Особенности строительства Валаамского Спасо-Преображенского монастыря 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности строительства Валаамского Спасо-Преображенского монастыря



В церковно-исторической науке не существовало и не существует однозначного ответа на вопрос о времени возникновения Валаамского монастыря. Отсутствует важнейший источник датировки - древнее житие преподобных Сергия и Германа. Архивные изыскания XIX-XX вв. опирались на косвенные данные, упоминания тех или иных событий из жизни монастыря в различных памятниках русской письменности.

В ряде современных изданий (путеводители, энциклопедии и т.п.) указаны зачастую противоречивые сведения о времени основания Валаамского монастыря. Возникновение обители относят то к XIV веку, то к первым векам распространения христианства на Руси - X - XI. Не раз во времена вражеских нашествий (XII, XVII века) монастырь переживал опустошение, на долгие десятилетия прерывалось здесь иноческое служение. Во времена нашествий уничтожались церковные памятники, монастырские святыни, были сожжены и разграблены богатейшие монастырские библиотека и хранилище рукописей, так было утрачено и житие преподобных Сергия и Германа Валаамских.

Рассмотрим две основные, существующие на сегодняшний момент, концепции возникновения монастыря.

Первая из них относит основание монастыря к XII-XIV вв. Эту датировку в своих исследованиях поддерживали церковные историки XIX в.: еп. Амвросий (Орнатский), еп. Филарет (Гумилевский), Е.Е. Голубинский. В настоящее время этой версии придерживается ряд современных ученых: Н.А. Охотина-Линд, Дж. Линд, А. Накадзава. Свою концепцию эти исследователи основывают на рукописи XVI века "Сказание о Валаамском монастыре" (изданной Н.А. Охотиной-Линд). Другие современные ученые (Х. Киркинен, С.Н.Азбелев), отмечая эту рукопись как "новый исследовательский материал в ряду других первоисточников, касающихся ранней истории Валаамского монастыря", считают, что "издатели вновь найденного текста наряду с людьми, представившими этот источник, отнеслись к нему слишком доверительно с точки зрения критического исследования. В порыве своего увлечения… они не произвели основательного источниковедческого анализа первоисточника". Следует отметить, что до сих пор не найдено других источников, в которых бы подтверждались данные "Сказания о Валаамском монастыре", в частности, утверждение, что основателем монастыря является не преподбный Сергий Валаамский, как принято считать, основываясь на многовековом церковном предании, нашедшем отражение в богослужебных текстах, а преподобный Ефрем Перекомский.

Вторая концепция относит основание монастыря к X - XI векам. Она опирается на одну из редакций жития преподобного Авраамия Ростовского, содержащую упоминание о пребывании преподобного на Валааме в X веке, а также на ряд летописных упоминаний о переносе мощей преподобных Сергия и Германа с Валаама в Новгород в 1163 году. Следует отметить, что историкам XIX века (Н.П. Паялин, И.Я. Чистович) была известна лишь одна запись из Уваровской летописи о переносе мощей. Архивные изыскания последних лет позволили обнаружить и другие подобные упоминания: в собрании Российской Национальной Библиотеки и в Институте Истории материальных культур. Таких записей в общей сложности насчитывается восемь. Наибольший интерес, как самая информативная, представляет запись из собрания Лихачева (ф.238, оп. 1, № 243): "О святых великоновгородских епископах и архиепископах, и преподобных чудотворцах" XVIII в. В рукописи отмечена память прп. Сергия и Германа, указано на современное (XVII в.) разорение обители, дана ссылка на древний соборный Летописец, где указаны даты обретения (1163 г.) и возвращения (1182) мощей на Валаам.

Церковная и монастырская традиции придерживаются последней концепции, утверждающей, что основание обители произошло в эпоху Крещения Руси.

Представляется возможным совместить два взгляда на время возникновения обители: древняя монашеская жизнь на Валааме после XI века могла прекратиться, а затем возобновиться на рубеже XIV - XV вв. Возможно в дальнейшем учеными будут открыты новые исторические источники, более полно освещающие древнюю историю Валаамской обители.век стал веком первых тяжелейших испытаний для монастыря. Потерпев поражение от русских, шведы, плавая на судах по Ладожскому озеру, в досаде нападали на беззащитных монахов, грабили и сжигали мирные обители.

