Цели, задачи, направления и методы государственного регулирования бизнеса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цели, задачи, направления и методы государственного регулирования бизнеса



правовой конкуренция контроль бизнес

Государственное регулирование бизнеса - это комплекс мероприятий форм и методов государственного влияния на деятельность субъектов предпринимательства с целью создания нормальных условий их функционирования и развития, ослабления отрицательных тенденций, вызываемых коммерческой деятельностью осуществляемых предприятиями в условиях рыночных отношений. Комплекс форм и методов государственного регулирования, либо влияния на малый и средний бизнес.

Содержание государственного регулирования малого и среднего бизнеса определяется целями государственного регулирования экономики, среди которых следует выделить следующие:

1 устойчивый экономический рост;

2 высокий уровень занятости;

3 низкий уровень инфляции;

4 устойчивое финансовое положение;

5 справедливое распределение доходов;

6 стабильность внешнеэкономической деятельности.

Реализация целей государственного регулирования малого и среднего бизнеса осуществляется постановкой и решением конкретных задач:

7 создание правовых основ функционирования рыночного хозяйства;

8 обеспечение развития предпринимательской инфраструктуры;

9 обеспечение соблюдения правил конкуренции;

10оказание содействия предпринимательской деятельности.

Исходя из целей и задач государственного регулирования малого и среднего бизнеса можно предложить следующую классификацию его направлений:

1) формирование правовой базы предпринимательской деятельности;

2) защита конкуренции и ограничение монополистической деятельности;

)   защита прав потребителей;

)   регламентирование трудовых отношений и поддержание социального партнерства;

)   формирование налоговой системы и перераспределение доходов;

)   перераспределение ресурсов;

)   регулирование цен и тарифов;

)   государственная поддержка отдельных видов бизнеса;

)   государственное регламентирование внешнеторговой деятельности;

)   регулирование валютного курса.

Методы государственного регулирования бизнеса разделяются на косвенные (экономические) и прямые (административные).

К косвенным методам регулирования относятся денежно-кредитная, бюджетная, налоговая и внешнеэкономическая политика.

. Денежно-кредитная политика основывается на регулировании реального предложения денег в экономике, т.е. денежной массы. Основными инструментами, которыми оперирует Центральный банк, являются учетная ставка, норма обязательных резервов и операции по покупке-продаже государственных ценных бумаг на открытом рынке.

. Проведение бюджетной политики позволяет реализовать три основные функции - фискальную, регулирующую и распределительную. Фискальная функция позволяет государству создавать денежную базу функционирования государственного аппарата; функция регулирования предусматривает проведение определенной политики в экономической сфере; распределительная функция несет в себе возможность активного государственного регулирования в социальной сфере.

. Налоговая политика является важнейшей составляющей в системе методов государственного регулирования и определяет возможности бюджетной политики. Экономическая и фискальная функции налогов связывают воедино обязанности предпринимателей и государства. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством:

1 налоговых проверок;

2 получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора;

3 проверки данных учета и отчетности;

4 осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);

5 других форм, предусмотренных НК РФ.

В целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств.

Важнейшим инструментом воздействия налоговой системы на развитие экономики являются льготы, которые могут быть региональными, селективными, общефедеральными. Формы налоговых льгот - налоговые кредиты, пониженные ставки, отсрочка уплаты, особенности определения налоговой базы.

. Внешнеэкономическая политика как косвенный метод государственного регулирования малого и среднего бизнеса включает в себя три основные группы инструментов: общие, направленные на усиление позиций в мировой экономике; специальные, направленные на развитие определенных видов деятельности; стимулирующие, направленные на прямую поддержку государством экспорта.

Косвенные (экономические) методы воздействуют на субъекты малого и среднего бизнеса не прямо, а посредством влияния на их экономические интересы. Эти методы прямо не запрещают, не ограничивают деятельность, но позволяют предпринимателям принимать решение о целесообразности расширения, сохранения или прекращения своего бизнеса в изменяющихся под воздействием государства экономических условиях.

К прямым методам регулирования относятся правовые методы, система ценообразования, режим квотирования, политика доходов, лицензирования.

