Донецкой народной республики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Донецкой народной республики



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОУ ВПО «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФИЗИКО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к выполнению и оформлению курсовых и выпускных квалификационных работ для студентов направления подготовки
«Информатика и вычислительная техника»

 

 

Донецк 2019


УДК 004:378.2(072)

ББК З97р30-252..45

М545

Рекомендовано к изданию Ученым советом

ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет»

(протокол № 8 от 27.09.2019 г.)

 

Составители:   В. К. Толстых, д-р физ.-мат. наук, проф.;

Т. В. Ермоленко, канд. техн. наук, доц.;

Т. В. Шарий, канд. техн. наук, доц.;

В. И. Бондаренко, канд. техн. наук, ст. преп.;

В. Е. Бодряга, ст. преп.;

В. Н. Котенко, ст. преп.

Методические указания к выполнению и оформлению курсовых и выпускных квалификационных работ для студентов направления подготовки «Информатика и вычислительная техника» / сост.: В. К. Толстых и др.– Донецк: ДонНУ, 2019. – 45 с.

Рецензенты:

Недопекин Ф. В., д-р техн. наук, проф. кафедры физики неравновесных процессов, метрологии и экологии им. И. Л. Повха, ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет»;

Милославский А. Г. д-р физ.-мат. наук, проф. кафедры теоретической физики и нанотехнологий, ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет».

Методические указания определяют порядок выполнения курсовых и выпускных квалификационных работ (курсовых работ студентов бакалавриата, магистерских диссертаций магистрантов). Описываются общие понятия и требования к курсовым работам, основные темы бакалаврских и магистерских работ, а также процедура их защиты. Приводятся рекомендации по подготовке работ к защите, требования к содержанию и оформлению отчетов по итогам работ, полезные интернет-ссылки на дополнительные рекомендации, образцы оформления и бланки необходимых документов.

Для студентов кафедры компьютерных технологий направлений подготовки 09.03.01 и 09.04.01 «Информатика и вычислительная техника» как основная инструкция по выполнению курсовых и выпускных квалификационных работ.

УДК 004:378.2(072)                 

ББК З97р30-252..45                       

© ГОУ ВПО «ДонНУ», 2019


СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ- 5

1.1 Курсовая работа (КР) 5

1.2 Дипломная работа (ДР) 7

1.3 Магистерская диссертация (МД) 9

1.4 Научное руководство-- 12

2. НАПРАВЛЕННОСТЬ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ КУРСОВЫХ РАБОТ- 13

2.1 Общие требования- 13

2.2 Специальная часть. Технологии разработки программного обеспечения- 15

2.3 Специальная часть. Проектирование базы данных- 17

2.4 Специальная часть. Веб-программирование- 17

3. ОЦЕНИВАНИЕ И ЗАЩИТА РАБОТ- 19

3.1 Процедура защиты-- 19

3.2 Пересдачи- 22

4. ОФОРМЛЕНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ (ОТЧЁТА) 24

4.1 Структура пояснительной записки (ПЗ) 24

4.2 Пример содержания (оглавления) ПЗ- 25

4.3 Правила оформления- 29

4.3.1 Общие положения- 29

4.3.2 Оформление титульного листа- 30

4.3.3 Оформление листа задания КР- 30

4.3.4 Оформление аннотации- 31

4.3.5 Оформление содержания- 32

4.3.6 Оформление разделов основной части- 33

4.3.7 Оформление уравнений и формул- 34

4.3.8 Оформление иллюстраций- 38

4.3.9 Оформление графиков и диаграмм-- 40

4.3.10 Оформление таблиц-- 41

4.3.11 Примеры оформления- 42

5. БЛАНКИ И ОБРАЗЦЫ ДОКУМЕНТОВ- 49

ПРИЛОЖЕНИЕ А Технологии разработки программного

обеспечения- 50

ПРИЛОЖЕНИЕ Б Проектирование базы данных- 55

ПРИЛОЖЕНИЕ В Тематика магистерских диссертаций- 74

ПРИЛОЖЕНИЕ Г Формат записи рубрик в КР, ВКР, диссертациях- 79

СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ-- 80

 


learning by doing

Научиться что-нибудь делать
можно только на собственном опыте

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

Согласно текущему учебному плану направления подготовки 09.03.01 «Информатика и вычислительная техника» студентами бакалавриата выполняются три курсовые работы: одна на II курсе и две на III. В магистратуре курсовые работы не предусмотрены.

