Исследовательская работа, для выявления оценки эффективности развития творческих способностей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исследовательская работа, для выявления оценки эффективности развития творческих способностей



 

Для того, чтобы оценить эффективность развития творческих способностей в сфере дополнительного образования» нами было проведено исследование во Дворце Детского (юношеского) творчества Фрунзенского района г. Санкт-Петербург.

Было опрошено 40 респондентов, воспитанники спортивно-технического отдела (20 человек) и воспитанники хореографического отдела (20 человек). Средний возраст детей - 13-15 лет.

Опрос проводился на основе предварительно разработанной анкеты (Приложение 1).

Целью первого вопроса анкеты было выяснение, есть ли у воспитанников хобби. На данный вопрос 100% опрошенных ответили положительно.

С помощью следующего вопроса выяснялось, какое именно хобби увлекает воспитанников больше всего. Распределение ответов на данный вопрос в спортивно-техническом и хореографическом отделах представлено в таблице 2.1.

Таблица 2.1 - Хобби воспитанников

Ответ Спортивно-технический отдел (СТО), чел. Хореографический отдел (ХО), чел.
Компьютер 8 7
Спорт 6 5
Общение 2 3
Дизайн 1 1
Стрельба 1 0
Рисование 1 0
Литература 1 0
Хореография 0 4

 

Исходя из данных таблицы, в Спортивно-техническом отделе самое распространённое увлечение компьютер - 40%, спорт - 30%, были так же названы дизайн, стрельба, а в Хореографическом более чем у половины также хобби является спорт, компьютер и общение.

Процентное соотношение различных хобби у воспитанников представлено на рисунке 2.1.

 


Рисунок 2.1 - Хобби воспитанников СТО и ХО, %

 

Распределение ответов на вопрос №3: «Нравится ли вам ваше творческие занятия в кружках ДДЮТ или это решения ваших родителей?» представлено в таблице 2.2.

 

Таблица 2.2. - Распределение ответов на вопрос «Нравятся ли вам ваши творческие занятия в кружках ДДЮТ или это решения ваших родителей?»

Ответ Спортивно-технический отдел (СТО), чел. Хореографический отдел (ХО), чел.
Нравятся и решение родителей здесь ни при чем 13 14
Не нравятся, это было решением родителей 2 1

 

Процентное соотношение ответов на вопрос представлено на рисунке 2.2.

 

Рисунок 2.2 - Результаты ответа на вопрос «Нравятся ли вам ваши творческие занятия в кружках ДДЮТ или это решения ваших родителей?», %


Таким образом, в СТО 90% учащимся нравиться заниматься в своих кружках и решение родителей здесь ни при чем. Чуть меньше 10% считаю, что их заставляют родители.

В хореографическом отделе 95% воспитанников нравятся их занятия и только 5% посещают их по настоянию родителей.

Распределение ответов на вопрос «Удовлетворен ли ты работой, проводимой твоим педагогом?» представлено в таблице 2.3. и на рисунке 2.3.

Таблица 2.3. - Распределение ответов на вопрос «Удовлетворен ли ты работой, проводимой твоим педагогом?»

Ответ Спортивно-технический отдел (СТО), чел. Хореографический отдел (ХО), чел.
Нашел общий язык с преподавателем 7 4
Очень доволен преподавательской работой 12 16
Затрудняюсь ответить 1 0

 

Как видно из таблицы, большинство учеников довольны работой преподавателя.

В СТО около 35% нашли общий язык с преподавателем, 60% очень довольны преподавательской работой, проводимой им. 5% - затруднились ответить на вопрос.

В ХО 20% удовлетворены преподавателем. 80% очень довольны.

 

Рисунок 2.3. - Распределение ответов на вопрос «Удовлетворен ли ты работой, проводимой твоим педагогом?»%


Далее рассмотрим распределение ответов на вопрос «Оцени на сколько важны занятия в кружках для развития твоих творческих способностей (по 10-ти бальной шкале)?»

В СТО считают, что работа в кружках важна для развития творческих способностей (6,3 балла), в ХО занятиям придают большую важность (8 баллов из 10) (рисунок 2.4.).

 

Рисунок 2.4 - Оценка по 10-бальной шкале важности занятий в кружках для развития творческих способностей

 

Таким образом, проведенный опрос, показал, что в большинстве случаев, подросткам нравится заниматься в кружках, они удовлетворены работой преподавателя и считают важными свои занятия для развития творческих способностей.

Для того, чтобы выявить, насколько в действительности развиты творческие способности воспитанников, им был предложен тест Гилфорда (Приложение 2).

