Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Определение категории оценкиСодержание книги Поиск на нашем сайте
Объектом пристального внимания лингвистики категория оценки становится в 20 веке. Особенно актуальной со второй половины 20 века как часть общей проблемы смысла становится проблема оценочного смысла. Как в логико-философском, так и в лингвистическом понимании, необходимо различать оценку в широком и узком смысле слова. В широком смысле оценка представляет собой квалификацию, которая может быть определена как суждения познающего о предмете, опирающиеся на сравнении данного предмета с избранным эталоном. Оценка в широком смысле выражается единицами, объективирующими «количественную оценку», «оценку величин». Оценка в узком смысле связана с признаком «good/bad», с установлением ценностного отношения между субъектом и объектом. При существующем многообразии определений и точек зрения на природу и сущность категории оценки, лингвисты, как правило, единодушны в противопоставлении оценочного содержания дескриптивному. [Артюнова 1988, Вольф 2002, Стернин 1999, Телия 1986] Они также подчёркивают, что дескриптивный момент соотнесён с объективным, а оценочный- с субъективным способом отражения действительности. Итак, оценка - логико-семантическая категория, соотносимая с аксиологической шкалой «хорошо/плохо». В соответствии с этим можно определить оценку как положительную и отрицательную характеристику предмета, связанную с признанием или непризнанием его ценности с позиции определённых ценностных критериев. В оценочном значении взаимодействуют 2 фактора - объективный и субъективный. Дескриптивная сторона оценочного значения соотносится с объективным принципом отображения действительности, оценочная - с субъективным, в силу чего последняя лишена характера объективной истинности.
Лексическое значение слова
Слово как единица языка имеет несколько аспектов. Во-первых, каждое слово имеет определенный звуковой облик - фонетический аспект; во-вторых, большинство слов указывают на какой-либо предмет или явление действительности - с этим связано лексическое значение слова; в-третьих, с каждым словом связан определенный набор синтаксических функций и связанный с ними набор грамматических форм (если слово изменяемое) - грамматический аспект. По определению Елисеевой В.В., лексическая общность слов заключена, как правило, в корневой морфеме - носителе понятийной идеи. Лексическое значение, таким образом, представляет собой смысловую сторону слова и лишено стандартного (регулярного) выражения. По классическому определению В. В. Виноградова, лексическое значение слова это «предметно-вещественное содержание, оформленное по законам грамматики данного языка и являющееся элементом общей семантической системы словаря этого языка» (Виноградов, 1977). Наиболее яркое проявление общности лексического значения для группы слов - так называемое словообразовательное гнездо, т. е. совокупность всех возможных производных от одной корневой морфемы (например, magic, magically, magician - (connected with the use of) supernatural forces; boy, boyhood, boyish, boyishness - young man, time of man's youth, young man's behaviour; etc.) Лексическое значение находится в тесной связи с грамматическим, так что иногда они составляют прочное единство. Например, суффикс -ness (darkness, boyishness, happiness) обладает грамматическим значением абстрактного существительного, одновременно обозначая понятие качества или состояния предмета (лексическое значение). Необходимо, однако, помнить, что грамматическое значение присуще только одной конкретной словоформе, тогда как значение лексическое закреплено за всей совокупностью словоформ данного слова. Так, лексическое значение глагола be остается общим для словоформ am, is, are, was и were; словоформы boy, boy's и boys одинаковы с точки зрения лексического значения, несмотря на разные грамматические. Наиболее четко лексическое значение проявляется в словах полнозначных, менее всего - в неполнозначных, служебных, поскольку их функция - связь между словами, а не передача понятий. Степень выраженности лексического значения может быть разной. Например, в выражении in the box предлог in обладает четким'лексическим значением, а в сочетании give in его значение размыто и находится в прямой зависимости от глагола. Невозможно дать единое общепринятое сейчас определение лексического значения слова, так как этот вопрос до сих пор не решен в силу его сложности и огромного разнообразия подходов к проблеме. Так, по утверждению М. В. Никитина, в совокупном содержании лексического значения слова различаются две части: содержательное ядро лексического значения (его интенсивная) и периферия семантических признаков, окружающих это ядро (импликационал). В других определениях лексическое значение предстает как совокупность понятийного ядра и дополнительных оттенков. В. Н. Телия считает интенсионал понятийной сущностью слова, тем самым связывая его не с предметно-логической, а с концептуальной стороной значения, относя денотацию к области экстенсионала. В настоящем пособии под лексическим значением понимается смысловое содержание слова, сформированное на основе понятия, обобщенно отражающего в сознании носителя языка какие-либо объекты, и дополнительных смысловых оттенков. В дальнейших рассуждениях мы будем исходить из традиционного, хотя и достаточно условного, разделения лексического значения слова на денотативный и коннотативный компоненты. Денотативный аспект (предметная отнесенность) Каждое слово в типичном случае что-то обозначает, то есть является названием какого-либо предмета, или реалии (то есть объекта реального мира). Под предметом подразумевается не только вещь или живое существо, но также ситуация, положение дел (например, war, dinner), качество (white, whiteness), процессы (building) и т.д. Предмет, обозначаемый данным словом, называется денотат (является денотатом данного слова); термин был заимствован из логики (лат. denotatum от denotвre - обозначать, указывать). Употребляется также термин предметная отнесенность. Некоторые слова - имена собственные - являются названиями единичных, уникальных объектов (Sun, Paris, и т.д.); однако большинство слов представляют собой общие названия для целого класса подобных объектов. Так, слово city (в отличие от слова Paris или London) служит названием не одного конкретного города, а любого из городов; слово книга не является названием только какой-либо одной конкретной книги, а любого объекта из класса книг. Следует различать термины денотат и референт. Денотат - это класс предметов, к каждому из которых потенциально приложимо данное слово. Референт - это конкретный предмет, называемый данным словом в данном конкретном высказывании. Иначе говоря, денотат - это потенциал слова, задающий границы его возможных употреблений, то есть приложений к предметам и ситуациям. Некоторые слова называют объекты, не существующие в реальности, такие как mermaid, centaur, alien и тому подобные названия фантастических существ и явлений. Такие слова имеют фиктивный, или пустой денотат. Денотатом подобных слов являются представления людей о соответствующих предметах. Наконец, для некоторых слов денотат вообще не может быть определен, даже приблизительно. Таковы междометия - они ничего не называют. Таковы многие слова с ярко выраженным эмоционально-оценочным значением. Понятие - это обобщенное знание о каком-либо объекте. Логическое понятие заключает в себе все существенные признаки объекта и не включает несущественных. Такими понятиями оперирует наука, и такие понятия составляют значение терминологической лексики. Коннотация Помимо предметной отнесенности и понятийного содержания, со словом могут быть связаны некоторые устойчивые смысловые ассоциации, или коннотации (букв. “созначения”) Необходимо обратить внимание, что коннотации связаны именно со словами, а не с обозначаемыми предметами. В разных языках сходные коннотации могут связываться со словами с разными лексическими значениями.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.62.36 (0.007 с.) |