Обучение и повышение квалификации персонала  как условие эффективной работы предприятия: теоретико-методологическое обоснование 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обучение и повышение квалификации персонала  как условие эффективной работы предприятия: теоретико-методологическое обоснование



Содержание

Введение………………………………………………………………………..….8

1. Обучение и повышение квалификации персонала как условие эффективной работы предприятия: теоретико-методологическое обоснование………...12

1.1  Характеристика понятийного аппарата: обучение и составляющие              образовательного процесса…………………………………………….…12

1.2  Методологические основы создания системы непрерывного                    профессионального образования. Обоснование роли опережающей             профессиональной переподготовки рабочих кадров……………………14

1.3  Организация видов профессионального производственного обучения…19

1.3.1 Подготовка и переподготовка рабочих………………………………20

1.3.2 Обучение вторым профессиям и повышение квалификации………24

1.3.3 Повышение квалификации руководителей, специалистов и

   служащих…………………………………………………………………....27

1.3.4 Управление профессиональным обучением кадров…………….…29

2. Анализ системы обучения кадров на ОАО «Вологодский оптико-механический завод»………………………………………………………….…34

2.1 Краткая технико-экономическая и организационная характеристика   предприятия………………………………………………………………..34

2.2 Организация процесса обучения кадров на предприятии…….……..…37

2.3 Анализ количественного и качественного состава работников завода..43 

  2.4 Перспективы и основные направления работы в сфере подготовки и              переподготовки кадров. Оценка системы обучения ОАО «ВОМЗ»…...51

3. Технология совершенствования подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала ОАО «ВОМЗ»……………………………………….57

3.1 Совершенствование механизма управления качеством рабочей силы    на заводе: предложения и мероприятия…………………………………….57

3.2 Рекомендации по развитию профессионально-технического обучения    с учетом специфики предприятия…………………………………………..70

3.3 Использование зарубежного опыта при организации обучения           персонала………………………………………………………………………72

4. Приоритет качественной составляющей рабочей силы при оценке           экономической эффективности обучения персонала ОАО «ВОМЗ»…...…75

Заключение………………………………………………………………………..86

Список использованных источников……………………………………………91

Приложения ………………………………………………………………………95

Введение

В наш быстроменяющийся век профессиональное развитие персонала приобретает особое значение и становится неотъемлемым условием успешного функционирования любой организации. Сегодня главной задачей является преодоление сложившихся в прошлом несоответствий в подготовке кадров по профессиям и сбалансированном удовлетворении потребностей конкретного производства с учетом перспектив его развития в высококвалифицированных работниках. Приоритетность вопросов обучения и развития кадров обусловлена происходящим сегодня в мировой практике процессом смены концептуального подхода к бизнес-образованию, то есть необходимостью максимальной направленности на конкретную, практическую подготовку и переподготовку работников в соответствии с их «точечной» специализацией.

Гуманизация образования и общества, быстрое обновление знаний, интеграция научных дисциплин ставят на первое место проблему подготовки специалистов, способных переключаться с одного вида профессиональной деятельности на другой, совмещать различные трудовые функции.  Высококвалифицированному инженеру все чаще приходится принимать решения, требующие экономических знаний, знаний основ менеджмента и практического маркетинга, психологии и социологии. Изменения подобного рода влекут необходимость внесения корректив в систему профессиональной подготовки и обуславливают повышение значимости данного вопроса в рамках отдельно взятой организации.

Учитывая специфику российского рынка, особенностью которого являются быстрые и частые изменения внешней и внутренней среды предприятия, можно констатировать, что развитие системы профессионального обучения в организации определяет не только успешность ее развития, но и выживаемость. Сегодня не столько службы занятости, сколько руководство отдельного предприятия призвано решать вопросы: как в современных условиях организовать обучение, по каким профессиям вести подготовку и переподготовку, каким должно быть материально-техническое обеспечение, где найти источники финансирования.

