Государственные гарантии и минимальные социальные стандарты в системе социальной защиты населения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственные гарантии и минимальные социальные стандарты в системе социальной защиты населения



В обществе рыночных отношений главную функцию соци­альной защиты берет на себя государство как главный субъект социальной политики и социальной работы.

Основные социальные гарантии закреплены в Конститу­ции РФ и находят свое подтверждение в социальной полити­ке. Они определены в ст. 7 Основного закона РФ: «В Россий­ской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанав­ливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается постоянная поддержка семьи, материн­ства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются го­сударственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».

На современном этапе просматриваются две основные функции в системе государственной социальной защиты:социальные выплаты и   система социального обслуживания одиноких, престарелых, инвалидов и другихподобных кате­горий, основанные на принципе заботы государства о соци­ально уязвимых членах общества и социальной благотвори­тельности. В то же время социальная защита должна рас­пространяться на все категории населения через систему социальных гарантий.

Социальные гарантии - это механизм долговременного действия, предусмотренные законом обязательства государ­ства, направленные на реализацию конституционных прав граждан. Основой государственных социальных гарантий должны стать минимальные социальные стандарты.

Минимальные социальные стандарты- это установлен­ные законодательством РФ нормы и нормативы, которые за­крепляют минимальный уровень социальной защиты, ниже которого опускаться нельзя.[2] Систему государственных мини­мальных стандартов составляют взаимосвязанные государ­ственные минимальные социальные стандарты в области:

1) оплаты труда;

2) пенсионного обеспечения;

3) образования;

4) здравоохранения;

5) культуры;

6) социального обслуживания;

7) жилищно-коммунального обслуживания.

Закрепляя в законе «О государственных минимальных стандартах» самый необходимый минимум социальных стан­дартов, государство делает обязательным их обеспечение для исполнительной власти на всех уровнях, а также для работо­дателей и предпринимателей всех видов собственности, причем не только государственной.

Минимальные пределы государственных гарантий подтвер­ждаются и другими законодательными актами, в том числе гражданским и трудовым кодексами, законами «О здравоох­ранении», «Об образовании», «О культуре» и др.

В качестве государственных минимальных стандартов в области оплаты труда устанавливаются:

- минимальный размер оплаты труда;

- единая тарифная сетка оплаты труда работников бюд­жетной сферы (ЕТС).

Минимальная заработная плата - это уровень заработной платы работника неквалифицированного труда, призванный обеспечить ему нормальные условия воспроизводства. Она устанавливается законодательством или специальным соглашением.

В ст. 37 Конституции РФ записано, что «каждый имеет право на труд и в условиях, отвечающих требованиям безо­пасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного феде­ральным законом минимального размера оплаты труда, а так­же право на защиту от безработицы».

Трудовой кодекс РФ (ст. 129) устанавливает, что «месячная опла­та труда работника, отработавшего полностью определенную на этот период норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности (норма труда), не может быть ниже установленного минимального размера оплаты труда».

Таблица №1 - Минимальный размер оплаты труда[3] (на 1 января; рублей; до 1998г.- тыс. руб.)

  1993 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005
Минимальный размер оплаты труда 4,3 63,3 83,5 83,5 83,5 83,5 200,0 300,0 450,0 600,0 720,0
Тарифная ставка (оклад) 1 разряда ЕТС по оплате труда работников бюджетной сферы (с учетом доплаты) 4,5 80,0 80,0 90,0 90,0 110,0 200,0 450,0 450,0 600,0 720,0

 

Минимальный размер оплаты труда имеет гарантирован­ный характер. Он выражается в том, что работающие вправе претендовать на определенный месячный уровень вознаграж­дения за свой труд. Этот уровень не снижается, если норма рабо­чего времени и нормы труда не выполнены не по вине работ­ника. В минимальный размер оплаты труда не включаются доплаты и надбавки, а также премии и другие поощритель­ные выплаты. Последние должны начисляться на заработ­ную плату, которая не может быть ниже установленного го­сударством минимального уровня. Неспособность предприя­тия выплачивать минимальную зарплату всем своим работникам является одним из признаков банкротства.

Величина минимальной заработной платы обычно опреде­ляется путем исчисления прожиточного минимума.Прожиточ­ный минимум - понятие, характеризующее минимум жиз­ненных средств, необходимых для нормального воспроизвод­ства рабочей силы и развития личности. Это показатель объе­ма и структуры потребления важнейших материальных благ и услуг на минимально допустимом уровне, обеспечивающем условия поддержания активного физического состояния взрос­лых, социального и физического развития детей и подрост­ков.

Для установления стоимостного показателя прожиточно­го минимума вводится понятие «бюджета прожиточного ми­нимума». Бюджет прожиточного минимума представляет со­бой стоимостную оценку натурального набора, а также вклю­чает расходы на налоги и другие обязательные платежи.

