Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Варьирование, дистрибуция фонемы.Стр 1 из 4Следующая ⇒
Соц. Явление и функции я-ка Проблема сущности языка – осн проблема всякой лингв теории. Вопрос «что такое язык?» обусловлен в каждую эпоху общем уровнем развития науки. Язык – осн условие возможности чел бытия; среда, в кот происходит процесс взаимного договаривания собеседников; особая реальность, внутри которой происходит понимание мира; он охватывает все стороны жизнедеят-ти человека. Универсальный способ восприятия мира. Знаки в я-ке склад-ся в опр систему взглядов, усваиваемую всеми носителями языка, у каждого народа он обладает нац. спецификой. Язык-детище человека и общ-ва, в то же время яв-ся самопорождающимся и самонастраивающимся механизмом. Ф-и я-ка: коммуникативная, мыслеформирующая. Ф-и комбинируются.
3. Разграничение понятий между я-м и речью выявлено Ф.де Соссюром. До него к вопросу обращались другие лингвисты (Щерба). Речь - акты говорения, понимания, текст, высказывания. Р.Д. – совокупность психо-физических работ, осуществл говорящим для произведения речи. Сосотоит из говорения и понимания. Результат – текст. Реч. Акт представляет собой двусторонний процесс, охватывающий говорение и параллельн протекающий процесс слух восприятия; понимание. Р.А. есть проявление реч. Деят-ти, в ее процессе создается тект. Язык – инвентарь единиц (грамматика), в предложении используются лишь несколько единиц языка.
Уровни языка Восходит к вопросу о я-ке как системе (Ф.де Сассюр)-> т.системы Людвига Карла фон Бертоланфи. В РФ т.я. разраб Щур. Сейчас вопросом занимается Солнцев. До сих пор не ясно, яв-ся ли я-к сис-мой. Система- любой сложный объект. Структура – одно из ее сво-в. Солнцев рассматр. сис-му, как единый объект, сост из эл-в, нах-ся во взаимн отношениях. Важнейшим свойством системы языка яв-ся его неоднородность;способность комбинироваться. Солнцев считал, в языке не одна сис-ма. Они организованы на основе неодинаковых комбинаторных схем. Элементарная логика позволяет рассматривать я-к, как совокупность уровней: фонетический (фонема, фон), морфологический (морфема, морф), лексический (лексема, лекс), синтаксический (предложение).
Единицы яз.уровней, их ф-и. фонетический (фонема - неделимая предельная единица; строймат слов, смыслоразличит ф-я; фон – отдельный экземпляр фонем)
морфологический (морфема – ассоциативная, словообразоват-я, формообразующая ф-я, морф – конкретная морфема, исп в речи), лексический (лексема – называющая ф-я, указательная, лекс – в речи), синтаксический (предложение – коммуникативная, передача инфы). Между сис-мой и ее составляющими сложные отношения. Эл-т я-ка в системе не равен эл-ту, взятому из нее изолированно. В сис-ме каждый эл-т в дополн-е к своим сво-вам получает еще и значимость. Из этого складывается содержание эл-та. EG слово приобретает падеж и т.д. 2 вида отношений: парадигматические – принадлежат сис-ме я-ка; синтагматические – принадлежат реч. деят-ти. Парадигм. – отношения взаимно противопоставленные между единицами одного уровня, связанные по смыслу. Парадигм. Ряды. Ф. де Соссюр называл такие отношения ассоциативными, их разрабат. Синтагматич. – каждая ед-ца я-ка, участвуя в процессе образования речи, вступает в отношения с др ед-цами я-ка, при этом обнаруживаются ее сочетательные возможности. 6. Фонетика – наука о звуковом материале я-ка, использовании этого мат-ла в значении единиц я-ка и речи. А также ист.изменениях в этом мат-ле и его исп-и. При изложении различн. Эл-в в фонетике прих-ся пользоваться спец.видом письма – транскрипцией. Звуки и звук ед-цы изучаются в фонетике с 3 т.з.: Физиологические признаки звуков – аккустич аспект изуч звуков речи Работа, кот произв человек при восприятии или призношении – биологич аспект Использование звуков в я-ке, их роль в обеспечении фукционир я-ка, как ср-ва общ-я; функциональный аспект. Фонология – установление сос-ва фонем; способы их реализации в реч. потоке, особенности сочетания фонем в я-ке, ф-и фонем и их особенности.