Древние новгородские летописи сообщают об обретении мощей преподобных Сергия и Германа и перенесении их в Новгород во время нашествия шведов в 1163-1164 годах. "В лето 1163. О архиепископе Иоанне. Поставиша Великому Новуграду архиепископа Иоанна Перваго, а преж были епископы. Того же лета обретены быша мощи и перенесены преподобных отец наших Сергия и Германа Валаамских, Новгородских чудотворцев при архиепископе Новгородском Иоанне…" Именно тогда состоялось местное прославление основателей Валаамского монастыря и было положено начало церковному почитанию преподобных Сергия и Германа в пределах Новгородской епархии. В 1182 году, когда опасность миновала, иноки перенесли обратно на Валаам святые мощи своих небесных заступников. Опасаясь оскорбления святыни, иссекли глубоко в скале могилу и в ней скрыли святые мощи угодников, где они и поныне пребывают "под спудом". В память возвращения святых мощей в Валаамскую обитель и совершается ежегодно церковное празднество 11/24 сентября. Свидетельства о многочисленных чудесах от мощей святых угодников вносились в монастырские летописи вплоть до закрытия обители

До первого разорения Валаам назывался обителью Пресвятой Троицы, о чем свидетельствует житие преподобного Авраамия Ростовского. По всей вероятности, деревянный Троицкий Валаамский монастырь был уничтожен врагами до основания. Когда опасность миновала, его главный храм заново отстроили из камня и освятили во имя Преображения Господня. На построение монастыря делались большие вклады. "Великая и зело прекрасная и превысокая" каменная церковь во имя Преображения Господня имела приделы в честь Рождества Христова и святителя Николая. Из жития преподобного Александра Свирского, подвизавшегося в монастыре в XV веке, можно заключить, что иноческие кельи были построены довольно удобно, каждая имела предсение, для приходящих же в обитель существовала вне монастырской ограды гостиница.


Заключение

 

В ходе работы над дипломной работой нами были выполнены задачи, поставленные в начале исследования:

·   Мы исследовали проблему происхождения древнерусских городов;

·   Обозначили самые распространенные теории происхождения городов на Руси;

·   Выделили сильные и слабые стороны каждой теории;

·   На материалах археологических исследований сделали выводы о строительстве городов на Руси в IX-XV веках;

·   Рассмотрели строительство городов на Руси на отдельных примерах;

·   На материалах археологических исследований сделали выводы о строительстве монастырей на Руси.

Работа была разделена нами на три главы, в каждой из которых мы выделили параграфы и пункты.

В ходе первой главы нами были рассмотрены исследования ведущих учёных в области вопроса о происхождении древнерусских городов и выделены пять основных концепций:

Социально-экономическая концепция, которая выделяет торговлю и отделение ремесла от земледелия как основные движущие силы возникновения городов в Древней Руси. Как и другие концепции, она имеет сторонников и противников и не лишена слабых сторон. Так как она является одной из самых ранних концепций, она имеет некоторые расхождения с современными археологическими данными.

Концепция развития городов из родоплеменных центров, которая основывается на преемственности древнерусских городов с более ранними протогородскими образованиями. Эта концепция во многом заимствована у зарубежных историков, и, как и предыдущая имеет расхождения с археологическими данными.

Концепция нескольких путей развития городов, которая объединяет в себе несколько предложенных концепций и скорее является компромиссной теорией, но она так же не лишена слабых сторон и имеет своих противников.

Явление «переноса города», которая является наиболее археологически подтверждённой, но не менее дискуссионной концепцией, так как споры возникают вокруг трактовки имеющихся археологических данных. Сторонники её утверждают возникновение города вблизи ранее существовавшего, но пришедшего в упадок укреплённого поселения.

