Схемы управления шаговым двигателем. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Схемы управления шаговым двигателем.



Управление ШД, как уже отмечалось, обеспечивается электронным блоком.

Современные блоки управления ШД состоят из нескольких функциональных узлов, выполняемых по различным схемам и с использованием разнообразных элементов. Стремление расширить область применения дискретного привода, повысить качество и точность его движения, а также надежность, упростить наладку и эксплуатацию отразилось в унификации схем управления ШД.

Рассмотрим обобщенную функциональную схему ЭП с ШД. Основная ее часть, обычно называемая разомкнутой схемой, выделена штриховой линией.

Сигнал управления  в виде импульсов напряжения поступает, а вход блока 2 от программного или другого внешнего командного устройства (рисунок 5). Блок 2 видоизменяет эти импульсы, формируя их по длительности и амплитуде, как необходимо для нормальной работа последующих блоков схемы управления. Распределитель импульсов 3 преобразует последовательность сформированных импульсов, например в четырехфазную систему однополярных импульсов напряжения, соответствующую числу фаз (обмоток) двигателя.

Рисунок 5 – Схемы управления шаговым двигателем [5]

 

Импульсы с выхода распределителя 3 усиливаются с помощью промежуточного усилителя 4 и поступают на коммутатор 5, питающий обмотки ШД 8. Обычно коммутатор питается от источника постоянного тока (выпрямителя) 12 и обеспечивает в обмотках ШД пульсирующий ток одного направления.

Рассмотренная разомкнутая схема управления ШД не всегда обеспечивает высокие динамические свойства, точность и энергетические показатели ЭП. Поэтому современные схемы управления ШД содержат дополнительные узлы, с помощью которых характеристики ЭП улучшаются. К таким узлам относятся частотно - импульсный регулятор напряжения 11, усилитель обратной связи тока, блок электронного дробления шага 13, блок плавного разгона и торможения (датчик интенсивности) 1, датчик положения ротора и скорости 7, и цифровой регулятор 6.

Регулятор 11 и усилитель 10, связанные с узлом сравнения 9, служат для автоматической стабилизации тока в обмотках ШД и подержания его момента, что существенно улучшает энергетические показатели работы двигателя. Стабилизация тока осуществляется введением отрицательной обратной связи по току, с помощью которой за счет регулирования частоты переключения регулятора (частотно-импульсная модуляция) изменяется среднее значение напряжения питания и тем самым регулируется ток в обмотках ШД.

Задача формирования тока в обмотках ШД решается также при использовании коммутатора 5, обладающего свойствами источника тока. В этом случае отпадает надобность в обратной связи току и блоках 11 и 10.

Для улучшения качества движения ШД при низких частотах повышения точности отработки входных импульсов управления помощью блока 13 уменьшается единичный шаг ШД.

Улучшение динамических свойств дискретного ШД, в частности увеличение диапазона рабочих частот входного сигнала, значительно превышающих частоту приёмистости двигателя, может быть достигнуто введением в схему блока 1, обеспечивающего разгон и торможение двигателя с заданным темпом, при котором еще не происходит пропускание управляющих импульсов. При использовании блока 1 область рабочих частот шагового электропривода может бы увеличена в 2... 3 раза.

Возможности дискретного ЭП расширяются при использовании замкнутых схем управления на основе датчика 7 и регулятора 6. В таком дискретном приводе информация о действительном положении вала и скорости ШД поступает на вход цифрового регулятора б, который обеспечивает заданный характер движения привода. Перспективы дальнейшего развития ЭП с ШД связаны с использованием микропроцессорных средств управления. В этом случае функции всех показанных на рисунке блоков управления, за исключением силового коммутатора, датчиков скорости и положения, выполняет микропроцессор по соответствующей программе. Как говорят в таких случаях, аппаратная реализация схемы управления ШД заменяется более гибкой и функционально богатой — программной.

Область применения дискретного привода постоянно расширяется. Его используют кроме указанных ранее случаев в резательных и сварочных автоматах, часах, нажимных устройств прокатных станов, лентопротяжных и регистрирующих устройствах, в медицинской технике, в производстве элементов микроэлектроники и др [7].

 

Коллекторный двигатель

Наибольшее распространение среди трех­фазных коллекторных двигателей получили трехфазные коллекторные двигатели с парал­лельным возбуждением с двойным комплектом щеток, например двигатель Шраге—Рихтера (рисунок 6). Этот двигатель был предложен в 1910 г. почти одновременно Шраге и Рих­тером.

Рисунок 6 – Двигатель Шраге-Рихтера

 

Конструкция двигателя Шраге—Рихтера сходна с конструкцией асинхронного двигате­ля с фазным ротором. Отличие состоит в том, что в пазах ротора располагается вторая многофазная обмотка, секции которой выво­дятся на коллектор. Двигатель позволяет ре­гулировать частоту вращения в широких пре­делах за счет введения в цепь вторичной об­мотки добавочной ЭДС ±ΔE.

Трехфазное напряжение сети через щетки и кольца подводится к фазной обмотке рото­ра 1. В пазах ротора располагается вторая обмотка 2 – двухслойная, многофазная, секции которой выведены на коллектор 3. На коллекторе находятся три пары щеток, к ко­торым подключены три фазы обмотки стато­ра 4. Обмотка статора — обычная двухслой­ная или однослойная обмотка, расположен­ная в пазах. Конструкция машины — обра­щенная, вторичная обмотка расположена на статоре, а напряжение подводится к ротору.

Магнитное поле, созданное обмоткой ро­тора в воздушном зазоре, вращается в сторо­ну, противоположную вращению ротора, и наводит в обмотке статора ЭДС скольжения f1=f2s. С обмотки ротора 2, выведенной на коллектор через щетки, также снимается ЭДС скольжения f1=f2s. Амплитуда этой ЭДС за­висит от того, насколько раздвинуты щетки (рисунок 5). Когда щетки занимают положение, показанное (рисунок 7а), ΔЕ вычитается из ЭДС E1, наводимой в обмотке статора. Когда положения щеток совпадают (рисунок 7б), ΔE=0. При положении щеток, показанном на рисунке 7в, ЭДС ΔE складывается с E1.

Рисунок 7 – Положение щёток коллекторного двигателя

 

Если ΔE вычитается, ЭДС Е1 уменьшает­ся, что приводит к уменьшению тока I1 и снижению частоты вращения. Когда ΔE=0, двигатель работает как асинхронный двига­тель. При положении щеток, соответствующем рисунку 7в, ΔE складывается с Е1 и частота вращения становится выше синхронной. Пере­мещение щеток по коллектору осуществляется механизмом, который вращается вручную или с помощью приводного двигателя.

Введение добавочной ЭДС в цепь стато­ра позволяет регулировать и реактивную мощ­ность [1].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.42.94 (0.008 с.)