Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специфика архитектурных сооружений г. Далматово.

Поиск

Архитектура (или зодчество) - это система зданий и сооружений, формирующих пространственную среду для жизни и деятельности людей, а так же само искусство создавать эти здания и сооружения в соответствии с законами красоты.[53, 32]. Каждое из сооружений имеет определенное назначение: для жизни или труда, отдыха или учебы, торговли или транспорта и так далее. Все они прочны, удобны и необходимы людям - это их обязательные свойства. Но есть у этих сооружений и зданий и другие важные свойства - красота и способность вызывать у зрителей определенные чувства и настроения. Именно эти качества и делают архитектуру искусством, и, как всякий вид искусства, архитектура тесно связана с жизнью общества, его взглядами и идеологией. Лучше по архитектуре здания и ансамбли запоминаются как символы стран и городов. Всему миру известны, например, Кремль в Москве, Эйфелевая башня в Париже. [53, 32].

Людей, которые создают здания и сооружения, называют архитекторами (в переводе с греческого «архитектор» - главный строитель). Архитекторы создают здания, сооружения, целые поселки и города не только целесообразные и удобные для жизни и деятельности, но и одновременно красивые и эмоционально воздействующие на человека. Иначе говоря - функциональные, конструктивные и эстетические качества (польза, прочность, красота) в архитектуре взаимосвязаны.

Различают три вида архитектуры:

Первый - архитектура объемных сооружений. Она включает жилые дома, общественные здания (школы, театры, магазины и другие), промышленные сооружения (заводы, фабрики и другие).

Второй вид - ландшафтная архитектура. Она, главным образом, связана с организацией садово-паркового пространства. Это городские скверы, бульвары и парки с «малой» архитектурой — беседками, мостиками, фонтанами, лестницами.

Третий вид архитектуры - градостроительство. Оно охватывает создание новых городов и поселков, реконструкцию старых городских районов. Градостроитель должен выбрать территорию, наметить, где разместятся жилые, общественные и промышленные зоны и, связывающие их, транспортные магистрали, предусмотреть возможность дальнейшего расширения города. Он должен подумать и о красоте будущего города, о сохранении исторических памятников, о месте новых городских ансамблей.

Язык архитектуры богат и сложен. И только при согласованном использовании всех средств и приемов архитектурной композиции возникает яркий, художественно выразительный архитектурный образ.[53,35]

Архитектурный стиль           исторически сложившаяся совокупность художественных средств и приемов, проявляется в способах организации пространства, выборе характерных, при данной эпохе, архитектурных форм, их пропорций и декоративных украшений. [4, 15]. Или, другими словами, стиль - совокупность основных, наиболее типичных, признаков, которыми определяются специфические особенности архитектуры данного народа, данного времени. [4, 15].

Различают следующие архитектурные стили: Романтический стиль, Готика, Классицизм, Барокко.

1) Стиль Барокко.

Итальянское слово «Барокко» означает буквально «странный», «причудливый», и это соответствует особенностям художественного стиля, преобладавшего с конца 16-го до середины 18 в. в искусстве Европы. Стиль Барокко, связанный с дворянско-церковной культурой (преимущественно в монархических государствах), был призван прославлять и пропагандировать могущество знати и церкви, тяготел к парадной торжественности и пышности. Вместе с там он выразил прогрессивные представления о единстве, безграничности и многообразии мира, о его сложности, изменчивости, постоянном движении. В Барокко отразился интерес к природным стихиям, среде, окружению человека, который стал восприниматься как часть мира. Искусству Барокко свойственны патетическая приподнятость образов, их напряженность, динамичность, страстность, смелые контрасты масштабов, цветов, света и тени, совмещение реальности и фантазии. Архитектура Барокко отличается мощным пространственным размахом, сложностью беспокойных, сливающихся друг с другом, как бы текучих форм, криволинейностью планов и очертаний, связью с окружающим пространством. [53, 41-42].

2) Классицизмом (от латинского слова «классикус» - «образцовый»)
называют стиль и направление в искусстве 17 в. - начала 19 в., Ориентировавшиеся на наследия античной культуры, как на норму и идеальный образец. Классицизму свойственна строгая организованность логичных, ясных и гармоничных образов. Для архитектуры классицизма типичны четкость и геометрическая правильность объемов, регулярность планировки; на глади стен выделяются портики, коллонады, статуи, рельефы. [53, 183].

