Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Программа вступительного испытания по географииСтр 1 из 4Следующая ⇒
Программа вступительного испытания по географии ВВЕДЕНИЕ Изучение географии способствует формированию у школьников природных и социально-экономических закономерностей организации пространства. На экзамене по географии, поступающий в высшее учебное заведение должен в области географии: Знать: -основные закономерности распределения элементов природной среды; -основные закономерности размещения производства и населения; - тенденции развития международных экономических отношений. Уметь: -свободно ориентироваться по картам физическим, социально- экономическим и политико-административным; - дать характеристику элементов природной среды (рельефа, климата, вод, почв, растительности, животного мира) и показать взаимосвязи, существующие между ними; - дать оценку природным условиям, показать взаимосвязи между природной средой и хозяйственной деятельностью человека; - интерпретировать закономерности размещения производства и населения на примере отдельных регионов; - работать с планом, картой, глобусом, графическим материалом. ПРОГРАММА КУРСА
Раздел I ОБЩИЙ ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЗЕМНОГО ШАРА Тема 1. Форма и движение Земли. Градусная сеть. Земля как планета. Положение Земли в Солнечной системе. Форма и размеры Земли. Географические следствия формы и размеров земного шара. Суточное вращение Земли и его следствия. Смена дня и ночи. Суточная ритмика в природе. Годовое движение Земли. Смена времен года. Тропики и полярные круги. Пояса освещенности. Градусная сеть на карте и ее элементы: экватор, полюса, параллели и меридианы. Географическая широта и долгота (умение определять их по карте). Время. Часовые пояса, линия смены дат.
Тема 2. План и карта. Понятие о горизонте. Стороны горизонта. Способы ориентирования на местности. Умение пользоваться компасом. Масштаб. План и карта. Основные отличия географической карты от плана местности. Картографические проекции. Искажения на картах из-за шарообразной формы Земли. Типы карт. Физико-географические и социально-экономические карты. Способы изображения географических объектов и явлений. Измерение расстояний по карте с помощью масштаба. Умение по карте определять высоту гор, глубину океанов.
Значение карты в жизни и хозяйственной деятельности человека. Тема 3. Погода и климат. Понятие об атмосфере: состав, строение, значение. Изменение температуры воздуха в зависимости от географической широты места и от высоты над уровнем океана. Давление атмосферы и его измерение. Барометр. Ветер и его характеристики: направление, скорость, сила. Бризы, муссоны, пассаты. Влажность воздуха. Атмосферные осадки и их образование. Распределение осадков на поверхности земного шара. Изменение количества осадков. Различие понятий «погода» и «климат». Факторы, определяющие особенности климата. Зависимость климата от географической широты места, близости моря, морских течений, рельефа, характера земной поверхности. Воздушные массы и их типы. Циркуляция воздушных масс: атмосферные фронты, циклоны, антициклоны и связанные с ними типы погоды. Прогноз погоды. Значение климата в хозяйственной жизни человека. Охрана атмосферного воздуха от загрязнений.
Тема 4. Материковые воды. Подземные воды. Условия залегания и образования подземных вод. Их роль в природе и хозяйстве. Река и ее части. Понятие о речной долине. Бассейны и водоразделы. Умение показать их на карте. Главнейшие реки материков. Питание и режим рек. Использование рек в хозяйственной жизни человека. Озера и болота и их хозяйственное значение. Ледники покровные и горные.
Тема 5. Океаны и моря. Мировой океан и его части. Главнейшие моря, заливы, проливы, острова и полуострова. Соленость морской воды. Морские течения. Рельеф дна Мирового океана. Биологическая продуктивность. Хозяйственное значение морей. Предупреждение загрязнения морских вод.
Тема 6. Литосфера. Земная кора и ее типы. Внешние и внутренние силы, изменяющие поверхность Земли. Выветривание. Работа ветра, текучих вод, льда. Вулканы и землетрясения. Районы их распространения. Литосфера. Литосферные плиты. Их строение и динамика. Геологическое летоисчисление. Типы горных пород. Основные тектонические структуры. Складчатые и платформенные образования и связанные с ними полезные ископаемые.
Раздел II Тема 1. Природные ресурсы. Природные ресурсы, их размещение и использование. Полезные ископаемые. Земельные ресурсы. Водные и гидроэнергетические ресурсы. Почвенные и агроклиматические ресурсы. Лесные ресурсы. Ресурсы Мирового океана. Обеспеченность различных стран природными ресурсами.
Тема 2. Население мира. Численность населения земного шара. Типы воспроизводства населения. Различия между странами в рождаемости, смертности, половом и возрастном составе населения. Трудовые ресурсы. Проблема занятости населения. Понятие о расах Крупнейшие народы мира. Неравномерность размещения населения на земном шаре. Распределение населения по материкам. Основные показатели естественного движения населения. Рост городского населения (урбанизация) и ее причины. Города миллионеры. Городские агломерации. Понятие о внешних и внутренних миграциях. Глобальные проблемы человечества.
