Глава 1. Понятие и роль средств массовой информации в обществе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Понятие и роль средств массовой информации в обществе



Содержание

 

Введение

Глава 1. Понятие и роль средств массовой информации в обществе

. Понятие «средства массовой информации»

. Место и роль средств массовой информации в обществе

Глава 2. Политика государства в сфере деятельности СМИ

. Государство и СМИ: проблемы взаимодействия в сфере формирования информационной политики

. Роль электронных СМИ в информационном обеспечении деятельности органов государства

Глава 3. Проблемы взаимодействия СМИ и государства в России

Заключение

Список использованных источников и литературы

 


Введение

 

Рубеж XX -XXI веков ознаменовался бурными преобразованиями не только в российском обществе и государстве, но и в мире. Глобализация экономического пространства, развитие информационных технологий, да и просто борьба за элементарное выживание выдвигают на первый план необходимость всесторонней, всеобъемлющей информированности как одного из важнейших факторов прогресса любого современного общества. Из всех ресурсов, которыми располагает современная цивилизация, информация становится наиболее важным, особо значимым товаром, так как без необходимого объема и качества информации невозможны развитие высокотехнологичных производств, подъем национального благосостояния. Только при наличии полной и качественной информации можно построить гражданское общество и правовое государство.

Особое, центральное место в данном процессе принадлежит средствам массовой информации (далее - СМИ). Выступая одним из особых институтов государстве, они аккумулируют в себе гигантскую созидательную и разрушительную силу. Им принадлежит важнейшая роль в деле внесения в сознание людей определенных идей, побуждающих их к соответствующему поведению, действиям. Мировой опыт свидетельствует, что чем выше степень политизации общества, тем весомей роль СМИ в политическом процессе. Примером этого, в частности, является и нынешняя ситуация в России. Недаром СМИ характеризуют как «четвертую власть». Не случайно столь пристальное внимание уделяется вопросам правовой регламентации статуса СМИ как на уровне всего мирового сообщества, так и каждого отдельно взятого государства. Сегодня происходит оформление права СМИ как самостоятельной комплексной отрасли.

Вместе с тем из поля зрения правоведов выпал весьма важный комплексный анализ деятельности СМИ в качестве мощнейшего катализатора процесса демократического развития государства. В отечественной научной литературе практически отсутствуют работы, показывающие первостепенное влияние СМИ на жизнь государства. Все вышесказанное и обуславливает актуальность написания курсовой работы по заявленной теме.

Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в процессе взаимодействия средств массовой информации и государства.

Предмет исследования: средства массовой информации и государство.

Целью курсовой работы является комплексное исследование взаимовлияния государства и средств массовой информации, выявление проблем взаимодействия между ними.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

. Рассмотреть понятие и роль средств массовой информации в обществе.

. Раскрыть вопросы политики государства в сфере деятельности СМИ.

. Выявить проблемы взаимодействия СМИ и государства в России.

Методологическую основу работы составили общенаучные методы познания - анализ, синтез, метод комплексного подхода, а также рад частно-научных методов - сравнительного правоведения, технике юридический и иные методы.

Нормативной основой работы является действующее законодательство, регулирующее функционирование средств массовой информации.

Теоретической основой исследования послужили труды таких ученых, как: П. Бурдье П., В.В. Ворошилов, В.П. Воробьев, С.В. Коновченко, В.С. Комаровский, М.Г. Прошина и других.

Структура и содержание курсовой работы обусловлены целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемых источников и литературы.

 


Заключение

 

Подведем итог работы.

СМИ есть многофункциональный социально-политический институт, действующий через систему относительно локальных реализаторов (средств) информации и характеризующийся: 1) обращенностью к массовой аудитории и общедоступностью; 2) корпоративным характером производства и распространения информации; 3) социально-преобразовательным потенциалом.

СМИ и государство, исходя из места и роли СМИ в политической системе общества, взаимодействуют по следующим направлениям: природа государства определяет в целом положение СМИ в обществе. Это хорошо видно на примере тоталитарного государства; государство и в демократическом обществе создает нормативно-правовую базу деятельности СМИ, определяет правовое положение каждой из их разновидностей; государство может иметь свои собственные, государственные СМИ, которые в обществе, основанном на принципе политического плюрализма, функционируют наряду с другими, негосударственными СМИ; государство не вмешивается в конкретную деятельность независимых СМИ; государство в целях защиты информационных прав граждан, интересов государства и разрешения конфликтов между различными СМИ может создавать специальные органы.

Система СМИ определяется посредством нижеследующих характеристик:

информативная насыщенность;

публичность, т.е. неограниченный и надперсональный круг потребителей;

наличие специальных, технических приборов, аппаратуры для передачи сообщений;

непрямое, разделенное в пространстве и во времени взаимодействие коммуникационных партнеров;

однонаправленность взаимодействия от коммуникатора к реципиенту, ограниченность обратной связи;

непостоянный и рассредоточенный тип аудитории, которая образуется от случая к случаю в результате концентрации общего внимания на том или ином сообщении (статья, радио- или телепередача, пр.).