3) Романский стиль. Так называется стиль западноевропейского средневекового искусства периода с X до XII в. (в ряде стран до XIII в.), когда господство феодально-религиозной идеологии было наиболее полным. Главная роль в романском стиле отводилась суровой, крепостного типа, архитектуре - церквам, монастырям, замкам: эти массивные каменные сооружения воздвигались, обычно, на возвышенных местах и господствовали над местностью. Наружный облик романских построек отличался монолитной цельностью и торжественной силой, здание состояло из простых, четко выявленных объемов, подчеркнутых равномерными членениями; мощь, толщина стен усиливалась узкими проемами
окон, ступенчато углубленными порталами и внушительными башнями. Внутри романские храмы делились на равные пространственные ячейки и перекрывались сводами (реже куполами) на полуциркульных арках, что придавало зданию ощущение незыблемой устойчивости, отождествлявшейся с непоколебимостью божественного   миропорядка. В раннем романском стиле церкви украшались росписями, а с конца XI - начала XII в. ведущую роль в оформлении церквей получили монументальные рельефы, располагавшиеся на порталах, иногда покрывавшие всю фасадную стену, а внутри храма рельефы помещались, как правило, на капителях колонн и столбов. Главное место отводилось изображениям,
говорившим о грозном всемогуществе божества. В строго симметричных композициях преобладала над всеми фигурами огромная фигура Христа. Значительное развитие романский стиль получил во Франции, в Германии, Италии, Испании, Англии. [53, 300].

Готический стиль. Название этого художественного стиля происходит
от итальянских слов «маниера готика» - «готская манера» (от названия германского племени готов). В Италии эпохи Возрождения так называли средневековое искусство Северной Европы — художественный стиль, господствовавший в странах Западной, Центральной и, отчасти, Восточной Европы между серединой XII в. и XV - XVI вв. Готическое искусство, сменившее романский стиль, было, также, преимущественно культовым и развивалось в рамках феодально-церковной идеологии. Но в нем отразились формирование наций и национальных государств, усиление городов и торгово-ремесленных кругов, развитие светских черт в городской и рыцарской культуре. Ведущим архитектурным типом в готике стал собор, возвышавшийся над городской заставой и способный подчас вместить все взрослое население города. В соборе и вокруг него сосредоточивалась общественная жизнь горожан. Каркасная система готической архитектуры позволила создать небывалые по высоте и обширности интерьеры соборов и прорезать стены огромными окнами с многоцветными витражами. Устремление собора ввысь подчеркнуто гигантскими ажурными башнями, высокими стрельчатыми арками, окнами и порталами, многочисленными декоративными деталями (ажурные фронтоны - «вимперги», башенки - «фиалы», завитки - «крабы», круглые окна со сложным переплетом — «розы»). Окрашенный свет, проникающий через витражи, усиливает впечатление необозримости, беспредельности пространства, насыщенности интерьера движением. Конструктивной основой собора служит каркас из столбов и опирающихся на них стрельчатых арок. Крестовый свод выкладывается на перекрещивающихся ребрах («нервюрах»), а боковой распор свода передается связующими косыми арками («аркбутанами») на мощные наружные столбы («контрфорсы»). Вынесение наружу конструктивных элементов позволило создать ощущение легкости и пространственной свободы интерьера. [53, 363].

Но цель нашей работы не является изучением общей теории архитектуры. Мы хотим показать специфику архитектуры родного города, поэтому считаем возможным изложить ниже следующий материал.

Наш старинный город Далматово отметивший 360-летие имеет большую и славную историю. Одной из ее страниц являются архитектурные сооружения старинного зодчества: дома, арки, бывшие кладовые. В списке объектов исторической застройки, которые взяты в районе под государственную охрану, их более 100.

 

 

Город Далматово - старинный купеческий городок, основан в 1644 году монахом Невьянского монастыря Далматом (Дмитрием Ивановичем Мокринским). Городу уже 360 лет, но время не стерло с лица земли архитектурные сооружения прошлого. На далматовской земле величественно стоит монастырь, свидетель многих событий нашего города.