Концепция динамичного образования городов, которая была предложена историком Даркевичем, который выделяет возникновение древнерусских городов как новый этап в развитии общества того времени и считает этот процесс не эволюционным, а динамичным, вспышкообразным. Таким образом, он отвергает все предложенные ранее концепции. Его теория на сегодняшний день имеет мало сторонников, но опирается на достаточное количество доказательств и так же как и другие концепции имеет свои минусы, и мы не могли упустить её из виду, в исследовании проблемы происхождения древнерусских городов.

В ходе второй главы мы рассмотрели основные особенности кремлей обозначенного нами периода. Мы изучили структуру крепостей, выявили особенности стен, башней и ворот. Также мы обратили внимание на конфигурацию крепостей. Большинство из них были круглыми в плане, но существовали и исключения. Например, на Волыни предпочитали строить крепости в плане напоминающие квадрат со скругленными углами. Существовали и полукруглые крепости. Выбор конфигурации чаще всего объяснялся особенностями рельефа. Далее мы рассмотрели переход от деревянного строительства к каменному и появившиеся в ходе него крепости комбинированного типа. Этот процесс проходил по-разному в различных регионах. Нами были выделены основные направления: крепости, в которых первоначально каменными становились валы (вало-каменный тип); крепости, где прежде всего каменными становились башни; и крепости, где сначала в камне отстраивались ворота и надвратные крепости. Мы также отметили, что многие деревянные русские крепости башен не имели, либо это были единичные башни-столпы. С переходом к каменному строительству вид крепостей меняется. Это продиктовано появлением огнестрельного оружия. Стены становятся ниже, но их толщина увеличивается. Таковы основные особенности строительства кремлей на Руси IX - XV веков.

Далее мы рассмотрели частные особенности кремлей таких городов как Рязань, Изборск, Кострома, Москва, Псков, Новгород, Ярославль, Ивангород, Смоленск. Мы проследили, что крепости в данных городах имеют те общие черты, которые мы выделили в предыдущей главе. Наряду с этим, они сильно отличаются друг от друга, что обусловлено особенностями местности, рельефа, временем постройки и другими факторами. Многие крепости уже разрушены или неоднократно перестраивались, поэтому восстановить их первоначальный облик можно лишь благодаря археологическим раскопкам.

Отдельно мы обратили внимание на то, какую роль играл кремль в жизни древнерусского города. Мы видим, что кремль играл важнейшую роль в жизни городов на Руси. Без него не мыслилось само существование города. Кремль был резиденцией князя и церковного главы города, кроме того, кремль выполнял культовую функцию, там находились также суд и тюрьма, и нередко он служил надежным складочным местом, а в некоторых случаях - и хранилищем городской казны. Но всё таки важнейшей функцией кремля оставалась оборонительная, жители города могли укрыться в детинце во время осады, даже когда посады городов разрослись далеко за его пределы.

В ходе третьей главы мы рассмотрели строительство монастырей на Руси указанного нами периода. Как и в случае с городами мы сначала изучили общие особенности монастырского строительства. Нами были выявлены основные причины и пути образования монастырей на Руси. Древнерусские монастыри строились, как правило, на средства князей, бояр либо местных владык. Также мы изучили характерные особенности монастырей и то, как они участвовали в жизни населения. Они являлись местом съезда князей, местом заключения, и кроме того были крупными хозяйственными организациями. Однако одной из важнейших их функций была защита. Монастыри, как и кремли в момент опасности превращались в крепости для осадного сидения. А так как первые русские монастыри строились в городах или вблизи них, их смело можно назвать городами в городах или крепостью в крепости.

Далее мы обратили особое внимание на некоторые монастыри рассматриваемого нами периода и на их примере изучили частные особенности строительства монастырей. Нами были рассмотрены такие монастыри как Киево-Печерский, Троице-Сергиева лавра, Спасо-Преображенский монастырь в Ярославле, Вознесенский Печерский монастырь Нижегородской губернии и Валаамский Спасо-Преображенский монастырь. Все они являются вершинами древнерусского зодчества. Строительство их, как и городов было подчинено общим принципам, но в то же время разительно отличалось друг от друга.

 


Список использованной литературы

 

1. Азбелев, С.Н. Версии основания монастыря на острове Валаам / С.Н.Азбелев // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2010. №1(39). - 15с.