Фонетика. Аспекты Аккустич. Аспект. – звуки отл. Долготой и краткостью, силой, глухостью, высотой тона, тембром. Деление на гласн и на согл обусловено наличием тонов и шумов. Для изучения исп высокочастотные приборы, электро-аккустич методы, дающие возможность разделить звук на фоны. Есть графики звука – форманты, указывают на концентрацию частот.
Биологич аспект. 2 вида изучения звуков речи: произносительный, перцептивный. Произнос. – изучение совокупности работ произносит аппарата, органов дыхания, нерв сис-мы и т.д. Перцептивн. – занимается изучением восприятия звука органами слуха. Произносит.органы делятся на 2 группы – активны (губы, язык) и пассивные (небо, зубы) Гласные, согласные – как разделяются. Функциональный аспект (собственно-лингвистиечский) – занимается изучением функций фонемы. Функции фонемы Фонема – неделимая частица я-ка. Смысло-различит ф-я. Прослеживается в различии слов лишь одним фонетич. явлением – том, дом. Т.н. Минимальные пары, удобные для изучения фонем. Если пары подобрать можно, значит, это самост фонемы. Замена одной единицы приводит к смене смысла. Фонема в разн словах может варьироваться. Она сущ-ет в виде опр круга вариантов (аллофонов). Они распад-ся на 2 класса: обязат и факультативн. Обязат – когда фонема незаменива. Факульт – заменима (галоши, калоши) Чередование фонем Фонемное (живое, аллофонное) – чередование парных звуков, происходящее при лабиализации, назализации, палатализации, ассимиляции. Наблюдается в корнях слов, суффиксах, приставках в основном. (косить-косьба) Примеры фонетич. чередования фонем принято считать вариантами одной фонемы, потому на письме они не отражаются. Историческое (непредсказуемое) – связано с изменением форм слов, унасл. От прошлого я-ка. С т.з. совр я-ка объяснить ист чередование фонем невозможно. Фонемы, кот участвуют в ист чередовании, представляют собой разные фонемы, в отличие от фонемного черед-я. EG черезование з и ж: морозишь-мороженное. Грамматика. Ее разделы Г-наука, изуч то общее, что лежит в основе значения слов, изменения слов и их сочетаний в предложении. Разделы: морфология, синтаксис. Разделение весьма условно, т.к. единица я-ка раскрывается по двум разделам цельно. Морфология. В ее сос-ве выделяется обл-ть, связ в обр-ем слов – дериватология. Занимается образован-е новых слов, а морфология – формой слов. Суть грамматики – выявить смысловые различия, стоящие за грамм.правилами, выявить грамм значения и категории. 14. Грам значение – абстрактное понятие, сопутствующее лексическому значению слова, органически срастаясь с ним, и определяющее его место и роль в грам.структуре предложения. Проблема грамм семантики важная. Любое слово имее 2 значения: Лексическое – смысл слова, может носить конкретный характер. Грамматическое – грамм категория слова. Носит абстрактный хар-р. В отличие от лекс знач-я, кот наз-ся в речи прям, грамм зн выр-ся попутно. В создании целостного значения слова (предл-я) грамм зн-я играют существ роль.