 

Монастырь был основан в 17 веке. Вначале вокруг монастыря была выстроена деревянная ограда, которая в конце 17 столетия была заменена рубленым городом с башнями. Деревянная крепость монастыря просуществовала недолго. В результате двух пожаров 1707 и 1708 гг. она была почти полностью уничтожена. Строительство каменной монастырской стены и башен началось в 1713 году. Строилась крепость 50 лет отдельными участками, частями. Сотни крестьянских рук в течение полувека возводили кирпичную стену монастыря. На левом высоком берегу Исети, на непреступном когда-то месте к середине VIII века было закончено строительство монастыря. Далеко были видны золоченые купола церквей и башен крепости. В тихую погоду за десятки километров был слышен колокольный звон.

Крепость представляет собой неправильный шестиугольник площадью 4,5 га. Стены так широки, что по ним, за зубцами, можно было проехать на телеге. С внутренней стороны, в стенах сделаны бойницы, в отверстия которых стреляли из пушек и пищалей. Для ружейной стрельбы на стенах выложены зубцы, придавшие стене гребнеобразный вид. Стрелок вставал под защиту зубца и стрелял по неприятелю. На юго-западном и юго-восточном углах крепостной стены возведены башни, которые строились в середине XVIII века и не имели оборонительного значения, так как границы русского государства отодвинулись далеко на юг. К концу 18 века почти по всей южной и западной стене монастыря располагались, в один - два этажа, жилые и бытовые помещения монахов. Поэтому, с внешней стороны, половина монастырской ограды выглядела как сплошной фасад зданий, прерываемый воротами и башнями. Церкви и башни крепости строители украсили художественным орнаментом [20, 370]. После закрытия монастыря в нем размещались, в различное время, музей, детский дом, колхозно-совхозный театр, танцевальная площадка, школа, госпиталь, курсы усовершенствования командного состава, завод «Молмашстрой».

И снова слышится призывной колокольный звон, над обезглавленной церковью Всех Скорбящих Радость, поднялся крест, предвратная церковь засияла золоченым светом маковки и кружевного креста. Монастырь обрел новую жизнь [33, 155].

На территории монастыря находится Скорбященская церковь.

До сих пор старожилы города называют эту церковь по-разному: новой, летней, розовой. И все правильно. В отличие от старого Успенского храма она действительно была новой. Служба в ней шла только летом, и была она выкрашена в розовый цвет. Каменная одноэтажная церковь заложена 7 мая 1871 года и освящена 8 мая 1881 года, церковь строилась на пожертвования. Церковь построена на месте первоначальной деревянной церкви в честь Успения Божьей Матери, сожженной башкирами во время бунта. С восточной стороны церковь ограничена тремя полуокружиями, с остальных сторон - квадратная. Высота главного фонаря с крестом 17 сажень, четырех боковых фонарей - 13,5 сажень, длина с коридорами 17 сажень, ширина 14 сажень, крыша железная, окрашенная малахитом, на фонарях — пирамидальная, восьмигранная, на церкви — шатровая на все скаты, на коридорах - на один скат, а в середине их - дуговая. На фонарях храма 5 продолговатых глав со шлемами вниз, обитых железом и окрашенных малахитом, укрепленных на круглых шейках. Таковые же главы без шеек находятся на столбах крыльца. Окна в церкви вверху полуциркулярные, в верхнем ярусе их 20, на нижнем, на северную и южную стороны, по 4 окна. В коридорах, на восточную сторону по 7, на западную — 2 окна с двойными оконными рамами и в придельных алтарях с железными решетками. Вход в церковь крыльцом с семью ступенями с двух сторон, с площадкой наверху, обложенной крупными плитами. К юго-западной стене коридора пристроена каменная часовня на том месте, где покоятся мощи Далмата. Высота ее 2 аршина и длина по 4 сажени. С западной стороны имеет двои одинарные двери. Наверху часовни глухой, обитый железом фонарь, на котором утверждены железные позолоченные яблоко и крест. В советское время в церкви был склад, сейчас церковь реставрируется и является действующей, в ней проходит служение. [30, 97].

 Одним из замечательных архитектурных сооружений 18 столетия является Успенский собор Далматова монастыря - творение простых русских людей, наших предков.