2. Алексеев, Л.В. Древняя Русь и славяне / Л.В.Алексеев. М., 1978. - 193с.

3. Алешковский, М. Х.. Новгородский Детинец 1044 - 1430-х гг. (по материалам новых исследований) / М.Х.Алешховский // Архитектурное наследство. №14. М., 1962. - 23с.

4. Алферова, Г.В. Русские города XVI - XVII веков / Г.В.Алферова. М., 1989. - 60с.

5. Балдин, В.И. Троице-Сергиева лавра / В.И.Балдин. М., 1958. - 173с.

.   Борисевич, Г.В. Об основных этапах территориального развития Московского Кремля в XI-XV вв. / Г.В.Борисевич // Архитектурное наследие Москвы. М., 1988. - 31с.

7. Бълхова, М.И. Монастыри на Руси XI-середины XIV века / М.И.Бьлхова // Монашество и монастыри в России XI-XX века: исторические очерки. М.: Изд-во Наука, 2002. - 56с.

.   Воронин, Н.Н. Московский Кремль (1156-1367 гг.) / Н.Н.Воронин // Материалы исследования по археологии СССР, №77 (Материальная артиллерия и оборонительные сооружения), 1958. - 66с.

9. Глаголев, А. Краткое обозрение древних русских зданий и других отечественных памятников. Тетрадь 1 (О русских крепостях) / А.Глаголев. СПб., 1838. - 253с.

10. Горский, А.В. Историческое описание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры / А.В.Горский. М., 1879. 543с.

.   Грабарь, И. История русского искусства / И.Грабарь. М: Изд-во Кнебелъ, 1919. - 508с.

12. Греков, Б.Д. Киевская Русь / Б.Д.Греков. М.-Л., 1944. - 346с.

.   Даркевич, В.П. Происхождение и развитие городов Древней Руси (Х-ХIII в.) / В.П.Даркевич // Вопросы истории, 1994, №10. - 43с.

14. Даркевич, В.П. Старая Рязань: от детинца к стольному городу. Тезисы доклада на всероссийском симпозиуме "Кремли России" / В.П.Даркевич. М., 1999. - 90с.

.   Денисов, Л.И. Православные монастыри Российской Империи: Полный список всех 1105 ныне существующих мужских и женских монастырей / Л.И.Денисов. М., 1908. - 427с.

16. Дубов, И.В. Города величеством сияющие / И.В.Дубов. Л., 1985. - 173с.

.   Забелин, И.Е. История города Москвы / И.Е.Забелин. М., 1990. - 286с.

18. Ключевский, В.О. Курс русской истории / В.О.Ключевский. - М., 1937. - 432с.

19. Косточкин В.В. Крепость Ивангород / В.В.Косточкин // Материалы и исследования по археологии СССР, № 31. М. 1952. - 43с.

.   Косточкин, В.В. Русское оборонное зодчество конца XIII - начала XVI веков / В.В.Косточкин. М., Изд-во Академии наук, 1962.- 216с.

21. Куза, А.В. Социально-историческая типология древнерусских укреплённых городов X-XII веков / А.В.Куза. - М: МГУ, 1984. - 214с.

.   Лихачев, Д.С. Великое наследие (Классические произведения литературы Древней Руси) / Д.С.Лихачев. М.: Современник, 1980. -279с.

.   Лутковский, В.А. Исторический обзор построения в России крепостей и укреплений с древнейших времен до 1800 г. / В.А.Лутковский. СПб., 1841. - 365с.

.   Малков, Я.В. Древнерусское деревянное зодчество / Я.В.Малков. М.: Изд-во Муравей, 1997. - 54с.

25. Мейерович, М.Г. Так начинался Ярославль: исторический очерк о возникновении Ярославля. К 975-летию города / М.Г.Мейерович. Ярославль: Верхнее-Волжское кн. изд-во, 1984 г. - 63с.

26. Мокеев, Г.Я. Столичный центр Пскова конца XV в. / Г.Я.Мокеев // Архитектурное наследство. М.,1976. № 24. - 27с.

27. Мокеев, Г.Я. Черты своеобразия в структурах городов восточных и западных славян / Г.Я.Мокеев. М., 1975. - 73с.