15. Грам категория – наиболее абстрактное понятие, яв-ся обобщением целого ряда соотносимых меж собой и сопоставл-х друг другу грамм значений. Классификации гр знач-й: по кол-ву граммем (абстр единицы я-ка, одно из грамм категорий (род, падеж); по способам формального выр-я: простой (для синт я-ков «я есть – я буду»); сложный (для аналитич I am – I`ll be) По хар-ру выражаемых значений (по ст абстракизации): 1. Объективные(наблюдаемые в действит-ти: «один или несколько предметов» (число); 2. Объективно-субьективные (отношения между участниками ситуации, их положением и самой ситуацией – я, он, она (лицо); 3. Формальные (не отражают каких-л значений в д-ти: грамм род у сущ, у кот род не связан с полом – «стол»)
Грани между всеми грамм категориями весьма размыты. Граммемы большинства категорий многозначны. Понятие о морфеме (М) Мат.формой для выр-я грамм зн-я слова яв-ся совокуп-ть М-м. Понятие выведено Бодуэном де Кортуне. Нечно объед понятия корня, суффикса, приставки и окончания. М – минимальн значащая часть слова, кот линейно выделяется в виде некот звукового сегмента. Он также первым предложил идею о нулевых М-х. Экспонентное и содержат-е варьирование(В) морфем. Экспонентное В. Когда единство М создается единством ее ф-й. При тождестве значений экспонентов (выражений), хар-самих экспбезразличен. Если у М есть несколько выражений, но при этом сохр-ся одно и тоже значение, то это варианты одной М (надрежу, надстрою, надкушу) Содержательное В. О вар-х одной М можно говорить, когда есть и формальные связи между разл экспонентами. EG закономерное чередование фонем в корнях слов. Если при тождестве ф-й М форм.связь отсутств, то это омосемия (я сижу, я ем). Если наоборот – омонимия (с клеить, с крепить). Полисемия – наличие смысловой связи между несколькими значениями одной морфемы (EG с над-). Формальная классификация ЧР Возникла в XIX-XX вв. (Фортунатов). Построена на учете только синтетич различ-хся окончаниями форм словоизменения. Не принимала во вним-е сложные аналитич формы случаев косв выр-я грамм зн-я; смысловые и синтакс зн-я ЧР. Клас-я не была успешной, т.к. слова одной и той же ЧР часто имеют разные формальные признаки. EG, сущ-е отлич-ся окончаниями в зависимости от склонений. Ошибка: в понимании формы слишком узко, только как наличие окончания в сос-ве слова. Форма рассматривалась, как нечто самодавлеющее, тогда как форма подразумевает собой и содержание. Делилась на 2 гр: слова, имеющие формы изменения и не имеющие. Достоинство кл-и – простота. Классификация Щербы Решал пробл класс-и более перспективно. Подчеркивал, что форма и содержание неразрывны, говорил, что отделяя одно от другого, заканчивается сам язык. Считал, что в вопр о ЧР надо искать общую категорию для Ф и для Содерж. Категории могут иметь несколько форм признаков и нек-е из них в отдельн сл-ях могут отсутствовать [несклон сущ-е все равно означают предмет]. Одно слово может фигурировать в нескольких грамм категориях («кругом» – нар и предлог). Ряд местоимений, кот попадают под кат предметности (кто, нечто), под кат признака – притяж м-я (мой, твой). Щерба предложил исп категорию состояния: «нельзя, можно, темнее, пора».
30. Лексикология – один из разделов науки о я-ке, изуч лексику. В понятие лексики входят как сами слова так и устойч выр-я, функц в речи, как слова. Осн задача Л – собрать всю лексику я-ка и объяснить значение кажд лекс ед-цы. Разделы: Семантика – изуч зн-е лекс ед-ц. Этимология – первоначальная словообразоват стр-ра слова, выявл ее возникновения, древн зн-е. Фразеология – наука об уст. Сочет слов, их исп в речи, изучении их выразит возможностей. Ономастика – изучает происх-е имен сущ-х, делится на: антропонимику, топонимику (геогр. назв-я), этнонимику (назв-я народов, этнич гр).