 По данным Министерства труда и социального развития на март 1998 г. в России требовалось подготовить, переподготовить, повысить квалификацию и провести различные формы адаптационного обучения 18-20 млн. работников организаций всех форм собственности. На совещании Комиссии по организации подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ от 16 сентября 1997 г. отмечалось, что в переподготовке и дополнительном обучении только в области управления нуждается свыше 4 млн. менеджеров разных уровней, обучение прошли не более 12% [15, С.32].

Об актуальности совершенствования технологии обучения персонала свидетельствует и то обстоятельство, что кадровый потенциал современной компании (как важнейший стратегический фактор ее успеха) не допускает спонтанного и непродуманного экспериментирования – последствия неправильного управления человеческими ресурсами трудноустранимы и наиболее разрушительны. В этой связи важно следующее – хотя российские фирмы в последнее время стали менять свое отношение к профессиональному обучению сотрудников (становится более масштабным, квалифицированным, системным, заранее планируемым, ориентированным на долгосрочные цели), в то же время некоторые из них в погоне за количеством используемых программ забывают о качестве обучения своего персонала.

 Еще один аспект значимости решения проблемы – оценка эффективности обучающих программ. Обучение кадров – дорогостоящий процесс с так называемым отложенным эффектом. Вопрос расчета экономической и социальной эффективности профессионального обучения вызывает наибольшие споры как среди теоретиков, так и среди практиков. До сих пор многие руководители не видят прямой зависимости между обучением и ростом эффективности деятельности предприятия. Это связано, прежде всего, с тем, что процесс оценки экономической эффективности сопряжен со многими методологическими трудностями и может быть только приблизительным. Отечественные работодатели, сталкиваясь с отсутствием утвержденной и апробированной нормативной базы расчетов экономической эффективности, не стремятся вкладывать в образование кадров большие финансовые ресурсы. Поэтому столь необходимо качественное и продуманное обоснование целесообразности вложения денег в обучение персонала.

Решением проблемы автор считает профессиональный подход к разработке целостной системы управления процессом подготовки и переподготовки работников современного предприятия.

  Цель дипломной работы – на основе оценки системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала ОАО «ВОМЗ» разработать технологию совершенствования обучения кадров, обеспечивающую гибкое соответствие профессиональных знаний и практических навыков работников завода изменяющимся и усложняющимся требованиям производства, а также обосновать экономическую эффективность и социальную значимость предлагаемых мероприятий.

  Достижение этой цели требует постановки и решения следующих задач:

1) изучив статистические материалы, справочную и научную литературу по теме, изложить теоретические и методологические основы обучения кадров, в частности особенности организации отдельных видов профессионального производственного обучения;

2) изложить свою точку зрения по дискуссионным вопросам, касающимся подготовки и переподготовки кадров предприятия;

3) на основе собранного и систематизированного статистического материала дать технико-экономическую и организационную характеристику объекта исследования;

4) используя соответствующие научные методы обработки и анализа информации, провести анализ качественного и количественного состава работников предприятия, изучить основные направления работы ОАО «ВОМЗ» в области обучения;

5) выявив и обозначив существующие проблемы и недостатки действующей на заводе системы обучения, разработать – в рамках совершенствования механизма управления качеством рабочей силы на ОАО «ВОМЗ» – технологию оптимизации подготовки и переподготовки кадров завода;

6) с учетом специфики объекта исследования дать конкретные рекомендации по дальнейшему развитию профессионально-технического обучения работников предприятия, указать на положительный зарубежный опыт;

7) в рамках предлагаемой модели выполнить расчет экономической эффективности обучения кадров ОАО «ВОМЗ» и показать возможные социальные последствия от внедрения предлагаемых мероприятий.

Таким образом, объектом исследования в дипломной работеявляется персонал ОАО «Вологодский оптико-механический завод»; предметом исследования – существующая система подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников предприятия как основа для разработки новой, более эффективной, системы обучения.

