Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Антропология – это наука об изменчивости человеческого организма в пространстве и времени, законах этой изменчивости и факторах ее управляющих.
Цель антропологии и состоит в том, чтобы проследить процесс перехода от биологических закономерностей существования животного предка человека к закономерностям социальным. Отсюда самая тесная связь антропологии с философией, историей, социологией, экономикой и другими отраслями человеческих знаний. Антропология (англ. anthropology; от греч. «Anthropos» - человек + «logos» – слово) – комплекс дисциплин, занимающихся изучением человека и человеческого общества. Различается несколько в определенной степени отдаленных друг от друга дисциплин. Это – физическая антропология (основной предмет ее составляют человек как биологический вид и его ближайшие родственники – современные и ископаемые человекообразные приматы), включая палеоантропологию и прикладную дисциплину судебной антропологии; социальная и культурная антропология (здесь представлено сравнительное изучение человеческих обществ, то есть как дисциплина близкая этнологии), включая лингвистическую, когнитивную, политическую и экономическую антропологию. Особняком стоит так называемая философская антропология, представляющая собой не столько эмпирическую науку, сколько смесь религиозно-философских учений о природе человека. Задача антропологии — проследить процесс перехода от биологических закономерностей, которым подчинялось существование животного предка человека, к закономерностям социальным. Таким образом, антропология занимает в кругу биологических дисциплин особое место. Имея предметом своего исследования человека, она не может не выйти за пределы естественно-исторических вопросов; изучая человека, она вступает в ту область знаний, где действуют факторы социально-исторические. Антропология включает три основных раздела: 1 - морфологию, 2 - антропогенез и 3 - расоведение или этническую антропологию. В последнее время наблюдается развитие новых направлений в антропологии: конституциональной антропологии, популяционной генетики человека и биохимической антропологии. Вероятно, одним из разделов антропологии может стать этология человека. Морфология исследует: а) индивидуальную изменчивость физического типа, б) его возрастную изменчивость, в) половой диморфизм, г) особенности физической организации, возникающие под влиянием различных условий жизни.
Главная проблема раздела морфологии - исследование факторов и проявлений изменчивости современного человека, и в этом отношении очень важны данные современной общей генетики и генетики человека. Важными задачами морфологии являются установление стандартов или норм размеров человеческого тела в целом и его частей, пропорций, массы и пр. Тем самым антропология дает возможность на научной основе организовать массовое производство предметов индивидуального пользования (обувь, одежда, головные уборы, перчатки, мебель и пр.). Большое значение имеет установление норм физического развития в разных возрастах, а также вариаций телосложения и их связи с физиологическими и психологическими особенностями организма. Морфология человека опирается на данные анатомии, эмбриологии и гистологии. Антропогенез - раздел, изучающий историю и условия становления человека - это как бы морфология во времени (но не только морфология!). Важнейшей задачей раздела является изучение процесса становления человека и последовательности возникновения его свойств и признаков. В разделе антропогенеза рассматриваются вопросы о месте человека в системе животного мира, отношение его как биологического вида к другим приматам, восстановление пути развития приматов, выделение стадий эволюции человека, изучение условий и причин становления человека современного типа. Раздел антропогенеза включает приматологию, эволюционную анатомию человека и палеоантропологию. Он опирается на данные таких наук, как геология третичного и четвертичного периодов, физиология высшей нервной деятельности, психология, археология. В последнее время в связи с развитием этологии все большее значение приобретает использование данных сравнительного изучения поведения животных. Расоведение - это морфология в пространстве, которое занимает человек как биологический вид. В этом разделе важным является отыскание тех причин, которые объясняют распространение рас человека на поверхности Земли. Расоведение изучает классификацию расовых типов, их распространение, историю формирования, причины расообразования и закономерности изменений расовых типов. Вероятно, важным является изучение последствий смешения рас. Расоведение использует данные генетики, биометрии, археологии, этнографии, языкознания и истории.