Раздел III РОССИЯ И БЛИЖНОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ (здесь и далее под «ближним зарубежьем» понимается территория республик, входивших ранее в состав СССР) Предмет физической географии. Источники географических знаний. Общегеографические и тематические карты и атласы. Справочники и другие текстовые источники. Географическое положение. Физико-географическое положение России. Сравнение географического положения России с положением других государств. Размеры территории; морские и сухопутные границы; пограничные государства. Различия во времени на территории России, часовые пояса.
Тема 9. Ближнее зарубежье. Европейский Запад. Природные условия и ресурсы. Преимущественное развитие машиностроительного и агропромышленного комплексов и отраслей обрабатывающей промышленности, использующих привозное сырье. Успехи в интенсификации сельскохозяйственного производства, в благоустройстве населенных пунктов. Приморское положение и общие черты хозяйства государств Прибалтики. Экономико-географическая характеристика Эстонии, Латвии, Литвы. Республика Белорусь, особенности ЭГП, хозяйственной специализации. Проблемы освоения и мелиорации Полесья. Европейский Юг. Состав территории. Природные условия и ресурсы. Плотность населения и города. Курортно-рекреационное хозяйство. Морские порты, роль во внешних экономических связях. Проблема развития и размещения производительных сил. Украина. ЭГП. Отрасли хозяйственной специализации. Угольно-металлургическая база Украины. Проблемы энергетики. Машиностроительный комплекс. Особенности АПК. Территориальная организация производительных сил. Особенности хозяйственной специализации крупных экономических районов Украины: Донецко-Приднепровского, Юго-Западного и Южного. Республика Молдова. Экономико-географическая характеристика. Республики Закавказья. Экономико-географическая характеристика Грузии, Армении, Азербайджана. Отрасли хозяйственной специализации. Субтропическое земледелие. Рекреационный потенциал территории. Экологические проблемы. Республика Казахстан. ЭГП. Природные условия и ресурсы. Население, неравномерность его размещения. Отрасли хозяйственной специализации. Крупнейшие ТПК. Особенности АПК. Проблемы развития и размещения производительных сил.
Республики Средней Азии. Особенности ЭГП. Природные условия и ресурсы. Национальный состав. Динамика населения. Общие черты хозяйственной специализации. Проблемы освоения пустынных территорий. Рекреационные ресурсы. Экономико-географическая характеристика Средней Азии: Узбекистана, Туркмении, Таджикистана, Кыргызстана. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Основная Алексеев А.И., Николина В.В. География: население и хозяйство России. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. – М., 1997. Бабаурин В.Л., Даньшин А.И., Елховска Л.И. География Российского порубежья: мы и наши соседи. Учебное пособие для 8- 9 классов общеобразовательных учреждений – М., 1999. Герасимова Т.П., Грюнберг Г.Ю., Неклюкова Н.П. География. Учебник для 6 класса средней школы. – М., 1990. Крылова О.В. Физическая география. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. – М., 2000. Раковская Э.М. География: природа России. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. – М.,1998. Ром В.Я., Дронов В.П. Экономическая и социальная география СССР. Учебник для 9 класса средней школы. – М., 1990. Дополнительная Физическая география. Пособие для поступающих в ВУЗы /Под.ред. К.В. Пашканга. – М., 1999. Физическая география. Справочные материалы. – М., 1995. Экономическая география. Справочные материалы. – М., 1996. СОДЕРЖАНИЕ 1 Введение ………………………………………………………………… 2 Программа курса ……………………………………………………… 3 Рекомендуемая литература…………………………………….………… Программа составлена к.г.н., доцентом Е.А. Гаджиевой
Программа вступительного испытания по географии ВВЕДЕНИЕ Изучение географии способствует формированию у школьников природных и социально-экономических закономерностей организации пространства. На экзамене по географии, поступающий в высшее учебное заведение должен в области географии: Знать: -основные закономерности распределения элементов природной среды; -основные закономерности размещения производства и населения; - тенденции развития международных экономических отношений. Уметь: -свободно ориентироваться по картам физическим, социально- экономическим и политико-административным; - дать характеристику элементов природной среды (рельефа, климата, вод, почв, растительности, животного мира) и показать взаимосвязи, существующие между ними; - дать оценку природным условиям, показать взаимосвязи между природной средой и хозяйственной деятельностью человека; - интерпретировать закономерности размещения производства и населения на примере отдельных регионов; - работать с планом, картой, глобусом, графическим материалом. ПРОГРАММА КУРСА
Раздел I
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.196.182 (0.017 с.) |