Прожиточный минимум рассчитывают по нормативам удовлетворения мини­мальных потребностей в товарах и услугах с учетом уровня цен, и должен соответствовать величине заработной платы.

Для определения абсолютного уровня прожиточного минимума наиболее точным является метод потребительской корзины. В состав такой корзины входят самые необходимые продукты для поддержания жизнедеятельности средней семьи.

Прожиточный минимум и бюджет прожиточного мини­мума могут быть использованы:

- в качестве базы для адресной социальной поддержки;

- в качестве целевых ориентиров при регулировании до­ходов и потребления малообеспеченных слоев населения;

- для оценки материальных и финансовых ресурсов, не­обходимых для реализации перспективных и текущих соци­альных программ, оказания целевой натуральной помощи малообеспеченным слоям населения;

- для обоснования размеров минимальной оплаты труда и трудовой пенсии по старости;

- в качестве одного из критериев малообеспеченности, дающих право на получение различного рода социальных выплат.

Если нет соответствия между величиной минимальной заработной платы и прожиточным минимумом, это свидетельствует об отставании экономического раз­вития страны. Соответствие минимальной заработной платы потребитель­скому минимуму возможно лишь при стабильной экономи­ческой ситуации и определенном высоком уровне производ­ства. В условиях кризиса экономики нашей страны минимальный размер оплаты труда и иных социальных выплат определяется исхо­дя из реальных экономических условий.

Следует отметить, что в последние годы минимальная за­работная плата, установленная законом, все менее соответ­ствует бюджету прожиточного минимума.

Таблица №2[4] - Величина прожиточного минимума в 1992-1999гг.

(в среднем на душу населения; рублей в месяц; до 1998г.- тыс. руб.)

Годы

Все население

Трудоспособное население

Пенсионеры

Дети

Соотношение среднедушевых доходов населения с величиной прожиточного минимума, процентов

1992

1,9

2,1

1,3

1,8

210

1993

20,6

23,1

14,4

20,7

220

1994

86,6

97,4

61,0

87,4

238

1995

264,1

297,2

186,2

268,6

195

1996

369,4

415,6

260,5

373,2

208

1997

411,2

462,4

289,9

415,1

229

1998

493,3

554,7

347,9

498,2

204

1999

907,8

1002,8

639,9

901,7

180

 

Таблица №3[5] - Величина прожиточного минимума в 2000-2004 гг. (в среднем на душу населения; рублей в месяц)

 

Все
население

в том числе по социально-демографическим
группам населения

Соотношение
среднедушевых денежных
доходов населения с
величиной прожиточного
минимума, процентов

трудоспособное население пенсионеры дети
2000 1210 1320 909 1208 188,5
I квартал 1138 1232 851 1161 162,7
II квартал 1185 1290 894 1182 182,9
III квартал 1234 1350 930 1218 189,7
IV квартал 1285 1406 962 1272 216,1
2001 1500 1629 1144 1499 204,1
I квартал 1396 1513 1064 1405 178,1
II квартал 1507 1635 1153 1507 195,8
III квартал 1524 1658 1163 1514 209,5
IV квартал 1574 1711 1197 1570 231,9
2002 1808 1968 1379 1799 218,3
I квартал 1719 1865 1313 1722 187,3
II квартал 1804 1960 1383 1795 207,1
III квартал 1817 1980 1387 1799 220,8
IV квартал 1893 2065 1432 1880 252,8
2003 2112 2304 1605 2090 244,8
I квартал 2047 2228 1554 2039 212,7
II квартал 2137 2328 1629 2119 230,1
III квартал 2121 2318 1612 2089 242,7
IV квартал 2143 2341 1625 2113 289,6
2004 2376 2602 1801 2326 266,9
I квартал 2293 2502 1747 2259 239,5
II квартал 2363 2588 1793 2313 250,6
III квартал 2396 2629 1816 2336 263,3
IV квартал 2451 2690 1849 2394 309,2

Сокращение разрыва между прожиточным минимумом и размером минимальной заработной платы должно происхо­дить поэтапно. По мере стабилизации экономики Правитель­ство должно индексировать минимальный размер оплаты труда к уровню прожиточного минимума.

В настоящее время заработная плата в России не выпол­няет своих главных функций: воспроизводственную и стимулирующую.

Минимальные социальные гарантии в области оплаты труда не будут действительны, пока не будет восстановлена эконо­мическая функция заработной платы. В плане социальной защиты это важно, поскольку заработная плата - категория не только экономическая, но и нравственная, призванная обес­печивать человеку определенный социальный статус в обществе.

Одной из главной минимальных социальных гарантий являются гарантии защиты от безработицы.