Данный тест был разработан в 1967 году психологом Джоем Полом Гилфордом и заключается в том, что испытуемому дается две минуты на то, чтобы придумать как можно больше вариантов альтернативного использования обычных вещей. Стулья, кофейные кружки, кирпичи и так далее. Например, скрепку можно использовать как сережку, запонку, закладку, ей можно предохранять провода наушников от запутывания и перезагружать роутер. Каждый раздел предназначен для проверки того или иного измерения творческих способностей.

Выполнение задания должно продемонстрировать уровень развития дивергентного (нестандартного) мышления испытуемого. Речь идет о том, чтобы открыть совершенно абсурдные, но и, в то же время, рациональные связи, которые могут иметь место в любой системе.

Общее время для выполнения всего задания составляет три минуты. Если на перечисление возможностей в первом разделе испытуемому потребуется меньше одной минуты (максимум 10 возможностей), необходимо засечь время и перейти к следующему разделу.

Результаты тестирования представлены на в таблице 2.3 и на рисунке 2.5.

Таблица 2.5. - Результаты теста Гилфорда

Уровень развития творческого мышления Спортивно-технический отдел(СТО), чел. Хореографический отдел (ХО), чел.
Низкий 6 4
Средний 10 14
Высокий 4 2

 

Как видно из таблицы, у большинства подростков в обеих группах преобладает средний уровень развития творческого мышления. Графически результаты теста представлены на рисунке 2.5.

Как видно из рисунка, в спортивно-техническом отделе 30% набрали не более 20 баллов, 50% набрали не более 40 баллов, и 20% набрали чуть больше 50 баллов. 60 баллов не набрал ни один из участников. В этой группе преобладает средний уровень нестандартного мышления. Это нормальная величина творческого мышления для подростка.

В хореографическом отделе 20% достигли 20 баллов, 70% набрали от 20 до 40 баллов, 10% набрали до 60 баллов. Одна из участниц набрала все 60 баллов, что говорит о высокой способности к нестандартному творческому мышлению. И также как и в другой группе у них преобладает средний уровень творческого мышления.

 

Рисунок 2.5 - Уровень развития творческого мышления подростков по результатам теста Гилфорда, %

 

Творческое мышление неотъемлемо связано с воображением, поэтому в процессе исследования подросткам был предложен тест на определение его развития (Приложение 3). Результаты теста представлены в таблице 2.6.

 

Таблица 2.6. - Результаты теста на уровень развития воображения

Уровень развития воображения Спортивно-технический отдел (СТО), чел. Хореографический отдел (ХО), чел.
Низкий 2 1
Средний 12 10
Высокий 6 9

 

Более наглядно результаты теста представлены на рисунке 2.6.

 


Рисунок 2.6. - Уровень развития воображения у подростков по результатам теста, %

 

В СТО показатели таковы: 60% имеет среднее воображение. 30% имеют высокий уровень развития воображения и 10% учащиеся со слабым уровнем фантазии и воображения.

В ХО 50% учащиеся имеют средний результат, 45% имеют высокий уровень творческого воображения, и 5% с низким результатом работы воображения.

Таким образом, необходимо отметить, что в хореографическом отделе у воспитанников воображение развито несколько лучше, нежели в спортивно-техническом.

Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы:

. Большинство подростков самостоятельно заинтересованы в посещении кружков, посещают их с удовольствием и довольны работой преподавателя.

. В среднем подростки считают, что занятия в кружках имеют достаточно большое влияние на развитие их творческого мышления.

. Результаты проведенного тестирования показали, что большинство подростков имеют средний и высокий уровень развития творческого мышления и воображения. В связи с этим, встает необходимость разработки рекомендаций по совершенствованию процесса развития творческих способностей подростков.

 

2.3 Рекомендации по совершенствованию процесса развития творческих способностей подростков путем создания фотовыставки в сфере дополнительного образования

 

С целью совершенствования творческих способностей подростков нами был разработан проект фотовыставки. Фотография является одним из действенных методов, так как позволяет подростку работать с визуальными образами, в которых происходит соединение объективного и субъективного, реального и нереального, истинного и обманчивого; прошлого, настоящего и даже будущего

Портреты участвуют в создании и поддержании образа «Я», образа своей семьи, социального окружения, фотография несёт в себе коммуникативный заряд и может активно участвовать в реализации творческого потенциала своего автора, в его самореализацию.

Цель фотовыставки - проявление собственной индивидуальности, творческих взглядов.

