Программа вступительного испытания по географии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программа вступительного испытания по географии



Программа вступительного испытания по географии

ВВЕДЕНИЕ

Изучение географии способствует формированию у школьников природных и социально-экономических закономерностей организации пространства.

На экзамене по географии, поступающий в высшее учебное заведение должен в области географии:

Знать:

-основные закономерности распределения элементов природной среды;

-основные закономерности размещения производства и населения;

- тенденции развития международных экономических отношений.

Уметь:

-свободно ориентироваться по картам физическим, социально-

экономическим и политико-административным;

- дать характеристику элементов природной среды (рельефа, климата,

 вод, почв, растительности, животного мира) и показать взаимосвязи,

существующие между ними;

- дать оценку природным условиям, показать взаимосвязи между

 природной средой и хозяйственной деятельностью человека;

- интерпретировать закономерности размещения производства и

населения на примере отдельных регионов;

- работать с планом, картой, глобусом, графическим материалом.

ПРОГРАММА КУРСА

 

Раздел I

ОБЩИЙ ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЗЕМНОГО ШАРА

Тема 1. Форма и движение Земли. Градусная сеть.

Земля как планета.   Положение Земли в Солнечной системе. Форма и размеры Земли. Географические следствия формы и размеров земного шара. Суточное вращение Земли и его следствия. Смена дня и ночи. Суточная ритмика в природе. Годовое движение   Земли. Смена времен года. Тропики и полярные круги. Пояса освещенности. 

Градусная сеть на карте и ее элементы: экватор, полюса, параллели и меридианы. Географическая широта и долгота (умение определять их по карте).

Время. Часовые пояса, линия смены дат.

 

Тема 2. План и карта.

Понятие о горизонте. Стороны горизонта. Способы ориентирования на местности. Умение пользоваться компасом. Масштаб. План и карта. Основные отличия географической карты от плана местности. Картографические проекции. Искажения на картах из-за шарообразной формы Земли. Типы карт. Физико-географические и социально-экономические карты. Способы изображения географических объектов и явлений.

Измерение расстояний по карте с помощью масштаба. Умение по карте определять высоту гор, глубину океанов.

Значение карты в жизни и хозяйственной деятельности человека.

Тема 3. Погода и климат.

Понятие об атмосфере: состав, строение, значение. Изменение температуры воздуха в зависимости от географической широты места и от высоты над уровнем океана. Давление атмосферы и его измерение. Барометр. Ветер и его характеристики: направление, скорость, сила. Бризы, муссоны, пассаты. Влажность воздуха. Атмосферные осадки и их образование. Распределение осадков на поверхности земного шара. Изменение количества осадков.

Различие понятий «погода» и «климат». Факторы, определяющие особенности климата. Зависимость климата от географической широты места, близости моря, морских течений, рельефа, характера земной поверхности. Воздушные массы и их типы. Циркуляция воздушных масс: атмосферные фронты, циклоны, антициклоны и связанные с ними типы погоды.

Прогноз погоды. Значение климата в хозяйственной жизни человека. Охрана атмосферного воздуха от загрязнений.

 

Тема 4. Материковые воды.

    Подземные воды. Условия залегания и образования подземных вод. Их роль в природе и хозяйстве.

    Река и ее части. Понятие о речной долине. Бассейны и водоразделы. Умение показать их на карте. Главнейшие реки материков. Питание и режим рек. Использование рек в хозяйственной жизни человека.

    Озера и болота и их хозяйственное значение. Ледники покровные и горные.

 

Тема 5. Океаны и моря.

    Мировой океан и его части. Главнейшие моря, заливы, проливы, острова и полуострова. Соленость морской воды. Морские течения. Рельеф дна Мирового океана. Биологическая продуктивность. Хозяйственное значение морей. Предупреждение загрязнения морских вод.

 

Тема 6. Литосфера.

    Земная кора и ее типы. Внешние и внутренние силы, изменяющие поверхность Земли. Выветривание. Работа ветра, текучих вод, льда. Вулканы и землетрясения. Районы их распространения.

    Литосфера. Литосферные плиты. Их строение и динамика. Геологическое летоисчисление. Типы горных пород. Основные тектонические структуры. Складчатые и платформенные образования и связанные с ними полезные ископаемые.

        

Раздел II

Тема 1. Природные ресурсы.

    Природные ресурсы, их размещение и использование. Полезные ископаемые. Земельные ресурсы. Водные и гидроэнергетические ресурсы. Почвенные и агроклиматические ресурсы. Лесные ресурсы. Ресурсы Мирового океана. Обеспеченность различных стран природными ресурсами.

 

Тема 2. Население мира.

    Численность населения земного шара. Типы воспроизводства населения. Различия между странами в рождаемости, смертности, половом и возрастном составе населения. Трудовые ресурсы. Проблема занятости населения.