Заканчивается обучение студентов бакалавриата и магистратуры защитой выпускной квалификационной работы (ВКР). В бакалавриате – это дипломная работа, в магистратуре – магистерская диссертация.

Главная цель всех работ бакалавриата и магистратуры – это приобретение студентами знаний и умений по международной практике «learning by doing». Ведь только посредством практической работы возможно формирование полноценного специалиста.

1.1  Курсовая работа (КР)

КР – это самостоятельная, внеаудиторная практическая работа студента в течение семестра в соответствии с выданным заданием научного руководителя по определённой учебной дисциплине. Желательно, чтобы работа содержала элементы исследований, творчества и прикладной полезности.

Выполнение КР преследует несколько целей:

- закрепление и углубление знаний и умений студентов в определённых дисциплинах;

- получение навыков применения своих знаний и умений для решения практических задач;

- развитие творческих способностей для построения эффективных решений в области задач информатики и вычислительной техники.

Результаты каждой КР оформляются в виде пояснительной записки (ПЗ) в форме отчета о проделанной работе. В конце соответствующего семестра курсовые работы защищаются каждым студентом посредством доклада с мультимедийной презентацией, возможной онлайн-трансляцией и обязательным обсуждением результатов работы в дискуссии с комиссией кафедры и своими товарищами-сокурсниками.

Начиная со II, и даже с I курса, студент может выбрать направленность своей практической деятельности, а следовательно, и научного руководителя курсовых работ. С действующим штатом преподавателей кафедры можно ознакомиться по электронному адресу: www.donnu.ru/phys/kt/staff. Если студент не проявляет инициативу в выборе темы исследования (и, соответственно, руководителя), то научный руководитель назначается решением кафедры. Конкретное задание, тема исследования для каждого студента формулируется руководителем с учетом пожеланий студента. После этого руководитель вместе со студентом формирует лист задания на работу с краткой постановкой задачи, исходными данными для ее решения, описанием ожидаемых результатов и календарным планом хода работы.

С III курса студенты разделяются на профильные группы. При их формировании учитываются пожелания и успеваемость учащихся. В учебном процессе появляются специализации по таким профилям:

· «Программирование информационных систем»,

· «Администрирование информационных систем»,

· «Информационные технологии в дизайне».

Наличие образовательных профилей влияет на направленность КР, о чём подробнее излагается в соответствующем разделе.

Студент выполняет курсовую работу самостоятельно, посещая плановые консультации, согласно календарному плану работ и встреч с научным руководителем. Студент должен выполнить работу и предъявить руководителю к установленному сроку:

- переплетенную ПЗ;

- файл ПЗ с именем, указывающим фамилию, имя и группу студента;

- исходные коды разработанного программного обеспечения (ПО).

1.2  Дипломная работа (ДР)

К концу IV курса все курсовые работы студента образуют фундамент для его дипломной работы (ДР), по результатам защиты которой специальная Государственная аттестационная комиссия (ГАК) принимает решение о присвоении студенту квалификации академического бакалавра.

Перед защитой ДР студенты IV курса сдают государственный экзамен, в который входят вопросы по нескольким предметам, изученным в бакалавриате. В совокупности госэкзамен и защита ДР называются государственной итоговой аттестацией (ГИА).

Студенты бакалавриата в начале IV курса вместе с научным руководителем формулируют тему ДР и оформляют лист заданий на весь учебный год. После этого тема ДР утверждается приказом ректора, и далее её изменить нельзя.

Необходимо различать понятия «дипломная работа» и «дипломный проект». Различие заключается в предмете исследования, т. е. в предметной области работы.

Предметы исследований ДР – это технологии, способы, бизнес-процессы, научные гипотезы, методы и т. д. для повышения эффективности управления выбранного студентом объекта, автоматизации работы объекта, улучшения условий труда на объекте, повышения безопасности функционирования объекта и т. п.

