Тема 9. Дипломатическое и консульское право 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 9. Дипломатическое и консульское право



Тема 9. Дипломатическое и консульское право

9.1. Понятие и источники права внешних сношений (дипломатического и консульского права) 

9.2. Органы внешних сношений государств 

9.3. Дипломатическое право 

9.4. Консульское право

Учебная литература по теме:

1. Международное право: учебник для бакалавров: / А.Х. Абашидзе, А.И. Абдуллин, М.В. Андреев и др.; отв. ред. Р.М. Валеев, Г.И. Курдюков; Казанский (Приволжский) федеральный университет. – Москва: Статут, 2017. – 496 с;

2. Международное публичное право: краткий курс / – Москва: РИПОЛ классик, 2015. – 142 с;

3. Савина, И.В. Международное публичное право: ответы на экзаменационные вопросы: / И.В. Савина. – Минск: Тетралит, 2019. – 160 с;

4. Международное право: учебник / отв. ред. С.А. Егоров; Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Российской Федерации. – Москва: Статут, 2016. – 848 с.

9.1. Право внешних сношений — это совокупность международно ­правовых норм, регламентирующих структуру, порядок формирования и деятельности, функции и юридический статус органов государства, обеспечивающих представительство в сфере межгосударственного общения.

В науке международного права пока нет единого подхода к понятию «право внешних сношений». Продолжает употребляться, причем достаточно широко, термин «дипломатическое и консульское право». Однако им не охватывается вся та широкая область общественных отношений, которая в настоящее время регулируется нормами права внешних сношений.

Право внешних сношений включает в себя несколько подотраслей, например, право внутригосударственных органов внешних сношений, право дипломатического протокола. Но основу его все - таки составляют нормы дипломатического права, которые регулируют статус и функции дипломатических представительств, и нормы консульского права, регламентирующие деятельность консульских учреждений.

Признаки права внешних сношений:

1) посольское (дипломатическое) и консульское право сливаются в одну отрасль международного права;

2) этим правом регулируется деятельность не только посольств и консульств и их должностных лиц, но и специальных делегаций, направляемых на международные встречи и конференции;

3) к области данной отрасли международного права относится режим представительства при международных организациях, режим деятельности международных должностных лиц и ряд других вопросов.

Органы внешних сношений

Органы внешних сношений представляют собой государственные органы, с помощью которых государство осуществляет свои связи с другими государствами и иными субъектами международного права. Они подразделяются на внутригосударственные и зарубежные.

Зарубежные органы внешних сношений.

Это органы государства, расположенные за его пределами и выполняющие функции защиты прав и интересов своего государства, граждан и юридических лиц.

К постоянным зарубежным органам внешних сношений относятся:

1) дипломатические представительства государств;

2) консульские представительства;

3) торговые представительства;

4) постоянные представительства государств при международных организациях.

Помимо того, имеются временные зарубежные органы внешних сношений:

1) специальные миссии, направляемые в другие государства для участия в церемониальных мероприятиях, ведения переговоров и т.д.;

2) делегации, направляемые для участия в международных конференциях.

Дипломатическое право.

Дипломатическое право представляет собой совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих порядок организации и деятельности дипломатических представительств, назначение и отозвание дипломатов, их функции, иммунитеты и привилегии.

Консульское право

Консульское право — это совокупность международно-правовых норм, сочетающихся в необходимых случаях с нормами внутреннего права государств, по вопросам статуса и функционирования консульских учреждений и их персонала.

Источниками консульского права являются международный договор и международный обычай. В современном консульском праве действуют три многосторонние консульские конвенции. Две из них носят региональный характер: Каракасская конвенция о консульских функциях 1911 г. и Гаагская конвенция о консульских чиновниках 1928 г. Универсальный характер имеет Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г. (СССР ратифицировал ее 16 февраля 1989 г.). Большую роль в консульском праве также играют двусторонние договоры и конвенции по консульским вопросам. В Советском Союзе в 1976 г. был принят Консульский устав СССР (он действует и в настоящее время).

Консульские представительства (учреждения). В целях поддержания друг с другом консульских отношений государства обмениваются консульскими представительствами, которые создаются по взаимному соглашению сторон. В теории международного права и в практике международных отношений также нередко используются термины «консульские учреждения» и «консульства», которые в принципе равнозначны термину «консульское представительство».

Виды консульских учреждений:

1) генеральные консульства;

2) консульства;

3) вице-консульства;

4) консульские агентства. В консульских отношениях Российской Федерации, как и ранее Советского Союза, наибольшее распространение получили генеральные консульства. Обмен консульскими представительствами не связан наличием дипломатических отношений. Одновременно с установлением дипломатических отношений устанавливаются и консульские отношения, если не оговорено другое. Но разрыв дипломатических отношений не прекращает автоматически консульские отношения. В отличие от дипломатических представительств, консульские учреждения функционируют не в масштабах всего государства пребывания, а на определенной территории — в консульском округе. Поэтому в одной стране может быть несколько консульских учреждений. Количество консульских представительств и территории консульских округов устанавливается по соглашению сторон с учетом обоюдной заинтересованности, при этом государство имеет право отказать в учреждении консульства в том или ином районе. Консульские функции могут выполняться также дипломатическими представительствами, в которых для этого образуются консульские отделы.