 

Успенский собор - первое каменное здание в Зауралье. Нигде в нашем округе не было каменных церквей (не говоря о других зданиях), а на территории монастыря в 1707 году начали кладку Успенской церкви. Строительство, по тем временам, шло довольно быстрыми темпами. В 1719 году, спустя 12 лет взору людей предстал в своем великолепии Успенский собор, украшенный интересным резным оформлением, с вызолоченными крестами и маковками. Здание Успенского собора каменное, двухэтажное, построенное по образцу смешанно-готического стиля в связи с колокольней. Прочные стены здания сложены на лучшем цементе из тяжеловесного кирпича и скреплены связями, обеспечивающими всему сооружению долговечность.

Своим основанием здание занимает место в длину, со включением новоустроенной галереи и открытой поворотной лестницей, 30 саженей (—64 м.). Легко и свободно поднялись вверх 8 вертикалей собора, главная из них колокольня с башней, общая высота которой достигала около 50 метров. Успенский собор представляет собой трехпрестольную церковь: начали возводить церковь во имя Преподобного Дмитрия Прилуцкого, затем приступили к строительству Христорождественской церкви, над ней помещалась главная церковь - Успенская.

Фасад главной церкви, кроме алтарей, выдающихся уступами, представляет квадрат с пятью овальными главами готического стиля на трибунах, а фасад колокольни восьмисторонний с восемью слухами, над которыми фронтоны с мавританскими перемычками. В самом шатре колокольни выделяются малые пролетные окна с фронтонами же. Глава на колокольне обита белым железом, а на всех прочих частях здания главы обиты листовым железом и окрашены малахитом, яблоки же и кресты вызолочены листовым золотом. Само здание и все придельные части, примыкающие к нему, покрыты листовым железом и окрашены малахитом. Снаружи церковь испещрена разными орнаментами, выполненными кирпичом. Карнизы, опоясывающие фасад церкви, окна и двери, украшены узорчатыми фризами, капителями, арабесками и т. п.

Храм разделяется на два этажа. Нижний этаж теплового храма разделяется на 9 отделов: Рождественский алтарь, церковь, трапезу, северный Дмитриевский придел, кладовую палатку, боковое крыльцо с северной стороны, сторожевскую, паперть, портал. В верхний этаж ведут входы: главный по деревянной, крашенной лестнице, сделанной внутри галереи; малый с южной стороны по малой деревянной лестнице, в южной стене устроен ход из алтаря Успенского храма по винтовой лестнице в алтарь нижнего Рождественского храма. В средней части лестницы имеется железная дверь в монастырское казнохранилище малого размера с одним световым окном.

Верхний этаж храма разделялся на 4 отдела: Успенский алтарь, церковь, трапезу, галерею. Колокольня между папертью и основанием слухов имеет еще средний ярус, состоящий из двух отделений: нижнего и верхнего. В нижнем помещается архив, в верхнем устроена деревянная лестница, ведущая на колокольню. К зданию храма примыкает пирамидальная башня на северной стороне, современная устройству храма, сложенная из такого же прочного материала в готическом стиле с орнаментами, выполненными кирпичом. Всех храмов в Успенском соборе 5: храм во имя Успения Божьей Матери, храм во трапезе во имя Рождества Божьей Матери, храм во имя Рождества Христова, храм во имя Иоанна Богослова, храм во имя Дмитрия Прилуцкого. В настоящее время Успенский собор находится в разрушенном состоянии. [30, 103].

Более 200 лет в центре нашего города, на возвышенном месте стоит приходская Николаевская церковь. В честь этой церкви и город носил название села Николаевского до 1781 года.

Наиболее примечательным строением после монастыря в г. Далматово была Николаевская церковь.

 

Ее строительство было начато в 1754 году. Новую церковь решили строить из кирпича. Церковь строилась на средства прихожан. Здание было заложено 13 июня 1753 года. В июле в выкопанные траншеи были забиты сваи и уложен бутовый камень. Строительство было начато мастером Акинфием Денисовым, продолжено под руководством Далматовского каменщика Андрея Пономарева.

Церковь была холодная, и 8 июня 1770 года староста Николаевской церкви обратился с просьбой на разрешение возвести с северной стороны церкви теплый предел каменный во имя святителя Василия Великого.