Задачи фотовыставки:

развитие творческого потенциала у подростка,

повышение целостности личности,

рефлексия своего внутреннего мира и адекватного его выражения, осознание роли «ближнего» и «дальнего» социума в своей жизни,

осмысление особенностей своего мировосприятия и мировоззрения.

Также фотография поможет подростку лучше узнать свои сильные стороны, открыть новые грани своей уникальной личности; взглянуть на себя и других людей без критики, с любовью и пониманием; стать более уверенным, получить огромный ресурс жизнелюбия.

Рассмотрим основные этапы организации фотовыставки:

.Выделение серии работ, сделанных в ходе занятий по фотоискусству, учитывается композицию, тематику, творческую идею и т.д.

. Определение количества работ. Количество фотографий допустимо не более 2 на учащегося, стандартного размера 10*15, любого цветового изображения - черно-белые или цветные.

. Подбор подходящего помещения с ярким освещением.

. Оформление стендов (основной фон оформляется черным, затем фотографии и информация о названии и авторе работы аккуратно прикрепляются к стенду.

. Срок проведения выставки 1 неделя.

Смета расходов представлена в таблице 2.7.

Таблица 2.7 - Смета расходов на проведение фотовыставки «фото - отражение чувств, надежд, фантазий»

1. Изготовление фотографий 10*15 (80 шт.) 240,00 руб.
2. Изготовление афиши фотовыставки 15,20 руб.
3. Приобретение расходных материалов для оформления выставки 299,20 руб.
ИТОГО: 554,40 руб.

Программа фотовыставки:

Формы работы: мини-лекции, упражнения и различные формы работы с фотографией, индивидуальная, парная и групповая работа. В течение этих занятиях ребята знакомятся с художественной фотографией.

Занятие.

Вводное слово. Знакомство с воспитанниками.

Мини-лекция.

«Фото - отражение чувств, желаний, надежд, фантазий автора и способ зафиксировать «волшебные мгновения», психологический механизм воздействия».

7 января 1839 г. изобретатель Луи Дагер впервые публично продемонстрировал перед французскими учеными и художниками изображения, полученные на серебряных пластинках. Это были снимки-миниатюры: вид Лувра, башни собора Парижской богоматери, набережная Сены, уголок мастерской художника. Был найден способ светописи, воспроизведения предметов с помощью использования законов оптики и химии. Так художник Дагер совместно с изобретателем гелиографии Ж. Ньепсом положил начало фотографии. Первая фотография называлась дагерротип, по имени ее создателя.

Сразу же возникла проблема взаимоотношения фотографии и искусства. По поводу светоизображений художник П. Деларош представил записку в Академию наук, в которой подчеркивал возможности, открываемые фотографией перед искусством: «Живопись умерла с этого дня». Немецкий журнал «Кunstblatt» придерживался противоположного мнения: «Вообще говоря, открытие фотографии имеет высокое значение для науки и весьма ограниченное для художества».

В вышедшей в Париже (1966 г.) книге Мишеля Ф. Брева «Век фотографии» приводятся слова Ламартина по поводу первых фотоснимков: «Это - искусство, призванное сотрудничать с солнцем!» Ныне фотография действительно стала видом искусства со своими специфическими особенностями. Фото способно осуществить ту мечту гётевского Фауста, за которую он отдал душу Мефистофелю: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно»! Фотография запечатлевает навечно факт жизни.

Работа с готовыми фотографиями. (Показ подборки фотографий и обсуждения с учениками: что они видят, какие чувства у них вызывают данные фотографии).

занятие.

Мини-фотосессия. Ученикам предлагается придумать композицию на любую тему и сделать фотографию. Данное задание направлено на сиюминутное выявление творческой фантазии.

Участник кратко описывает свою композицию, что изображено на фотографии, что этим хотел показать.

Далее остальными учащимися дается оценка данной фотографии.

Домашнее задание - принести фотографии, начиная с ранних лет до настоящего времени. (Около 5-8 шт.).

. Тема занятия «Фотография - моя биография».

Обсуждение-беседа «Какие мы есть, и какие мы хотим быть. Какие у нас есть положительные качества и отрицательные».

Работа с фотографиями, которые принесли учащиеся. Каждый участник, показывая фотографии должен рассказать о тех моментах жизни, которые изображены на фотографиях. Рассказ о своих чувствах и описание ситуаций прошлого и настоящего.

Домашнее задание - принести фотографии своей семьи, друзьях и сделать краткий рассказ о членах семьи, друзьях.

. Тема занятия: «Мой фотоальбом: семья, родственники…».

Выступления участников. Показ фотографий и рассказ о своей семье.