Сво-ва слова, его опр-е. Слово – лексич ед-ца словарн сос-ва я-ка. Мин. Может сост из 1 морфемы (увы). Макс – мб самост пр-ем: «Зима.».Мин-я относит-но самост-ная значащая ед-ца я-ка с отсутствующей жесткой линейной связью с соседн словами, способная функционировать синтаксически в каче-ве односложного пр-я или в кач-ве члена пр-я. Противопост-я слов и морфем позволяет выявить признаки самост-ти, автономн-ти слова. «вида автономн-ти: позиционная (отсутствие у слова жесткой связи с другими соседн словами в речи, возможность отделить слово; яв-ся низшей ступенью), синтаксическая (высшая. Закл в способн-ти слова получать синт ф-ю, выступая или в кач-ве отдельн пр-я, или отдельн Ч. Предл-я) В я-ке слово выступает в кач-ве инварианта. В речи – лекс. Варьирование слова: фонетич. (изм-ся выр-е), морфологич (изм-я, несуществ-е для слова «прочесть-прочитать»), содержательное (полисемия, омонимия), грам-е (обр-е разн форм слова «пишу-писал») Омонимия слов. Омонимия – внешнее тождество 2-х или нескольких слов. Омонимы – разн слова, имеющие одинаковый звук сос-в. В пределах омонимии выделяют: омофоны, омографы, омоформы (три, три). Омонимы распад на группы: - в соотв с мотивами, по кот данные слова наз-ют омонимы: лексич омонимы (отсутствует связь между лексич зн EG бор); грам омонимы, когда одинак слова принадлежат к разн частям речи (течь-течь); лексико-грам омонимы, не связ лекс-ки, разн частей речи (простой прил, простой сущ). - по степени полноты: полная омонимия, частичная (жать урожай, жать кнопку); не равнообъемная (бор), где О-я полная для 1-го из омонимов, частичная для др-го. - По хар-ру их отображения на письме: омографич омонимы; неомографич омонимы. - с т.з. фиксации в словарях: учтенные и неучтенные словарями. - по их происхождению. Семантич. Поле. Типы полей. СП - Большее или меньшее кол-во слов, зн-й, связанных с одним эл-м д-ти. Слова, знач-я кот входят в СП, образуют тематич гр. EG время (час, минута, миг). С т.з. внутр-смысл отношений все слова одного СП должны рассматр-ся, как некая самост лекс сис-ма. З-е слова должно оставаться постоянный для своего поля, а также для кажд др зн-я слова в этой семантич зоне. (доминанта «время» во всех словах группы присутствует). Все, что выше домин з-я – дифференц ч поля. ДЧП обр-ют основу семантич противопоставлений (Карл Хейзе). В рамках тематич групп выделяют несколько типов семант связи: иерархич связь, внутри нее гиппероним (общерод понятие) и гипоним (общевид).
Синонимич поле – мн-во эл-в, кот-м приписывается имя доминанты, з-е дом-ты входит в число эл-в этого мн-ва (страх). Внутри СП разл-ют 2 вида синонимии: концептуальная С, т.е. различие в смысле небольшое; стилистическая С – отличаются окраской. Типы полей: антонимич семантич поле; синонимич поле; гипонимич поле; грамматич поле; синтаксич поле; тезаурусное поле. Компонентный анализ слова. Осн.идея: зн-е слова – упоряд стр-ра мн-ва элементарн ч-ц. Идея нах-ся в связи с концепицией сем поля. Наличие диф части в поле предполаг-ет сущ-е сис-мы оппозиций, где нах-ся любая пара вход в него слов.Это позволяет выделить диф признак. Сем диф признак принадлежит к плану содержания. Впервые идею выдвинул Ф.