленных правил оформления документов.

3. При создании документа на двух и более страницах вторую и последующие страницы нумеруют.

4. Номера страниц проставляются внизу, с правого угла документа на расстоянии не менее 10 мм от нижнего края листа.

5. Допускается создание документов на лицевой и оборотной сторонах листа. При двустороннем создании документов ширина левого поля на лицевой стороне листа и правого поля на оборотной стороне листа должны быть равны.

6. Для создания документов необходимо использовать Nimes New Roman. Рекомендуется использовать кегль 14 в основном тексте. При составлении таблиц допускается использовать шрифты меньших размеров – 12 или 13.

7. Значение полей со всех сторон – 20 мм.

8. Абзацный отступ текста документа - 1,25 см.

9. Заголовки разделов и подразделов печатаются с абзацным отступом или центрируются по ширине текста.

10. Многострочные реквизиты печатаются через один межстрочный интервал, составные части реквизитов отделяются дополнительным интервалом.

11. Текст документа печатается через 1 межстрочный интервал. Интервал между буквами в словах - обычный. Интервал между словами - один пробел.

12. Текст документа выравнивается по ширине листа (по границам левого и правого полей документа).

13. Оформление титульного листа согласно локальному акту (Приложение 1).


 

Структура дополнительной общеобразовательной

Общеразвивающей программы

Титульный лист

Первая страница, предваряет текст программы и служит источником библиографической информации, которая служит для идентификации документа (полное наименование учебного учреждения; грифы согласования и утверждения; название программы, наименование направления, возраст учащихся; срок реализации; ФИО и должность разработчика; населенный пункт и год разработки). (Приложение 1).

Пояснительная записка

Нормативно – правовая база. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Наименование программы» разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства образования и науки РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
Направленность – ориентация на конкретные области знаний и виды деятельности. Преобладание вида деятельности (художественная, социально-педагогическая, туристско-краеведческая, естественнонаучная, техническая, физкультурно-спортивная).
Актуальность – важность, значительность чего-либо для настоящего момента, современность, злободневность. Соответствие основным направлениям социально-экономического, социокультурного развития мира, страны, региона. Соответствие современному уровню развития науки, техники, технологий; государственному социальному заказу детей и родителей. Необходимость и полезность здесь и сейчас.
Цель – обобщенный планируемый результата, на который направлено обучение по программе. Цель конкретна, перспективна, достижима. Формирование и развитие творческих способностей учащихся посредством… Формирование общей культуры… Удовлетворение образовательных потребностей и интересов… Выявление, развитие и поддержка талантливых детей, проявивших выдающиеся способности… Обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, трудового воспитания… Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепления здоровья… Социализация и адаптация учащихся к жизни в обществе…
Задачи – конкретные результаты реализации программы, что необходимо сделать для достижения цели программы. 1. Обучить, удовлетворить … 2. Сформировать, выявить … 3. Привить, развить …
Отличительные особенности программы – характерные свойства, которые отличают программу от других и придают ей своеобразные черты.
Преемственность программы – преемственность программ с предметными программами общеобразовательной школы. Указать какие базовые знания учащиеся смогут применить, обучаясь по дополнительной программе, в чем заключается «дополнительность» образования.
Новизна и педагогическая целесообразность. Новизна может касаться определенных структурных элементов (оригинальные формы, приемы, методы или использование их впервые, в необычном ракурсе). Педагогическая целесообразность – обоснование использования педагогических приемов, средств и методов в соответствие с поставленными целью и задачами программы.
Адресат программы – примерный портрет учащегося, группы учащихся, для которого будет актуально обучение по данной программе (возраст, уровень развития, круг интересов, личностные характеристики).
Уровень программы – разноуровневость программ: доступность, вариативность содержания и форм реализации образовательных программ. Программы могут быть: одноуровневые (ознакомительный, базовый, продвинутый) и разноуровневые. Оформляется в таблице:
Уровень Год обучения Уровень освоения
1 Стартовый 1 год Учащиеся получают общее понятие о …
2 Базовый 2 год Учащиеся получают частные понятия…
3 Углубленный 3 год Углубленное изучение приемов …
Объем программы – общее количество часов программы за весь период обучения.
Сроки реализации – определяется содержанием программы и обеспечивает возможность достижения планируемых и ожидаемых образовательных результатов, прописанных в программе. Выражается в количестве недель, месяцев, лет реализации и освоения.
Режим занятий – периодичность и продолжительность занятий.
Формы организации образовательного процесса – занятия, лекции, беседы, соревнования, мастер – классы, круглые столы, мастерские, деловые и ролевые игры, самостоятельная работа, экскурсии, конференции, концерты, выставки, и другие виды учебных занятий и работ. Формы деятельности: индивидуальные, групповые и т.д. Прописывается возможность реализации индивидуальных учебных планов (индивидуальные образовательные маршруты), образовательные траектории и их обоснование.
Формы обучения – очная, очно-заочная, очно-дистанционная, дистанционная.
Форма контроля – разрабатываются и обосновываются для определения результативности усвоения программы, отражают цель и задачи. Перечисляются согласно учебного плана (тест, зачет, контрольная или проверочная работа, выставка, отчетный концерт, беседа, наблюдение и т.д.). прописываем как выбранная форма контроля позволяет выявить корреляцию цели – задач – результатов.
Ожидаемые или планируемые образовательные результаты – формулируются с учетом цели и задач, уровня освоения программы (окончание конкретного года обучения). Определяют основные ЗУН (знания, умения, навыки), компетенции: Метапредметные (от 3 до 5 показателей) - Усвоенные учащимися способы деятельности, применяемые ими как в рамках образовательного процесса, так и при решении жизненных ситуаций. Личностные (от 3 до 5 показателей) - Включают готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению. Предметные (от 3 до 5 показателей) - Содержат в себе систему основных элементов знаний, которая формируется через освоение учебного материала и систему формируемых действий, которые преломляются через специфику предмета и направлены на их применение и преобразование.
Условия реализации программы - предполагают единство целей, содержания, форм и методов, обеспечивающих успешность процесса социальной адаптации учащихся к современному социуму. Материально-техническое обеспечение: - учебный кабинет изостудии с демонстрационной доской, компьютер; - наглядные пособия (натюрмортный фонд, драпировки, изделия, выполненные в технике ….); Информационно-методическое обеспечение: - фонд студии (лучшие детские работы разных лет); - специальный методический фонд; - специализированная литература, иллюстрации, таблицы; - звуковые и смешанные (аудио и видео) методические материалы. Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования первой квалификационной категории, образование высшее, квалификация: …