Северный предел во имя трех святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста был освящен архимандритом Иакинфом 30 января 1776 года.

Окончательная достройка Николаевской церкви была завершена в июне 1822 года. Церковь строилась в смешанно-романском стиле. Вокруг церкви была построена кирпичная ограда. Внутри ограды было кладбище, где хоронили священно- и церковнослужителей и, в виде исключения, членов их семей.

В 1851 году служители Николаевской церкви обратились к архиепископу Пермскому и Верхотурскому Неофиту за разрешением пристроить южный придел церкви.

19 апреля 1852 года в Далматово возник опустошительный пожар. От огня значительно пострадала Николаевская церковь, сгорели церковный дом, деревянные постройки, дома священников. Сначала проводились ремонтные работы, потом велось строительство северного предела. Оно было окончено в 1866 году.

После закрытия Николаевской церкви были разобраны кирпичная ограда и верх церковного здания. Часть этого кирпича пошла на строительство здания семилетней школы около речки пионерки. В 1945 году в церкви поселился Дом культуры. Позднее здесь долгое время находился музей им. А. Н. Зырянова. [33, 141].

На Успенской площади, получившей это имя в давние времена, стоит часовня.

 

 

Заложена она была 3 декабря 1889 года по решению городской Думы в память чудесного избавления государя императора и его августейшей семьи 17 октября 1888 года при крушении поезда на Курско-Харьковско-Азовской железной дороге. Часовня построена в классическом стиле. В советские годы часовня служила раздевалкой для спортсменов, пунктом проката коньков для населения. Позже в ней был пункт проката детских автомобилей и велосипедов. Так и стоит она посреди города, радует своей легкостью и красивой архитектурной формой. В настоящее время она отреставрирована и находится в отличном состоянии [33, 151].

Важнейшим событием развития планировочной структуры Далматово во второй половине XIX века было сложение главной улицы города, ориентированной на запад-восток и пролегающей вдоль северной стены Успенского монастыря. До революции 1917 года эта улица (речь идет об улице Советская) называлась Большая дорога. По ней проходил тракт из Екатеринбурга в Шадринск. Тут располагались все общественные здания, большинство церквей. На ней проживали знатные и уважаемые люди города: купцы, торговцы, заготовители, представители духовенства, местная интеллигенция. Большинство домов на этой улице были капитальными и добротными. Улица застраивалась кирпичными домами и домами с кирпичным низом и деревянным верхом.  

Бывший дом купца Демидова составлял красоту и прелесть Далматово.

 

Он обширный, просторный, стоящий в самом центре города и в самой близи от монастыря и торговой площади, был выкуплен у хозяина городским управлением. Дом действительно был красивым и просторным. Отдельные детали этого, как-то резное крылечко, арка, нынче уже полуразрушенная каменная роспись карнизов и сейчас радуют глаз любого, кто находится вблизи этого здания по улице Советской 191. Здание, которому уже почти полтора века, на своей жизни видело много хозяев. Это и купец Демидов, члены городского правления Далматово. В этом доме размещалась, одно время, квартира судебного следователя. В начале прошлого века здесь размещалась школа второй ступени, плодоовощной техникум, средняя школа, дом пионеров им. Павлика Морозова, дом творчества школьника, и первая комсомольская ячейка была здесь же. [33, 145].

Напротив Николаевской церкви находилась усадьба, принадлежащая купцу Юкляевскому.

 

 

Она представляла собой архитектурный ансамбль, состоящий из мельницы, магазина, жилого 2-х этажного кирпичного помещения, склада. Мельница работала от парового локомобиля, который еще долго служил после революции, освещая народный дом и кинотеатр. Мельница была нарядной, со светлыми окнами и кокетливо выглядывавшим справа нарядным кокошником кладовой. Юкляевский сам работал на мельнице, часто появлялся в магазине. Он принимал заказы и продавал в кредит швейные машинки, пользовался авторитетом у жителей. Он остался жить в Далматово и при Советской власти. Магазин, мельница были реквизированы. В магазине был организован народный дом, где далматовцы впервые увидели «живые картины» - кино. После открытия Дома культуры в бывшей Николаевской церкви в этом здании был универмаг, потом хозяйственный магазин. И до сих пор в нем идет оживленная торговля [33, 143].