Дипломная работа состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографического списка и приложений. Каждая глава отражает содержание поставленных автором задач. Методологической и теоретической основой написания работы послужила специальная учебная и периодическая литература по исследуемой проблеме. Также были использованы данные учета и отчетности отдела кадров, бюро обучения персонала, отдела труда и зарплаты ОАО «ВОМЗ» и др.

Основу методики анализа, используемой в дипломной работе, составляют следующие методы обработки статистической информации: количественной и качественной оценки, экономической оценки, метод сравнительного анализа, метод группировок.

 

 

Завода

Как было отмечено выше, численность персонала завода составляет 2455 человек. Отдел управления кадрами, а именно бюро обучения «ВОМЗ», ведёт учёт числа обученных кадров, работников, которые повысили квалификацию, прошли переподготовку, а также учёт финансовых затрат на эти цели.

Анализ количественного и качественного состава работников предприятия позволит дать оценку их соответствия потребностям, а также выявить тенденции в качественном изменении кадров. Прежде всего, проанализируем данные по количеству работников, которые повысили квалификацию, прошли подготовку и переподготовку в учебных заведениях и на заводе (табл.2.2).

Из данных табл.2.2 видна, прежде всего, общая положительная динамика: по сравнению с 2003 г. число обученных работников завода выросло на 11% (272 против 244 человек). Во-вторых, на протяжении трёх лет удельный вес обученных рабочих кадров увеличивается по отношению к общему количеству работников предприятия, прошедших подготовку, переподготовку и повышение квалификации. Благоприятная тенденция также наблюдается в области переподготовки и получения второй профессии. Стоит отдельно отметить существенный рост в 2005 г. числа обученных на курсах целевого назначения работников завода (206 против 100 человек в 2003 г.).

Таблица 2.2

Количество обученных работников ОАО «ВОМЗ» в 2003-2005гг

Обучено человек 2003 год 2004 год 2005 год % обученных в 2005г к 2003г
 новых рабочих 12 24 20 167
повышение разрядов (по рабочим) 55 64 18 33
вторая профессия 16 14 20 125
ПТК (по инженерно-техническим работникам и специалистам) 48 149 - -
КЦН 100 - 206 206
УКК 13 9 8 62
Итого в течение года 244 260 272 111

Более показательными являются данные, представленные в табл.2.3 и отражающие распределение численности всего персонала «ВОМЗ» (включая ИТР, специалистов и руководящих работников), прошедшего обучение в 2005 году, с учетом затрат по видам обучения.

Анализируя данные таблицы, можно отметить, что в 2005 г. было уделено значительное внимание повышению квалификации, причем не только рабочих кадров (57 человек или 27%). Акцент был сделан на ИТР и специалистах, большая часть которых повышала квалификацию без отрыва от производства (62% по данному виду обучения). Исходя из того, что существует взаимосвязь роста производительности труда за счёт повышения квалификации, можно предположить, что это положительно скажется на деятельности предприятия в последующие годы. Отметим, что, в конечном счете, можно рассчитывать не только на рост объёма выпускаемой заводом продукции, но и улучшение ее качества, которое также напрямую зависит от повышения квалификации персонала «Вологодского оптико-механического завода».

  Основываясь на изучении показателей финансовых расходов, можно заключить, что наиболее затратным для ОАО «ВОМЗ» является обучение новых рабочих и рабочих за пределами предприятия (в УКК). Поэтому число обученных таким образом не столь велико (20 и 8 человек соответственно).

Проводимыми исследованиями установлена связь профессиональной подготовки и текучести кадров. По мере роста профессионального образования изменяются мотивы текучести кадров. При низком уровне профессионального образования особенно часты увольнения из-за нарушений трудовой дисциплины и плохих отношений с администрацией, а также из-за неудовлетворённости характером выполняемой работы. Наиболее подвержены текучести рабочие, не прошедшие профессиональной подготовки; на втором месте – получившие специальную подготовку на производстве; выпускники же ПТУ представляют собой наиболее стабильный контингент [9, с.15-16].