3. Учебный план

Учебный план – обязательный структурный элемент оформляется в виде таблице с указанием перечня, трудоемкости, последовательности разделов и тем программы по периодам обучения. Присутствие всех элементов в таблице обязательно. Составляется на каждый год обучения отдельно.

Тема занятий

Кол-во часов

Форма контроля

всего теория практика
1          
2          
3          
  Итого: 000 000 000  

Содержание программы

Содержание программы – еще один обязательный структурный элемент программы. Представляет собой описание в текстовом формате (не таблица) всех разделов и тем в последовательности, указанной в учебном плане. Включает в себя описание теоретической, практической частей и форм контроля. Составляется на каждый год обучения отдельно. Формулировка тем, разделов, форм контроля должны совпадать в учебном плане и в содержании программы.

Методическое обеспечение

Методическое обеспечение – то, что необходимо для реализации программы. Присутствие всех элементов в таблице обязательно. Составляется на каждый год обучения отдельно.
Раздел, тема Форма занятий Приемы, методы Дидактический материал Техническое оснащение Форма контроля
1            
2            
3            
4            
5            

 

Календарный учебный график

Календарный учебный график – составная часть образовательной программы, содержащая комплекс основных характеристик образования и определяющая даты начала и окончания учебных периодов. Составляется для каждой учебной группы.
Число Месяц Время проведения Форма занятия Количество часов Тема занятий Форма контроля
1.            
2.            
3.            
4.            
5.            

 

Список литературы

Список литературы - перечень основной и дополнительной литературы (учебные пособия, сборники упражнений, справочные пособия, наглядные материалы и т.д.). Составляется отдельно для педагога и учащихся. Оформляется согласно ГОСТ Р 7.0.97-2016 (Приложение 3).


Приложение 1

Полное наименование образовательного учреждения

 

Гриф согласования документа   ПРИНЯТО на заседании педагогического совета № 1 от «27» мая 2020 г. Гриф утверждения документа   УТВЕРЖДЕНО Приказом директора образовательного учреждения № 118  от «27» мая 2020 г.

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«НАЗВАНИЕ ПРОГРАММЫ»

НАИМЕНОВАНИЕ (художественная, социально-педагогическая, туристско-краеведческая, естественнонаучная, техническая, физкультурно-спортивная) направленности

возраст: 00 - 00 лет

срок реализации: 0 года

 

  Составитель: ФИО, должность составителя

Населенный пункт, 2019


Приложение 2

ИА - итоговая аттестация


144

ИА - итоговая аттестация


216

ИА - итоговая аттестация

 

 


Приложение 3

Список литературы для педагога

 

1. Атаманов, М.Г. История Удмуртии в географических названиях / М.Г. Атаманов. - Ижевск, 1997. – 115 с.

2.

3. …

4. ….

5. …

6. …

Список литературы для учащихся

1. Атаманов, М.Г. История Удмуртии в географических названиях / М.Г. Атаманов. - Ижевск, 1997. – 115 с.

