Варьирование, дистрибуция фонемы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Варьирование, дистрибуция фонемы.



Соц. Явление и функции я-ка

Проблема сущности языка – осн проблема всякой лингв теории. Вопрос «что такое язык?» обусловлен в каждую эпоху общем уровнем развития науки. Язык – осн условие возможности чел бытия; среда, в кот происходит процесс взаимного договаривания собеседников; особая реальность, внутри которой происходит понимание мира; он охватывает все стороны жизнедеят-ти человека. Универсальный способ восприятия мира.

Знаки в я-ке склад-ся в опр систему взглядов, усваиваемую всеми носителями языка, у каждого народа он обладает нац. спецификой. Язык-детище человека и общ-ва, в то же время яв-ся самопорождающимся и самонастраивающимся механизмом.

Ф-и я-ка: коммуникативная, мыслеформирующая. Ф-и комбинируются.

 

 

3. Разграничение понятий между я-м и речью выявлено Ф.де Соссюром. До него к вопросу обращались другие лингвисты (Щерба).

Речь - акты говорения, понимания, текст, высказывания.

Р.Д. – совокупность психо-физических работ, осуществл говорящим для произведения речи. Сосотоит из говорения и понимания. Результат – текст.

Реч. Акт представляет собой двусторонний процесс, охватывающий говорение и параллельн протекающий процесс слух восприятия; понимание.

Р.А. есть проявление реч. Деят-ти, в ее процессе создается тект.

Язык – инвентарь единиц (грамматика), в предложении используются лишь несколько единиц языка.

 

Уровни языка

Восходит к вопросу о я-ке как системе (Ф.де Сассюр)-> т.системы Людвига Карла фон Бертоланфи. В РФ т.я. разраб Щур. Сейчас вопросом занимается Солнцев. До сих пор не ясно, яв-ся ли я-к сис-мой. Система- любой сложный объект. Структура – одно из ее сво-в.

Солнцев рассматр. сис-му, как единый объект, сост из эл-в, нах-ся во взаимн отношениях. Важнейшим свойством системы языка яв-ся его неоднородность;способность комбинироваться. Солнцев считал, в языке не одна сис-ма. Они организованы на основе неодинаковых комбинаторных схем.

Элементарная логика позволяет рассматривать я-к, как совокупность уровней: фонетический (фонема, фон), морфологический (морфема, морф), лексический (лексема, лекс), синтаксический (предложение).

 

Единицы яз.уровней, их ф-и.

фонетический (фонема - неделимая предельная единица; строймат слов, смыслоразличит ф-я; фон – отдельный экземпляр фонем)

морфологический (морфема – ассоциативная, словообразоват-я, формообразующая ф-я, морф – конкретная морфема, исп в речи),

лексический (лексема – называющая ф-я, указательная, лекс – в речи),

синтаксический (предложение – коммуникативная, передача инфы).

Между сис-мой и ее составляющими сложные отношения. Эл-т я-ка в системе не равен эл-ту, взятому из нее изолированно. В сис-ме каждый эл-т в дополн-е к своим сво-вам получает еще и значимость. Из этого складывается содержание эл-та. EG слово приобретает падеж и т.д.

2 вида отношений: парадигматические – принадлежат сис-ме я-ка; синтагматические – принадлежат реч. деят-ти.

Парадигм. – отношения взаимно противопоставленные между единицами одного уровня, связанные по смыслу. Парадигм. Ряды. Ф. де Соссюр называл такие отношения ассоциативными, их разрабат.

Синтагматич. – каждая ед-ца я-ка, участвуя в процессе образования речи, вступает в отношения с др ед-цами я-ка, при этом обнаруживаются ее сочетательные возможности.

6. Фонетика – наука о звуковом материале я-ка, использовании этого мат-ла в значении единиц я-ка и речи. А также ист.изменениях в этом мат-ле и его исп-и.

При изложении различн. Эл-в в фонетике прих-ся пользоваться спец.видом письма – транскрипцией.

Звуки и звук ед-цы изучаются в фонетике с 3 т.з.:

Физиологические признаки звуков – аккустич аспект изуч звуков речи

Работа, кот произв человек при восприятии или призношении – биологич аспект

Использование звуков в я-ке, их роль в обеспечении фукционир я-ка, как ср-ва общ-я; функциональный аспект.