Задача информационной политики государства заключается в координации посредством права информационных процессов, правовом обеспечении всех сфер информатизации, подготовке предложений, мер, программ по развитию информационной сферы как правового пространства, создании условий для повышения уровня правовой информированности.

Государство обладает большими возможностями в информационной сфере. Развитие информационных технологий ведет к глобальным переменам во всех сферах политики, что приведет в XXI веке к кардинальному изменению способа ведения политики и облика политической элиты. Наряду с традиционными методами посольской работы дипломаты исключительно профессионально должны будут владеть методами информационного противоборства. Очевидна тенденция современного мирового политического руководства к комплексному сочетанию средств традиционной дипломатии с информационными возможностями воздействия на поведение политической элиты, населения страны и мирового сообщества.

В цивилизованных странах государство - крупнейший производитель информации.

В целях совершенствования взаимодействия СМИ и государства предлагается следующее. Для формирования экономической независимости СМИ, их ответственности перед обществом, способности к самоорганизации, государству необходимо разработать критерии, позволяющие выделить СМИ, которые нуждаются в поддержке, а также определиться с налоговыми льготами, субсидиями, проявить лояльность к издательствам, полиграфическим комбинатам и средствам связи, а также упорядочить систему доставки печатных изданий.

Государство в силу ряда причин, вызванных непростой экономической ситуацией, неразвитостью гражданского общества и процессов саморегулирования СМИ, должно принять на себя основную тяжесть регулирования процессов массовой коммуникации.

Следует законодательно закрепить освобождение от государственного учредительства региональные СМИ, ибо, чем более самостоятельным участником политического процесса станет пресса, тем больше от этого выиграет демократия.


Содержание

 

Введение

Глава 1. Понятие и роль средств массовой информации в обществе

. Понятие «средства массовой информации»

. Место и роль средств массовой информации в обществе

Глава 2. Политика государства в сфере деятельности СМИ

. Государство и СМИ: проблемы взаимодействия в сфере формирования информационной политики

. Роль электронных СМИ в информационном обеспечении деятельности органов государства

Глава 3. Проблемы взаимодействия СМИ и государства в России

Заключение

Список использованных источников и литературы

 


Введение

 

Рубеж XX -XXI веков ознаменовался бурными преобразованиями не только в российском обществе и государстве, но и в мире. Глобализация экономического пространства, развитие информационных технологий, да и просто борьба за элементарное выживание выдвигают на первый план необходимость всесторонней, всеобъемлющей информированности как одного из важнейших факторов прогресса любого современного общества. Из всех ресурсов, которыми располагает современная цивилизация, информация становится наиболее важным, особо значимым товаром, так как без необходимого объема и качества информации невозможны развитие высокотехнологичных производств, подъем национального благосостояния. Только при наличии полной и качественной информации можно построить гражданское общество и правовое государство.

Особое, центральное место в данном процессе принадлежит средствам массовой информации (далее - СМИ). Выступая одним из особых институтов государстве, они аккумулируют в себе гигантскую созидательную и разрушительную силу. Им принадлежит важнейшая роль в деле внесения в сознание людей определенных идей, побуждающих их к соответствующему поведению, действиям. Мировой опыт свидетельствует, что чем выше степень политизации общества, тем весомей роль СМИ в политическом процессе. Примером этого, в частности, является и нынешняя ситуация в России. Недаром СМИ характеризуют как «четвертую власть». Не случайно столь пристальное внимание уделяется вопросам правовой регламентации статуса СМИ как на уровне всего мирового сообщества, так и каждого отдельно взятого государства. Сегодня происходит оформление права СМИ как самостоятельной комплексной отрасли.

Вместе с тем из поля зрения правоведов выпал весьма важный комплексный анализ деятельности СМИ в качестве мощнейшего катализатора процесса демократического развития государства. В отечественной научной литературе практически отсутствуют работы, показывающие первостепенное влияние СМИ на жизнь государства. Все вышесказанное и обуславливает актуальность написания курсовой работы по заявленной теме.

Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в процессе взаимодействия средств массовой информации и государства.

Предмет исследования: средства массовой информации и государство.

Целью курсовой работы является комплексное исследование взаимовлияния государства и средств массовой информации, выявление проблем взаимодействия между ними.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

. Рассмотреть понятие и роль средств массовой информации в обществе.

. Раскрыть вопросы политики государства в сфере деятельности СМИ.

. Выявить проблемы взаимодействия СМИ и государства в России.

Методологическую основу работы составили общенаучные методы познания - анализ, синтез, метод комплексного подхода, а также рад частно-научных методов - сравнительного правоведения, технике юридический и иные методы.

Нормативной основой работы является действующее законодательство, регулирующее функционирование средств массовой информации.

Теоретической основой исследования послужили труды таких ученых, как: П. Бурдье П., В.В. Ворошилов, В.П. Воробьев, С.В. Коновченко, В.С. Комаровский, М.Г. Прошина и других.

Структура и содержание курсовой работы обусловлены целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемых источников и литературы.

 


Глава 1. Понятие и роль средств массовой информации в обществе



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 331; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.105.124 (0.021 с.)