. Правовые методы распространяются на государственное регулирование организационно-правовых форм малого и среднего бизнеса. В соответствии с Конституцией РФ организации в зависимости от форм собственности могут быть государственными, муниципальными, частными, общественными или организациями со смешанной формой собственности. Юридические лица подлежат государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 №129-ФЗ. Данные государственной регистрации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Для регламентации отношений организаций со своими контрагентами, гражданами и государством законодательством предусмотрены организационно-правовые формы, определяющие вид и способ построения организации в зависимости от формы собственности, способа формирования капитала, масштабов организации. Основополагающим документом, регламентирующим организационно-правовые формы, является ГК РФ, содержащий подробно разработанную систему норм о юридических лицах и следующие организационно-правовые формы организаций:

1. Хозяйственные товарищества и общества. В свою очередь, хозяйственные товарищества подразделяются на:

- полное товарищество;

товарищество на вере (коммандитное товарищество);

Хозяйственные общества имеют следующие разновидности:

акционерное общество открытого типа;

акционерное общество закрытого типа;

общество с ограниченной ответственностью;

общество с дополнительной ответственностью

2. Производственные кооперативы;

3. Государственные и муниципальные унитарные предприятия;

.   Некоммерческие организации.

. Система ценообразования используется наиболее часто, особенно в области регулирования монополистических рынков. В настоящее время в системе государственного регулирования ценообразования действуют следующие нормативные акты:

1 Указ Президента РФ «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» от 28.02.1995 №221;

2 Постановление Правительства РФ «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» от 07.03.1995 №239;

3 Федеральный закон «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» от 14.04.1995 №41-ФЗ;

4 Постановление Правительства РФ «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен на газ и сырье для его производства» от 15.04.1995 №332;

5 Постановление Правительства РФ «Вопросы Федеральной службы по тарифам» от 09.04.2004 №204;

6 Постановление Правительства РФ «Об утверждении положения о Федеральной службе по тарифам» от 30.06.2004 №332;

7 Постановление Правительства РФ «Об утверждении положения об основах государственного регулирования тарифов на железнодорожном транспорте и правил предоставления исключительных тарифов на железнодорожном транспорте» от 15.12.2004 №787;

• Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» от 30.12.2004 №210-ФЗ. Основной блок принятых документов относится к сфере регулирования цен на товары организаций-монополистов, - это свидетельствует о том, что на подавляющем большинстве товарных рынков действует режим конкуренции.

. Применение режима квотирования характерно для внешнеторговой деятельности и реализации некоторых товаров на внутреннем рынке.

. Политика доходов находит свое выражение в установлении минимального уровня оплаты труда, прожиточного минимума, уровня оплаты нетрудоспособности работника и других выплат социального характера.

. Лицензирование относится к наиболее действенным методам поддержки и регулирования государством отдельных видов деятельности, связанных с потенциальной угрозой жизни, здоровью населения и безопасности государства. Процесс лицензирования в Российской Федерации регулируется в настоящее время: Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 №128-ФЗ, в котором предусмотрено лицензирование более 100 видов деятельности; Гражданским Кодексом РФ (часть первая, ст. 49); федеральными законами, регулирующими отраслевые виды деятельности; постановлением Правительства РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 11.02.2002 №135 и другими постановлениями Правительства РФ, которыми утверждены положения о лицензировании отдельных видов деятельности.

Лицензирование определяется как целый комплекс мероприятий:

8 предоставление лицензии;

9 переоформление документов, подтверждающих наличие лицензии;

10приостановление действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов в связи с нарушением лицензионных требований и условий;

11возобновление или прекращение действия лицензий;

12аннулирование лицензий;

13контроль лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий;

14ведение реестров лицензий;

15предоставление в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании.

Суть прямых административных методов состоит в том, что через комплекс обязательных для исполнения субъектами хозяйственной деятельности требований и распоряжений государство проводит необходимую для него политику в той или иной области экономики. Субъекты экономики принимают решения не на основании самостоятельного экономического выбора, а под воздействием предписаний органов власти.

Таким образом, в данном параграфе рассмотрены сущность, цели и методы государственного регулирования бизнеса.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 84; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.69.255 (0.01 с.)