 

 

Таблица 2.3

Численность и затраты по видам обучения на ОАО «ВОМЗ» в 2005 г.

Виды и категории обученных

Количество прошедших обучение Затраты на обучение одного работника, руб

 новые рабочие

20 6997

 вторая профессия и

 переподготовка

20 4269

 повышение квалификации (групповое и индивидуальное), в том числе:

- рабочих

- ИТР и специалистов без отрыва от производства

- ИТР и специалистов с отрывом от производства

  215 57   133   25   - 27   211   3196

обучение за пределами предприятия, в том числе:

- руководителей и специалистов

- рабочих (УКК)

  52 44  8   - 2425 5050

специалистов и руководящих работников, в том числе:

 - по вопросам СМК

  134 108                                  нет данных

прочие статьи расходов на обучение:

- работа по подготовке кадрового резерва руководителей среднего звена

- руководство стажировкой специалистов (4 человека)

    40000 6139
Итого по обучению персонала в 2005 г:

441

1344859
       

 В свою очередь, потребность в обучении персонала во многом зависит и может быть установлена, исходя из анализа динамики движения кадров. Прежде всего, рассмотрим ситуацию за 2002-2005гг и рассчитаем динамику следующих показателей: 1) коэффициент оборота по приёму рабочих; 2) коэффициент оборота по выбытию рабочих, а точнее, коэффициент текучести кадров (когда не учитывается категория выбывших по сокращению штатов).

Динамика движения кадров, в том числе по категориям персонала, на ОАО «Вологодский оптико-механический завод» представлена в таблице 2.4.                                

Таблица 2.4

                         Динамика движения кадров ОАО «ВОМЗ» в 2002-2005 гг

Показатели: 2002г 2003г 2004г 2005г
1 среднесписочная численность 2633 2677 2614 2455
2 прием 770 565 625 624
3 увольнение 737 737 664 697

В том числе:

3.1 Рабочие

прием 498 330 381 337
увольнение 486 443 423 412

3.2 Специ- алисты

прием 54 90 92 99
увольнение 48 111 97 101

3.3 Руково-дители

прием 32 21 17 25
увольнение 32 35 29 27
4 коэффициент оборота по приёму, % [стр2:стр1] 29,2 21,1 23,9 25,4
5 коэффициент теку-чести (выбытие), % [стр3:стр1] 28,0 27,5 25,4 28,4

Как следует из таблицы, на фоне общего снижения численности работников завода (увольнение опережает прием) наиболее сложная ситуация складывается с движением рабочих кадров. Причем после относительно стабильного 2002 г. наблюдается заметный спад: в 2003 г. отмечен сильный разрыв между показателями приема и выбытия в пользу второго по всем категориям работников «ВОМЗ», особенно рабочим (-113 человек). Далее можно говорить о некотором улучшении (коэффициент оборота по приему растет за счет специалистов и руководителей при прежних высоких показателях увольнения). Таким образом, текучесть находится на том же высоком уровне (показательны цифры движения специалистов). Положительная динамика характерна только для группы руководящих работников «ВОМЗ», но их доля в общей численности персонала предприятия невелика, и на рост объемов производства данная категория влияния не оказывает.

Проведенный анализ движения кадров позволяет рассчитать коэффициент покрытия потребности в рабочей силе, обусловленный реализацией программ обучения (отношение числа рабочих мест, заполненных обученными работниками, к количеству вакантных рабочих мест за период). Его величина по группе рабочих в 2003 г. (с учетом данных таблицы 2.2) составляет:

Кп = (20: 113) · 100% = 17,7%

То есть в 2003 г. за счет обучения потребность в рабочих кадрах покрыта только на 17,7 % от желаемого уровня (для сравнения в 2005 г. – на 26,7 %).