Например, студент в качестве объекта выбрал книжный магазин. Предметами исследования могут быть технологии автоматизации работы каталога или продажи книг через Internet и т. п. При этом студент должен провести анализ существующих в мире технологий ведения каталогов книг, анализ способов автоматизации продажи книг через Internet. В результате такого анализа должны быть предложены элементы новизны: модификация, дополнения к известным технология, способам, методам, бизнес-процессам и т. п. Именно в этом заключается актуальность ДР. Не следует объяснять актуальность ДР отсутствием каких-либо технологий на рассматриваемом объекте исследований, в частности в книжном магазине. Это актуально для книжного магазина, но не для ДР.

Подтверждение корректности и эффективности элементов новизны в предметной области должны сопровождаться или математическими расчётами, или рабочими проектами в виде компьютерных средств автоматизации, управления рассматриваемым объектом (в примере – книжным магазином).

Предмет исследований дипломного проекта – это чертежи, расчеты, пояснения конструкторских данных, программных кодов для функционирования объекта исследований. Дипломный проект создается выпускниками, обучающимися в технических учебных заведениях.

Например, разработка сайта для того же книжного магазина без исследований и элементов новизны в области технологий автоматизации представляет собой не ДР, а дипломный проект инженера-программиста технического вуза.

Студент, защищающий ДР на нашей кафедре и представляющий ее в виде дипломного проекта, не может претендовать на отличную оценку. Исправить ситуацию может только наличие документов, подтверждающих серьёзное реальное внедрение результатов работы.  

Процесс подготовки ПЗ дипломной работы к защите почти такой же, как и ПЗ курсовой. Формально ПЗ отличается лишь титульной страницей, а по сути – наличием в ПЗ ДР исследовательской части в предметной области.

Как видно из вышеизложенного, выполнение ДР, по сравнению с КР, требует значительных усилий и времени в анализе предметной области и проработке в ней элементов новизны. Поэтому настоятельно рекомендуем приступать к ДР с начала учебного года IV курса!

1.3  Магистерская диссертация (МД)

Студенты-магистранты в начале своего первого семестра вместе с научным руководителем формулируют тему МД и оформляют индивидуальный план работы на все два года магистратуры. После этого, в первом семестре, тема МД утверждается приказом ректора, и далее её изменить нельзя.

В индивидуальном плане по семестрам заполняются этапы научно-исследовательской работы магистранта. В разделе личных достижений указываются планируемые доклады на конференциях и научные публикации магистранта. Те, кто впервые готовит научную статью, могут воспользоваться рекомендациями по ссылке: http://tolstykh.com/edu/Doc/Рекомендации по написанию научных статей.doc.

В конце каждого семестра проводится аттестация. Магистрант должен подготовить краткий отчет о выполнении учебного плана и полученных научных, личных результатах. Отчет предоставляется в печатной форме и сопровождается выступлением на заседании кафедры компьютерных технологий.

Студенты кафедры обучаются по магистерской программе «Интеллектуальные информационные системы». Здесь предметная область МД – это применение и развитие технологий и методов, использующих элементы искусственного интеллекта в компьютерных системах, т. е. тех, которые могут выполнять творческие функции, традиционно считающиеся прерогативой человека. Это может быть интеллектуальный анализ данных (ассоциативные правила, прогнозирование, кластеризация и т. д.), экспертные и обучающие системы, системы поддержки принятия решений, в том числе в социальных и мобильных сетях, представление и обработка знаний (продукционные модели, семантические сети и т. д.), интеллектуальные агенты и роботы, обработка естественного языка и интеллектуальный поиск информации, оптимальный выбор, оптимальное управление, автоматическое управление объектами различной сложности, идентификация моделей объектов, процессов и т. д.

Подтверждение корректности и эффективности элементов новизны в предметной области должны сопровождаться или математическими расчётами, или рабочими проектами в виде интеллектуальных компьютерных систем.

При защите и оценке МД комиссия ГИА принимает во внимание ход аттестаций магистранта, соответствие представленных результатов предметной области программы магистратуры, а также наличие научных публикаций по теме работы и/или акта внедрения результатов работы.

Магистрант, защищающий МД без элементов искусственного интеллекта, не может претендовать на высокую оценку. Кроме того, и автор МД без научных публикаций также не может претендовать на отличную оценку. Исключением может быть наличие акта реального внедрения результатов работы на производстве.

