Развитие ветеринарии в китае 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие ветеринарии в китае



ВВЕдение

 

Древний Восток был колыбелью человеческой культуры. Здесь ранее других мест совершился переход от первобытно-общинного строя к рабовладельческому строю. Народы и племена Востока ранее других, за 4000 – 5000 лет до новой эры, вышли на арену истории и оставили наиболее древние исторические памятники.

В период разложение первобытно-общинного строя и превращения его в классовое общество функции врачевания, ранее присущие многим членам общины, постепенно сосредотачивались в руках более узкого круга лиц, прежде всего старейшин и жрецов. В лечении жрецы широко применяли таинственные формы молений, жертвоприношений, сопровождающихся магическими действиями, гаданиями, толкованиями, различными «чудесами» и т.д. Врачевание приносило жрецам и храмам большие доходы. Стремясь сохранить и расширить клиентуру храмов, наряду с мистическими и магическими формами врачевания жрецы использовали и эмпирически найденные приемы и целебные средства народной ветеринарии. Жрецы многое взяли из народного опыта врачевания, они отбирали лечебные средства, подмечали различия между ними. Врачебные знания передавались из поколения в поколение, опыт дополнялся и накапливался, его трудно было удержать в памяти. В связи с этим, после возникновения письменности появились записи рецептов, описаний болезней, лечебных приемов и способов приготовления лекарств. Жрецы стали хранителями знаний о природе и с появлением письменности записали народный опыт.


ВЕТЕРИНАРИЯ В ДРЕВНЕМ РИМЕ

 

В древнеримском государстве рабовладельческая формация получила полное и завершенное развитие. Рим объединял большое число стран, поэтому ветеринария получила значительно большие возможности развития, чем в странах Востока, с более низким уровнем производительных сил, и чем в Древней Греции, раздробленной на мелкие города-государства. Высокий уровень развития государственности выразился в создании постоянной армии. Чтобы сохранить боеспособность армии и оказывать хирургическую помощь в сражениях, нужна была организованная медицинская служба. Были созданы военные госпитали, выделены лагерные врачи, врачи легионов и т.д. Начиная с I в. н.э. в римской армии существовали ветеринарные врачи, которые обслуживали войсковых животных и лазареты для больных лошадей (veteri - narium). Поскольку болезни животных в Древнем Риме наносили большой экономический ущерб, ветеринарную помощь животным оказывали, кроме профессиональных ветеринарных врачей, медики и сельские хозяева животных. Врачеванием животных занимались обычно иноземцы - сначала рабы из военнопленных, затем вольноотпущенники и приезжие иностранцы из стран Востока, Малой Азии и Египта. Сущность представления о болезнях животных и мерах борьбы с ними римские ветеринары заимствовали главным образом из Греции. В Риме уже были элементы государственной врачебной деятельности и врачебного дела, в отличии от Греции, где врачебная деятельность являлась делом личного соглашения больного и врача. Об этом свидетельствует то, что римское государство привлекало врачей к работе во время эпидемий, эпизоотий и войн. В Риме ветеринарная деятельность в значительной степени утратила связи с религиозными установлениями и храмами.

Болезни, общие для людей и животных, описываются многими римскими авторами. За 376 лет до н.э., во времена Ромула, был мор среди людей и животных, смерть наступала сразу после возникновения болезни. Силиус Италикус описывает болезнь, вспыхнувшую в 212 г. до н.э. в Сицилии в армиях римлян и карфагенян. Сначала заболевали собаки, потом птицы, животные и затем люди. Болезнь характеризовалась ознобом, дрожью, сильной лихорадкой. Появлялся кашель, наступала слабость и смерть. Эпизоотии в античное время были частым явлением, «напрасно было искать в этих печальных местах двух одинаковых быков, чтобы запрячь повозку с жертвоприношениями в честь Юноны». Встречаются описания болезней, похожих на бешенство, оспу овец, чуму крупного рогатого скота. Чума крупного рогатого скота впервые встречается в повествованиях о эпизоотиях 376-386 гг. Она была занесена с востока, опустошила Фландрию, Иллирию и достигла окрестностей Рима. Бешенство описывается как широко известное заболевание, которое передается собаками другим животным и людям. В качестве мер борьбы с бешенством практиковался убой животных и был известен основной признак бешенства водобоязнь. В известном тексте «Метаморфоз» Апулей рассказывает о бешеной собаке, которая перекусала людей и животных. Укушенных животных собираются убить, и Люциус, превращенный колдуньей в осла, спасается от смерти тем, что выпивает целое ведро воды, доказывая этим, что не страдает водобоязнью.