.   Мокеев, Г.Я. Древнерусские крепости комбинированного типа / Г.Я.Мокеев // Проблемы теории и истории архитектуры. М., 1973. - 68с.

29. Очерки истории СССР. Период феодализма / Б.Д.Греков. М., 1953.- 462с.

30. Петрухин, В.Я., Пушкина Т.А. К предыстории древнерусского города/ В.Я.Петрухин. // История СССР, 1979, № 4 - 56с.

31. Ратшин, А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России / А.Ратшин. М., 1852. - 475с.

32. Пропп, В.Я. Исторические корни волшебной сказки / В.Я.Пропп. Л., 1946. - 167с.

33. Раппопорт, П.А. Очерки по истории русского военного зодчества X-XIII вв./ П.А.Раппопорт // МИА СССР, № 52. М.- Л., 1956. - 43с.

34. Раппопорт, П.А. Древние русские крепости / П.А.Раппопорт. М.: Наука, 1965. - 153с.

.   Рыбаков, Б.А. Город Кия / Б.А.Рыбаков // Вопросы истории, 1980, №5. - 24с.

36. Сапожников, Н.В. Оборонительные сооружения Смоленска (до постройки крепости 1596-1602 гг.) / Н.В.Сапожников // Смоленск и Гнездово. М., 1991. - 115 с.

37. Седов, В.В. Начало городов на Руси: в 2т. Т.1 / В.В.Седов // Труды V Международного конгресса славянской археологии. М., 1987 - 54с.

38. Седов, В.В. Становление европейского раннесредневекового города / В.В.Седов // Становление европейского средневекового города. М., 1989 - 188с.

39. Служение Отечеству. Руководители Костромской губернии и области, 1779-2009 гг: историко-биографические очерки / отв. ред., сост. А. М. Белов; вступ. ст. А. М. Белова. - Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2009. - 296с.

40. Сойкин П. П. Валаамский Спасо-Преображенский монастырь / П.П.Сойкин // Православные русские обители: Полное иллюстрированное описание православных русских монастырей в Российской Империи и на Афоне. СПб.: Изд-во Воскресение, 1994. - 712 с.

41. Тихомиров, М.Н. Древнерусские города / М.Н.Тихомиров. М., 1956. - 324с.

.   Толочко, П.П. Пути становления древнерусских городов / П.П.Толочко // Проблемы славянской археологии. Труды VI Международного конгресса славянской археологии. М., 1997. - 74с.

43. Успенская, А.В, Фехнер, М.В. Поселения древней Руси / А.В.Успенская // Труды ГИМ, вып.32. М., 1956. - 20с.

44. Фроянов, И.Я. Киевская Русь. Главные черты социально-экономического строя / И.Я.Фроянов. СПб., 1999. - 453с.

.   Черкасова, М.С. Землевладение Спасо-Ярославского монастыря XIV-XVI вв. / М.С.Черкасова //Ярославская старина. Вып.3.1996. - 135с.

.   Шабасова, О.И. Страницы «золотого века» Ярославля. «Сказание о явлении и чудесах от иконы Толгской Богородицы» XVII века / Публ. О.И. Шабасовой // Ярославский архив: Историко-краеведческий сборник. М.- СПб., 1996. - 239с.

.   Шмидт, Е.А. Смоленск. 1100 лет / Е.А.Шмидт. Смоленск, 1967. - 267с.

48. Щенков, А.С. Функциональная структура городов / А.С.Щенков. М., 2006. - 44с.

49. Энгельс, Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства / Ф.Энгельс. М., 1950. - 521с.

.   Юшков, С.В. Очерки по истории феодализма в Киевской Руси / С.В.Юшков. М.-Л., 1939. - 269с.

 


Список использованных источников:

 

1. Лаврентьевская летопись // Полное собрание русских летописей. М., 1997. Т.1.

2. ПСРЛ, СПб., 1885.

3. Россия глазами иностранцев. Ленинград, 1989.

. Россия - это сама жизнь. Заметки иностранцев о России с XIV по XX век. Издание Сретенского монастыря, 2004.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.255.127 (0.004 с.)