Реальные масштабы безработицы в России в разных ее формах огромны. Специалисты считают, что только скрытая форма безработицы (когда трое выполняют работу одного) достигает в границах бывшего СССР 37 млн. человек.

Таблица №4[6] - Численность экономически активного населения

  1992 1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005
 

Тысяч человек

Экономически активное население - всего 75060 70740 72332 71411 72421 72835 72909 73811
в том числе:                
занятые в экономике 71171 64055 65273 65124 66266 67152 67134 68603
безработные 3889 6684 7059 6288 6155 5683 5775 5208
Мужчины 39197 37338 37499 36905 36997 37206 37079 37511
в том числе:                
занятые в экономике 37161 33726 33754 33527 33709 34199 34177 34710
безработные 2036 3613 3745 3378 3288 3007 2902 2801
Женщины 35863 33401 34833 34506 35423 35629 35831 36300
в том числе:                
занятые в экономике 34010 30330 31519 31596 32557 32953 32958 33893
безработные 1853 3072 3314 2910 2866 2676 2873 2407
 

В процентах к итогу

Экономически активное население - всего 100 100 100 100 100 100 100 100
в том числе:                
занятые в экономике 94,8 90,5 90,2 91,2 91,5 92,2 92,1 92,9
безработные 5,2 9,5 9,8 8,8 8,5 7,8 7,9 7,1
Мужчины 100 100 100 100 100 100 100 100
в том числе:                
занятые в экономике 94,8 90,3 89,8 90,8 91,1 91,9 92,2 92,5
безработные 5,2 9,7 10,2 9,2 8,9 8,1 7,8 7,5
Женщины 100 100 100 100 100 100 100 100
в том числе:                
занятые в экономике 94,8 90,8 90,5 91,5 91,9 92,5 92,0 93,4
безработные 5,2 9,2 9,5 8,5 8,1 7,5 8,0 6,6

Безработица, с которой мы сейчас сталкиваемся, связана не с техническим прогрессом или кризисом перепроизводства, как это происходит циклически в рыночной экономике, а с факторами, обусловленными глубокими деформациями в развитии народного хозяйства. Если на Западе безработица возникает в условиях перепроизводства товаров и относительной узости рынка, результатом чего и является падение спроса на рабочую силу, то в наших условиях ситуация иная. Сокращение занятости в современной России связано в первую очередь с катастрофическим падением производства за годы реформ.

В ре­шении этой проблемы есть две стороны: создание экономических условий для максимальной занятости населения, с одной стороны, и государственная поддерж­ка - с другой.

Регулирование занятости - одно из главных направлений социальной политики. Вместе с тем решение этой проблемы в условиях рыночных отношений практически нереально. Показатели допустимого уровня безработицы, которые пыта­лись разрабатывать по регионам России, себя не оправдали. По мнению ученых, такие стандарты возможны лишь в сис­теме денежной помощи безработным и определяются зако­ном «О занятости населения в РФ» (1991 г.), в новой редак­ции (1996 г.).

Согласно Закону, степень возмещения потерянного зара­ботка пособием по безработице варьируется в диапазоне от 45% до 75% заработка работника, предшествовавшего уволь­нению, или в размере минимальной оплаты труда, если он не работал в течение 12 месяцев перед признанием его безработ­ным. Чем продолжительнее период безработицы, тем ниже степень возмещения утраченного заработка, тем значитель­нее экономические потери, тем больше ухудшается матери­альное положение безработного и его семьи.

Государство гарантирует безработным:

- выплату пособий по безработице;

- выплату стипендий в период профессиональной подго­товки, повышения квалификации, переподготовки по направ­лению органов службы занятости;

- возможность участия в оплачиваемых общественных работах;

- возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению орга­нов службы занятости;

- оплату в размере причитающегося пособия по безрабо­тице (стипендии) за счет средств фонда занятости периода временной нетрудоспособности в течение не более 12 меся­цев.

В России, несмотря на существование довольно прогрессивного Закона о занятости (минимальный период трудовой деятельности - 12 недель, пособие не ниже минимальной заработной платы и т.д.), выполнение социальных программ постоянно натыкается на хроническое недофинансирование - в частности, задержки выплаты пособий по безработице достигают в некоторых регионах нескольких месяцев.

Важным элементом социальной защиты населения являются программы трудоустройства и переквалификации. При введении в действие этих программ участвуют государство и предприниматели.

В общенациональном масштабе современное государство с целью уменьшения армии безработных пытается регулировать заработную плату на таком уровне, чтобы темпы ее роста были ниже от роста производительности труда. Для этого осуществляется “политика доходов”, активная кредитно-денежная политика и т.д.