де Соссюр, называл такие сем разл-я «значимостью» (мать, отец, родители, дети). Сема – предел значимости сем. признака. Методику выделения сем и предст-е зн-й слов в семных наборах принято называть компонентным анализом. «сон. Способа выделения сем: дефиниционная (деф признак зн-я слова устанавливается на основе дефиниций (толкований), дающихся в толк. словарях); перефразирование (разновидность внутреяз перевода, при кот целостная стр-ра 1-го типа зам-ся семантически эквивалентной стр-рой др типа. Обычно исп для семант анализа слов, зн-е кот-х не мб дефиниционно EG только, лишь, кроме). Мотивировка слова. Ее типы М – сост ч слова, обоснование звук облика слова, его экспонент; указание на мотив, обусловивший выражене данного значения именно данным сочетанием звуков. Бывают слова мотивир (кукушка) и немотивир(орел). Кажд пр-т обл-ет мн-вом признаком. Главн признак отраж в названии. Мотивир признак бывает: реальный, фактический, формальный, изобразительный, описательный. Типы М: слова с утраченной М; слова с затемненной М (город); слова с ясной М. М не стоит путать с концепт зн-ем, т.к. М - способ изобр-я данного значения в слове. В М раскрывается подход человека к данному явл-ю, потому М наз-ют внутренней формой слова. Зн-е, кот слово могло бы иметь в соответствии со своей мотивировкой и словообр-й структурой, почти всегда шире того, что фактически имеется в я-ке. М имеет тенденцию забываться. Причина утраты: слово вых-т из употр, но из него произведено слово («коло»-круг, колесо); когда предмет теряет М-ный признак, по которому он был назван («город»);заимствованные слова. Выяснением забытых М-к слова, их происх-е изучает наука этимология. Забвение М наз-ся деэтимологизацией. 40. Фразеология. Устойчивые сочетания с семант сдвигом наз-ют фразеологизмами. Ф-зм – устойч сочет-я слов, хар-мые слитностью, нечлененностью значения, принудит связью со словами и цельностью восприятия в речи. (Шарль Балли и Виноградов) Типы Ф-мов: идиомы[неделим. соч-я «типун тебе на язык»]; ф-кие сращения [выр-я, все эл-ты которых, взятые отдельно, понятны, но из них не будет складываться ф-м «белая ворона»]; ф-кие единства [ф-мы, сост эл-ты кот, взятые по отдельности, понятны и фр значение единств сущ-ет, как перенос, возникшее на основе прямого зн-я; могут исп-ся, как свобод сочетания слов «дети играют и бирюльки»]; ф-кие сочет-я [ф-мы, сост эл-ты кот-х понятны и совместно выра-ют общее логическое содержание, равное или близкое содержанию отдельных слова «оказывать помощь». Отличаются от единств тем, что не имеют переносн значения, а прям смысл выр-ся не отдельным словом, а сцеплением слов; значение 1-го слова связано со значением другого.].
41. Синтаксис – раздел грамм-ки, изуч строй связной речи. Он преследует законы функц-ния отдельной словоформы и правила соедин-я слов в словосоч и пр-ях. Именно в области С возникает момент общения. Мин ед-цей С яв-ся предл-е. Пр-е – мин коммуникативн ед-ца я-ка, способная передавать соощения. Ед-ца 2-сторонняя, обладающая содержанием и формой. Сод-е мб относительно законченная мысль, эмоция. Пр-е – это не только обобщ указание на какое-то явление, его название, но и сообщение о чем-то, высказывание (ночь).Это выр-ся в кат предикативности (опр соотнесенности) содерж-я с д-тью. Внешн. Выразителем и показателем П яв-ся связь между подл и сказ. Есть кат коммуникатив-ти (намерения, обстановку высказывания), модальности (отношение сознания человека к сод-му высказ-я). Каждая из кат имеет внутр сторону (зн-е) и внеш (формальности). Границы кат-й теоретич. Пр-е сост из синтагм – сочетание 2-х членов пр-я, связ тем или иным отношением с неравной направленностью членов, где один член яв-ся опр-м, а др- определяющим. Членами С могут быть слова, морф части слов (водовоз), словосоч (горе от ума).