2. …

3. …

4. …

5. …

6. ….

7. ….

Интернет – ресурсы

1. Гаранькина, О.А. Кылдысин в удмуртском фольклоре и литературе /О.А. Гаранькина. - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www/Ruthenia.ru/folklore/garankina1.htm Дата обращения: 12.08.2019 год.

1.

2. …

3. …

4. …

5. …


 

Приложение 4

Примерные критерии оценки дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы


Игринский районный дом детского творчества

МЕТОДИЧЕСКИЙ ФАБРИКАТОР

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

Игра, 2019


Данные материалы составлены в рамках реализации Приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» с целью информационного обеспечения и оказания методической помощи педагогам дополнительного образования в совершенствовании программно-методического обеспечения образовательного процесса.

Приведены методические рекомендации по составлению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, общие требования оформления документа.

Сборник предназначен для методистов, педагогов дополнительного образования .

Введение

 

Дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.

Образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов;

Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы разрабатываются в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства образования и науки РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

Согласно статьи 75 «Дополнительное образование детей и взрослых» ФЗ – 273 «содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность».

Структура и содержание дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ регулируются также локальными актами МБУДО Игринского районного ДДТ.


 

Общие требования к созданию документов

1. Оформление дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ регулируется Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 7.0.97.-2016 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов».

2. Документы могут создаваться на бумажном носителе и в электронной форме с соблюдением установленных правил оформления документов.

3. При создании документа на двух и более страницах вторую и последующие страницы нумеруют.

4. Номера страниц проставляются внизу, с правого угла документа на расстоянии не менее 10 мм от нижнего края листа.

5. Допускается создание документов на лицевой и оборотной сторонах листа. При двустороннем создании документов ширина левого поля на лицевой стороне листа и правого поля на оборотной стороне листа должны быть равны.

6. Для создания документов необходимо использовать Nimes New Roman. Рекомендуется использовать кегль 14 в основном тексте. При составлении таблиц допускается использовать шрифты меньших размеров – 12 или 13.

7. Значение полей со всех сторон – 20 мм.

8. Абзацный отступ текста документа - 1,25 см.

9. Заголовки разделов и подразделов печатаются с абзацным отступом или центрируются по ширине текста.

10. Многострочные реквизиты печатаются через один межстрочный интервал, составные части реквизитов отделяются дополнительным интервалом.

11. Текст документа печатается через 1 межстрочный интервал. Интервал между буквами в словах - обычный. Интервал между словами - один пробел.

12. Текст документа выравнивается по ширине листа (по границам левого и правого полей документа).

13. Оформление титульного листа согласно локальному акту (Приложение 1).


 

Структура дополнительной общеобразовательной

Общеразвивающей программы

Титульный лист

Первая страница, предваряет текст программы и служит источником библиографической информации, которая служит для идентификации документа (полное наименование учебного учреждения; грифы согласования и утверждения; название программы, наименование направления, возраст учащихся; срок реализации; ФИО и должность разработчика; населенный пункт и год разработки). (Приложение 1).