Согласно Конвенции о консульских сношениях 1963 г. к основным функциям консульских представительств относятся:

• охрана и защита интересов своего государства, его граждан и юридических лиц;

• поощрение торговли и содействие развитию экономических, культурных и научных связей между государствами;

• выполнение административных и нотариальных функций в отношении граждан представляемого государства;

• учет и информирование находящихся на территории консульского округа соотечественников о законах и обычаях государства пребывания;

• выполнение функций органов записи актов гражданского состояния, совершение нотариальных действий;

• выполнение соответствующих функций по истребованию документов;

• выполнение поручений следственных или судебных органов представляемого государства;

 выполнение обязанностей в отношении судов морского и воздушного флотов своей страны, а также их экипажей;

• наблюдение за экономической, правовой и политической жизнью своего округа и информация по этим вопросам ведомства иностранных дел своего государства. Допускается также выполнение консульством и других функций, возложенных на него представляемым государством, которые не противоречат законодательству государства пребывания.

Консульства непосредственно сносятся только с местными властями своего округа, а с центральными властями и властями других консульских округов — через дипломатического представителя своей страны. Обычно консульские представительства подчиняются ведомству иностранных дел своего государства, а также дипломатическому представительству в государстве пребывания. Консульство возглавляет консул, который, в отличие от дипломатического представителя, не является полномочным представителем своего государства в государстве пребывания. Консулы представляют свое государство только по определенному кругу вопросов и только в своем консульском округе.

Согласно Конвенции 1963 г. персонал консульского представительства делится на три категории:

1) консульские должностные лица, состоящие на консульской службе и выполняющие консульские функции;

2) консульские служащие, выполняющие административно-техническую работу;

3) обслуживающий персонал. В большинстве стран (в том числе и в России) назначение консульских представителей, а также прием иностранных консулов относятся к компетенции ведомства иностранных дел.

Консулу выдается консульский патент — удостоверение, подтверждающее его полномочия. В нем указываются полное имя и класс, к которому принадлежит консул, консульский округ и место пребывания консульства. Это заранее согласовывается с государством, в которое назначается консул. Патент направляется (как правило, дипломатической почтой) властям государства, в которое назначается консул, для получения экзекватуры (согласия на исполнение консулом его обязанностей). Экзекватура может быть выдана в виде отдельного документа или в виде надписи на самом консульском патенте. Орган, правомочный выдавать ее, определяется национальным законодательством каждого государства, но в большинстве стран она выдается ведомством иностранных дел. С момента получения экзекватуры консул считается приступившим к исполнению своих обязанностей.

Деятельность консульского представителя прекращается в случаях:

• отозвания его назначившим государством;

• объявления консула нежелательным лицом (persona non grata);

• если территория, на которой расположен консульский округ, выходит из-под суверенитета государства пребывания;

• войны между государством, направившим консула, и государством, принявшим его;

• закрытия консульского учреждения.

Совокупность всех консулов, находящихся в данном населенном пункте (районе), образует консульский корпус. Он имеет главным образом церемониальное и протокольное значение.

Тема 9. Дипломатическое и консульское право

9.1. Понятие и источники права внешних сношений (дипломатического и консульского права) 

9.2. Органы внешних сношений государств 

9.3. Дипломатическое право 

9.4. Консульское право

Учебная литература по теме:

1. Международное право: учебник для бакалавров: / А.Х. Абашидзе, А.И. Абдуллин, М.В. Андреев и др.; отв. ред. Р.М. Валеев, Г.И. Курдюков; Казанский (Приволжский) федеральный университет. – Москва: Статут, 2017. – 496 с;

2. Международное публичное право: краткий курс / – Москва: РИПОЛ классик, 2015. – 142 с;

3. Савина, И.В. Международное публичное право: ответы на экзаменационные вопросы: / И.В. Савина. – Минск: Тетралит, 2019. – 160 с;

4. Международное право: учебник / отв. ред. С.А. Егоров; Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Российской Федерации. – Москва: Статут, 2016. – 848 с.

9.1. Право внешних сношений — это совокупность международно ­правовых норм, регламентирующих структуру, порядок формирования и деятельности, функции и юридический статус органов государства, обеспечивающих представительство в сфере межгосударственного общения.

В науке международного права пока нет единого подхода к понятию «право внешних сношений». Продолжает употребляться, причем достаточно широко, термин «дипломатическое и консульское право». Однако им не охватывается вся та широкая область общественных отношений, которая в настоящее время регулируется нормами права внешних сношений.

Право внешних сношений включает в себя несколько подотраслей, например, право внутригосударственных органов внешних сношений, право дипломатического протокола. Но основу его все - таки составляют нормы дипломатического права, которые регулируют статус и функции дипломатических представительств, и нормы консульского права, регламентирующие деятельность консульских учреждений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.105.137 (0.015 с.)