С могут быть внутренними (произв слова «домик»), скрытыми (морозит), внешние, или опр-щие одно другое: «собака ест». Отношения между синтагмами предикативные (время и наклонение) и непредикативные: атрибутивными (черный негр); объективными (ест суп); релятивные (наз-ет признак «красиво поет»). Типы пр-я по его структуре. Простые (делятся по кол-ву гл чл пр-я на односост и двусост; 2сост – распр и нераспр. Нераспр имеют одну предикативную синтагму; распр-е – несколько. Односост бывают на базе сказуемого: безличные, неопр-личн; обобщ-личн;императивные. На базе подлежащ – бытийные и экзистенциальные, назывные, указательные, восклицат. По хар-ру отношения бывают утв и отриц. По цели выск – повест, вопрос, восклиц) и сложные (сл-соч, сл-подч. Сл-соч – союзн, бессоюзн). Письмо. Типы письма. Пиктография – выр-сь при помощи рисунков, знаков. Трудно было выражать абстрактную мысль. [пиктограмма] Идеография – письм знаки передают значащие ед-цы я-ка непосредственно. Знак – идеограмма. Делится на: логография, морфограммы, фразограммы (выр-ют зн-е через предположения: дорожн знаки), идиограммы - классификаторы (орел). Фонография [фонограмма] – знаки, отраж. Звуковое содерж речи. Со смыслом связываются косвенно. Делятся: фонемограмма (звук соотв буквам «рука»), силлабограмма (звук соотв отдельному слогу в слове), знаки для сочетания фонем, несоотносимых с деление на слоги (x - икс); знаки для дифф признаков фонем (ь), просодемограмма (передает слов ударение), знаки удвоения. Буквенное письмо (лат и кирилл).Письмо и сис-ма письма (инвентарь начертат знаков и правила их фнкц-я); возникающие при этом тексты. Знак – граммема. Может меняться. Конкр экземпляр графем – граф. Графика, алфавит. Графика – занимается вопросами соотношения букв и знаков. Г – совокупность особых знаков, кот-ми устная речь передается на письме. Правила графики – правила чтения. Правила обозначения. Употр-е букв рег-ся особыми правилами, кот устанавливает орфография. Алфавит. Фонематич фонография – осн вид письма. Идеальный алфавит должен передавать все звуки. Таких нет. 2 распр алфавита – лат и кирилл. Для пополнения алфавита исп-ся сл способы: буквы снабжались опр-ми знаками; для передачи одного звука исп сочетания неск букв (ch,th). Рус алфавит из 33 букв+ё. Преимущ-ва: ц,ш,к,х – всегда соотв своим звукам. Ч,ж,щ не обл однозначностью. Ж передает несколько фонем (зж, жд,) й – однозначная буква. Гласные – а-я, о-ё, у-ю, ы-и 5 фонем, 10 букв. Ь,ъ исп-ся для тверд и мягк-ти. 47. Орфография. Употр-е букв рег-ся особыми правилами, кот устанавливает орфография.. О – сис-ма правил, опр-щих единообразие способов речи на письме. Правила О строятся на базе правил графики. Выбор между параллельн возможностями написания осуществ на осн орф принципа: 1. Фонетич (пишем, как слышим) 2. Морфологич (с помощью подбора слов) 3. Грамматич (исп при разграничении класса слов и их форм) 4. Дифференцировочн (исп для разграничения слов-омонимов) 5. Традиционный (беспроверочный, слов слова) Словарный сос-в я-ка. Осн сл фонд – наиб часто использ слова. Объединяет все корневые слова, сост-ет ядро я-ка. Для выяснения, какие слова принадл конкр я-ку, исп 4 осн признака: что принадл данному я-ку; что яв-ся общим для группы близких я-в; что связывает я-ки более отдален групп; что связывает я-ки, объед в одну семью. Все слова, входящ в сос-в того или иного я-ка делятся на 2 группы: активные (часто исп, общий, специфичный); пассивный (понимаем, но не исп в речи, техн гр, термины). Весь сл запас делится на пласты лексики. Он пост обновляется по 3-м напр-ям: появляются нов слова; уходят в пассивный словарь слова, вышедш из употр; слова меняют свое значение. Неологизмы – лексим, семантич. Архаизмы; Историзмы – архаизмы, обозначавшие предметы и явления истории. Развитие Языкознания. Индийская лингв школа (около 2000 до н.