Безработица порождает тяжелые социальные последствия, усиливая социальное неравенство, снижая социальный ста­тус, возникает социальную напряженность в обществе. Как показывают социологические опросы, безработица (особенно длительная) вызывает у людей неуверенность в бу­дущем и сопровождается увеличением нервно-психических и сердечно-сосудистых заболеваний, ростом алкоголизма, нар­комании, проституции и преступности.

Таблица №5[7] - Забастовки

Годы

Число
организаций, на которых
пpоходили забастовки

Численность работников, участвовавших в забастовках

Количество времени,
не отработанного участвовавшими в забастовках работниками, человеко-дней

Число
неотра-
ботанных дней в сpеднем
на одного участника забастовки

тыс. человек в сpеднем на одну организацию, человек тыс. в сpеднем на одну организацию
1992 6273 357,6 57 1893,3 302 5,3
1995 8856 489,4 55 1367,0 154 2,8
2000 817 30,9 37 236,4 289 7,6
2001 291 13,0 45 47,1 162 3,6
2002 80 3,9 48 29,1 364 7,5
2003 67 5,7 86 29,5 440 5,1
2004 5993 195,5 33 210,9 36 1,1
2005 2575 84,6 33 85,9 33 1,1

Таблица №6[8] - Число зарегистрированных преступлений (тысяч)

  1992 1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005
Зарегистрировано преступлений - всего 2761 2756 2952 2968 2526 2756 2894 3555
в том числе:                
убийство и покушение на убийство 23,0 31,7 31,8 33,6 32,3 31,6 31,6 30,8
умышленное причинение тяжкого вреда здоровью 53,9 61,7 49,8 55,7 58,5 57,1 57,4 57,9
изнасилование и покушение на изнасилование 13,7 12,5 7,9 8,2 8,1 8,1 8,8 9,2
разбой 30,4 37,7 39,4 44,8 47,1 48,7 55,4 63,7
грабеж 165 141 132 149 167 198 251 344
кража 1651 1368 1310 1273 927 1151 1277 1573
преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков 29,8 79,9 244 242 190 182 150 175
нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств 90,1 50,0 52,7 54,5 56,8 53,6 26,5 26,6
из них повлекшие по неосторожности смерть человека 17,5 14,4 15,4 15,5 16,1 17,6 16,0 15,7

В качестве государственных социальных стандартов в об­ласти пенсионного обеспечения устанавливаются минималь­ные размеры государственных пенсий.

Государственные минимальные стандарты в области образования пред­полагают:

- набор общедоступных и бесплатных услуг образователь­ных учреждений, финансируемых за счет средств бюджетов различных уровней;

- нормы и нормативы предельной наполненности классов и групп в государственных и муниципальных образователь­ных учреждениях и обеспеченности населения общедоступ­ными и бесплатными услугами;

 - нормы и нормативы социально-экономической поддер­жки обучающихся;

- норматив числа студентов, получающих бесплатное выс­шее профессиональное образование в государственных учеб­ных заведениях и размер стипендии.

Таблица № 7[9] - Минимальные размеры стипендии (в месяц)

  1993 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005
Минимальный размер стипендии:                      
студентам государственных, муниципальных вузов 4,3 63,3 167,0 167,0 167,0 167,0 200 200 200 400 400
студентам (учащимся) учреждений среднего специального и начального проф. образования 1,6 44,3 58,4 58,4 58,4 58,4 70 70 70 140 140

В Конституции РФ (ст. 41) определены минимальные со­циальные гарантии в области здравоохранения. Для оценки минимально допустимого уровня удовлетворения потребнос­тей в медицинской помощи используются показатели обеспе­ченности врачами, больничными койками, амбулаторными учреждениями на 1000 жителей в регионах.[10]

Одной из важнейших функций системы социальной за­щиты населения является социальное обслуживание, т. е. деятельность по оказанию различных видов услуг, предос­тавляемых в стационарных и нестационарных условиях в виде правовой, материальной, медико-реабилитационной, социаль­но-психологической и других видах помощи. Государствен­ные гарантии в области социального обслуживания определены законами «Об основах социального обслуживания населения в РФ», «О социальном обслужива­нии граждан пожилого возраста и инвалидов» и др.

До начала 90-х годов отрасли социального обслуживания населения были на дотации государства и лишь частично оп­лачивались потребителями. В настоящее время структура платных услуг населению резко возросла.

Специфическим видом государственных социальных га­рантий являются предоставление жилья и дотации населе­нию на его содержание. Сфера жилищно-коммунального хо­зяйства переводится на рыночные механизмы. Концепция этой реформы предполагает сохранение дотаций на содержание жилья. Дотирование остается как социальная поддержка не­защищенных групп населения.

Итак, минимальные социальные гарантии составляют основу системы социальной защиты населения в обществе рыночных отношений. Они устанавливаются государством в соответствии с законодательством и возможностями их финансового обеспечения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.240 (0.059 с.)