Несмотря на выявленные закономерности и взаимосвязь между динамикой числа обученных, анализом затрат и движением (текучестью) кадров «ВОМЗ», с одной стороны, и оценкой обучающей деятельности завода – с другой, по этим цифрам невозможно в полной мере судить о потребностях предприятия в подготовке, переподготовке и повышении квалификации своих работников.

Наиболее наглядно эта потребность определяется с помощью профессионально-квалификационной структуры рабочих кадров. Однако, как было установлено, группировка рабочих кадров по уровню квалификации в масштабах всего завода не проводится; также отсутствует систематизированная информация об образовательных пропорциях персонала «ВОМЗ». Это обстоятельство существенно затрудняет анализ потребности в обучении и видение перспектив развития кадров. Единственным доступным источником информации, позволяющим анализировать профессиональный уровень и подготовленность (но только одной категории работников завода) является средний разряд рабочих.

Рассмотрим и сопоставим средний разряд работ и рабочих по основному производству на «Вологодском оптико-механическом заводе»

Из данных табл. 2.5 видно, что на протяжении 2003, 2004 и 2005 годов средний разряд работ по основному и вспомогательному производству выше среднего разряда рабочих. Но в тоже время разность между средним разрядом работ и средним разрядом рабочих уменьшается из года в год. В 2003 г. она равна 0,12, в 2004 г. – 0,11, в 2005 г. указанная разность составила уже 0,08. Следовательно, количественная необходимость повышения квалификации рабочих кадров завода постепенно уменьшается.                                                                                                                                                                                

Таблица 2.5

 Средний разряд работ и средний разряд рабочих основного производства

 на ОАО «ВОМЗ» за 2003-2005 года

Наименование 2003г 2004г 2005г 2005г к 2003г (+, –)
1. Средний разряд рабочих на начало года 3,44 3,5 3,56 0,12
2. Средний разряд рабочих на конец года 3,5 3,56 3,68 0,18
3. Средний разряд рабочих 3,47 3,53 3,62 0,15
4. Средний разряд работ по основному производству 3,59 3,64 3,7 0,11
5.  Коэффициент квалификации (стр3: стр4) 0,97 0,97 0,98 -

 

 Основываясь на вышеприведенной информации, рассчитаем число рабочих, которым следует повысить квалификацию, по формуле (1):

где Чр.к – численность рабочих, которым надо повысить квалификацию;

Чр.о.п – общая численность рабочих по предприятию;

Рработ – средний разряд работ;

Ррабочих – средний разряд рабочих.

Чр.к 2003 = (3,59-3,47) · 1566 =188 человек

Чр.к 2004 = (3,64-3,53) · 1662 = 183 человека

Чр.к 2005 = (3,7-3,62) · 1460 = 117 человек.

Таким образом, к 2005 году количество рабочих основного и вспомогательного производства ОАО «ВОМЗ», нуждающихся в обучении (повышении квалификации), снизилось примерно на 71 человека (в сравнении с 2003 годом). Тем не менее, в некоторых цехах предприятия разряд рабочих существенно выше разряда работ (табл.2.6).

                                                                                                    Таблица 2.6

Средний разряд работ и рабочих в цехах 101, 110 и 114 завода

Цех № Средний разряд работ Средний разряд рабочих Коэффициент квалификации
101 3,7 4,1 1,11
110 3,05 3,7 1,21
114 3,54 3,9 1,1

Тогда необходимости в дополнительном обучении нет, но появляется другая проблема: когда квалификационный уровень рабочих превышает требования производства, возникает опасность утраты интереса к работе, для рабочих этих цехов отсутствует возможность полной реализации своих знаний и способностей. В итоге может снизиться интенсивность и производительность труда.