э.) изуч язык с практич т.з. – фонетику, морфология, разраб-ли т я-ка.Выдающ уч-й Панини. Создал первую нормативн грамм-ку. Заговорил о нулевой морфеме. Греко-римск школа изуч я-к через философию (Аристотель, Поэтика.) Они разраб т звукоподражания. Делились на верящих в связь звука и смысла и не верящих. Платон разделил слова на сущ и глаг. Школа была слабее Индийск. Арабская ориентировалась на инд исслед-ния, смогла дать подробн описание фонетики, морфологии, лексики. Положили нач идее о ЧР: имя, глагол, частица. Наи ярк представитель – Сибавейки, разраб сис-му грамм-ки, уделял внимание корням. В Европе в Ср века Я не развив. В Ренессанс. Появ-ся первые словари (Российская грамм-ка Ломоносова) Начало совр Я – XIX в. Началась с ист.Я. с открытием санскрита. Искали единый язык. Появилась логико-грамматич школа, где я-к описывался с позиции логики. Психологич-лингв школа; пражская лингв школа занималась лингв, В России разве Я связано с идеями соц природы я-ка. Бодуэн де Кортуне. Его ученики – Щерба и др. Различали динамис и статич лингвистику. В советск время разработано множ-во грамматик и алфавитов для не обладающих ими я-ков. Возник идеалистич школы (я-к, как проявл дух деят-ти). Социалогич напр-е (Соссюр) – рассматр я-к, как соц. Явл-е, утв обусловленность жизни и разв-я я-ка, как соц причины. Соц. Явление и функции я-ка Проблема сущности языка – осн проблема всякой лингв теории. Вопрос «что такое язык?» обусловлен в каждую эпоху общем уровнем развития науки. Язык – осн условие возможности чел бытия; среда, в кот происходит процесс взаимного договаривания собеседников; особая реальность, внутри которой происходит понимание мира; он охватывает все стороны жизнедеят-ти человека. Универсальный способ восприятия мира. Знаки в я-ке склад-ся в опр систему взглядов, усваиваемую всеми носителями языка, у каждого народа он обладает нац. спецификой. Язык-детище человека и общ-ва, в то же время яв-ся самопорождающимся и самонастраивающимся механизмом. Ф-и я-ка: коммуникативная, мыслеформирующая. Ф-и комбинируются.
3. Разграничение понятий между я-м и речью выявлено Ф.де Соссюром. До него к вопросу обращались другие лингвисты (Щерба). Речь - акты говорения, понимания, текст, высказывания. Р.Д. – совокупность психо-физических работ, осуществл говорящим для произведения речи. Сосотоит из говорения и понимания. Результат – текст. Реч. Акт представляет собой двусторонний процесс, охватывающий говорение и параллельн протекающий процесс слух восприятия; понимание. Р.А. есть проявление реч. Деят-ти, в ее процессе создается тект. Язык – инвентарь единиц (грамматика), в предложении используются лишь несколько единиц языка.
Уровни языка Восходит к вопросу о я-ке как системе (Ф.де Сассюр)-> т.системы Людвига Карла фон Бертоланфи. В РФ т.я. разраб Щур. Сейчас вопросом занимается Солнцев. До сих пор не ясно, яв-ся ли я-к сис-мой. Система- любой сложный объект. Структура – одно из ее сво-в. Солнцев рассматр. сис-му, как единый объект, сост из эл-в, нах-ся во взаимн отношениях. Важнейшим свойством системы языка яв-ся его неоднородность;способность комбинироваться. Солнцев считал, в языке не одна сис-ма. Они организованы на основе неодинаковых комбинаторных схем. Элементарная логика позволяет рассматривать я-к, как совокупность уровней: фонетический (фонема, фон), морфологический (морфема, морф), лексический (лексема, лекс), синтаксический (предложение).