На углу современных улиц Советской и Энгельса в 1913 году в новеньком здании «красной» школы, построенной по типовому земскому проекту из красного кирпича, поселились два училища – мужское и женское.

 

 

До этого времени училища находились в наемных домах. Классы мальчиков располагались в крыле по улице Энгельса, классы для девочек – по улице Советской. При училище была квартира директора, во дворе долгое время еще стоял деревянный жилой дом, вероятно для школьной обслуги и конюшни. До недавнего времени здесь была начальная школа, сейчас музей. Здание находится в хорошем состоянии. [33, 146].

Вывод. Таким образом, рассмотрев специфику архитектуры города Далматово, мы пришли к выводу: горот архитектурными сооружениями разных эпох, разных стилей. Прежде всего Далматово – это патриархальный город. Сюда в 1644 году пришел инок Далмат, чье имя в названии нашего города, и основал мужской монастырь, который уже 360 лет величественно стоит на далматовской земле и действует в настоящее время. И снова слышится призывный колокольный звон над обезглавленной церковью Всех Скорбящих Радость, которая вновь подняла свой крест. Уже целое столетие центр города Далматово украшает часовня, построенная на средства городской думы и пожертвования жителей города в честь чудесного избавления императора Александра III и его семьи при крушении поезда на Курско-Харьково-Азовской железной дороге.

Наиболее примечательным строением после монастыря была Николаевская 3-х престольная каменная церковь с каменной оградой и колокольней, воздвигалась силами и на средства прихожан в три этапа на протяжении целого столетия 1754-1861 гг.

Величественный Успенский собор – первое каменное здание в Зауралье, творение простых русских людей, наших предков, в настоящем времени находится в разрушенном состоянии.

Далматово – это еще и бывший купеческий городок, застроенный домами купцов из красного кирпича, а так же двухэтажными домами, где низ каменный, а верх деревянный. Низ дома строили каменный, потому, что там находились подвальные, складские помещения. Особенностью постройки того времени был архитектурный ансамбль, который состоял из магазина, жилого помещения, складского помещения. Купеческие дома строились очень качественно, добротно, крепко, поэтому в городе очень много сохранилось купеческих домов. Все они в хорошем состоянии. Сейчас в них находятся магазины, городские учреждения, а также живут люди.

Планирование мероприятий по ознакомлению младших школьников с архитектурными сооружениями родного города.

Планирование работы по ознакомлению младших школьников с архитектурными сооружения города целесообразно начинать с анализа программ по изобразительному искусству.

Максимально раскрывающей возможности ознакомления детей с архитектурой на наш взгляд следует считать программу Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд». Неменский предлагает начинать работу по ознакомлению младших школьников с архитектурными сооружениями родного города с 3 класса. (см. таблицу).

Планирование работы по ознакомлению младших школьников с архитектурными сооружениями по программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд».

 

класс Форма работы             Тема Программное содержание
1   2    3.   4. 3 кл. II ч.     3 кл. IV ч.   4 кл. I ч     4 кл. II ч. Урок   Урок     Урок   Урок Наследие предков – памятники архитектуры   Музеи архитектуры     Образ древних русских городов     Образы городов и исторических памятников СНГ. 1. Познакомить с архитектурой родного города. Обратить внимание на труд талантливых художников, архитекторов, строителей, которые жили ранее. 2. Развивать у учащихся чувство прекрасного, творческое видение мира. 3. Воспитывать патриотические чувства детей, ответственность за сохранение архитектуры родного города.   1.Познакомить с музеями архитектуры под открытым небом нашей страны. 2.Развивать эстетическую отзывчивость, творческое видение мира.  3. Воспитывать любовь к родной стране.   1. Познакомить детей с древними русскими городами, осознать различие в образах этих городов, разный характер их архитектуры. 2. Развивать внимание, художественное мышление, эстетическое воображение у детей. 3. Воспитывать любовь к родной стране.    1. Познакомить детей с особенностями архитектурных ансамблей городов Прибалтики, Закавказья, Средней Азии.  2. Развивать чувство прекрасного у детей.  3. Воспитывать бережное отношение к историческим памятникам прошлого.

 

           Мы предлагаем углубить эту работу и начинать её уже с 1 класса.

1 класс.