2.4. Перспективы и основные направления работы в сфере подготовки и переподготовки кадров. Оценка системы обучения ОАО «ВОМЗ»

Помимо основной деятельности по организации различных видов обучения работников, отдел подготовки кадров завода ежегодно устраивает конкурсы, призванные стимулировать повышение профессионального мастерства рабочих предприятия и способствовать развитию их практических навыков и умений. В частности, проводятся конкурсы «Лучший фрезеровщик», «Лучший токарь среди молодых рабочих», «Лучший маляр» и др.

В целях развития управленческих знаний руководящих работников завода в 2006 году планируется организация Корпоративного кадрового конкурса «Молодой руководитель 2006г». Заявки на участие подали 30 работников. Программа, разрабатываемая бюро обучения, предусматривает проведение конкурса в 3 этапа. Первый этап – тестирование участников (тест К.Левина «Лидер-руководитель») – проводился в декабре. Второй этап предполагает работу в группах (сформировано 5 групп по 6 участников). В рамках второго тура, до конца февраля, группы занимаются разработкой проектов на заданную тему с последующей презентацией. В этом году тема звучит так: “Разработка системы ускорения адаптации молодых работников предприятия”. Наконец, заключительный этап – собственно оценка индивидуального выполнения претендентами конкурсных заданий (ролевые игры-тренинги «Переговоры», «Риск»; задание «Папка руководителя»; мозговой штурм; деловая игра «Предприятие», включающая выдвижение гендиректора, заключение трудовых контрактов, кризис предприятия).

Также завод сотрудничает с Всероссийским научно-исследовательским институтом сертификации, направляя своих сотрудников (ИТР, специалистов и руководящие кадры) на организуемые на базе ВНИИС практические семинары. Так, ОАО «ВОМЗ» отправил заявки на участие в следующих из них:

22-23 ноября 2005г – «Оценка и повышение результативности системы менеджмента качества»;

14 февраля 2006г – «Технологическая подготовка производства изделий приборостроения в современных условиях»;

1-3 марта 2006г – III специализированный форум «NEOELECTRON ICS», включающий цикл научно-практических семинаров.

Своих сотрудников ОАО «ВОМЗ» периодически отправляет на консультационные семинары по вопросам законодательства, организуемые Московским Центром корпоративных стратегий.

Содержание будущей работы отдела обучения кадров «Вологодского оптико-механического завода» рассматривается как составная часть политики качества предприятия и деятельности по повышению эффективности управления персоналом. Ежегодно формулируются цели отдела управления кадрами и составляется отчет об их достижении. На рис.2.2 представлены цели отдела управления кадрами ОАО «ВОМЗ» в области качества на 2005г.

Рис. 2.2 - Цели отдела в области качества на 2005 г.

 

 

Отчет о достижении целей за 2005 год

Цель 1 достигнута. В 2004 г. фактические затраты на подготовку персонала составили 1131526 руб., в 2005 – 1344859 руб.Таким образом, увеличение затрат к 2004 г. произошло на сумму 21333 руб., или 18,9%.

Цель 2 достигнута. Совместно с филиалом Северо-западной академии государственной службы организованы следующие мероприятия:

1) в феврале – апреле 2005 г. были проведены научно-исследовательские работы по теме «Разработка и внедрение модели подбора в перспективный резерв руководителей среднего звена» и создан Банк данных перспективного резерва кадров из числа молодых специалистов без опыта руководящей работы, из работников завода, обучающихся на вечернем и заочном отделениях вузов, и студентов 4-5 курсов, работающих на заводе неполный рабочий день;

2) в период с 05.12 по 23.12.2005 подготовлен и проведен 1 этап (заочный) кадрового конкурса с перспективным резервом руководителей среднего звена.

Цель 3 достигнута. В 2005 г. прошли обучение на курсах повышения квалификации «Менеджмент организации» СПбГИЭУ (филиал в г. Вологде) 4 человека: начальник бюро планово-производственного отдела, заместитель начальника цеха, инженер по подготовке производства и экономист по сбыту.

