Понятие коммуникации, её виды 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие коммуникации, её виды



 

 

Коммуникация - это сложный процесс, состоящий из взаимозависимых шагов, каждый из этих шагов необходим для того, чтобы сделать наши мысли понятными другому лицу. Слово «коммуникация» имеет латинское происхождение от слова «communis», обозначающее «общий». Посылающий старается установить «общение» с кем-либо. Он стремится вникнуть в информацию, отношения или идею.

Существует определение коммуникации в общих выражениях как процесса передачи информации от одного человека (трансмиттера) к другому (приемнику) с целью сообщения определенного смысла.

А.Б. Зверинцев рассматривает коммуникацию, прежде всего, как одну из форм взаимодействия людей в процессе общения, как информационный аспект общения.

Социологи подразумевают под коммуникацией передачу социальной информации.

Психологи обозначают термином «коммуникация» процессы обмена продуктами психической деятельности. «Коммуникация» - процесс двустороннего обмена информацией, ведущей ко взаимному пониманию. Коммуникация - в переводе с латыни обозначает «общее, разделяемое со всеми». Если не достигается взаимопонимания, то коммуникация не состоялась. Чтобы убедиться в успехе коммуникации необходимо иметь обратную связь о том, как люди вас поняли, как они воспринимают вас, как относятся к проблеме».

Г.Г. Почепцов в книге «Теория коммуникации» под коммуникацией понимает «процессы перекодировки вербальной в невербальную и невербальной в вербальную сферы»

А вот как определяет коммуникацию В.А. Спивак в книге «Корпоративная культура»: «Коммуникация - это обмен информацией в процессе деятельности, общение (а также пути сообщения)».

Но необходимо при этом различать информацию и, собственно коммуникацию. Об этом пишет теоретик Л. Матра: «Многочисленные направления так называемой коммуникации, в области которых я работал, научили меня в первую очередь тому, что следует различать информацию (одностороннее сообщение) и коммуникацию (сообщение, на которое поступает ответ), или сообщение с «обратной связью».

Существуют разные коммуникации, более или менее согласующиеся между собой, в которых для достижения разных целей используются разные стратегии и языки. А разговор на нескольких языках одновременно, даже если говорят об одном и том же, отнюдь не способствует облегчению понимания.

Таким образом, для нас важно, что коммуникация - это целенаправленный процесс, в процессе происходит обмен информацией, важно наличие обратной связи для обеспечения результата.

Коммуникации подразделяются на следующие виды:

- межличностные или организационные коммуникации на основе устного общения;

-     коммуникации на основе письменного обмена информацией.

Межличностные коммуникации в свою очередь делятся на:

- формальные или официальные. Данные Коммуникации определяются политикой, правилами, должностными инструкциями определенной организации и осуществляются по формальным каналам;

-     неформальные коммуникации, которые не следуют общим правилам определенной организации; они осуществляются согласно установившейся системе личных отношений между работниками организации.

Типичная информация, передаваемая по каналам неформальных коммуникаций: предстоящие сокращения производственных рабочих, новые меры по наказаниям за опоздание, изменение в структуре организации, грядущие перемещения и повышения, подробное изложение спора двух руководителей на последнем совещании по сбыту, кто кому назначает свидание после работы и т. д.

Среди формальных организационных коммуникаций выделяют:

- вертикальные, когда информация перемещается с одного уровня иерархии на другой;

-     горизонтальны между различными подразделениями, предназначающиеся для координации деятельности различных подразделений.

Вертикальные коммуникации в свою очередь подразделяются на:

- восходящие, когда информация передается снизу вверх (с низших уровней на высшие). Этот тип коммуникаций содержит информацию, необходимую для менеджеров для оценки той сферы деятельности, за которую они несут ответственность;

-     нисходящие, осуществляемые сверху вниз. Этот тип коммуникаций непосредственно связан с руководством и контролем за работниками.

Межличностные коммуникации делят также на:

- вербальные (словесные);

-     невербальные, призванные осуществить обмен информацией без применения слов, например с помощью жестов, интонаций голоса, мимики и т.д.