Фонология – установление сос-ва фонем; способы их реализации в реч. потоке, особенности сочетания фонем в я-ке, ф-и фонем и их особенности.

 

 

Фонетика. Аспекты

Аккустич. Аспект. – звуки отл. Долготой и краткостью, силой, глухостью, высотой тона, тембром. Деление на гласн и на согл обусловено наличием тонов и шумов. Для изучения исп высокочастотные приборы, электро-аккустич методы, дающие возможность разделить звук на фоны. Есть графики звука – форманты, указывают на концентрацию частот.

Биологич аспект. 2 вида изучения звуков речи: произносительный, перцептивный. Произнос. – изучение совокупности работ произносит аппарата, органов дыхания, нерв сис-мы и т.д. Перцептивн. – занимается изучением восприятия звука органами слуха.

Произносит.органы делятся на 2 группы – активны (губы, язык) и пассивные (небо, зубы)

Гласные, согласные – как разделяются.

Функциональный аспект (собственно-лингвистиечский) – занимается изучением функций фонемы.

Функции фонемы

Фонема – неделимая частица я-ка.

Смысло-различит ф-я. Прослеживается в различии слов лишь одним фонетич. явлением – том, дом. Т.н. Минимальные пары, удобные для изучения фонем. Если пары подобрать можно, значит, это самост фонемы. Замена одной единицы приводит к смене смысла.

Фонема в разн словах может варьироваться. Она сущ-ет в виде опр круга вариантов (аллофонов). Они распад-ся на 2 класса: обязат и факультативн. Обязат – когда фонема незаменива. Факульт – заменима (галоши, калоши)

Чередование фонем

Фонемное (живое, аллофонное) – чередование парных звуков, происходящее при лабиализации, назализации, палатализации, ассимиляции. Наблюдается в корнях слов, суффиксах, приставках в основном. (косить-косьба)

Примеры фонетич. чередования фонем принято считать вариантами одной фонемы, потому на письме они не отражаются.

Историческое (непредсказуемое) – связано с изменением форм слов, унасл. От прошлого я-ка. С т.з. совр я-ка объяснить ист чередование фонем невозможно. Фонемы, кот участвуют в ист чередовании, представляют собой разные фонемы, в отличие от фонемного черед-я.

EG черезование з и ж: морозишь-мороженное.

Грамматика. Ее разделы

Г-наука, изуч то общее, что лежит в основе значения слов, изменения слов и их сочетаний в предложении.

Разделы: морфология, синтаксис. Разделение весьма условно, т.к. единица я-ка раскрывается по двум разделам цельно.

Морфология. В ее сос-ве выделяется обл-ть, связ в обр-ем слов – дериватология. Занимается образован-е новых слов, а морфология – формой слов. Суть грамматики – выявить смысловые различия, стоящие за грамм.правилами, выявить грамм значения и категории.

14. Грам значение – абстрактное понятие, сопутствующее лексическому значению слова, органически срастаясь с ним, и определяющее его место и роль в грам.структуре предложения.

Проблема грамм семантики важная. Любое слово имее 2 значения:

Лексическое – смысл слова, может носить конкретный характер.

Грамматическое – грамм категория слова. Носит абстрактный хар-р. В отличие от лекс знач-я, кот наз-ся в речи прям, грамм зн выр-ся попутно. В создании целостного значения слова (предл-я) грамм зн-я играют существ роль.

 

15. Грам категория – наиболее абстрактное понятие, яв-ся обобщением целого ряда соотносимых меж собой и сопоставл-х друг другу грамм значений.

Классификации гр знач-й:

по кол-ву граммем (абстр единицы я-ка, одно из грамм категорий (род, падеж);

по способам формального выр-я: простой (для синт я-ков «я есть – я буду»); сложный (для аналитич I am – I`ll be)

По хар-ру выражаемых значений (по ст абстракизации): 1. Объективные(наблюдаемые в действит-ти: «один или несколько предметов» (число); 2. Объективно-субьективные (отношения между участниками ситуации, их положением и самой ситуацией – я, он, она (лицо); 3. Формальные (не отражают каких-л значений в д-ти: грамм род у сущ, у кот род не связан с полом – «стол»)

Грани между всеми грамм категориями весьма размыты. Граммемы большинства категорий многозначны.