2. Критические периоды. Ростовые скачки - "полуростовой скачок" и пубертатный скачок В развитии ребенка различают несколько имеющих специфические особенности периодов. Эти периоды называют критическими, или возрастными, кризами из-за повышенной ранимости нервной системы и повышенного риска возникновения нарушений ее функций. Наиболее ответственным является первый возрастной криз. Этот период охватывает первые 2 — 3 года жизни. На первом году закладываются основы психической деятельности, идет подготовка к самостоятельному хождению и овладению речью. Восприятие различных раздражителей, контакт с окружающим миром имеют для грудного ребенка огромное значение. Существует мнение, что в данный период происходит так называемое первичное обучение. В это время формируются “нейронные ансамбли”, которые служат фундаментом для более сложных форм обучения. Период первичного обучения является в известном смысле критическим. Если на этом этапе ребенок не получает достаточно информации, то заметно затрудняется дальнейшее усвоение навыков. Однако это не означает, что нужно форсировать психическое развитие ребенка. К концу первого года или несколько позже, когда ребенок начинает делать первые самостоятельные шаги, наступает очень важный этап познания окружающей среды. В процессе передвижения ребенок знакомится со многими предметами. В результате существенно обогащаются его зрительные, осязательные и другие ощущения и восприятия. Во время передвижения он овладевает и чувством трехмерности пространства. На этом этапе моторное Развитие нередко связано с речевым; чем увереннее передвигается Ребенок, тем лучше он овладевает речью, хотя возможны и отклонения в виде диссоциации развития указанных функций. Непосредственный контакт с окружающими предметами способствует также и формированию чувства Я, т. е. выделению себя из окружающего мира. До 2 — 2,5 лет ребенок, как правило, общителен, дружелюбен, легко вступает в контакт с незнакомыми, редко испытывает чувство страха. В промежутке от 2 до 4 лет поведение его может заметно измениться. Наблюдается значительный рост, что сопровождается некоторым рассогласованием нейроэндокринной и сосудистой регуляции. В психологическом плане в этот период наблюдается довольно определенно выраженное чувство Я. У ребенка, уже овладевшего фразовой речью и имеющего хотя бы небольшой собственный жизненный опыт, отмечается выраженная тяга к самостоятельности. Одним из последствий такого стремления является упрямство, не всегда понятное родителям. На данном этапе развития ребенка упрямство часто бывает реакцией на неверное поведение взрослых. Речь идет о тех случаях, когда взрослые пытаются препятствовать проявлению вполне допустимой самостоятельности. В возрасте 5 — 7 лет ребенок вступает в новый ответственный период, условно называемый вторым критическим. У ребенка хорошо развиты моторика и речь, он тонко умеет анализировать ситуацию, у него развито чувство “психологической дистанции” в отношениях со взрослыми. В то же время еще недостаточно самокритики и самоконтроля. У ребенка еще не выработана способность к зрительному сосредоточению. В деятельности преобладают игровые элементы.
В возрасте 12 — 16 лет подросток вступает в третий, так называемый пубертатный (возмужалый) период. Происходит бурный рост подростка. Моторика становится неловкой, резкой, порывистой. Возникают изменения, связанные с половым метаморфозом. Так, у девочек начинаются менструации. У мальчиков наблюдаются поллюции (семяизвержение), связанные, как правило, со сновидениями эротического характера. пубертатный скачок роста – это общее явление, варьирующее по интенсивности и продолжительности у разных детей. Максимальная скорость роста длины тела в среднем составляет около 10 см в год для мальчиков и немного меньше для девочек. У мальчиков пубертатный скачок роста происходит в среднем между 12 1/2 и 15 1/2 годами, а у девочек – на два года раньше.Практически пубертатный скачок касается почти всех костных и мышечных размеров, хотя и не в равной мере. Скачок роста длины тела происходит главным образом за счет роста туловища, а не конечностей. Скачок в увеличении мышечной массы происходит через 3 мес., а скачок веса – через 6 мес. после скачка роста длины тела. Пубертатный скачок распространяется и на сердечную мышцу и на все остальные органы. Некоторое пубертатное ускорение роста имеет место, по-видимому, даже у такого органа, как глаз, который к моменту рождения ребенка оказывается ближе всего к дефинитивному состоянию. О наличии подобного скачка свидетельствует выраженный миопический сдвиг, приуроченный именно к данному периоду. Миопия неуклонно прогрессирует, начиная с 6-летнего возраста (или даже раньше), вплоть до достижения взрослого состояния. Резкий сдвиг, характерный для пубертатного периода, можно объяснить тем, что ускорение роста глазного яблока в направлении зрительной оси выражено сильнее, чем в вертикальном направлении.
Точно не установлено, наблюдается ли пубертатный скачок в развитии мозга. Незначительный пубертатный скачок имеется в росте лицевого скелета. Полуростовой скачок – один из важных критических периодов в жизни ребенка, по ходу которого качественно меняются многие из функций организма. В то же время физиологические последствия полуростового скачка очень просты: организм становится надежнее в биологическом смысле, а стало быть – работоспособнее. С точки зрения физиологии о работоспособности вообще можно говорить только после завершения полуростового скачка. До этого истинной работоспособности (ни умственной, ни физической) у ребенка еще нет. Ведь основой работоспособности является такая организация нервных, энергетических и других процессов, которая способна обеспечить работу в «устойчивом режиме». Ни о каком устойчивом режиме до полуростового скачка говорить не приходится – клетки детского организма до 6 лет просто не годятся для этого. Зато после того как полуростовой скачок завершен, у ребенка появляются реальные функциональные возможности к усидчивой, достаточно длительной работе в ровном темпе (разумеется, еще небольшие – они будут быстро, но неравномерно увеличиваться по мере взросления, но основа уже заложена).
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.108.9 (0.018 с.) |