    Понятие о расах Крупнейшие народы мира. Неравномерность размещения населения на земном шаре. Распределение населения по материкам. Основные показатели естественного движения населения. Рост городского населения (урбанизация) и ее причины. Города миллионеры. Городские агломерации. Понятие о внешних и внутренних миграциях.

    Глобальные проблемы человечества.

 

Раздел III

РОССИЯ И БЛИЖНОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ

(здесь и далее под «ближним зарубежьем» понимается территория республик, входивших ранее в состав СССР)

    Предмет физической географии. Источники географических знаний. Общегеографические и тематические карты и атласы. Справочники и другие текстовые источники.

    Географическое положение. Физико-географическое положение России. Сравнение географического положения России с положением других государств. Размеры территории; морские и сухопутные границы; пограничные государства.

    Различия во времени на территории России, часовые пояса.

 

Тема 9. Ближнее зарубежье.

    Европейский Запад. Природные условия и ресурсы. Преимущественное развитие машиностроительного и агропромышленного комплексов и отраслей обрабатывающей промышленности, использующих привозное сырье.

    Успехи в интенсификации сельскохозяйственного производства, в благоустройстве населенных пунктов. Приморское положение и общие черты хозяйства государств Прибалтики. Экономико-географическая характеристика Эстонии, Латвии, Литвы. Республика Белорусь, особенности ЭГП, хозяйственной специализации. Проблемы освоения и мелиорации Полесья.

    Европейский Юг. Состав территории. Природные условия и ресурсы. Плотность населения и города. Курортно-рекреационное хозяйство. Морские порты, роль во внешних экономических связях. Проблема развития и размещения производительных сил.

    Украина. ЭГП. Отрасли хозяйственной специализации. Угольно-металлургическая база Украины. Проблемы энергетики. Машиностроительный комплекс. Особенности АПК. Территориальная организация производительных сил. Особенности хозяйственной специализации крупных экономических районов Украины: Донецко-Приднепровского, Юго-Западного и Южного.

    Республика Молдова. Экономико-географическая характеристика.

    Республики Закавказья. Экономико-географическая характеристика Грузии, Армении, Азербайджана. Отрасли хозяйственной специализации. Субтропическое земледелие. Рекреационный потенциал территории. Экологические проблемы.

    Республика Казахстан. ЭГП. Природные условия и ресурсы. Население, неравномерность его размещения. Отрасли хозяйственной специализации. Крупнейшие ТПК. Особенности АПК. Проблемы развития и размещения производительных сил.

Республики Средней Азии. Особенности ЭГП. Природные условия и ресурсы. Национальный состав. Динамика населения. Общие черты хозяйственной специализации. Проблемы освоения пустынных территорий. Рекреационные ресурсы. Экономико-географическая характеристика Средней Азии: Узбекистана, Туркмении, Таджикистана, Кыргызстана.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная

Алексеев А.И., Николина В.В. География: население и хозяйство России. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. – М., 1997.

Бабаурин В.Л., Даньшин А.И., Елховска Л.И. География Российского порубежья: мы и наши соседи. Учебное пособие для 8- 9 классов общеобразовательных учреждений – М., 1999.

Герасимова Т.П., Грюнберг Г.Ю., Неклюкова Н.П. География. Учебник для 6 класса средней школы. – М., 1990.

Крылова О.В. Физическая география. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. – М., 2000.

Раковская Э.М. География: природа России. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. – М.,1998.

Ром В.Я., Дронов В.П. Экономическая и социальная география СССР. Учебник для 9 класса средней школы. – М., 1990.

Дополнительная

Физическая география. Пособие для поступающих в ВУЗы /Под.ред. К.В. Пашканга. – М., 1999.

Физическая география. Справочные материалы. – М., 1995.

Экономическая география. Справочные материалы. – М., 1996.

СОДЕРЖАНИЕ

1 Введение …………………………………………………………………

2 Программа курса ………………………………………………………

3 Рекомендуемая литература…………………………………….…………

Программа составлена

 к.г.н., доцентом                                                   Е.А. Гаджиевой

 

Программа вступительного испытания по географии

ВВЕДЕНИЕ

Изучение географии способствует формированию у школьников природных и социально-экономических закономерностей организации пространства.

На экзамене по географии, поступающий в высшее учебное заведение должен в области географии:

Знать:

-основные закономерности распределения элементов природной среды;

-основные закономерности размещения производства и населения;

- тенденции развития международных экономических отношений.

Уметь:

-свободно ориентироваться по картам физическим, социально-

экономическим и политико-административным;

- дать характеристику элементов природной среды (рельефа, климата,

 вод, почв, растительности, животного мира) и показать взаимосвязи,

существующие между ними;

- дать оценку природным условиям, показать взаимосвязи между

 природной средой и хозяйственной деятельностью человека;

- интерпретировать закономерности размещения производства и

населения на примере отдельных регионов;

- работать с планом, картой, глобусом, графическим материалом.

ПРОГРАММА КУРСА

 

Раздел I



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.196.182 (0.017 с.)