Наиболее древние работы, из дошедших до нас, - два римских сочинения по ветеринарии, написанные Катоном Старшим (234 – 149 гг. до н.э.) и Марком Теренцием Варроном (116 – 27 гг. до н.э.), оба под заглавием «De re rusticarfi, и труд по ветеринарии Марка Порция Цензори- на (234 – 179 гг. до н.э.). В поэме о земледелии «Георгики» Публия Вергилия Марона (LXXIX-XIX вв. до н.э.) и Авла Корнелия Цельса (I в. до н.э.) - автора обширной энциклопедии и трактата о медицине, отдельные разделы посвящены ветеринарии. Особенной известностью пользуется сочинение под таким же заглавием римского агронома Колумеллы (40 г. н.э.).

Из позднейших римских трудов по ветеринарии наилучший и наиболее полный - «Vegeti Renati artis veterinarie sive mulomedicinae libri quattuor» Публия Вегеция Рената (4'50-510 гг.), главной заслугой которого является попытка установления основ диагностики при лечении животных, и военного писателя Флавия Рената Вегеция (IV в. н.э.) в книге «Artis veterinaria, sive digistorum Mulomedicinae libri IV», где кроме заимствований из греческих иппологических сочинений, он поместил много очерков, основанных на личных наблюдениях и опытах. Он не ограничивался указанием на сходство болезней человека и животных, а действительно сравнивал их на основе данных физиологии и патологии.

Кроме того, имеются труды римских писателей, экономистов, медиков, военных, где отдельные главы и разделы посвящены ветеринарии.

Большое влияние на развитие ветеринарии оказал крупнейший врач Рима Гален (131-201 гг. н.э.), знаменитый после Гиппократа врач древности. Гален родился в Пергаме, где учился медицине, затем посетил Кипр, Лемос, Палестину и центр врачебной науки - Александрию. Он дал описание мускулатуры, пищеварительной и дыхательных систем. Установил, что стенки желудка, кишок, артерий, матки и других органов неоднородны и состоят из нескольких слоев, что в мышцах имеются соединительнотканные волокна и спинномозговые нервы. Гален обессмертил свое имя тем, что внес регламентацию в приготовление лекарств из растений. Он установил определенные весовые и объемные отношения при приготовлении настоек, экстрактов и отваров из листьев, корней, цветов и других частей лекарственных растений. В честь этого и в Средние века, и в наши дни такие лекарственные формы носят название галеновых препаратов. Гален первым ввел эксперимент в физиологию, и тем самым положил начало изучению различных систем организма. Главная заслуга Галена как врача состоит в разработке анатомии и физиологии, которые легли в основу патологии.

Гален жил в период упадка и разложения идеалистического общества, что обусловило идеалистический характер его мировоззрения. Он имел могущественное влияние на последующее время и до Парацельса считался неоспоримым авторитетом.


Список литературы

 

1. Т.И. Минеева // История ветеринарии: учебное пособие/ СПб.: Издательство «Лань», 2005. – 384 с.

ВВЕдение

 

Древний Восток был колыбелью человеческой культуры. Здесь ранее других мест совершился переход от первобытно-общинного строя к рабовладельческому строю. Народы и племена Востока ранее других, за 4000 – 5000 лет до новой эры, вышли на арену истории и оставили наиболее древние исторические памятники.

В период разложение первобытно-общинного строя и превращения его в классовое общество функции врачевания, ранее присущие многим членам общины, постепенно сосредотачивались в руках более узкого круга лиц, прежде всего старейшин и жрецов. В лечении жрецы широко применяли таинственные формы молений, жертвоприношений, сопровождающихся магическими действиями, гаданиями, толкованиями, различными «чудесами» и т.д. Врачевание приносило жрецам и храмам большие доходы. Стремясь сохранить и расширить клиентуру храмов, наряду с мистическими и магическими формами врачевания жрецы использовали и эмпирически найденные приемы и целебные средства народной ветеринарии. Жрецы многое взяли из народного опыта врачевания, они отбирали лечебные средства, подмечали различия между ними. Врачебные знания передавались из поколения в поколение, опыт дополнялся и накапливался, его трудно было удержать в памяти. В связи с этим, после возникновения письменности появились записи рецептов, описаний болезней, лечебных приемов и способов приготовления лекарств. Жрецы стали хранителями знаний о природе и с появлением письменности записали народный опыт.