Процесс подготовки ПЗ магистерской диссертации к защите почти такой же, как и ПЗ курсовой, дипломной работы. Формально ПЗ отличается лишь титульной страницей, а по сути – наличием в ПЗ МД исследовательской части в области интеллектуальных систем и публикацией материалов в научных изданиях.

Как видно из вышеизложенного, выполнение МД требует значительных усилий в освоении, применении интеллектуальных технологий, методов, а также публикации полученных научных результатов.

Настоятельно рекомендуем приступать к МД с начала первого учебного семестра! Имейте в виду, процесс публикации статей в научных изданиях может занимать около года.

1.4  Научное руководство

Курсовые и ВКР выполняются с помощью преподавателей, которые ведут соответствующие дисциплины. Курсовыми и дипломными работами бакалавров руководят преподаватели кафедры, магистерскими работами – преподаватели кафедры, имеющие учёную степень.

На научного руководителя возлагаются следующие обязанности:

· оказание помощи студенту в определении направления работы, уточнении содержания и темы, составлении задания на разработку, утверждение календарного графика выполнения этапов работы;

· помощь в подборе источников информации (книги, статьи, интернет-ресурсы);

· помощь в написании работы, просмотр ее по частям и в целом; студент обязан отчитываться о выполненной работе перед своим руководителем не реже одного раза в неделю. Научный руководитель сообщает о ходе выполнения работы на заседании кафедры;

· содействие в сборе и получении необходимых материалов (регистрации, пароли, аккаунты в ресурсах, открытых для использования студентами);

· написание отзыва на научную работу.

Отзыв научного руководителя должен показать, в какой мере студент справился с поставленной перед ним задачей, каков творческий уровень исследования, насколько правильно студент обобщил практический опыт работы, какие поставил новые вопросы и выдвинул предложения, направленные на улучшение (упрощение, полезность, доступность, устойчивость) разработанного программного продукта, какова его эффективность.

ОЦЕНИВАНИЕ И ЗАЩИТА РАБОТ

3.1  Процедура защиты

Защиты КР проводятся по академическим группам студентов и начинаются за две недели до зачетной сессии в том семестре, где предусмотрена их сдача. Защиты ДР и МД проводятся после экзаменационной сессии, включая госэкзамен, в соответствии с графиком, утверждённым ректором университета, по группам не более 12 человек в день. К этому времени должна быть готова не только сама работа, ПЗ, но и все необходимые сопроводительные материалы.

Курсовые работы не требуют наличия обязательных сопроводительных документов к ПЗ, а вот ДР и МД требуют.

Студент-выпускник бакалавриата должен к защите получить письменный отзыв руководителя на свою ДР с рекомендуемой оценкой. Магистрант-выпускник кроме отзыва руководителя должен получить и стороннюю (вне нашей кафедры) рецензию на свою МД. Возможные рецензенты заранее утверждаются кафедрой и деканатом. Узнать своего рецензента можно у научного руководителя.

Чтобы быстрее получить отзыв и рецензию на работу, рекомендуем заранее подготовить файл-проект отзыва и рецензии со всеми необходимыми данными о себе. С правилами оформления отзывов и рецензий можно ознакомиться в файле «Правила оформления КР, рецензии, реферата, отзыва. Брошюрование ВКР_2018.docx», расположенном в документах нашей кафедры по ссылке: www.vk.com/stud_reports.

До защиты каждая работа оценивается большим коллективом экспертов, начиная от научного руководителя и рецензента (для МД), включая ответственных (смотрите таблицу 1) за проверку обязательных элементов ПЗ в виде спец. частей (только для КР), корректности оформления ПЗ и наличия плагиата, заканчивая подписью заведующего кафедрой о допуске к защитам для ДР и МД.

Отметим важность научного руководителя, ведь именно он принимает первое и основополагающее решение о допуске студента, магистранта к защите. Допуск руководителя осуществляется, во-первых, не менее чем за 10 дней до защиты. Во-вторых, студент допускается, если содержание отчета соответствует выданному заданию, представлены и достаточно полно описаны все необходимые разделы, в том числе и листинги программ, а оформление ПЗ и программная реализация соответствуют установленным требованиям. В противном случае ПЗ с замечаниями руководителя возвращается студенту для доработки и устранения недостатков. В случае недопуска работы к защите, руководитель ставит в экзаменационной ведомости неудовлетвори­тельную оценку.