Вербальные и не вербальные формы коммуникаций не всегда и не обязательно исключают друг друга. Как правило, интерпретация получателем послания строится не только на словах, но и на таких элементах, как жесть! и выражения лица, которые сопровождают слова передающей стороны.

 


Цели и функции коммуникации

Цели коммуникации

Основная цель коммуникативного процесса - обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена, т.е. сообщений. Однако сам факт обмена информацией не гарантирует эффективности общения участвовавших в обмене людей. Чтобы лучше понимать процесс обмена информацией и условия его эффективности, следует иметь представление о стадиях процесса, в котором участвуют двое или большее число людей.

Вне зависимости от средств и каналов коммуникации мы передаем сообщения для того, чтобы:

- предупредить других людей (дорожные знаки или крик);

-     информировать других людей (телетекст или пресс - релиз);

-     объяснить что-либо (учебник или план эксперимента);

-     развлечь (анекдот или художественный фильм);

-     описать что-либо (документальный фильм или устный рассказ);

-     убедить кого-либо (плакат, призывающий: "Храните деньги в сберегательной кассе!").

Это - цели коммуникации. Чаще всего в пределах одной коммуникации их бывает несколько (фильм может и развлекать, и информировать, и описывать, и предупреждать, и объяснять). Базовой причиной, по которой люди нуждаются в коммуникации, служат социальные потребности человека или группы людей. Мы вступаем в коммуникативный процесс в целях удовлетворения тех или иных своих насущных потребностей. Таким образом, следовательно, цели коммуникации обслуживают основные потребности человека:

- выживание;

-     сотрудничество с другими людьми;

-     личные потребности;

-     поддержание отношений с другими людьми;

-     убеждение других действовать или думать каким-либо образом;

-     осуществление власти над другими людьми (сюда относится и пропаганда);

-     объединение обществ и организаций в одно целое;

-     получение и сообщение информации;

-     осознание мира и нашего опыта в нем (во что мы верим, что думаем о себе, об отношениях с другими людьми, о том, что является истинным);

-     проявление творческой натуры и воображения.

Принято распределять наши потребности по четырем группам: 1) личные, 2) социальные, 3) экономические, 4) творческие. Для трактовки и понимания теории коммуникации как научного знания о законах социального взаимодействия нас, прежде всего, интересуют личные и социальные потребности человека.

Функции коммуникации

Процесс коммуникации, как это отмечают ученые на протяжении уже целых тысячелетий, начиная со времен Аристотеля и до наших дней, может приобретать различные формы своего проявления в зависимости от внешних и внутренних условий окружающей среды, числа участников, истинных и декларируемых целей взаимодействующих сторон, средств и стратегий исполнения и пр. Множество факторов влияют на определение функций коммуникации. В реальном коммуникативном процессе, даже в одном отдельно взятом коммуникативном акте, могут сочетаться несколько функций, одна или две из которых будут основными, определяющими. С точки зрения профессионально-компетентностного подхода в интегративном социально-коммуникативном аспекте можно вести речь о функциях коммуникации в целом (о ее роли в жизни и деятельности человека и общества). В таком же ракурсе можно говорить о функциях отдельных коммуникативных актов и коммуникативных событий.

Функции коммуникации, как правило, принято выделять только в целях научно-исследовательского или научно-прикладного анализа, необходимого для, например, консультационной деятельности. Исходя из того, какая из выявленных функций является ведущей (определяющей, основной, главной и пр.), а какие относятся к второстепенным, можно грамотно построить модель коммуникативного взаимодействия (модель - аналог реального объекта), дать правильную классификацию коммуникативных актов, выбрать верпую тактику коммуникативной деятельности и правильную стратегию взаимодействия в целом.

Следует иметь в виду, что инструментальный способ моделирования - изучения объекта (оригинала) путем создания и исследования его копии (модели) в коммуникологии используется в двух смысловых парадигмах:

) как исследовательский прием, концептуальное средство, основной целью которого является объяснение коммуникативных процессов;

) как планшетная панорама, схематизированное упрощенное отражение реального коммуникативного процесса, необходимое в качестве проектного инструментария, предназначенного для управления моделируемым процессом; алгоритм, в рамках которого и осуществляется данный процесс.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 205; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.164.241 (0.011 с.)