Понятие о морфеме (М)

Мат.формой для выр-я грамм зн-я слова яв-ся совокуп-ть М-м. Понятие выведено Бодуэном де Кортуне. Нечно объед понятия корня, суффикса, приставки и окончания.

М – минимальн значащая часть слова, кот линейно выделяется в виде некот звукового сегмента. Он также первым предложил идею о нулевых М-х.

Экспонентное и содержат-е варьирование(В) морфем.

Экспонентное В. Когда единство М создается единством ее ф-й. При тождестве значений экспонентов (выражений), хар-самих экспбезразличен. Если у М есть несколько выражений, но при этом сохр-ся одно и тоже значение, то это варианты одной М (надрежу, надстрою, надкушу)

Содержательное В. О вар-х одной М можно говорить, когда есть и формальные связи между разл экспонентами. EG закономерное чередование фонем в корнях слов.

Если при тождестве ф-й М форм.связь отсутств, то это омосемия (я сижу, я ем). Если наоборот – омонимия (с клеить, с крепить).

Полисемия – наличие смысловой связи между несколькими значениями одной морфемы (EG с над-).

Формальная классификация ЧР

Возникла в XIX-XX вв. (Фортунатов). Построена на учете только синтетич различ-хся окончаниями форм словоизменения. Не принимала во вним-е сложные аналитич формы случаев косв выр-я грамм зн-я; смысловые и синтакс зн-я ЧР. Клас-я не была успешной, т.к. слова одной и той же ЧР часто имеют разные формальные признаки. EG, сущ-е отлич-ся окончаниями в зависимости от склонений.

Ошибка: в понимании формы слишком узко, только как наличие окончания в сос-ве слова. Форма рассматривалась, как нечто самодавлеющее, тогда как форма подразумевает собой и содержание.

Делилась на 2 гр: слова, имеющие формы изменения и не имеющие. Достоинство кл-и – простота.

Классификация Щербы

Решал пробл класс-и более перспективно. Подчеркивал, что форма и содержание неразрывны, говорил, что отделяя одно от другого, заканчивается сам язык. Считал, что в вопр о ЧР надо искать общую категорию для Ф и для Содерж.

Категории могут иметь несколько форм признаков и нек-е из них в отдельн сл-ях могут отсутствовать [несклон сущ-е все равно означают предмет]. Одно слово может фигурировать в нескольких грамм категориях («кругом» – нар и предлог). Ряд местоимений, кот попадают под кат предметности (кто, нечто), под кат признака – притяж м-я (мой, твой). Щерба предложил исп категорию состояния: «нельзя, можно, темнее, пора».

30. Лексикология – один из разделов науки о я-ке, изуч лексику. В понятие лексики входят как сами слова так и устойч выр-я, функц в речи, как слова. Осн задача Л – собрать всю лексику я-ка и объяснить значение кажд лекс ед-цы. Разделы:

Семантика – изуч зн-е лекс ед-ц.

Этимология – первоначальная словообразоват стр-ра слова, выявл ее возникновения, древн зн-е.

Фразеология – наука об уст. Сочет слов, их исп в речи, изучении их выразит возможностей.

Ономастика – изучает происх-е имен сущ-х, делится на: антропонимику, топонимику (геогр. назв-я), этнонимику (назв-я народов, этнич гр).

 

Сво-ва слова, его опр-е.

Слово – лексич ед-ца словарн сос-ва я-ка. Мин. Может сост из 1 морфемы (увы). Макс – мб самост пр-ем: «Зима.».Мин-я относит-но самост-ная значащая ед-ца я-ка с отсутствующей жесткой линейной связью с соседн словами, способная функционировать синтаксически в каче-ве односложного пр-я или в кач-ве члена пр-я.