Кафедра проводит автоматическую проверку всех работ на плагиат. Для этого, не позднее чем за два дня до защиты, каждый студент должен выслать файл своего отчета на электронный адрес: plagiat.kt@gmail.com. Файл должен иметь название в виде фамилии и инициалов студента: «Фамилия И. О.doc». В файле должна находиться только оригинальная описательная часть работы – основная часть ПЗ без листа задания, реферата, списка использованных источников и всех приложений.

Прохождение каждого этапа проверки ПЗ отмечается подписью и оценкой (от «неудовлетворительно» до «отлично») соответствующего преподавателя, сотрудника кафедры на титульном листе ПЗ. Окончательная оценка выставляется комиссией после защиты студентом своей работы в виде доклада и обсуждений. Защиты, как правило, сопровождаются онлайн-трансляцией в Интернете. Родители студентов оповещаются заранее о ее дате и интернет-адресе.

Доклад ДР проводится в течение 4 – 5 мин., а МД – 5 – 7 мин. перед комиссией ГИА, включающей не только преподавателей кафедры, но и специалистов из других университетов. Конкретный состав комиссии утверждается ректором университета. Отчёты по ДР, МД хранятся на протяжении нескольких лет.

Защиты КР, ДР, МД осуществляются в присутствии всей группы студентов с использованием слайдов на мультимедийном проекторе (15–20 слайдов в среде MS PowerPoint):

· 1-й слайд – название работы, Ф. И. О. студента, профиль специализации, Ф. И.О. и звание руководителя;

· 2-й слайд – предмет и объект исследований;

· 3-й слайд – цель работы, задачи;

· следующие слайды – постановка задачи, методы ее решения, результаты;

· предпоследний слайд – выводы. Указать, есть ли публикации, внедрение;

· последний слайд – копия первого слайда (не делать «спасибо…»).

Далее комиссия и студенты-слушатели задают вопросы докладчику для полноценного представления о сути работы, её качестве и личном вкладе автора. Зачитываются отзыв руководителя (для ДР и МД) и мнение внешнего рецензента (для МД). Докладчик должен ответить на возможные замечания в отзыве и рецензии.

Окончательная оценка выставляется комиссией по итогам доклада студента с учетом его ответов на вопросы, корректности оформления ПЗ, а также процента плагиата, мнения руководителя, рецензента и хода аттестаций (для магистранта).

Комиссия также обращает внимание на следующие элементы в работе и докладе студента:

- глубина понимания рассматриваемых в работе проблем;

- качество обзора литературы по разрабатываемой теме;

- самостоятельность и творческий подход к проблеме;

- логика и четкость изложения, обоснованность выводов;

- умение вести диалог с оппонентами;

- полезность всей работы и степень её завершённости.

Студент может получить дополнительные баллы при наличии в его работе научных результатов, подтверждённых публикациями в научных изданиях (в том числе научных студенческих изданиях), либо за разработку и внедрение реального прикладного проекта, что должно удостоверяться соответствующим актом внедрения.

Наличие научных публикаций может не только повышать балл ВКР студента, но и дает выпускнику бакалавриата дополнительные баллы к рейтингу при поступлении в магистратуру (см. соответствующий документ в группе кафедры в сети «ВКонтакте»). Кроме того, наличие научных публикаций обеспечивает выпускнику магистратуры рекомендацию комиссии ГИА и приоритет при поступлении в аспирантуру ДонНУ для подготовки диссертации на соискание учёной степени кандидата наук.

3.2  Пересдачи

Студент, не представивший в установленный срок КР или не защитивший ее, считается имеющим академическую задолженность. Продление срока защиты устанавливается деканом факультета по согласованию с кафедрой.

Ситуация с задолженностями по ВКР (ДР или МД) регламентируется приказом ректора ДонНУ: URL: http://donnu.ru/umu/gia. В случаях, когда защита ВКР признается неудовлетворительной, государственная комиссия ГИА устанавливает, может ли студент представить к повторной защите ту же работу с доработкой или он обязан исследовать новую тему, определенную соответствующей кафедрой.

Повторное прохождение итоговых аттестационных испытаний назначается не ранее, чем через три месяца, и не позднее, чем через пять лет после прохождения ГИА впервые.