Пояснительная записка

Нормативно – правовая база. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Наименование программы» разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства образования и науки РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
Направленность – ориентация на конкретные области знаний и виды деятельности. Преобладание вида деятельности (художественная, социально-педагогическая, туристско-краеведческая, естественнонаучная, техническая, физкультурно-спортивная).
Актуальность – важность, значительность чего-либо для настоящего момента, современность, злободневность. Соответствие основным направлениям социально-экономического, социокультурного развития мира, страны, региона. Соответствие современному уровню развития науки, техники, технологий; государственному социальному заказу детей и родителей. Необходимость и полезность здесь и сейчас.
Цель – обобщенный планируемый результата, на который направлено обучение по программе. Цель конкретна, перспективна, достижима. Формирование и развитие творческих способностей учащихся посредством… Формирование общей культуры… Удовлетворение образовательных потребностей и интересов… Выявление, развитие и поддержка талантливых детей, проявивших выдающиеся способности… Обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, трудового воспитания… Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепления здоровья… Социализация и адаптация учащихся к жизни в обществе…
Задачи – конкретные результаты реализации программы, что необходимо сделать для достижения цели программы. 1. Обучить, удовлетворить … 2. Сформировать, выявить … 3. Привить, развить …
Отличительные особенности программы – характерные свойства, которые отличают программу от других и придают ей своеобразные черты.
Преемственность программы – преемственность программ с предметными программами общеобразовательной школы. Указать какие базовые знания учащиеся смогут применить, обучаясь по дополнительной программе, в чем заключается «дополнительность» образования.
Новизна и педагогическая целесообразность. Новизна может касаться определенных структурных элементов (оригинальные формы, приемы, методы или использование их впервые, в необычном ракурсе). Педагогическая целесообразность – обоснование использования педагогических приемов, средств и методов в соответствие с поставленными целью и задачами программы.
Адресат программы – примерный портрет учащегося, группы учащихся, для которого будет актуально обучение по данной программе (возраст, уровень развития, круг интересов, личностные характеристики).
Уровень программы – разноуровневость программ: доступность, вариативность содержания и форм реализации образовательных программ. Программы могут быть: одноуровневые (ознакомительный, базовый, продвинутый) и разноуровневые. Оформляется в таблице:
Уровень Год обучения Уровень освоения
1 Стартовый 1 год Учащиеся получают общее понятие о …
2 Базовый 2 год Учащиеся получают частные понятия…
3 Углубленный 3 год Углубленное изучение приемов …
Объем программы – общее количество часов программы за весь период обучения.
Сроки реализации – определяется содержанием программы и обеспечивает возможность достижения планируемых и ожидаемых образовательных результатов, прописанных в программе. Выражается в количестве недель, месяцев, лет реализации и освоения.
Режим занятий – периодичность и продолжительность занятий.
Формы организации образовательного процесса – занятия, лекции, беседы, соревнования, мастер – классы, круглые столы, мастерские, деловые и ролевые игры, самостоятельная работа, экскурсии, конференции, концерты, выставки, и другие виды учебных занятий и работ. Формы деятельности: индивидуальные, групповые и т.д. Прописывается возможность реализации индивидуальных учебных планов (индивидуальные образовательные маршруты), образовательные траектории и их обоснование.
Формы обучения – очная, очно-заочная, очно-дистанционная, дистанционная.
Форма контроля – разрабатываются и обосновываются для определения результативности усвоения программы, отражают цель и задачи. Перечисляются согласно учебного плана (тест, зачет, контрольная или проверочная работа, выставка, отчетный концерт, беседа, наблюдение и т.д.). прописываем как выбранная форма контроля позволяет выявить корреляцию цели – задач – результатов.
Ожидаемые или планируемые образовательные результаты – формулируются с учетом цели и задач, уровня освоения программы (окончание конкретного года обучения). Определяют основные ЗУН (знания, умения, навыки), компетенции: Метапредметные (от 3 до 5 показателей) - Усвоенные учащимися способы деятельности, применяемые ими как в рамках образовательного процесса, так и при решении жизненных ситуаций. Личностные (от 3 до 5 показателей) - Включают готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению. Предметные (от 3 до 5 показателей) - Содержат в себе систему основных элементов знаний, которая формируется через освоение учебного материала и систему формируемых действий, которые преломляются через специфику предмета и направлены на их применение и преобразование.
Условия реализации программы - предполагают единство целей, содержания, форм и методов, обеспечивающих успешность процесса социальной адаптации учащихся к современному социуму. Материально-техническое обеспечение: - учебный кабинет изостудии с демонстрационной доской, компьютер; - наглядные пособия (натюрмортный фонд, драпировки, изделия, выполненные в технике ….); Информационно-методическое обеспечение: - фонд студии (лучшие детские работы разных лет); - специальный методический фонд; - специализированная литература, иллюстрации, таблицы; - звуковые и смешанные (аудио и видео) методические материалы. Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования первой квалификационной категории, образование высшее, квалификация: …

3. Учебный план

Учебный план – обязательный структурный элемент оформляется в виде таблице с указанием перечня, трудоемкости, последовательности разделов и тем программы по периодам обучения. Присутствие всех элементов в таблице обязательно. Составляется на каждый год обучения отдельно.

Тема занятий

Кол-во часов

Форма контроля

всего теория практика
1          
2          
3          
  Итого: 000 000 000  

Содержание программы

Содержание программы – еще один обязательный структурный элемент программы. Представляет собой описание в текстовом формате (не таблица) всех разделов и тем в последовательности, указанной в учебном плане. Включает в себя описание теоретической, практической частей и форм контроля. Составляется на каждый год обучения отдельно. Формулировка тем, разделов, форм контроля должны совпадать в учебном плане и в содержании программы.

Методическое обеспечение

Методическое обеспечение – то, что необходимо для реализации программы. Присутствие всех элементов в таблице обязательно. Составляется на каждый год обучения отдельно.
Раздел, тема Форма занятий Приемы, методы Дидактический материал Техническое оснащение Форма контроля
1            
2            
3            
4            
5            

 

Календарный учебный график

Календарный учебный график – составная часть образовательной программы, содержащая комплекс основных характеристик образования и определяющая даты начала и окончания учебных периодов. Составляется для каждой учебной группы.
Число Месяц Время проведения Форма занятия Количество часов Тема занятий Форма контроля
1.            
2.            
3.            
4.            
5.            

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.108.236 (0.099 с.)