РАЗВИТИЕ ВЕТЕРИНАРИИ В КИТАЕ

 

В период первобытнообщинного строя китайцами было приручено большое количество животных: собак, свиней, коз, овец, быков, буйволов, лошадей, кроме того слонов и оленей. Скотоводство занимало значительное место. Об этом свидетельствует большое количество животных, приносимых в жертву (до 300 голов быков, 100 голов овец).

В конце 3-го - начале 2-го тысячелетия до н.э. в Китае укрепился рабовладельческий строй, возникла иероглифическая письменность, сложность которой делала грамотность и образование труднодоступными и превратила их в монополию небольшой группы жрецов и аристократов.

В Древнем Китае больших успехов достигли такие науки, как математика, астрономия, земледелие, биологические и медицинские знания.

Китайская медицина уходит корнями в глубокое прошлое и связана с древней философией, согласно которой в организме, как и во внешнем мире, предполагалась постоянная борьба двух полярных сил; здоровье и болезнь определялись их соотношением.

Китайцы, как и другие народы древности, уподобляли организм миру в миниатюре, а все процессы в организме - взаимоотношениям первоэлементов: огня, земли, воды, дерева и металла. Пять первоначал исходные элементы циклического китайского календаря, в котором существовали благоприятные и неблагоприятные дни для использования определенных методов лечения болезней и приготовления лекарств.

В Древнем Китае лечением людей и животных занимались одни и те же люди - жрецы и лекари-практики, накопившие многовековой опыт народа. По мере усиления рабовладения, а вместе с ней и религии, преобладающая роль перешла к жрецам, которые, наряду с реалистическими приемами и методами, использовали религиозные наставления. Врачевание сосредоточилось в храмах и монастырях. Однако, сохранилось и народное врачевание лекарей практиков, доступное всем слоям населения.

Китайские врачи применяли многие лекарственные вещества растительного (женьшень, лимонник, ревень, имбирь, чай, лук, чеснок и т.д.), животного (рога молодого оленя, мускус, печень, костный мозг, кровь тигра) и минерального происхождения (ртуть, сурьма, железо, сера, магнезия). Китайские хирурги использовали для сшивания ран шелк, нити джута и конопли, волокно тутового дерева, сухожилия тигров, телят и ягнят. Своеобразный, насчитывающий несколько тысячелетий, метод лечения «чжень-цзютерапия» (иглоукалывание и прижигание) применяли для лечения как людей, так и животных. Назначение уколов - облегчить передвижение по сосудам крови и особого «жизненно необходимого» газообразного вещества, ликвидировать их «застой» и, тем самым, устранить причину заболевания. Первые литературные данные о применении такого метода относятся к VI в. до н.э. и изложены в «Каноне о внутреннем» («Ней-цзин», около II в. до н.э.) - одной из древнейших медицинских книг Китая.

Довольно рано в Китае появились специалисты по изготовлению и торговле лекарствами.

Одним из первых китайских лекарей, живших около 5000 лет назад, считается мифический император Шень Нун, который использовал для лечения всевозможные травы. Согласно преданию, он оставил описание около 70 ядов и противоядий, умер в возрасте 140 лет и стал после смерти божеством аптекарей. Его считают автором одного из древнейших в мире «Канона о корнях и травах», содержащего описание 365 лекарственных растений.

Как свидетельствуют древние литературные памятники, уже 3000 лет назад в китайской медицине сосуществовали четыре раздела - внутренние болезни, хирургия, диетика и ветеринария. С XI в. до н.э. ветеринария упоминается как отдельный раздел врачевания (Чжоуские ритуалы XI-VII вв. до н.э.), где, наряду с описанием некоторых болезней животных и методами их лечения, отмечена связь распространения чумы с крысами и преимущественное возникновение и распространение чумы и некоторых других заболеваний в портовых городах.

В более поздних сочинениях, которые содержат нарисованные лекарственные растения, инструменты и анатомические рисунки, предписывалось избегать проезда по местности, где убивают скот, рекомендовались методы профилактики некоторых гельминтозов, в частности бычьего солитера.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 306; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.151.231 (0.014 с.)