Повторные итоговые аттестационные испытания не могут назначаться более двух раз.

Дополнительные заседания государственных комиссий организуются после подачи заявления студента, не проходившего итоговых аттестационных испытаний по уважительной причине, в срок не позднее шести месяцев после завершения ГИА:

– студент подает заявление на имя председателя государственной комиссии с обоснованием переноса,

– заявление визирует декан факультета,

– руководитель ВКР описывает готовность работы к защите.

Окончательное решение о переносе защиты ВКР принимает председатель ГАК. Студентам, не проходившим итоговые аттестационные испытания по уважительной причине (медицинские показания, несчастный случай, смерть близких студента или другие исключительные случаи, подтвержденные документально), предоставляется возможность пройти их без отчисления из ДонНУ.

ОФОРМЛЕНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ (ОТЧЁТА)

4.1  Структура пояснительной записки (ПЗ)

ПЗ должна содержать такие структурные элементы:

· титульный лист;

· лист с заданием (в КР – вшивается, с. 2; в ДР (ВКР) – не вшивается в ПЗ; в МД – вшивается в ПЗ, заполняется с двух сторон);

· отзыв руководителя для ДР (не вшивается в ПЗ);

· сторонняя рецензия для МД (преподавателя с другой кафедры) (не вшивается в ПЗ);

· аннотация для ДР (ВКР) и МД (на английском и русском языках не вшивается в ПЗ);

· содержание (оглавление);

· описание сути выполненной работы;

· заключение;

· список используемых источников;

· приложения.

Все ПЗ курсовых работ могут сшиваться в любой переплет, а ДР и МД – только в твердый.

Правила, государственные и отраслевые стандарты Российской Федерации для оформления отчетов помещены в группу «Оформление отчетов» в сети «ВКонтакте» по ссылке: www.vk.com/stud_reports. Там находятся необходимые рекомендации, образцы документов, обсуждаются проблемы оформления ПЗ курсовых, дипломных и магистерских работ. Кроме этого, правила оформления ключевых элементов ПЗ с примерами приводятся и здесь, в разделах ниже.

4.2  Пример содержания (оглавления) ПЗ

Здесь приведен пример содержания ПЗ с кратким указанием материала, который должен быть представлен, и его приблизительного объема.

 

ВВЕДЕНИЕ                                          Всего 1–2 с.

Описать по существу: предмет исследований (технологии, процессы и т. д., которые далее применяются к объекту), объект исследований (конкретный прикладной объект) и актуальность работы. Из этого следует цель работы, из цели кратко формулируются задачи и методы их решения.

Краткое описание работы для общего знакомства с ней и её результатами.

РАЗДЕЛ 1. АНАЛИЗ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ Всего 5–15 с.

Состояние вопроса

Сделать обзор публикаций с анализом предметной области (ранее использованные процессы, технологии, метод и т. д.) и особенностей функционирования объекта. Указать, кто и как это делал [ссылки на литературу], положительные и отрицательные стороны, что сделано и не сделано.

Актуальность и цель работы

Сделать выводы из предыдущих разделов об актуальности развития предметной области и модернизации бизнес-процессов объекта. Из актуальности формулируется цель работы. Для достижения цели необходимо решить задачи, например изучить и модифицировать бизнес-процессы, методы, технологи, разработать новую модель, алгоритмы, написать ПО, протестировать, оценить качество, внедрить.

РАЗДЕЛ 2. ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ                      Всего 3–10 с.

2.1 Общие требования к программному продукту

Указать, на кого рассчитано ПО, какие задачи оно должно решать, какой функциональностью и интерфейсом должно обладать.

Функции продукта

2.4 Функциональные требования

РАЗДЕЛ 3. РАЗРАБОТКА … (название курсовой)    Всего 10–25 с.

3.1 Моделирование новых бизнес-процессов (начиная с 3-го курса)

Описать изменения в существующих бизнес-процессах для дальнейшей разработки и внедрения новых процессов, технологий, нового ПО и т. д. на объекте исследований.

Файловая структура проекта

Привести файловую структуру разработанного проекта. Описать функциональность и основное содержимое (классы, функции и т. д.) каждого файла. Описать входные, выходные данные файлов.