 Противопост-я слов и морфем позволяет выявить признаки самост-ти, автономн-ти слова. «вида автономн-ти: позиционная (отсутствие у слова жесткой связи с другими соседн словами в речи, возможность отделить слово; яв-ся низшей ступенью), синтаксическая (высшая. Закл в способн-ти слова получать синт ф-ю, выступая или в кач-ве отдельн пр-я, или отдельн Ч. Предл-я)

В я-ке слово выступает в кач-ве инварианта. В речи – лекс.

Варьирование слова: фонетич. (изм-ся выр-е), морфологич (изм-я, несуществ-е для слова «прочесть-прочитать»), содержательное (полисемия, омонимия), грам-е (обр-е разн форм слова «пишу-писал»)

Омонимия слов.

Омонимия – внешнее тождество 2-х или нескольких слов. Омонимы – разн слова, имеющие одинаковый звук сос-в. В пределах омонимии выделяют: омофоны, омографы, омоформы (три, три). Омонимы распад на группы:

- в соотв с мотивами, по кот данные слова наз-ют омонимы: лексич омонимы (отсутствует связь между лексич зн EG бор); грам омонимы, когда одинак слова принадлежат к разн частям речи (течь-течь); лексико-грам омонимы, не связ лекс-ки, разн частей речи (простой прил, простой сущ).

- по степени полноты: полная омонимия, частичная (жать урожай, жать кнопку); не равнообъемная (бор), где О-я полная для 1-го из омонимов, частичная для др-го.

- По хар-ру их отображения на письме: омографич омонимы; неомографич омонимы.

- с т.з. фиксации в словарях: учтенные и неучтенные словарями.

- по их происхождению.

Семантич. Поле. Типы полей.

СП - Большее или меньшее кол-во слов, зн-й, связанных с одним эл-м д-ти. Слова, знач-я кот входят в СП, образуют тематич гр. EG время (час, минута, миг). С т.з. внутр-смысл отношений все слова одного СП должны рассматр-ся, как некая самост лекс сис-ма. З-е слова должно оставаться постоянный для своего поля, а также для кажд др зн-я слова в этой семантич зоне. (доминанта «время» во всех словах группы присутствует). Все, что выше домин з-я – дифференц ч поля. ДЧП обр-ют основу семантич противопоставлений (Карл Хейзе). В рамках тематич групп выделяют несколько типов семант связи: иерархич связь, внутри нее гиппероним (общерод понятие) и гипоним (общевид).

Синонимич поле – мн-во эл-в, кот-м приписывается имя доминанты, з-е дом-ты входит в число эл-в этого мн-ва (страх).

Внутри СП разл-ют 2 вида синонимии: концептуальная С, т.е. различие в смысле небольшое; стилистическая С – отличаются окраской.

Типы полей: антонимич семантич поле; синонимич поле; гипонимич поле; грамматич поле; синтаксич поле; тезаурусное поле.

Компонентный анализ слова.

Осн.идея: зн-е слова – упоряд стр-ра мн-ва элементарн ч-ц. Идея нах-ся в связи с концепицией сем поля. Наличие диф части в поле предполаг-ет сущ-е сис-мы оппозиций, где нах-ся любая пара вход в него слов.Это позволяет выделить диф признак. Сем диф признак принадлежит к плану содержания. Впервые идею выдвинул Ф.де Соссюр, называл такие сем разл-я «значимостью» (мать, отец, родители, дети). Сема – предел значимости сем. признака.

Методику выделения сем и предст-е зн-й слов в семных наборах принято называть компонентным анализом. «сон. Способа выделения сем: дефиниционная (деф признак зн-я слова устанавливается на основе дефиниций (толкований), дающихся в толк. словарях); перефразирование (разновидность внутреяз перевода, при кот целостная стр-ра 1-го типа зам-ся семантически эквивалентной стр-рой др типа. Обычно исп для семант анализа слов, зн-е кот-х не мб дефиниционно EG только, лишь, кроме).

Мотивировка слова. Ее типы

М – сост ч слова, обоснование звук облика слова, его экспонент; указание на мотив, обусловивший выражене данного значения именно данным сочетанием звуков. Бывают слова мотивир (кукушка) и немотивир(орел).

Кажд пр-т обл-ет мн-вом признаком. Главн признак отраж в названии. Мотивир признак бывает: реальный, фактический, формальный, изобразительный, описательный.