По сравнению с 2005 годом структура целей в области качества, разработанная на 2006 года, претерпела значительные позитивные изменения (была расширена до 4-х пунктов) и представлена ориентировочно на рис.2.3.

В целом, подводя итог, можно говорить о наличии на заводе ряда негативных моментов, присущих многим предприятиям данной отрасли, и о некоторых конкретных противоречиях и недостатках развития системы обучения, сложившихся на ОАО «ВОМЗ» в силу действия неблагоприятных общепроизводственных факторов и тенденций. К первой группе стоит отнести:

- несбалансированность рабочих мест и трудовых ресурсов (при внедрении нового оборудования старые рабочие места остаются; поэтому при значительном условном высвобождении численности реального сокращения потребности в рабочих кадрах не происходит);

Рис.2.3 – Структура целей отдела управления кадрами на 2006 г.

- в целом недостаточный уровень удовлетворения потребностей производства (с учетом перспектив его развития) высококвалифицированными работниками – острая нехватка токарей, фрезеровщиков, наладчиков и т.д.;

- часто потенциал личности ниже потенциала должности (серьезное отставание уровня профессиональной подготовленности рабочего от темпов развития производства в условиях бурного развития и технологического усложнения последнего);

- профессионально-квалификационная структура рабочей силы (как и по машиностроительным предприятиям в целом) является жесткой и мало восприимчивой к изменениям;

- основная масса работников, руководствуясь выработанными установками, не заинтересована в дальнейшем обучении и росте продуктивности труда;

- в современных условиях затруднены и слабо проводятся мероприятия по профориентации на рабочие (инженерные) специальности;

- нет условий для всестороннего развития личностного потенциала человека, отсутствует систематическое развитие профессиональных качеств в соответствии с долгосрочными задачами работы предприятия.

Вследствие этого проявляются специфические и частные недостатки, говорящие об отклонениях в развитии системы обучения завода:

· невысокая доля обучающихся в совокупной численности работающих на предприятии (в 2005 г. – всего 18%);

· незначительная доля молодых специалистов и высококвалифицированных рабочих (высокий процент текучести этих категорий работников);

· отдел кадров ежегодно сталкивается с проблемой подготовки резерва на замещение рабочих и специалистов высокой квалификации;

· отсутствие зарубежных стажировок (по данным за 2003-2005 гг);

· велика доля изношенного и устаревшего учебного оборудования, в целом материально-техническая база предприятия не соответствует современным стандартам обучения персонала.

Также существуют явные пробелы в обеспечении необходимых условий и проведении мероприятий со стороны собственно бюро обучения и всего отдела кадров ОАО «ВОМЗ». В частности, в ходе проведенного исследования были выявлены следующие проблемы:

1) формально-технический подход к работе: сотрудники бюро отвечают исключительно за организацию процесса обучения, но неспособны четко выделить приоритеты в его содержании и направлении, то есть нерешенным остается вопрос о целостности программ и методик обучения кадров;

2) отсутствие системного контроля знаний (если ведется, то исключительно локальный, то есть на уровне отдельного цеха, отдела),

3) не разработана методика объективной оценки эффективности обучения, которая строилась бы на анализе качественных изменений и улучшений в работе обученного персонала;

4) все материалы по подготовке и переподготовке кадров имеются лишь на бумажных носителях (папки и подшивки без должной систематизации) – не создана единая компьютеризированная система учета обученных сотрудников, дающая возможности глубокого анализа тенденций и оперативного поиска нужных данных;

5) преобладает количественный подход к изучению структуры прошедших подготовку и переподготовку работников (число обученных и сдавших на разряд, затраты и др.) вместо качественного анализа структуры, то есть: 

-  не ведется учет обученных кадров по полу, возрасту;

- нет данных по уровню их образования и должностям;

- отсутствует анализ профессионально-квалификационной динамики кадров.