Обсуждение с ребятами о роли семьи.

Домашнее задание сфотографировать своего лучшего друга или подругу и на обратной стороне фотографии написать что он, она значит для вас.

. Тема занятия «Что значит дружба».

Обсуждения на тему «Что значит настоящий друг», бывает ли настоящая дружба, что она значит для каждого.

Каждый участник показывает фотографию своего друга, подругу и читает рассказ о нем.

Домашнее задание: Отдать сделанные фотографии своим друзьям.

. Тема занятия: «Я, как представитель определенной профессии»

Обсуждение на тему будущих профессий. «Кем я хочу стать и почему»

Домашнее задание: найти и сфотографировать все, что связано с любимой профессией. Главное будет учитываться оригинальность фото своей будущей профессии.

. Тема занятий «Мои чувства».

Мини-лекция о типах характера. Какие бывают типы личности, к какому типу характера относится каждый участник.

Работа с фотографиями. Показ фотографий и обсуждения «Какие чувства она вызывает у участников и почему».

Домашнее задание: подобрать фотографии, найти готовые или сделать самому, которые бы отражали характерные чувства, эмоции для участника.

. Тема занятий: «Фотограф и модель».

Мини-фотоссесия. Каждый участник-фотограф их однокружковцы-модели. Главная задача - работа с моделями. Фотограф сам придумывает композицию, образы, движения моделей. Главное показать проявление личной индивидуальности и слаженную работу с коллективом.

. Тема занятия - Документальная фотография

Лекция - все о документальной фотографии, отличия документальной фотографии от художественной.

Документальная фотография направлена на фиксирование объективной реальности, ее ценность - в запечатлении сиюминутности жизни, буквальности изображения. В каждой семье сейчас существует фотолетопись семьи, технические средства фотографии свели до минимума затраты человеческих усилий для получения достоверного изображения: каждый желающий может фиксировать избранный им объект - жанры фоторепортаж, фотопублицистика.

Художественная же фотография представляет собой обобщенное художественное отражение действительности, облеченное в форму конкретного индивидуального явления.

Жанр документальной фотографии появился в конце XIX века. Благодаря развитию технических возможностей мастеров фотодела становилась все больше. Нашедшие свое призвание в документальной фотосъемке в большинстве своем выпускали иллюстрированные фотоальбомы, как правило, на этнографическую тему. Конечно, описываемый нами жанр в то время был мало похож на документальную фотографию нынешней эпохи. Если сегодня при слове «фотодокументалистика» мы представляем рассказ на злободневную тему, то в конце XIX века это было скорее обстоятельное повествование.

Пример тому - работы Питера Генри Эмерсона. Этот британский мастер и теоретик фотографии, последние два десятилетия XIX века фотографировал жителей и пейзажи Восточной Англии. В его изложении это был уголок, не тронутый безжалостной рукой прогресса, которая несла с собой разрушение привычного образа жизни.

Документальная фотография - это, как правило, серия снимков на определенную тему, выполненных в хронологическом порядке. Трудно припомнить хотя бы одну документальную работу, состоящую из единичной фотографии. Жанр характерен также наличием текста, описывающего предмет изображения, место и время. Текст может быть как минимальным, так и развернутым и принадлежит обычно руке самого фотографа. Интересно, что работа над документальными проектами не подразумевает какого-либо ограничения по времени. К примеру, фотоисследования Эдварда Кертиса, снимавшего жизнь американских индейцев, длились десятилетиями.

Далее после лекции участниками осуществляется выход на территорию учреждения и проба документальной фотографии.

. Тема занятия «Натюрморт и пейзаж - жанровые темы фотографии».

На данном занятии учащиеся знакомятся с работами известных фотохудожников и использованными в них средствами выразительности; знакомятся с видами освещения и правилами работы над созданием художественной фотографией; учатся выполнять съёмку на жанровые темы (пейзаж, и натюрморт), используя свет как изобразительный язык фотографии; учатся использовать в работах приёмы работы цветом и тоном как средством образно-эмоционального выражения; развивают умения анализа содержания фотографического произведения, исходя из принципов художественности, наблюдательность, терпение, внимание, полученные навыки и знания при создании собственных фоторабот;

Домашнее задание: выполнить фотопейзажи в разное время суток, используя различные виды освещения.

Итогом всех занятий является фотовыставка лучших работ. Фотовыставка объединена общей идеей и разделена по тематике. Первая тема - художественная фотография, в которую войдут фотографии учащихся, сделанных в ходе занятий. Вторая тема - документальная фотография.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 940; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.172.249 (0.045 с.)