Типы М: слова с утраченной М; слова с затемненной М (город); слова с ясной М.

М не стоит путать с концепт зн-ем, т.к. М - способ изобр-я данного значения в слове. В М раскрывается подход человека к данному явл-ю, потому М наз-ют внутренней формой слова. Зн-е, кот слово могло бы иметь в соответствии со своей мотивировкой и словообр-й структурой, почти всегда шире того, что фактически имеется в я-ке.

М имеет тенденцию забываться. Причина утраты: слово вых-т из употр, но из него произведено слово («коло»-круг, колесо); когда предмет теряет М-ный признак, по которому он был назван («город»);заимствованные слова. Выяснением забытых М-к слова, их происх-е изучает наука этимология. Забвение М наз-ся деэтимологизацией.

40. Фразеология. Устойчивые сочетания с семант сдвигом наз-ют фразеологизмами. Ф-зм – устойч сочет-я слов, хар-мые слитностью, нечлененностью значения, принудит связью со словами и цельностью восприятия в речи. (Шарль Балли и Виноградов)

Типы Ф-мов: идиомы[неделим. соч-я «типун тебе на язык»]; ф-кие сращения [выр-я, все эл-ты которых, взятые отдельно, понятны, но из них не будет складываться ф-м «белая ворона»]; ф-кие единства [ф-мы, сост эл-ты кот, взятые по отдельности, понятны и фр значение единств сущ-ет, как перенос, возникшее на основе прямого зн-я; могут исп-ся, как свобод сочетания слов «дети играют и бирюльки»]; ф-кие сочет-я [ф-мы, сост эл-ты кот-х понятны и совместно выра-ют общее логическое содержание, равное или близкое содержанию отдельных слова «оказывать помощь». Отличаются от единств тем, что не имеют переносн значения, а прям смысл выр-ся не отдельным словом, а сцеплением слов; значение 1-го слова связано со значением другого.].

 

41. Синтаксис – раздел грамм-ки, изуч строй связной речи. Он преследует законы функц-ния отдельной словоформы и правила соедин-я слов в словосоч и пр-ях. Именно в области С возникает момент общения. Мин ед-цей С яв-ся предл-е.   Пр-е – мин коммуникативн ед-ца я-ка, способная передавать соощения. Ед-ца 2-сторонняя, обладающая содержанием и формой. Сод-е мб относительно законченная мысль, эмоция. Пр-е – это не только обобщ указание на какое-то явление, его название, но и сообщение о чем-то, высказывание (ночь).Это выр-ся в кат предикативности (опр соотнесенности) содерж-я с д-тью.

Внешн. Выразителем и показателем П яв-ся связь между подл и сказ. Есть кат коммуникатив-ти (намерения, обстановку высказывания), модальности (отношение сознания человека к сод-му высказ-я). Каждая из кат имеет внутр сторону (зн-е) и внеш (формальности). Границы кат-й теоретич.

Пр-е сост из синтагм – сочетание 2-х членов пр-я, связ тем или иным отношением с неравной направленностью членов, где один член яв-ся опр-м, а др- определяющим. Членами С могут быть слова, морф части слов (водовоз), словосоч (горе от ума).С могут быть внутренними (произв слова «домик»), скрытыми (морозит), внешние, или опр-щие одно другое: «собака ест». Отношения между синтагмами предикативные (время и наклонение) и непредикативные: атрибутивными (черный негр); объективными (ест суп); релятивные (наз-ет признак «красиво поет»).

Типы пр-я по его структуре.

Простые (делятся по кол-ву гл чл пр-я на односост и двусост; 2сост – распр и нераспр. Нераспр имеют одну предикативную синтагму; распр-е – несколько. Односост бывают на базе сказуемого: безличные, неопр-личн; обобщ-личн;императивные. На базе подлежащ – бытийные и экзистенциальные, назывные, указательные, восклицат. По хар-ру отношения бывают утв и отриц. По цели выск – повест, вопрос, восклиц) и сложные (сл-соч, сл-подч. Сл-соч – союзн, бессоюзн).

Письмо. Типы письма.