РАЗДЕЛ 5. ТЕСТИРОВАНИЕ И ВНЕДРЕНИЕ      Всего 3–10 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ А, Б и т. д.

Здесь находятся исходные коды, экранные формы и др.

Акт (справка) о внедрении (для ВКР).           

 

4.3  Правила оформления

4.3.1 Общие положения

Пояснительная записка должна быть выполнена на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210×297 мм). Размеры полей страницы: верхнего и нижнего – 2 см, левого – 3 см, правого – 1,5 см.

Текст ПЗ набирают с помощью текстовых редакторов через полуторный интервал шрифтом Times New Roman, размером 14 рt. Абзацы в тексте начинают с отступом, равным 1,25 см, без пропусков между абзацами, выравнивание текста по ширине.

Основные структурные части выпускных и курсовых работ: «СОДЕРЖАНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ», «ПРИЛОЖЕНИЯ» – начинаются с новой страницы, пишутся заглавными буквами, жирным шрифтом, выравниваются по центру. Общие требования к формату рубрик в КР, ВКР и МД вынесены в приложение Г.

Нумерация страниц пояснительной записки сквозная, начинается с титульного листа. Вторым листом является задание. Третьим листом в КР является аннотация. Номера страниц не ставятся на титульном листе, бланке задания на курсовую работу и аннотации. Номера страниц проставляются в правом верхнем углу страницы арабскими цифрами без точки и черточек.

В тексте ПЗ не допускается: сокращать обозначения единиц физических величин, если они употребляются без цифр, за исключением единиц физических величин в таблицах и в расшифровках буквенных обозначений, входящих в формулы и рисунки.

В ПЗ необходимо применять стандартизованные единицы физических величин, их наименования и обозначения согласно соответствующим стандартам.

4.3.2 Оформление титульного листа

Титульный лист является первым листом пояснительной записки. Оформлять его следует без рамки на белой бумаге формата А4 (210×297 мм).

Для написания на титульном листе:

– наименования вышестоящей организации;

– наименования вуза;

– слов «ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА»;

– наименования темы КР, ВКР;

– обозначения КР, ВКР применяется шрифт Times New Roman, размер 14 рt, все буквы прописные.

Наименование вуза, слова «ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА» оформляются полужирным шрифтом. Для всех остальных надписей используется шрифт Times New Roman, размер 12 рt, буквы строчные. Перенос слов в наименовании темы КР, ВКР не разрешается, точка в конце названия не ставится. При заполнении титульного листа при помощи текстового редактора подстрочный текст и линии убираются, за исключением подстрочной надписи «подпись и дата».

4.3.3 Оформление листа задания КР

Задание является вторым листом ПЗ. Выполнять его оформление следует без рамки на белой бумаге формата А4 (210×297 мм). Номер страницы на задании не проставляется.

Для написания:

– наименования вышестоящей организации,

– наименования вуза,

– слова «ЗАДАНИЕ»,

– наименования темы КР,

– обозначения КР применяется шрифт Times New Roman, размер 14 рt, буквы прописные.

Наименование вуза, слово «ЗАДАНИЕ» пишутся полужирным шрифтом. Для всех остальных надписей используется шрифт Times New Roman, размер 12 рt, буквы строчные.

Перенос слов в наименовании темы КР не разрешается, точка в конце названия не ставится. Если в наименовании темы фигурирует название предприятия, то оно указывается полностью, без аббревиатур.

4.3.4 Оформление аннотации

Аннотация является третьей страницей работы. Аннотация должна отражать тему, краткую характеристику работы, полученные результаты и их новизну, область применения, возможность практической реализации и т. д.; содержать сведения о количестве страниц, рисунков, таблиц, приложений, использованных источников.

Объем аннотации на одном языке должен составлять не более 1 страницы печатного текста. Номер страницы на аннотации не проставляется.

Слово «АННОТАЦИЯ» оформляется полужирным шрифтом Times New Roman, размером 14 рt, прописными буквами, симметрично основному тексту (по центру), без точки в конце.

Текст аннотации оформляется шрифтом Times New Roman, размером 14 рt, с абзацным отступом и полуторным интервалом (допускается одинарный).

Пример

Отчет о курсовой работе: 109 с., 45 рис., 14 табл., 2 прил., 12 источников.