№. Четверть Форма. Тема. Программное содержание.
1.   2.     3.   4   . I ч.   II ч.     III ч.   IV ч. Экскурсия по городу.                  Урок.     Внеклассное занятие     Урок – игра «Поле чудес». «На улицах нашего города».     Тематическое рисование «Наш город».     «Архитектура и архитектор».     Архитектура нашего города».  1.Обратить внимание детей, что наряду с современными постройками, есть старинные сооружения в городе, увидеть их отличие.  2.Развивать внимание, наблюдательность 3.Воспитывать любовь к родному городу   1. Познакомить с историей города, с архитектурными особенностями зданий. 2.Развивать навыки изображения городского пейзажа. 3. Воспитывать интерес к истории города, эстетический вкус.   1.Знакомство с понятиями архитектура и архитектор, знакомство с некоторыми знаменитыми архитектурными сооружениями. 2.Развивать художественное мышление, эстетический вкус. 3. Воспитывать интерес к архитектуре   1.Закрепить и проверить полученные знания об архитектуре родного города. 2. Развивать художественное мышление, речь детей. 3. Воспитывать интерес к истории родного края.
  1.   2.     3.     4.     1   2..   3.     4.   1.     2.     3.   4.   I ч.   II ч     III ч     IV ч      I ч   II ч   III ч     IV ч   I ч     II ч     III ч   IV ч   Экскурсия.   Внеклассное занятие.   Урок.     Викторина.     Экскурсия.   Урок.   Внеклассное занятие в музеи.     Игра -викторина.     Урок (2ч.)     Внеклассное занятие в музее.     Экскурсия.   Викторина.   2 класс. . «На монастырской земле».   «Храмы нашего города».   Тематическое рисование «Архитектурные сооружения прошлого нашего города» (изображение храмов)   «Знатоки архитектуры родного края».   3 класс.     Архитектурные и исторические памятники г. Далматова.     Тематическое рисование. «Наследие предков – памятники архитектуры».     Русская изба.      «Здесь всюду веет стариной».     4 класс.   Образ русского города 1ч. Элементы построения макета. 2ч. Общая композиция.     «Бывшие купеческие усадьбы в нашем городе».   «Бывшие купеческие усадьбы в нашем городе».     «По страницам истории архитектуры города Далматова»   1.Познакомить детей с историей монастыря, с архитектурными сооружениями, находящимися на монастырской земле. 2. Развивать наблюдательность, творческое видение мира. 3.Воспитывать патриотическое чувство у детей, гордость за наш город.   1. Познакомить детей с Николаевской церковью, находящейся в нашем городе, с архитектурными особенностями, с архитектурными понятиями: а) купол; б) портал; в) фасад; г) пилястры. 2. Развивать художественное мышление, эстетическую отзывчивость. 3. Воспитывать интерес к истории храмов родного города.   1. Научить детей рисовать храмы, выделять особенности в конструкции храмов. 2. Развивать навыки изображения, эстетический вкус, художественное мышление. 3. Воспитывать интерес к истории города.   1. Закрепить знания о храмах города Далматова. 2. Развивать мышление детей.   3.Воспитывать интерес к истории родного города.     1. Познакомить детей с историей возникновения города, дать характеристику основным архитектурным памятникам города. 2. Развивать наблюдательность, творческое видение мира. 3. Воспитывать интерес к истории родного города.   1. Научить изображать памятники архитектуры. 2. Развивать навыки изображения.   3. Воспитывать бережное отношение к памятникам прошлого.     1. Познакомить детей с архитектурными особенностями жилых домов 18-19 вв., с экстерьером и интерьером. 2. Развивать художественную наблюдательность, эстетическую отзывчивость. 3. Воспитывать интерес к истории народного быта.   Закрепить знания об архитектурных сооружениях прошлого в городе Далматово. 2. Развивать художественное мышление.  3. Воспитывать интерес к истории нашего города.     1.Познакомить учащихся с историей города, с культовыми постройками 18-19 вв., выдающимися памятниками архитектуры, учить определять архитектурные особенности. 2. Развивать у детей чувство прекрасного. 3. Воспитывать аккуратность, интерес к истории архитектурных сооружений.   1. Познакомить с историей бывших купеческих усадьб, их архитектурными особенностями. 2. Развивать внимание, художественное мышление, эстетический вкус. 3. Воспитывать интерес к истории города, бережное отношение к памятникам прошлого.   1. Закрепить знания об истории домов, принадлежащих в прошлом купцам, об особенностях их строения, об архитектурном понятии: арка. 2. Развивать художественное наблюдение, творческое видение мира. 3. Воспитывать бережное отношение детей к памятникам прошлого.   1. Закрепить полученные знания об истории Далматова, об особенностях архитектурных сооружений города; архитектурные понятия. 2. Развивать речь детей, мышление, внимание. 3. Воспитывать любовь к родному городу.