Пиктография – выр-сь при помощи рисунков, знаков. Трудно было выражать абстрактную мысль. [пиктограмма]

Идеография – письм знаки передают значащие ед-цы я-ка непосредственно. Знак – идеограмма. Делится на: логография, морфограммы, фразограммы (выр-ют зн-е через предположения: дорожн знаки), идиограммы - классификаторы (орел).

Фонография [фонограмма] – знаки, отраж. Звуковое содерж речи. Со смыслом связываются косвенно. Делятся: фонемограмма (звук соотв буквам «рука»), силлабограмма (звук соотв отдельному слогу в слове), знаки для сочетания фонем, несоотносимых с деление на слоги (x - икс); знаки для дифф признаков фонем (ь), просодемограмма (передает слов ударение), знаки удвоения.

Буквенное письмо (лат и кирилл).Письмо и сис-ма письма (инвентарь начертат знаков и правила их фнкц-я); возникающие при этом тексты. Знак – граммема. Может меняться. Конкр экземпляр графем – граф.

Графика, алфавит.

Графика – занимается вопросами соотношения букв и знаков. Г – совокупность особых знаков, кот-ми устная речь передается на письме. Правила графики – правила чтения. Правила обозначения. Употр-е букв рег-ся особыми правилами, кот устанавливает орфография.

Алфавит. Фонематич фонография – осн вид письма. Идеальный алфавит должен передавать все звуки. Таких нет. 2 распр алфавита – лат и кирилл. Для пополнения алфавита исп-ся сл способы: буквы снабжались опр-ми знаками; для передачи одного звука исп сочетания неск букв (ch,th). Рус алфавит из 33 букв+ё. Преимущ-ва: ц,ш,к,х – всегда соотв своим звукам. Ч,ж,щ не обл однозначностью. Ж передает несколько фонем (зж, жд,) й – однозначная буква. Гласные – а-я, о-ё, у-ю, ы-и 5 фонем, 10 букв. Ь,ъ исп-ся для тверд и мягк-ти.

47. Орфография.

Употр-е букв рег-ся особыми правилами, кот устанавливает орфография.. О – сис-ма правил, опр-щих единообразие способов речи на письме. Правила О строятся на базе правил графики. Выбор между параллельн возможностями написания осуществ на осн орф принципа:

1. Фонетич (пишем, как слышим)

2. Морфологич (с помощью подбора слов)

3. Грамматич (исп при разграничении класса слов и их форм)

4. Дифференцировочн (исп для разграничения слов-омонимов)

5. Традиционный (беспроверочный, слов слова)

Словарный сос-в я-ка.

Осн сл фонд – наиб часто использ слова. Объединяет все корневые слова, сост-ет ядро я-ка. Для выяснения, какие слова принадл конкр я-ку, исп 4 осн признака: что принадл данному я-ку; что яв-ся общим для группы близких я-в; что связывает я-ки более отдален групп; что связывает я-ки, объед в одну семью.

Все слова, входящ в сос-в того или иного я-ка делятся на 2 группы: активные (часто исп, общий, специфичный); пассивный (понимаем, но не исп в речи, техн гр, термины).

Весь сл запас делится на пласты лексики. Он пост обновляется по 3-м напр-ям: появляются нов слова; уходят в пассивный словарь слова, вышедш из употр; слова меняют свое значение. Неологизмы – лексим, семантич. Архаизмы; Историзмы – архаизмы, обозначавшие предметы и явления истории.

Развитие Языкознания.

Индийская лингв школа (около 2000 до н.э.) изуч язык с практич т.з. – фонетику, морфология, разраб-ли т я-ка.Выдающ уч-й Панини. Создал первую нормативн грамм-ку. Заговорил о нулевой морфеме.

Греко-римск школа изуч я-к через философию (Аристотель, Поэтика.) Они разраб т звукоподражания. Делились на верящих в связь звука и смысла и не верящих. Платон разделил слова на сущ и глаг. Школа была слабее Индийск.

Арабская ориентировалась на инд исслед-ния, смогла дать подробн описание фонетики, морфологии, лексики. Положили нач идее о ЧР: имя, глагол, частица. Наи ярк представитель – Сибавейки, разраб сис-му грамм-ки, уделял внимание корням.