Предмет исследования – …

Объект исследования – …

Цель работы – …

Методы исследования – …

В работе были использованы…

В результате решения задачи было разработано…

Может использоваться с…

Ключевые слова: APACHE, СЕРВЕР БАЗ ДАННЫХ MySQL, PHP, WEB-ПРИЛОЖЕНИЯ... (заменить на свои).

4.3.5 Оформление содержания

Содержание является четвёртой страницей работы.

Для удобства оформления элемента «СОДЕРЖАНИЕ» в текстовом редакторе можно использовать скрытую таблицу или таблицу с границами белого цвета. При использовании таблицы выравнивание в столбцах производится по левому краю.

Слово «СОДЕРЖАНИЕ» оформляется полужирным шрифтом Times New Roman, размером 14 рt, прописными буквами, симметрично основному тексту (по центру), без точки в конце.

Элементы «ВВЕДЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «ПРИЛОЖЕНИЯ», включенные в содержание, оформляются шрифтом Times New Roman, размером 14 рt, прописными буквами и не нумеруются.

Наименования разделов и подразделов основной части, включенные в содержание, оформляются шрифтом Times New Roman, размером 14 рt, строчными буквами, кроме первой, и нумеруются.

Структурные элементы «СОДЕРЖАНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ», «ПРИЛОЖЕНИЯ» не имеют номеров (см. п. 4.2). Заголовки этих структурных элементов оформляются полужирным шрифтом Times New Roman, размером 14 рt, прописными буквами, симметрично основному тексту (по центру), без точки в конце. Каждый вышеперечисленный структурный элемент начинается с нового листа.

4.3.6 Оформление разделов основной части

Основная часть отражает процесс решения поставленных задач и полученные результаты. Здесь приводятся данные, отражающие сущность, методику и основные результаты выполненного проекта (работы). Содержание разделов основной части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Наименование разделов основной части пояснительной записки определяет руководитель в зависимости от темы проекта (работы).

Основную часть ПЗ следует делить на рубрики – разделы, подразделы, пункты подразделов. Каждый пункт должен содержать законченную информацию. Уровень рубрикации текста (т. е. количество разделов, подразделов и т. д.) зависит от его объема и содержания. Каждый раздел основной части начинается с нового листа ПЗ.

Разделы (подразделы) основной части ПЗ должны иметь заголовки. Заголовки должны четко и кратко отражать содержание разделов (подразделов), их следует отделять от номера пробелом, без точки в конце. Все заголовки разделов ПЗ следует оформлять прописными буквами, не подчеркивая, полужирным шрифтом Times New Roman, размером 14 рt, выравнивать по центру. (см. приложение Г).

Подразделы в разделе отделяются от текста одной пустой строкой до названия пункта и после него. Заголовки пунктов пишутся с абзаца строчными буквами, жирным шрифтом (см. п. 4.2, приложение Г). В конце названия точка не ставится.

Подразделы должны иметь порядковые номера в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номеров раздела и подраздела, разделенных точкой (см. п. 4.2). Точки в конце номера подраздела не ставятся. Если в подразделе имеются пункты, то нумерация пунктов должна быть в пределах подраздела. Номер пункта состоит из номеров раздела, подраздела, пункта, разделенных точками. В конце номера пункта точка не ставится (см. п. 4.2, приложение Г).

Заголовки подразделов основной части ПЗ следует оформлять с абзацного отступа с прописной буквы, не подчеркивая, шрифтом Times New Roman, размером 14 рt. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. В заголовке не допускается перенос слова на следующую строку, применение римских цифр, математических знаков и греческих букв. Точки в конце заголовка не ставятся.

Не допускается перенос слов и размещение заголовка раздела (подраздела) в нижней части листа, если под ними помещается менее двух строк текста.

Между заголовком раздела и заголовком подраздела, а также между заголовком раздела (подраздела) и текстом пропускается одна строка, интервал – полуторный.

Сводные требования к написанию заголовков всех структурных элементов ПЗ даны в приложении Г.

 

 

4.3.7 Оформление уравнений и формул

Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку, выравнивая по центру. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Если уравнение не умещается в одну строку, то оно должно быть перенесено после знаков равенства «=», сложения «+», вычитания «–», умножения «×», деления «:» или других математических з



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.219.217 (0.166 с.)