  Таким образом, обобщая перечисленное выше, можно сформулировать главную проблему в системе обучения кадров ОАО «ВОМЗ»: при анализе процесса обучения не задействуются качественные критерии его оценки, в работе бюро обучения кадров не хватает глубокого аналитического подхода. И, как следствие, невозможно четко определить:

1) оптимальный уровень затрат на подготовку и переподготовки кадров;

2) потребности завода в обучении кадров и обеспечить их удовлетворение в полном объеме;

3) перспективы и стратегические направления работы по повышению эффективности обучения, своевременно реагировать на негативные тенденции в развитии процессов профессионального развития персонала завода.

Решение этой проблемы предполагает, во-первых, определение технологии совершенствования, во-вторых – разработку критериев и расчет эффективности обучения, исходя из его качественных составляющих. Этому посвящены следующие разделы работы.

 

 

3. Технология совершенствования подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала         ОАО «ВОМЗ»

Рекомендации по развитию профессионально-технического обучения с учетом специфики предприятия

Учитывая то обстоятельство, что объектом внимания является промышленное предприятие, целесообразно отметить еще ряд специальных мероприятий по совершенствованию профессионально-технического обучения работников, которые могли бы улучшить функционирование системы подготовки и переподготовки кадров предприятия и работу завода в целом. В частности, представляется полезным следующее.

1. Пересмотреть содержание учебных программ на предмет соответствия их содержания потребностям рабочего места:

- для технологического персонала основного производства;

- ремонтного персонала;

- для технологического персонала вспомогательных цехов.

2. Поэтапный переход на методы активного обучения. Причем, наряду с активным освоением новых форм организации учебного процесса (моделирование производственных ситуаций, организация дискуссий, деловые игры), применять такой метод обучения, как анализ и обсуждение образцов изделий и машин, проектов технического перевооружения рабочих мест и др. Организация на этой основе тематических выставок.

 3. Подготовить сценарии для съемок учебных видеофильмов на темы:

-  производство ремонтных работ в условиях повышенной опасности;

-  производство оптико-волоконной и прочей высокоточной продукции;

- производство работ на котельных установках;

- изготовление лакокрасочной продукции и проч.

 4. При наличии видеотехники отснять видеофильмы по указанным сценариям с условием его обязательного просмотра вновь поступающими на завод.

5. Увеличить количество семинаров среди руководящих работников и специалистов по курсу «Психология взаимоотношений и этика поведения руководителя». В целом для данных категорий полезно усиление в содержании обучения блока экономики и управления.

6. Установить единый день недели для работы общезаводских комиссий.

7. Ввести в систему, что присвоение 5 и выше квалификационного разряда возможно при наличии 2-ой профессии.

8. Организовать на договорных началах с учебно-курсовым комбинатом изготовление собственными силами тренажеров, электрифицированных схем, макетов, видеофильмов и прочих наглядных пособий.

9. Ввести по возможности дополнительные учебные аудитории в цехах.

10. Допуская возможность индивидуальной формы подготовки кадров в цехах, активно использовать формирование групп рабочих родственных профессий, а также практиковать удлинение срока комплектования учебных групп до 2-х месяцев.

Совершенствование методической составляющей обучения

Наличие на предприятиях и в организациях подготовленных в соответствии с современными требованиями нештатных преподавателей теоретического обучения является одним из обязательных условий эффективной работы по подготовке и повышению квалификации рабочих кадров. Осознание этого требует плановой и целенаправленной работы по улучшению качественного состава этой категории специалистов.

Качество подготовки квалифицированных рабочих во многом зависит от уровня методической работы, организуемой отделом подготовки кадров. Поэтому следующим предполагаемым мероприятием является проведение методической работы в различных организационных формах. К ним относятся:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 476; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.98.13 (0.113 с.)