В Европе в Ср века Я не развив. В Ренессанс. Появ-ся первые словари (Российская грамм-ка Ломоносова)

Начало совр Я – XIX в. Началась с ист.Я. с открытием санскрита. Искали единый язык. Появилась логико-грамматич школа, где я-к описывался с позиции логики. Психологич-лингв школа; пражская лингв школа занималась лингв,

В России разве Я связано с идеями соц природы я-ка. Бодуэн де Кортуне. Его ученики – Щерба и др. Различали динамис и статич лингвистику. В советск время разработано множ-во грамматик и алфавитов для не обладающих ими я-ков. Возник идеалистич школы (я-к, как проявл дух деят-ти). Социалогич напр-е (Соссюр) – рассматр я-к, как соц. Явл-е, утв обусловленность жизни и разв-я я-ка, как соц причины.

Соц. Явление и функции я-ка

Проблема сущности языка – осн проблема всякой лингв теории. Вопрос «что такое язык?» обусловлен в каждую эпоху общем уровнем развития науки. Язык – осн условие возможности чел бытия; среда, в кот происходит процесс взаимного договаривания собеседников; особая реальность, внутри которой происходит понимание мира; он охватывает все стороны жизнедеят-ти человека. Универсальный способ восприятия мира.

Знаки в я-ке склад-ся в опр систему взглядов, усваиваемую всеми носителями языка, у каждого народа он обладает нац. спецификой. Язык-детище человека и общ-ва, в то же время яв-ся самопорождающимся и самонастраивающимся механизмом.

Ф-и я-ка: коммуникативная, мыслеформирующая. Ф-и комбинируются.

 

 

3. Разграничение понятий между я-м и речью выявлено Ф.де Соссюром. До него к вопросу обращались другие лингвисты (Щерба).

Речь - акты говорения, понимания, текст, высказывания.

Р.Д. – совокупность психо-физических работ, осуществл говорящим для произведения речи. Сосотоит из говорения и понимания. Результат – текст.

Реч. Акт представляет собой двусторонний процесс, охватывающий говорение и параллельн протекающий процесс слух восприятия; понимание.

Р.А. есть проявление реч. Деят-ти, в ее процессе создается тект.

Язык – инвентарь единиц (грамматика), в предложении используются лишь несколько единиц языка.

 

Уровни языка

Восходит к вопросу о я-ке как системе (Ф.де Сассюр)-> т.системы Людвига Карла фон Бертоланфи. В РФ т.я. разраб Щур. Сейчас вопросом занимается Солнцев. До сих пор не ясно, яв-ся ли я-к сис-мой. Система- любой сложный объект. Структура – одно из ее сво-в.

Солнцев рассматр. сис-му, как единый объект, сост из эл-в, нах-ся во взаимн отношениях. Важнейшим свойством системы языка яв-ся его неоднородность;способность комбинироваться. Солнцев считал, в языке не одна сис-ма. Они организованы на основе неодинаковых комбинаторных схем.

Элементарная логика позволяет рассматривать я-к, как совокупность уровней: фонетический (фонема, фон), морфологический (морфема, морф), лексический (лексема, лекс), синтаксический (предложение).

 

Единицы яз.уровней, их ф-и.

фонетический (фонема - неделимая предельная единица; строймат слов, смыслоразличит ф-я; фон – отдельный экземпляр фонем)

морфологический (морфема – ассоциативная, словообразоват-я, формообразующая ф-я, морф – конкретная морфема, исп в речи),

лексический (лексема – называющая ф-я, указательная, лекс – в речи),

синтаксический (предложение – коммуникативная, передача инфы).

Между сис-мой и ее составляющими сложные отношения. Эл-т я-ка в системе не равен эл-ту, взятому из нее изолированно. В сис-ме каждый эл-т в дополн-е к своим сво-вам получает еще и значимость. Из этого складывается содержание эл-та. EG слово приобретает падеж и т.д.

2 вида отношений: парадигматические – принадлежат сис-ме я-ка; синтагматические – принадлежат реч. деят-ти.

Парадигм. – отношения взаимно противопоставленные между единицами одного уровня, связанные по смыслу. Парадигм. Ряды. Ф. де Соссюр называл такие отношения ассоциативными, их разрабат.