 

Вывод. Учитывая педагогические возможности архитектурных сооружений, мы составили тематический план мероприятий максимально раскрывающий возможности ознакомления детей с архитектурными сооружениями родного города. В него входят 4 урока по темам: «Наш город» (тематическое рисование), «Архитектурные сооружения прошлого нашего города» (тематическое рисование), «Наследие предков – памятники архитектуры» (тематическое рисование), «Образ русского города» (изготовление макетов); 4 экскурсии по темам: «На улицах нашего города», «На монастырской земле», «архитектурные и исторические памятники города Далматово», «Бывшие купеческие усадьбы в нашем городе»; 4 внеклассных занятия: «Архитектура и архитектор», «Храмы нашего города», «Бывшие купеческие усадьбы в нашем городе»; 4 урока – игры: игра «Поле Чудес» по теме: «Архитектура нашего города», викторины: «Знатоки архитектуры нашего города», «Здесь всюду веет стариной», «По страницам истории архитектуры города Далматово»

§ 5. Примерные варианты конспектов по ознакомлению младших школьников с архитектурными сооружениями родного города.

                                          1 класс.(I четверть).

Экскурсия по городу.

Тема: На улицах нашего города.

   Цели: 1. Обратить внимание детей, что наряду с современными                   постройками есть старинные сооружения в городе, увидеть их отличия.

2. Развивать внимание, наблюдательность.

3. Воспитывать любовь к родному краю.

Маршрут: по улице Ленина до городской площади.

Этапы урока       Ход экскурсии.
1. Орг. момент   2. Подготовительная беседа     3. Рассказ учителя   4. Итог.    Далматово - маленький городок огромной России. Мой Далматовский край, зауральский Нет в тебе водопадов и гор, Но куда от тебя ни уеду, Ты глядишь вслед глазами озёр. Милый край мой, живи в моём сердце Перезвоном Исетской волны, Родника несмолкающей песней У седой монастырской стены.           (Т. Лепихина) Удивительное сочетание прошлого, настоящего и будущего делает его неповторимым: рядом с многоэтажками 20 века узорные домики позопрошлого и светлые торговые павильончики века нынешнего. Сегодня мы с вами пройдём по нашему городу. А вы постарайтесь рассмотреть старинные здания прошлого и здания настоящего времени, и чем они отличаются друг от друга.    - Мы с вами на улице Ленина. Это одна из старых улиц нашего города. Прежние названия её: Средняя, Мосяева, улица Всеобуча.  - Где вы видите здесь архитектурные сооружения прошлого? (здание магазина №3).  - Почему вы так решили? (здание из красного кирпича, необычное на стенах рельефные орнаменты, рядом ворота каменные с аркой, окна и двери с арочным верхом, своеобразная крыша).    - Здание магазина №3 – это всё, что осталось от богатой усадьбы купца П.А. Плеханова.  - Где вы видите ещё архитектурные сооружения прошлого? (здание милиции).  - Почему вы так решили? (необычное здание, построено из красного кирпича, рельефные изображения на стенах, окна и двери с арочным верхом).  - Этот дом принадлежал купцу Д.Д. Боголюбову, он торговал мясом. Идём дальше. Это успенская площадь. В далёком прошлом здесь шумели, гудели ярмарки. Сейчас здесь стоит историческое архитектурное сооружение – часовня., которая была построена в память чудесного избавления государя императора и его семьи при крушении поезда. Давайте пойдём и рассмотрим поближе эту часовню.  - Какие вы видите архитектурные особенности? (На крыше центральный и четыре купола по углам, аро


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.203.242 (0.016 с.)