Единицы яз.уровней, их ф-и. фонетический (фонема - неделимая предельная единица; строймат слов, смыслоразличит ф-я; фон – отдельный экземпляр фонем) морфологический (морфема – ассоциативная, словообразоват-я, формообразующая ф-я, морф – конкретная морфема, исп в речи), лексический (лексема – называющая ф-я, указательная, лекс – в речи), синтаксический (предложение – коммуникативная, передача инфы). Между сис-мой и ее составляющими сложные отношения. Эл-т я-ка в системе не равен эл-ту, взятому из нее изолированно. В сис-ме каждый эл-т в дополн-е к своим сво-вам получает еще и значимость. Из этого складывается содержание эл-та. EG слово приобретает падеж и т.д. 2 вида отношений: парадигматические – принадлежат сис-ме я-ка; синтагматические – принадлежат реч. деят-ти. Парадигм. – отношения взаимно противопоставленные между единицами одного уровня, связанные по смыслу. Парадигм. Ряды. Ф. де Соссюр называл такие отношения ассоциативными, их разрабат. Синтагматич. – каждая ед-ца я-ка, участвуя в процессе образования речи, вступает в отношения с др ед-цами я-ка, при этом обнаруживаются ее сочетательные возможности. 6. Фонетика – наука о звуковом материале я-ка, использовании этого мат-ла в значении единиц я-ка и речи. А также ист.изменениях в этом мат-ле и его исп-и. При изложении различн. Эл-в в фонетике прих-ся пользоваться спец.видом письма – транскрипцией. Звуки и звук ед-цы изучаются в фонетике с 3 т.з.: Физиологические признаки звуков – аккустич аспект изуч звуков речи Работа, кот произв человек при восприятии или призношении – биологич аспект Использование звуков в я-ке, их роль в обеспечении фукционир я-ка, как ср-ва общ-я; функциональный аспект. Фонология – установление сос-ва фонем; способы их реализации в реч. потоке, особенности сочетания фонем в я-ке, ф-и фонем и их особенности.
Фонетика. Аспекты Аккустич. Аспект. – звуки отл. Долготой и краткостью, силой, глухостью, высотой тона, тембром. Деление на гласн и на согл обусловено наличием тонов и шумов. Для изучения исп высокочастотные приборы, электро-аккустич методы, дающие возможность разделить звук на фоны. Есть графики звука – форманты, указывают на концентрацию частот. Биологич аспект. 2 вида изучения звуков речи: произносительный, перцептивный. Произнос. – изучение совокупности работ произносит аппарата, органов дыхания, нерв сис-мы и т.д. Перцептивн. – занимается изучением восприятия звука органами слуха. Произносит.органы делятся на 2 группы – активны (губы, язык) и пассивные (небо, зубы) Гласные, согласные – как разделяются. Функциональный аспект (собственно-лингвистиечский) – занимается изучением функций фонемы. Функции фонемы Фонема – неделимая частица я-ка. Смысло-различит ф-я. Прослеживается в различии слов лишь одним фонетич. явлением – том, дом. Т.н. Минимальные пары, удобные для изучения фонем. Если пары подобрать можно, значит, это самост фонемы. Замена одной единицы приводит к смене смысла. Фонема в разн словах может варьироваться. Она сущ-ет в виде опр круга вариантов (аллофонов). Они распад-ся на 2 класса: обязат и факультативн. Обязат – когда фонема незаменива. Факульт – заменима (галоши, калоши) Варьирование, дистрибуция фонемы. Фонема в разн словах может варьироваться (аллофоны). Она сущ-ет в виде опр круга вариантов (аллофонов). Они распад-ся на 2 класса: обязат и факультативн. Обязат – когда фонема незаменива. Факульт – заменима (галоши, калоши) Варьирование фонем специфично для каждого языка. Дистрибуция фонем – сопокупность всех тех позиций, окружений, в кот языков эл-т встречается в данном я-ке, противоположность всем тем позициям и окружениям, в кот данный звук встречаться не может. Обозн вар-ты 1-й фонемы нах-ся между собой в отношениях непересекающейся дистрибуции. Обратный случай – факультативн вар-ты. Обязат вар-ты фонем распад-ся на 2 категории – основные и специфические. Осн категорией яв-ся те звуки, кот выступают либо в изолированной позиции либо в наименьш зависим-ти от окружающих звуков. Все остальные – специфические. Чередование фонем Фонемное (живое, аллофонное) – чередование парных звуков, происходящее при лабиализации, назализации, палатализации, ассимиляции. Наблюдается в корнях слов, суффиксах, приставках в основном. (косить-косьба) Примеры фонетич. чередования фонем принято считать вариантами одной фонемы, потому на письме они не отражаются. Историческое (непредсказуемое) – связано с изменением форм слов, унасл. От прошлого я-ка. С т.з. совр я-ка объяснить ист чередование фонем невозможно. Фонемы, кот участвуют в ист чередовании, представляют собой разные фонемы, в отличие от фонемного черед-я. EG черезование з и ж: морозишь-мороженное.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.81.58 (0.145 с.) |