Синтагматич. – каждая ед-ца я-ка, участвуя в процессе образования речи, вступает в отношения с др ед-цами я-ка, при этом обнаруживаются ее сочетательные возможности.

6. Фонетика – наука о звуковом материале я-ка, использовании этого мат-ла в значении единиц я-ка и речи. А также ист.изменениях в этом мат-ле и его исп-и.

При изложении различн. Эл-в в фонетике прих-ся пользоваться спец.видом письма – транскрипцией.

Звуки и звук ед-цы изучаются в фонетике с 3 т.з.:

Физиологические признаки звуков – аккустич аспект изуч звуков речи

Работа, кот произв человек при восприятии или призношении – биологич аспект

Использование звуков в я-ке, их роль в обеспечении фукционир я-ка, как ср-ва общ-я; функциональный аспект.

Фонология – установление сос-ва фонем; способы их реализации в реч. потоке, особенности сочетания фонем в я-ке, ф-и фонем и их особенности.

 

 

Фонетика. Аспекты

Аккустич. Аспект. – звуки отл. Долготой и краткостью, силой, глухостью, высотой тона, тембром. Деление на гласн и на согл обусловено наличием тонов и шумов. Для изучения исп высокочастотные приборы, электро-аккустич методы, дающие возможность разделить звук на фоны. Есть графики звука – форманты, указывают на концентрацию частот.

Биологич аспект. 2 вида изучения звуков речи: произносительный, перцептивный. Произнос. – изучение совокупности работ произносит аппарата, органов дыхания, нерв сис-мы и т.д. Перцептивн. – занимается изучением восприятия звука органами слуха.

Произносит.органы делятся на 2 группы – активны (губы, язык) и пассивные (небо, зубы)

Гласные, согласные – как разделяются.

Функциональный аспект (собственно-лингвистиечский) – занимается изучением функций фонемы.

Функции фонемы

Фонема – неделимая частица я-ка.

Смысло-различит ф-я. Прослеживается в различии слов лишь одним фонетич. явлением – том, дом. Т.н. Минимальные пары, удобные для изучения фонем. Если пары подобрать можно, значит, это самост фонемы. Замена одной единицы приводит к смене смысла.

Фонема в разн словах может варьироваться. Она сущ-ет в виде опр круга вариантов (аллофонов). Они распад-ся на 2 класса: обязат и факультативн. Обязат – когда фонема незаменива. Факульт – заменима (галоши, калоши)

Варьирование, дистрибуция фонемы.

Фонема в разн словах может варьироваться (аллофоны). Она сущ-ет в виде опр круга вариантов (аллофонов). Они распад-ся на 2 класса: обязат и факультативн. Обязат – когда фонема незаменива. Факульт – заменима (галоши, калоши) Варьирование фонем специфично для каждого языка.

Дистрибуция фонем – сопокупность всех тех позиций, окружений, в кот языков эл-т встречается в данном я-ке, противоположность всем тем позициям и окружениям, в кот данный звук встречаться не может.

Обозн вар-ты 1-й фонемы нах-ся между собой в отношениях непересекающейся дистрибуции. Обратный случай – факультативн вар-ты.

Обязат вар-ты фонем распад-ся на 2 категории – основные и специфические. Осн категорией яв-ся те звуки, кот выступают либо в изолированной позиции либо в наименьш зависим-ти от окружающих звуков. Все остальные – специфические.

Чередование фонем

Фонемное (живое, аллофонное) – чередование парных звуков, происходящее при лабиализации, назализации, палатализации, ассимиляции. Наблюдается в корнях слов, суффиксах, приставках в основном. (косить-косьба)

Примеры фонетич. чередования фонем принято считать вариантами одной фонемы, потому на письме они не отражаются.

Историческое (непредсказуемое) – связано с изменением форм слов, унасл. От прошлого я-ка. С т.з. совр я-ка объяснить ист чередование фонем невозможно. Фонемы, кот участвуют в ист чередовании, представляют собой разные фонемы, в отличие от фонемного черед-я.

EG черезование з и ж: морозишь-мороженное.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.81.58 (0.145 с.)